Отчет по самообразованию Тема: «Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром в семье и детском саду».
методическая разработка (младшая группа) на тему

Стенина Алена Владимировна

Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.

Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.

Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь.

Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию за 2016-2017 учебный год

Тема: «Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром в семье и детском саду».

Воспитатель

первой младшей группы:

Стенина А.В.

Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.

Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.

Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь.

Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова.

Актуальность: возраст от 2 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

В процессе ознакомления с окружающим развивается мышление и речь. Мышление и речь взаимосвязаны. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.

Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие детей через ознакомление с окружающим миром в семье и детском саду.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»; изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

2. Разработать перспективный план работы с детьми.

3. Провести диагностику на начало и конец учебного года.

4. Пригласить на родительское собрание учителя логопеда с  консультацией «Развитие речи трехлетнего ребенка»;

5. Принятие участия в теоретическом семинаре «Составление рассказов по символам»;

6. Принятие участия в педсовете «Развитие речи в условиях семьи и детского сада».

Педагогические задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы. Использую специально – организованные ситуации, игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности. В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета.

Для обогащения и активизации словарного запаса проводим речевые игры и упражнения: «Подбери картинку», «Чего не хватает?», «Что изменилось», «Назови одним словом», «Кто, что умеет делать», «Угадай, кто, где живет?». Работу над обогащением словарного запаса веду одновременно с совершенствованием звукопроизношения. Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяю пальчиковым играм, используем упражнения и игры для развития мелкой моторики (сухой бассейн, лабиринты, выкладывание по контуру, шнуровку, нанизывание предметов на гибкий шнур). Провожу хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации, которые развивают речь.                    

Важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, театрализация, рисование, лепка, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.

План по самообразованию

Месяц

Название темы

Форма работы

Сентябрь

Диагностика

Консультация на тему: «Роль дидактической игры в семье и в детском саду».

Индивидуальные беседы, консультации на тему «Речевые игры. Способы их проведения».

Октябрь

Осень. Растительный мир планеты Земля.

Активизация и обогащение словарного запаса детей. Пальчиковые гимнастики, логопедические пятиминутки.

Участие в теоретическом семинаре «Составление рассказов по символам».

Подготовка к родительскому собранию: «Развитие речи трехлетнего ребенка».

Ноябрь

Домашние,  дикие животные и птицы осенью. Посуда. Мебель.

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Родительское собрание на тему: «Развитие речи трехлетнего ребенка».

Подготовить ширму на тему: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность».

Декабрь.

Зима. Признаки зимы. Одежда и обувь. Домашние, дикие животные и птицы зимой.

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Консультация на тему: «Развитие речи и мышления детей через ознакомление с окружающим миром».

Подготовить ширму на тему: «Речевые игры. Способы их проведения».

Январь.

Русские народные сказки.  Устное народное творчество. Профессия «водитель».

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Подготовить ширму на тему: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

Консультация на тему: «Чем занять ребёнка на прогулке зимой?».

Февраль.

ПДД. Профессия «продавец». Наше село. Дом.

Дидактические и словесные игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий.

Подготовить ширму на тему: «Умные игры для дома»;

Консультация на тему:  «Как с пользой провести выходной день с ребёнком».

Март  

Весна. Признаки, изменения в природе. Одежда, обувь. Домашние, дикие животные и птицы весной.

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Подготовить ширму на тему: «Весна пришла». Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии речи ребенка.

Апрель

Диагностика.

Весенние сельскохозяйственные работы.

Консультация  для родителей: «Ум на кончиках пальцев или развитие мелкой моторики дошкольников».

Май

Насекомые.

Лето. Признаки лета.

Индивидуальные беседы.

Консультация «Что и как читать детям»?

Практические выходы:

1. Открытый просмотр организованной образовательной деятельности. Тема: «Петушок в гостях у ребят»

2. Принятие участия в теоретическом семинаре. Тема: «Составление рассказов по символам».

3. Проведение родительского собрания с учителем – логопедом  по теме: «Развитие речи трехлетнего ребенка»;

 4. Оформление ширм, консультации для родителей и индивидуальные беседы по данной теме;

5. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

По данной теме сделала вывод: развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.

В связи с этим, чтобы показать целостность работы по этой теме, провела диагностику по развитию речи, разработала занятия, целью которых было развитие умственных способностей и активности речи детей. Оформила картотеку игр по данной теме и материал для родителей. Провели с учителем – логопедом родительское собрание «Развитие речи трехлетнего ребенка», с целью помочь родителям правильно подойти к вопросу развития речи ребёнка.

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка по самообразованию полная "Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром"

Папка содержит, план работы с детьми, план работы и литературой. консультации, род. собрания, папки передвижки. Но без оформления. Только вставить фон....

Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром через игровую деятельность.

Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, раз...

«Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром в условиях реализации ФГОС»

Индивидуальный план по самообразованию. Тема: «Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром в условиях реализации ФГОС»...