Доклад "Образ педагога-психолога как основа его имиджа"
статья на тему

Шехтман Ирина Вячеславовна

"Изучайте себя и – самое главное – хорошенько подмечайте, в чем природа предназначила вам отличиться". Г.У. Лонгфелло 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_i.v._shehtman_2.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Ирина Вячеславовна Шехтман,

педагог-психолог

ОБРАЗ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КАК ОСНОВА ЕГО ИМИДЖА

"Изучайте себя и – самое главное – хорошенько подмечайте,

в чем природа предназначила вам отличиться". Г.У. Лонгфелло 

Существует ли имидж педагога-психолога? Мало кто из психологов задается этим вопросом. Во-первых, потому что не все  считают это важным для своей профессиональной деятельности, во-вторых, потому что не обучены этому. А между тем понятие image прочно вошло в словарь современного делового человека и стало определяющим фактором его профессионального успеха.

Несмотря на то, что практическая психология образования в нашей стране существует с 1988 года,  в сознании людей образ педагога-психолога представлен нечетко, что не способствует формированию его имиджа в сознании потребителей его услуг. Однако необходимость формирования такого образа не вызывает сомнений и этот образ должен быть адекватным с учетом желаний и представлений об имидже педагога-психолога его аудитории с одной стороны и требований, предъявляемых к нему профессией с другой. Имиджевая компетентность относиться к профессионально-значимым качествам личности педагога-психолога и важной составляющей его психологической культуры, позволяющая достойным образом выстраивать отношение к себе, к своей профессиональной деятельности.

Существует много разных определений психологической службы и психологической работы, но единого, общепризнанного нет. Это свидетельствует о сложности самого явления психологической службы образования, которая, несмотря на свою историю, представляет собой всё ещё молодую и интенсивно развивающуюся практическую ветвь психологической науки.

Как и каждая наука, практическая психология образования создает свою практику на основе интеграции знаний многих наук и отвечает за результаты своей практики, обеспечивая содержание профессиональной подготовки специалистов, работающих в этой практике.

Стало очевидным, что одним из просчетов при создании основ практической психологии является отсутствие контекста общей и психологической культуры при разработке всех ее компонентов. Психологи в большей степени вносят в общественную практику техники, приемы, методы работы с людьми и в меньшей степени реализуют культурно-нравственный потенциал своей науки. Быть может, именно это объясняет тот факт, что, к сожалению, сейчас в нашем обществе в большей мере востребованы психологические знания, нежели психологическая культура, которая является составляющей ещё более широкого понятия «имидж личности».

Ключевой фигурой психологической работы в учебном заведении выступает соответствующим образом подготовленный специалист – психолог.  Ценностное отношение к своей профессии, стремление к формированию собственной имиджевой компетенции, т. е. способности и готовности самостоятельно и успешно решать поставленные задачи, выступают важнейшими факторами повышения профессиональной компетентности педагога-психолога. Только наличие  профессиональных знаний и умений не обеспечивает достижения высокого уровня успешности в избранной сфере деятельности. Необходимо умение располагать к себе людей, а, значит, заботиться о своем имидже. К сожалению, далеко не все психологи учитывают этот факт, тогда как имидж имеет прямое отношение к профессиональной компетентности личности, профессионального мастерства.

Имидж – это социально-желательный образ, т.е. человек должен обладать высокими профессиональными качествами и принятыми личными свойствами. Современное понятие имиджа включает в себя, в том числе наиболее эффектную подачу сообщения о себе, которая позволяет скрыть некоторые особенности человека. Порой публичная презентация отличается от внутреннего «Я» профессионала.

Остановимся подробнее на том, какое значение имеет имидж в работе профессионального психолога. Во-первых, имидж профессионала несёт определенное сообщение о личности окружающим. Во-вторых, он воздействует и на самого субъекта, участвуя в формировании стойкого представления об уникальности собственной личности.

      Результаты исследований показывают, что информация о профессиональном образе складывается у целевой аудитории путем синтеза получаемой информации от органов чувств приблизительно в такой пропорции:

-зрение— 75%;

-слух— 13%;

-прикосновение— 6%;

-запах— 6%.

Подсознательные сообщения проходят преимущественно через визуальный канал, но не менее важны и другие каналы восприятия. Рассмотрим структуру имиджа.

1. Зеркальный имидж личности — представления людей относительно личностных характеристик данного человека, которыми, по их мнению, он обладает.

2. Имидж целевой аудитории — представления о личности про стиль жизни, общественному статусу и некоторых личностных (психологических) характеристиках его окружения. (Короля играет свита).

3. Внутренний имидж личности — представления человека о самом себе. Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самовосприятия. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются психологическая культура, установки, ценностные ориентации, психологические характеристики личности.

4. Визуальный имидж — представления о личности, основанием которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через визуальный канал:

- невербальные проявления (позы, мимика, пантомимика);

- ухоженность (волосы, кожа, руки и т. д.);

- физические данные;

- индивидуальный стиль в одежде;

- манеры (воспитанность);

- знание этикета;

- осанка;

- искусство контакта взглядом.

5. Аудиальный имидж — представления о личности, основанием которых являются слуховые ощущения, фиксирующие информацию, полученную через аудиальный канал:

- паравербальный фактор (данные голоса);
- вербальный фактор (риторика).

6. Кинестетический имидж — представления о личности, основанием которых являются осязательные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через кинестетический канал:

- психологическое пространство;
- физический контакт (рукопожатие).

7. Обонятельный имидж — представления о личности, основанием которых являются обонятельные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через обонятельный канал, т. е. запахи (использование духов, дезодорантов, естественные запахи).

Профессиональный имидж практического психолога — это собирательный, обобщенный образ, раскрывающий наиболее характерные для психолога образования черты. Его составляющими являются:

- профессиональная компетентность;

- психологическая культура (коммуникабельность, доброжелательность, развитость вербальной сферы, ненавязчивая энергичность, умение оказывать воздействие на различные психотипы людей, держать дистанцию, нормативность речи, умение вызывать интерес, нравиться, социально-психологические характеристики профессионала);

- социально-демографические и физические данные (возраст, пол, уровень образования);

- визуальный имидж (стиль в одежде, в аксессуарах,  прическа, украшения, май – кап).

Формируя свой имидж, профессиональному психологу, работающему в системе образования, недостаточно знать, что ему следует изменить в своем облике, когда и что ему надевать. Важными моментами в технологии самоимиджирования, на наш взгляд, являются:

- целостность восприятия собственного образа;

- адекватная самооценка;

- знание особенностей своего характера.

Считается, что, для того чтобы иметь успех в выполнении своей профессиональной роли, нужно обязательно соответствовать этой роли внешне, обладать убедительным имиджем («да, она настоящий бухгалтер», «это действительно отличный секретарь-референт», «она прирожденный работник сервиса» и т. п.).    И многие думают, что имидж необходим только политикам и бизнесменам, менеджерам, общественным деятелям. Это неверно. Долгие годы психологи игнорировали вопрос обеспечения профессионального имиджа. Как известно: «Свято место – пусто не бывает».  Если сами психологи не занимаются вопросами создания имиджа  - это сделали другие.

Возможно, на просторах интернета вы встречали статью Ирины Романенко «Тыжпсихолог?». Именно такое волшебное слово, где все буквы написаны слитно.

Это и есть та фраза, которая многих моих коллег вводит в тупик, от которой они теряют дар речи.   Некоторые, и я в том числе, иногда скрывают свое образование и подготовку,чтобы ее не слышать. Эта заметка получила массу откликов. В продолжение темы появилась целая серия рисунков, на которых обыгрывается образ психолога. На слайдах – только малая часть того, что может узнать психолог о собственном восприятии образа себя другими людьми.  Это ещё раз подтверждает закон пустоты: «Пустота всегда должна быть заполнена».   Пусть с иронией, но соглашусь с предложением автора статьи, что на каждом факультете психологии необходимо организовать отделение, которое будет заниматься подготовкой особых специалистов — «тыжпсихологов» дабы они постепенно вытесняли бы всяких недоучек и лентяев из сферы психологии, и, наконец, примирили бы её с обывателями. Начинающий психолог должен знать, что потенциальные потребители его услуг убеждены, что:

1. Тыжпсихолог — знаток человеческой натуры. Он настолько проницателен, что способен читать мысли. В том числе и тех людей, которых вообще никогда не видел.   Меня в ступор вводит   фраза людей, которых я вижу первый раз в жизни: "Ну, расскажи обо мне". PS. Ятожпсихолог.

2) Тыжпсихолог знает самый лучший способ решения любой проблемы, связанной с любым человеком. А главное, вам этот способ обязательно понравится.

3) Тыжпсихолог может убедить кого угодно в чем угодно.

4) И неудивительно, что тыжпсихологов стоит бояться. С ними вообще надо пожестче. Следует его осадить, подловить на некомпетентности, показать, что он, человек без диплома, лучше разбирается в людской психологии. Знакомо..?

5) Тыжпсихологи все поголовно счастливы, всеми обожаемы и успешны. Особенно в личной жизни. Они вообще ни в чем не нуждаются для себя, им осталось только облагодетельствовать всё человечество. В этом их предназначение. И этим надо пользоваться: занимать время, пить энергию…

Не буду задевать все «больные темы»  психолога, связанные с профессиональной деятельностью. Важно осознать, что проблема имиджа имеет особое значение, так как имидж «программирует» определенное отношение к его носителю со стороны окружающих, создаёт установку клиента в процессе психологического консультирования. Для того чтобы определить структурно-содержательное наполнение образа психолога в восприятии клиентов следует осуществлять учет их половозрастных, гендерных, социально-статусных, личностных, профессиональных, региональных и этнических особенностей реципиэнтов. Таким образом, технология формирования имиджа психолога основывается, прежде всего, на понимании сущности феномена имиджа, на учете особенностей внешнего облика, индивидуально-психологических особенностей, особенностей профессионального общения и деятельности, предметной среды, целевой аудитории, формирования доверия.

Моей задачей не является убедить вас, что без тщательно созданного имиджа психолог не будет успешным в выполнении своих профессиональных обязанностей. Имидж – это только символ, информирующий окружающих о социальном статусе индивида, его профессиональной принадлежности, характере, темпераменте, финансовых возможностях, вкусе и даже семейном положении. Это ценности человека, его установки, знания, умения. Однако, чем точнее он создает свой образ, тем меньше сил и времени ему нужно для нахождения общего языка с другими людьми. Имидж "программирует" определенное отношение к его носителю со стороны окружающих, которое впоследствии изменить будет достаточно сложно.

Используемая литература:

1. Бозаджиев В. Л. - «Имидж психолога» (2009).

2. Бозаджиев В. Л. «Психолог: профессия и личность» (2011).

3. Бозаджиев В. Л. «Имидж педагога» (2004).

4. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие / Е.Б. Перелыгина. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.  

5. Ушаков Б.Г. Имидж как социально-психологическая проблема. — Екатеринбург, 1995.

Интернет-источники:

http://www.pcnp.ru/sotrud/romanenko.shtml. romanirina@yandex.ru

Имидж психолога как компонент его профессиональной компетентности. О.О.Елисеева. (Москва).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы профессионального опыта педагога-психолога

   В статье изложены принципы и подходы к работе педагога-психолога с воспитаннками группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушенями речи...

имидж педагога-психолога

Значимость имиджа педагога-психолога в системе образования....

Презентация Образ педагога-психолога как основа его имиджа

Существует ли имидж педагога-психолога? Мало кто из психологов задается этим вопросом. Во-первых, потому что не все  считают это важным для своей профессиональной деятельности, во-вторых, потому ...

Презентация "ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФГОС"

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сделан акцент на психолого-педагогических условиях, включающих «…поддержку Организацией и педагогами родите...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Габитарный имидж педагога-психолога

В статье приведены универсальные рекомендации для психологов, педагогов дошкольного образования и школ....

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...