ПРОЕКТ "Чудо - песок" (2017г.).
проект (старшая группа) по теме

Лащук Мария Михайловна

Разработка тематического проекта по песочной игротерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudo_-pesok.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Чудо – песок».

Цель:

- развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Задачи:

-информирование родителей и воспитателей о возможностях песочной игротерапии.

- разработать цикл занятий для детей дошкольного возраста направленный на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы способами песочной игротерапии.

Этапы проекта.

  1. Организационный.

Цель:

  • Изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной игротерапии.
  • Оборудовать зону,  для проведения  песочной игротерапии.

Изучаемая литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. , Гробенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: Речь. 2007.
  2. Гусева М.А., Барсукова Л.С. Чудо-песок в практической работе с детьми дошкольного возраста. АПКиППРО.:2009.
  3. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2011.
  4. Кузуб Н., Осипук Э. В гостях у песочной Феи. Школьный психолог №6. 2006.
  5. Костина Л.М. Интерактивная игровая психологическая коррекция. СПб.:2006.

Оборудование  зоны  для проведения  песочной игротерапии.

1. Водонепроницаемый деревянный ящик, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы), песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями): 

• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

• различные здания и постройки;

• бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

  1. Информационный.

Цель: информировать родителей и воспитателей, о возможностях песочной игротерапии. Разнообразить варианты игр в песке.

Работа с родителями.

  1. Практическое занятие для родителей. Тема : «Познавательные игры в песке». Материала статьи: Кузуб Н., Осипук Э. В гостях у песочной Феи.
  2. Оформление информационного стенда. Тема: «Чудо-песочница, картотека игр».

Работа с воспитателями.

  1. Тематическая встреча 1. Тема: «Организация педагогических игр с песком».
  2. Тематическая встреча 2. Тема: «Терапевтическая функция игр дошкольников с песком» ( Литература: Гусева М.А., Барсукова Л.С. Чудо-песок в практической работе с детьми дошкольного возраста).
  3. Тематическая встреча 3. Тема: «Познавательные игры на песке» (Литература: Соловьева Н. Познавательные игры на песке. Школьный психолог № 6.,2006.).
  4. Информационная памятка для воспитателей. Тема: «Картотека игр на песке».
  1. Практический.

Цель: разработать цикл занятий для детей дошкольного возраста направленный на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы способами песочной игротерапии.

Упражнения.

Этап прикосновения и игр на поверхности сухого песка.

Здравствуй, песок.

Песочный дождик.

Песочный ветер.

Необыкновенные следы.

Узоры на песке.

Мы создаем мир: лес поляна и их обитатели.

Мы создаем мир: море, река, озеро и их обитатели.

Мы создаем мир: город и его жители.

Мы создаем мир: деревня и его жители.

Космическое путешествие, встреча с инопланетянами.

Этап игр и упражнений с погружением рук в песок.

Секретные задания кротов.

Песочные прятки.

Необыкновенные следы.

Этап прикосновения и игр на поверхности мокрого песка.

Ручеек течет.

Дождик моросит.

Норки- холмики.

Отпечатки.

Песочные строители.

Кто к нам приходил?

Узоры на пеке.

Психопрофилактические игры с песком.

Песочный круг.

Победитель злости.

Песочная сказка.

В темной норке.

Познавательные игры в песке.

Составь разноцветный узор.

Посади огород.

В мире загадок.

Картина на песке.

Машина времени.

Нарисуй квадрат.

Дорисуй фигуру.

Посмотри и повтори.

Больше-меньше.

Источники: Кузуб Н., Осипук Э. В гостях у песочной Феи. Школьный психолог №6. 2006. Гусева М.А., Барсукова Л.С. Чудо-песок в практической работе с детьми дошкольного возраста.

  1. Контрольный .

Цель:  качественный анализ проделанной работы.

Проведенная работа позволила сделать следующие выводы:

  1. Изучение литературы по проблеме песочной игротерапии позволило расширить кругозор, и пополнить профессиональные знания.
  2. Разработанный цикл занятий направлен развитие эмоциональной сферы детей, устранение негативных эмоций, повышение общительности у детей, сохранению и поддержке психического здоровья.
  3. Песочная терапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребенка. Песочная терапия вызывает положительные эмоции (радость, удивление), снижает негативные проявления ( страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида).
  4. С помощью песочной игротерапии удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.
  5. Проведенная работа оказала положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей дошкольного возраста.
  6. Проведенные консультации для родителей   и тематические встречи с педагогами  позволили расширить представления о возможностях песочной игротерапии.

Проект подготовил: педагог-психолог Лащук М.М.