Одарённые дети
статья на тему

Мельникова Анастасия Михайловна

Сегодня для России черезвычайна актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей.Раскрытие и реализация их талантов выжны не только для одарённого ребёнка, но и для всего общества в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnye_deti.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Система работы с одаренными детьми в общеобразовательной организации должна строиться на создании условий для развития творческих способностей, развитию и повышению мотивации ребенка.
      Работа с одаренными детьми — это гибкая и открытая система, способная обеспечить разносторонний подход к ребенку, индивидуализацию и одновременно развитие социального опыта. Большое внимание должно уделяться созданию благоприятной воспитательной среды, которая способствует духовному развитию ребенка.

В современном мире, с его темпами развития, внедрения инноваций и стремительного прогресса роль дошкольного образования как института позитивной социализации одарённой личности возрастает. Я считаю, что успешность человека в его взрослой жизни и деятельности напрямую зависит от дошкольного образования. От его качества, от целей которые преследует методология дошкольного образования и проблем, которые дошкольное образование решает.

В Российской Федерации и на территории Республики Крым в частности сложилось определенная, устойчивая система образования, которая начинается от учреждения дошкольного образования, и заканчивая высшими учебными заведениями. Вектор развития индивидуума в такой системе определенно представляется положительным, но в нашем вопросе важнее не направленность развития, а его поэтапная структура, которая словно ступени ведет к конечному результату - формированию полноценного, действующего, успешного члена современного общества.

И в этой структуре, в которой каждый этап несет свою, специфическую нагрузку, которая обуславливается и подготовленностью индивидуума, и его возрастом, и задачами каждого отдельно взятого этапа, самым первым этапом значиться дошкольное образование. И я считаю, что этот этап должен значиться в списке первым не только в силу возраста участников обучения, но и в силу того, насколько важен этот этап образования для всей системы вообще.

Без основания не будет структуры. Без фундамента не получится построить дом.         Социализация одарённой личности - это умение человека взаимодействовать с окружающими, с обществом, учитывая потребности и интересы других. И именно дошкольное образование играет роль того самого фундамента, который даст толчок в реализации позитивной социализации личности, а в нашем конкретном случае - ребенка. Я считаю, что в условиях современного мира, если говорить о воспитании и образовании молодого поколения, мы не вправе строить замки на песке, наша задача возвести твердый и надежный фундамент, а именно, дать ребенку достойное дошкольное образование.

Существование человека в норме невозможно без его участия в общественной жизни. И справедливо утверждать, что в жизни социума в современности преобладает информация - она повсюду. Информационные потоки буквально обрушиваются на нас с экранов телевизоров, планшетов и мобильных телефонов, из газет и периодических изданий. В таком исчерпывающем потоке информации одним из самых важных представляется формирование правильной, объективно верной картины окружающей реальности. И начало формирования картины окружающей реальности, усвоения принципов взаимодействия ее элементов и явлений, происходит именно в детском саду. Именно с тем понимание, которое ребенок получит в детском саду, он приступит к обучению в школе, именно от полновесности этого понимания, будет зависеть судьба его дальнейшего обучения. 

Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие — один из важнейших аспектов деятельности общеобразовательной организации. Исходя из принципа, что все дети талантливы, мы ставим своей задачей выявление и поддержку не только одаренных детей, но и обучающихся с повышенным уровнем мотивации к обучению. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одаренных и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить. При всех существующих трудностях в системе образования сегодня открываются новые возможности для развития личности ребенка в целом и одаренной личности в частности.

Л. С. Выготский пришёл к следующему выводу: формирование основных социальных структур сознания человека происходит в процессе общения. В столько юном возрасте, еще, будучи дошкольником человек, проходит через стадию не только социализации, но и формирования первичной картины окружающего мира, формирования смыслового поля, которое даст ему возможность познавать окружающую его действительность в дальнейшем.

Процесс обучения в детском саду всегда подразумевает под собой общение с ребенком. Ребенок общается с взрослыми, с воспитателями, с другими детьми. И как гласят основные постулаты психологии - ребенок познает мир во многом через общение. В процессе общения ребенок присваивает определенным словам значения, происходит корреляция между словом и явлением, которое оно определяет. Именно таким образом происходит пересечение линий развития мышления и речи.

Пересечение линий развития мышления и речи в возрасте примерно 2х лет, в психологии детского мышления определялось В. Штерном как величайшее открытие в жизни ребенка. Из данных изречений мы можем сделать однозначный вывод. С того момента, когда ребенок в возрасте около 2х лет начинает осознавать связь предмета или явления с его названием, основным полем познания и социализации для ребенка является именно общение. И в нашей ситуации, очевидно, общение с взрослыми, как с носителями социокультурного опыта человечества, является основным предметом рассмотрения. Но основа основ — учитель. Учить, воспитывать — это искусство, тонкое взаимодействие маленького и взрослого. Личность развивает только личность. Научить, видимо, можно и дистанционно, а вот развить нравственность можно, только находясь рядом. Робот не сможет развивать личность, даже если он будет действовать очень технологично, даже если улыбаться будет.

Но вернемся к нашим рассуждениям по поводу взаимосвязи речи и мышления ребенка. Как мы уже заключили, в восприятии ребенка в определенный момент устанавливается четкая связь между словом и явлением, взаимосвязь слова и проявлений окружающего ребенка мира, которое оно определяет. Так же мы заключили, что общение, прежде всего, для ребенка является основным источником познания мира, социализации, формирования психологических паттернов и поведенческих реакций и систем оценочных реакций.  Из всего этого следует, что развитие речи, пополнение словарного запаса ребенка автоматически расширяет его восприятие окружающей реальности. Более того, речь, это главный способ коммуникации, который использует человек, и обучение речевым навыкам в данной ситуации видится как один из самых эффективных способов позитивной социализации одарённого ребенка.

Инновационным и перспективным направлением в реализации учебного процесса в дошкольных образовательных учреждениях мне видится организация театра для малышей. Именно театр сможет раскрыть потенциал одарённых и способных детей. Будучи вовлеченными в процесс общественного взаимодействия, которым, дети смогут оказаться в разнообразных жизненных ситуациях, получить положительный опыт социального взаимодействия.

        Организация театрального кружка на базе ДОУ имеет множество положительных сторон:

        - Развитие речи детей через систему специальных упражнений;

        - Формирование и закрепление связки слово-понятие-явление на основе представленных в постановках и упражнениях ситуаций и явлений;

        - Развитие навыков общения с взрослыми и детьми в игровой форме;

        - Развитие чувства социальной ответственности и общественной ответственности в пределах театрального кружка и его участников;

        - Интеграция речевой деятельности с другими видами деятельности;

        - Развитие невербальных навыков общения;

        - Развитие свойств речи (громкость, скорость речи, окрас).

Данная методика позволит соединить в себе познание окружающего мира через слово и процесс позитивной социализации ребенка в группе с взрослыми и другими детьми. Создание упрощенной театральной постановки во время занятий театрального кружка, позволит рассмотреть множество ситуаций, которые могут встретиться дошкольникам в реальной жизни. Так же неисчерпаемые возможности интеграции с другими видами деятельности во время подготовки постановки, будь то оформление "сцены" или рисование декораций, значительно расширит результат и позволит охватить больше видов деятельности. Одним из главных моментов деятельности театрально кружка на базе ДОУ является возможность взаимодействия с родителями, вовлечения их в процесс, как на базе самого ДОУ, так и с помощью домашних заданий выполняемых под контролем родителей и непосредственном участии родителей.

        Воспитание одарённого ребенка на базе дошкольного образовательного учреждения, это не только масса возможностей непосредственно для самого ребенка, это сугубо профессиональный подход к воспитанию всесторонне развитой личности. А использование данной методики позволит создать активно действующую систему позитивной социализации ребенка на базе ДОУ с высокой результативностью.

        Я считаю, что именно такой подход в воспитании ребенка, который предусматривает профессиональное и систематизированное изложение информации ребенку, а так же вовлечение в творческий процесс, который позволит развить импровизационные качества. Сформированное абстрактное мышление, навыки социального взаимодействия и многое другое - гарантирует нам создание крепкого и надежного фундамента для формирования полноценной, развитой, целеустремленной личности, фундамента для дальнейшего образования молодого поколения нашей страны.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по выявлению одарённых детей по теме: «ДИАГНОСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Ввиду внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ особенно остро встал вопрос мониторинга, т.е. постоянного отслеживания качества дошкольного образования. Для того, чтобы результат мониторинга стал до...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

"Психологические особенности одарённых детей. Виды одарённости"

Проблемой одаренности человека занимались с самых давних времен. Именно в античную эпоху зародились понятия «гений» и «талант», которые вплоть до XIX века прочно утвердились в ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»

   Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном...