Таблица возрастного развития от рождения до конца жизни.
консультация на тему

Онищенко Анастасия Сергеевна

Возростная  переодизация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_vozrostnya_pereodizatsiya.docx43.31 КБ

Предварительный просмотр:

Периодизация возрастного развития: от рождения до конца жизни.

Выполнила: Онищенко Анастасия Сергеевна.

Период

Возраст.

Особенности и

 хар-ка.

Новообразование.

Ведущие виды деятельности.

Новорожденность.

От 0-1 мес.

малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность. Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из-за легкого дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др.

У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка.

 К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы.  комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

эмоцио-нальное общение со взрослым. В процессе взаимо-действия с матерью у ребенке проявляется активная реакция на мать (любого взрослого человека) - это «Комплекс оживления»

Младенчество.

 от 2-х месяцев до 1 года

Особая пора в развитии ребёнка. Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2 моментов.

-Во-первых,  младенец  даже биологически - беспомощное существо.
Самостоятельно он оказывается не в состоянии удовлетворить даже базовые жизненные потребности.

-Во-вторых, будучи вплетённым в социальное, ребёнок лишён основного средства общения - речи.  Всей организацией жизни ребёнок принуждён к максимальному общению со взрослыми  но это общение своеобразное - бессловесное.

ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)

непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым. Объект этой деятельности – другой человек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта (поглаживания, тормошения, объятий), звуков, слов. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.

Раннее детство

1-3 года

Ребенок приобретает некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого — ситуация «Мы» (как назвал ее Л.С. Выготский). И следующий этап — психологическое отделение от матери — наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

С этого времени ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми.

 ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность. Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами.

Овладение ходьбой развивает возможности ориентировки в пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предмета. Приближаясь к предмету, на который он смотрит, ребенок практически осваивает его направление и удаленность относительно исходного места.

Совершенствуются двигательные навыки, в частности развивается грубая и тонкая моторика. А совершенствование движений  стимулирует появление инициативных движений: ребенок начинает играть, строить, рисовать, а отсюда и развитие творческих действий.

Формирование «внешнего Я - сам», которое характеризуется появлением и развитием самооценки, самоуважения, самосознания. Развитие речи, для которой характерно: значительное увеличение словарного запаса; построение предложений; понимание смысловых связей между словами.

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности - усвоение общественно выработанных способов. Развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой. Овладение предметной деятельностью, что связано с формированием нового отношения к миру предметов. Личное новообразование – возникает гордость за собственные достижения. Символическое, замещающее действие. Предметная игра. Активная речь.

Предметно-манипулятивная и изобразительная деятельность

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

от 3-х до 7-ми лет

Ребенок перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей.Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: «ребенок — взрослый

У дошкольника появляется круг элементарных обязанностей. С одной стороны, взрослый создает условия для систематического обучения и воспитания, а с другой – «детское общество», с которым ребенок договаривается и совместно действует: в процессе этой деятельности создается общественное мнение. Совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого. Взрослый в этот период очень авторитетен.

Собственная  внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется: осознанием собственного «Я», осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Социальная ситуация развития выражается во всех видах деятельности, и прежде всего в сюжетно-ролевой игре.

 игра, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми "играют" взрослые. Это так называемая сюжетная игра.

В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

- возникновение первого детского мировоззрения, попытка осмыслить закономерные отношения (Пиаже показал, что у ребенка складывается артификалистское мировоззрение – все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, - результат деятельности людей – «луну сделали космонавты»);

- возникновение первичных морально-этических понятий. Происходит усвоение этических норм, моральных чувств, следование идеальным образцам во взаимоотношениях с другими людьми.

- возникновение соподчинения мотивов, иерархия. На протяжении дошкольного детства происходит развитие мотивационно-потребностной сферы. В начале дошкольного детства мотивы имеют характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией. Регуляторами поведения ребенка на рубеже раннего дошкольного возраста выступают «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» взрослого.

К концу дошкольного детства обнаруживаются самые разнообразные виды мотивов: игровые мотивы; мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых; познавательные, соревновательные, общественные, нравственные мотивы и т.д. Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться. Появляется возможность исполнения обещания. Деятельность в дошкольном возрасте побуждается и направляется уже не отдельными, не связанными между собой мотивами, а их системой. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению ребенка. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом.

В этом возрасте можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям.

- возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками);

- возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не всё может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества – хороший, злой, добрый и т.п.).

Младший школьник

 от 7 до 12 лет.

Изменение ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей («ребенок – взрослый – задача»). Учитель – это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов. Постепенно на протяжении младшего школьного возраста ребенок открывает и осваивает ситуацию всеобщего равенства перед законами наук – математики, орфографии.

Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность – учеба, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение. Этот процесс коренным образом меняет его самосознание, что приводит к переоценке ценностей. Учёба приобретает громадное значение для школьника, поэтому, например, цепь неудач ребёнка в этой ведущей на данном этапе деятельности может привести к формированию устойчивых комплексов или даже синдрому хронической неуспеваемости.

активно включен в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством.

 Учебная деятельность но она  не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. 

Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность школьника в целом.

Учебная деятельность сложна по структуре и к началу школьного обучения только начинает складываться. Формирование учения – процесс длительный, сложный, требует усилий и руководства со стороны взрослых – педагогов и родителей.

Структура учебной деятельности включает:

- мотивы;

- учебные задачи;

- учебные действия;

- действия контроля;

- действия оценки.

Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Оно должно быть сродни игре: ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности – сам человек.

Основным новообразованием этого возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей. Так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими.

Другим важным новообразованием младшего школьного возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка. Ребенок научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы.

Два других важных новообразования младшего школьного периода – это личностная рефлексия и рефлексия интеллектуальная. Личностная рефлексия понимается как осознание действующим лицом того, как он воспринимается партнёром по общению. Когда человек анализирует себя и своё поведение во взаимоотношениях с другими людьми и пытается представить, что о нём думают окружающие, он, таким образом, приходит к некоторому познанию своего «я».  Это способствует пониманию особенностей своего характера, как положительных, так и негативных. Такого рода самопознание играет существенную роль в процессе самовоспитания.

от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка.

Однако к 12-13 годам у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.

Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.

Интеллектуальная рефлексия – это осмысление ребёнком своих действий, в процессе которого он осознаёт схемы и правила его деятельности.

С произвольностью в поведенческом плане связано внутреннее планирование действий, понимаемое как способность действовать в уме. Развитие внутреннего плана действий проходит ряд этапов, отражающих постепенный "переход" в него внешних действий и операций (интериоризация).

Подростковый возраст

период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к зрелости. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка – стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста.

Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря».

Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста.

Часто весь подростковый период трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых. Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенное притязание, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению.

учебная деятельность продолжает свою актуальность, но в психологическом плане отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода – настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди других.

Интимно-личностное общение со сверстниками – это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества».

- чувство взрослости – новый уровень самосознания;

- стремление к самоутверждению;

- возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей;

- Я-концепция;

- рефлексия;

- формально-логическое (рассуждающее) мышление.

Юность

от 15-18 до 18-23 лет.

происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека.

расширяется диапазон социальных ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность вступить в брак. В юношеском возрасте в большей степени утверждается самостоятельность личности. Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все же сохраняет определенную степень зависимости, идущую из детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением.

 учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее.

В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

- потребность к самоопределению;

- готовность к личностному и профессиональному самоопределению;

- жизненные планы;

- устойчивое самосознание;

- идентичность;

- ценностные ориентации;

- мировоззрение внутренняя позиция мужчины (женщины)

Молодость

от 20-23 до 30 лет.

время создания семьи и устройства семейной жизни, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней.

 овладение выбранной профессией. В этот период человек развивается и реализуется, утверждая себя в выбранном деле, приобретая профессиональное мастерство и компетентность.

В период молодости ведущим типом деятельности является труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), но максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях – физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Человек реализует очень значимую для себя и других сторону своего предназначения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своего жизненного устройства. Одновременно он удовлетворяет одну из главных своих потребностей в сфере отношений с другими людьми. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека – его духовный рост, развитие способностей и т.д.

Особенно большое значение имеет рождение детей. С появлением ребенка родители уже не просто мужчина и женщина, они становятся отцом и матерью. Созданная ими семья приобретает новое качество, получает окончательное завершение как важнейший институт продолжения человеческого рода и преемственности поколений. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.

Зрелость  

от 30 до 60 ЛЕТ

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

В период взрослости ведущим типом деятельности является труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), но максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях – физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной.

С ценностной стороны взрослость связывают с воспроизводством и творчеством в системе общественных деятельностей и творчеством в системе экзистенциальных ценностей.

продуктивность понимаемую вслед за Эриксоном как интегральное образование: профессиональную продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения. Таким образом, если в молодости центральным новообразованием являются, с одной стороны, семейные отношения, включая материнство или отцовство, а с другой – профессиональная компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование, интегрирующее результаты развития обоих новообразований предыдущего периода.

При проявлении кризиса 40 лет можно говорить о еще одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях «Я-концепции».

Старение и старость

 от 60 - ти лет и далее.

Старость как психологический возраст – это заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

Центральная характеристика социальной ситуации развития в старости связана со сменой общественной позиции, с выходом на пенсию и удалением от активного участия в производительном труде.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ли ему сохранить старые, а также создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, т.е. перейти к жизни в целом индивидуальной. Этот выбор определяет ту или иную стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) и сохранение себя как индивида.

Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых.

- стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе;

- стремление передать свой опыт ученикам и последователям;

- при появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода);

- к концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

 досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что опровергает представление об их «ригидности»; они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях…). Главная проблема такого поиска – «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой;

- стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства;

- для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании

- лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;

- стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: «Я жил не зря». Или покаяться в чем-то недостойном.

- принятие своей жизни;

- жизненная мудрость;

- счастливая старость;

- интегрированность, цельность.

В пожилом возрасте, старости при позитивном развитии личности приобретается психологическое качество, связанное с чувством целостности «Я», благодаря которому человек признает относительность знаний, приобретенных на протяжении жизни, появляется мудрость.

Мудрый человек способен оптимальным способом решать познавательные, трудовые, учебные, бытовые и др. задачи. Его действия, поступки глубоко осмысленны, поведение соответствует конкретной ситуации и собственным возможностям. Человек, достигший в своем индивидуальном психическом развитии вершин зрелости, создает известный образец мудрости, который потом выступает объектом подражания и следования.

Вместе с жизненной мудростью центральным психологическим новообразованием старости является способность жить более глубокими слоями души, но это лишь возможность, реализация которой зависит от человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные показатели развития речи ребёнка четвёртого года жизни.

Познакомить родителей свозрастными показателями развития речи детей 4 лет в онтогенезе....

Конспект совместной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей четвертого года жизни "День рожденья куклы Оли".

Сюжетно-ролевая игра с целью развития игровых и коммуникативных навыков детей второй младшей группы детского сада. Соответствует ФГОС....

Консультация "Возрастные особенности психического развития детей 6-го года жизни"

Консультация «Возрастные особенности психического развития детей 6-го года жизни. Задачи воспитания и обучения»В старшем дошкольном возрасте продолжают развиваться психические процессы реб...

Консультация для родителей "основные возрастные показатели развития речи ребенка четвертого года жизни

В своей работе "Основные возрастные показатели развития речи у ребенка четвертого года жизни" я расскажу об основных этапах развития речи ребенка к четырем годам....

Таблица "Возрастные особенности когнитивных способностей детей дошкольного возраста".

Таблица "Возрастные особенности когнитивных способностей детей дошкольного возраста"....

Таблица возрастно-половых физических показателей детей

ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ  ПОКАЗАТЕЛИ  ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ  ДЕТЕЙ.Мальчики и девочки с 4-х до 6-ти лет....

Таблица возрастного развития

В данной таблице описаны возраста ,их Социальная ситуация развития,Ведущая деятельность,Психические новообразования,Основные направления педагогической деятельности или рекомендации учителям, вос...