Терминологический словарь. Возрастная педагогика
консультация на тему

Онищенко Анастасия Сергеевна

 Возрастная педагогика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovar.docx60.33 КБ

Предварительный просмотр:

Онищенко  Анастасия Сергеевна

В

ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.

Процесс становления личности человека осуществляется в условиях воспитания путем присвоения общественно-истерического опыта человечества, Руководство его освоением осуществляется взрослым. В итоге человек входит в систему социальных отношений того общества, в котором он живет. Поэтому воспитание играет ведущую роль в развитии личности ребенка.

Освоить общественно-исторический опыт помогает активность растущего человека. Активность личности выражается через подражательность ребенка, его воспитуемость, обучаемость, самовоспитание и самообразование. Активность личности дошкольника находит свою реализацию в игровой, познавательной, предметной, трудовой, учебной, художественной деятельности, в общении. Активная позиция ребенка в деятельности делает его не только объектом, но и субъектом воспитания./6

Возраст-

1.Продолжительность периода жизни от момента рождения человека до настоящего или любого момента времени.

2.то цикл линия развития как относительно замкнутый этап в которым находят место общие законы развития человека.

(Л.С.Выготкий)

-Определённая ступень, эпоха или цикл развития, в котором  общие законы находят новое нравственное выражение.

«Мы создаём среду включаем в общение, а человек формирует себя сам».

Есть понятие возраст в психологическом аспекте которые определяется внутренним содержанием  развития человека (развития психических процессов)

-внимание

-мышление

-память

-желание

-отношение

-способности

-потребности

-интерес.

(характеризует  психологию личности)/3

-Возрастные особенности.

Предполагают комплекс физических, интеллектуальных, познавательных, эмоциональных, мотивационных, свойств человека которые характерны для большинства людей одного возраста (это всё структура)/2

-Возростной подход .Возраст в широком смысле– временная характеристика развития человека; вузком смысле– определенный период в физическом и психическом развитии человека, ограниченный относительными хронологическими рамками (например, младший школьный возраст, подростковый возраст). В связи с этим возрастные особенности физического, психического, личностного развития – это то общее, что присуще в физическом, психическом и личностно отношении большинству представителей того или иного возраста и одновременно отличает от других возрастных групп.

Установлена следующая возрастная периодизация:

-младенчество (от рождения до 1 года);

-преддошкольный возраст (от года до трех лет);

-дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет);

-школьный возраст (от 6-7 лет до 17 лет);

-младший школьный возраст (от 7 до 10-11 до 14-15 лет);

-старший школьный или юношеский возраст (от 14-15 до 17 лет).

Каждому возрасту, как своеобразному и качественно специфическому периоду в жизни человека, соответствует определенный тип ведущей деятельности. Его изменение характеризует смену возрастных периодов. Основным критерием деления детского развития на возрастные этапы является возникновение психических новообразований, т. е. изменений в психических процессах, способствующих овладению новым типом деятельности.

Возрастные особенности детей рассматривают по трем направлениям:

-особенности физического развития (морфологические, биохимические, физиологические);

-особенности психического развития (особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения);

-особенности личностного развития (отношения к себе, к окружающим людям, к сверстникам, к труду).

Знание закономерностей возрастного развития детей – одна из ведущих предпосылок эффективной педагогической деятельности. Учитывать возрастные особенности в педагогическом процессе значит: знать меру сил и возможностей детей каждой возрастной группы; ориентироваться на те черты, которые находятся еще в зародыше или очень слабо развиты; предъявлять к личности в любом возрасте оптимальные требования./8

-Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Под ведущей деятельностью понимается та деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии. Признаки ведущей деятельности1) Это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности (обучение возникает в игре). 2)Это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре – активное воображение; в учении – мышление). 3) Это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависит наблюдаемые в данный период развития и основные психологические изменения личности ребенка. /

З

Задачи возрастной педагогике:

- Изучить научные предметы возрастной педагогике (смотреть предмет);

-Изучить практический опыт работы с различными возростными периодами (ссылки на фамилии);

-Выделить технологии работы с людьми различного возроста.

-Выделить тенденции работы с –дошкольниками

-школьниками

-студентами.

В процессах воспитания, обучения опираясь на закономерности развития человека различного возраста.

Зрелость – наиболее продолжительный период онтогенеза, имеющий весьма условные границы, отделяющие его, с одной стороны, от юности, с другой – от старости. «Возрастные пределы зрелости определяются комплексом социальных и биологических причин и зависят от конкретных социально-экономических условий индивидуального развития человека» [101, c.193]. В целом этот отрезок жизненного пути характеризуется расцветом, наивысшим развитием интеллектуальных способностей и личности человека. В это время происходит стабилизация всего жизненного уклада индивида и его личностных особенностей: устанавливаются относительно постоянные социальные связи и семейные отношения, обязанности и социальные роли, ценностные ориентации, общая самооценка и ее частные аспекты.

И

- История(связь с пед.) и литературой. История составляет значительную часть материалов для воспитательной и образовательной деятельности,

Литература является непременным атрибутом всех основных категорий педагогики и незаменимым помощником для педагогов различных направлений.

. Художественная литература играет важную роль в процессе воспитания,

формирует мировоззрение человека, дает основу для размышлений, анализа, классификации, сравнения, повышая тем самым способность человека к обучению.

-Индивидуальный подход– необходимое условие эффективности педагогического процесса, так как любое педагогическое воздействие преломляется через индивидуальные особенности конкретной личности. Индивидуальный подход необходим каждому воспитаннику, как «трудному», так и благополучному, так как помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.

Наряду с учетом возрастных особенностей детей педагог должен учитывать в педагогическом процессе особенности их индивидуального развития.

Индивидуальные особенности могут проявляться в:

-физическом состоянии и здоровье,

-познавательной деятельности (свойствах памяти, учебных склонностях и интересах, задатков к изучению разных предметов),

-чувственно-эмоциональной сфере (характере, темпераменте),

-степени восприимчивости педагогических влияний (уровне обучаемости и воспитуемости).

Индивидуальное развитие зависит от природных задатков и условий жизни.

Суть индивидуального подхода состоит в гибком использовании педагогических методов, средств, форм, исходя из интересов, наклонностей, свойств, качеств, притязаний и возможностей каждой личности, с целью достижения оптимальных результатов педагогического процесса по отношению к каждому воспитаннику. Например, поручение воспитаннику заданий в соответствии с его возможностями и способностями, создание заданий специальных ситуаций, помогающих выявить его индивидуальные качества.

Индивидуальность  характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей.

Индивидуальный подход − принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе достигается педагогическое взаимодействие с каждым ребенком, основанное на знании его черт личности и условий жизни.

К

- Критериями возрастного развития являются

- анатомические;

- физиологические;

-психологические;

- физические показатели состояния организма;

-Критерии Анатомических показателей:

-развитие костной;

-мышечной;

- нервной;

-мозговой;

- сердечно-сосудистой;

- половой систем организма;

-Критерии Физиологических показателей:

-деятельность органов дыхания;

- кровообращения;

-внутренних желез;

нервной системы;

-сердечно сосудистые;

Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается активность нервных клеток, наступает торможение, что приводит к быстрой утомляемости, пассивности.

-Критерии психологические показатели.

- ощущения;

- восприятия;                  мгновенная реакция психики на любое явление.

-оценки;

-внимание;

-Представление;

-Мышление;

- память;

- воображение;

- речи;

- темперамента;

- характера;

- навыков и умений.

а также других психологических черт и свойств личности.

-Критерии Физические показатели:

К этим показателям относятся:

-рост;

- масса;

- объем грудной клетки;

- сила мышц;

- двигательные умения .

Для каждого возрастного периода показатели не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природных условий жизни человека а также иных причин./4

-Кризис — состояние душевного расстройства, вызванное неудовлетворенностью человека собой, своими успехами и взаимоотношениями с окружающим миром.

-Кризисы возрастные — особые периоды возрастного развития личности, характеризующиеся резкими психологическими изменениями; закономерно возникают на определенном возрастном этапе и являются необходимыми для нормального хода личностного развития.

Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни.Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития.Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

Кризис одного года:

Содержание кризиса одного года младенца связано со следующими моментами.

• развитие ходьбы. Ходьба — основное средство передвижения в пространстве, основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

• появление первого слова: ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название, увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному.0

• у ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя другим, так называемые гипобулические  реакции, которые особенно выявляются, когда ребенку в чем-то отказано (кричит, падает на пол, отталкивает взрослых и т.п.).

В младенческом возрасте «...автономной речью, практическими действиями, негативизмом, капризами ребенок обособляется от взрослых настаивает на своей самости».

Кризис трех лет:

Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Л.С.Выготский. Характеристики кризиса трех лет:

• Негативизм (ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого)

• Упрямство (реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались)

• Строптивость (направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни)

• Своеволие, своенравие (связано с тенденцией к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам)

Кризис проявляется и в обесценивании требований взрослого. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Причины кризиса трех лет кроются в столкновении потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу».

Кризис семи лет:

Кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка. Он связан с появлением нового системного новообразования — «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным, то, что связано с игрой,— менее важным.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе.

Кризис юности:

Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни. Кризис проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.

Центральной проблемой становится нахождение молодым человеком индивидуального (отношение к своей культуре, к социальной реальности, к своему времени), авторство в становлении своих способностей, в определении своего собственного взгляда на жизнь. В юности происходит овладение профессией, создание  своей семьи, выбор своего стиля и своего места в жизни.

Кризис 30лет:

Выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Иногда происходит пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей. Это означает, что жизненный замысел оказался неверным, что может привести к перемене профессии, уклада семейной жизни, к пересмотру своих отношений с окружающими людьми. Кризис 30лет нередко называют кризисом смысла жизни, в целом он знаменует переход от молодости к зрелости. Смысл — это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это отношение цели к мотиву.

Проблема смысла возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, кода ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно.

Кризис 40лет:

Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность. Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности. Под идентичностью понимается некая не тождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д.

Кризис ухода на пенсию:

В поздней зрелости проявляется кризис ухода на пенсию. Сказывается нарушение режима и уклада жизни. Наблюдается невостребованность принести пользу людям, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций профессиональной памяти, творческого воображения, зачастую ухудшается и материальное положение. Кризис может осложниться утратой близких. Основная причина психологических переживаний в поздней старости состоит в противоречии психологических духовных и биологических возможностей человека.

-Контуры ведущих типов деятельности и психологические новообразования.

1) младенчество (от рождения до одного года) – эмоциональное общение – ведущая деятельность ребенка; не только контакт (кормление, уход), но и общение (речь);

2) раннее детство (с года до трех лет) – ведущая деятельность предметно-манипулятивная: потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать;

3) дошкольный возраст (с трех до шести лет) – ведущая деятельность – игровая. Игра: 1)ориентация ребенка в функциях и социальных отношениях людей; 2)на основе игры возникновение и развитие воображения и символической функции;

4) младший школьный возраст (от шести до десяти лет) – ведущей становится учебная деятельность: 1)умениями учиться и способностью оперировать теоретическими понятиями; 2)отражение деятельности теоретически; 3)возникает произвольность психических процессов (внутренний план действий и рефлексия на собственные действия);

5) подростковый возраст (от десяти до шестнадцати лет) – новая система отношений: общение со сверстниками и со взрослыми в школе; разнообразные виды деятельности: учебно-образовательный труд; общественная работа; культурно-массовая; физкультурно-спортивная и т.д.; Игра продолжает занимать важное место, но уже привлекает не сам процесс игры, а борьба за первенство (поднять престиж в глазах других). Усложняется учебная деятельность: увеличение объема; множество учителей; новые формы обучения;

Смысл учебной деятельности для подростков: в самообразовании, самосовершенствовании. Учебная работа сама по себе не может удовлетворить потребности подростков. Но поскольку именно учебная деятельность занимает в жизни подростков основное место, необходимо постоянно подчеркивать социальную ценность содержания и смысла учебной деятельности.

Ведущей деятельностью является деятельность, имеющая социально признаваемый характер: регуляция самостоятельности; построение новых отношений с взрослыми;

6) старший школьный возраст. Ведущий вид деятельности – учебная деятельность, активно сочетание с разнообразным трудом, что имеет большее значение для выбора: элементы исследования; определенная направленность (поиск места в жизни);

Основное психологическое новообразование данного возраста – умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализаций.

В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности:

1. названные типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определенном порядке (учебную деятельность нельзя формировать до игровой деятельности).

2. психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. Единство этого процесса психического развития растущего человека обеспечивается закономерной сменой ведущих типов деятельности, их преемственностью при переходе от одних возрастных периодов к другим. При этом все типы ведущей деятельности делятся на две группы:

1 группа – те, в которых дети усваивают по преимуществу задачи, мотивы и нормы отношений между людьми; развивается потребностно-мотивационная сфера;

2 группа – типы деятельности по усвоению общественно выработанных способов действий с объектами материальной и духовной культуры; развиваются познавательные способности;

Выделение главной, ведущей деятельности, имеющей определяющее значение для каждого возрастного периода, не исключает значения и роли всех других видов многоплановой деятельности ребенка.

М

-Математика и педагогика  обогащает педагогику статистическими методами исследования.

Медицина связь с педагогикой. Дети, имеющие врожденные или приобретенные дефекты, влияющие на развитие мыслительной или физической деятельности, нуждаются в применении к ним коррекционной педагогики. Даже при осуществлении стандартной педагогической деятельности необходимо учитывать медицинские показания ученика и в соответствии с ними при необходимости корректировать педагогический процесс.

н

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении

Новорожденность

Новорожденность - возрастной период от рождения до достижения четырех - шести недельного возраста, когда происходит первичная адаптация - ребенка к окружающему миру. У ребенка к моменту рождения оказываются достаточно развитыми обоняние, тактильная - , болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая чувствительность. В первые же дни жизни фиксируются способности слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости - , видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации. В этот период происходит настройка ребенка на общение - со взрослыми. В конце первого месяца появляется ""социальная"" улыбка, возникающая в ответ на обращение взрослого.

Новообразования – это психологические приобретения, которые появляются у человека за определенный период времени, как правило, периодами являются возрастные ступени развития

П

Принцип природосообразности является одним из старейших педагогических принципов. Существуют правила существования принципа при-родосообразности:

– педагогический процесс должен строиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

– необходимо знать зоны ближайшего развития, которые определяют возможности учащихся, также опираться на них при организации воспитательных отношений;

– необходимо направлять воспитательный процесс на развитие самовоспитания, самообразования учащихся.

Принцип культуросообразности заключается в максимальном использовании в воспитании, образовании и обучении культуры той среды, в которой и для развития которой создано учебное заведение – культуры региона, народа, нации, общества, страны. Реализуется принцип через правила: понимание педагогического процесса как культурно-исторической ценности; максимальное использование семейной и региональной материальной и духовной культуры; обеспечение единства национального, интернационального, межнационального и интерсоциального начал в воспитании, образовании, обучении; формирование творческих способностей и установок учащихся на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.

Принцип системности и последовательности.

Принцип опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражнять навыки, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.

-Принцип проблемности.

Принцип проблемности начинает все чаще появляться в дидактических системах. Причина тому — постепенный поворот школы к последовательному решению задачи общего развития ребенка. Этот принцип, как и любой другой, отражает закон некоторого явления.  В практике обучения установлена конкретная зависимость: если учащихся ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процессе их решения у них развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность (высокий уровень развития интеллектуальной, мотивационной и др. сфер, инициативность, самостоятельность, критичность и др.). Данная зависимость носит закономерный характер — она проявляется всегда, когда в учебном процессе организуется включение учащихся в решение проблемы, в поиск нового знания.  Именно это обеспечение необходимых условий для проявления данной закономерности представляет собой практическую важность. Педагогу необходимо знать, что следует предпринять до урока и во время его проведения, чтобы обеспечить развитие школьника. Ответ на вопрос о том, как организовать процесс обучения, как его осуществить, чтобы произошло не просто усвоение знаний, не просто умственное развитие, а развитие индивидуальности и  личности, дает принцип проблемности.

Приведем закономерности, отражаемые принципом: развитие индивидуальности школьника зависит от характера  его деятельности;  проблема является начальным моментом мыслительной деятельности;  мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять, когда возникает познавательное затруднение;  проблемное обучение и воспитание развивает интеллектуальную и другие сферы не потому, что учитель ставит проблемы, а потому что школьник  сам  их решает.

Принцип проблемности способствует разрешению следующих противоречий: между имеющимся уровнем обученности, воспитанности и развития учащихся и необходимым;  между актуальным уровнем развития интеллектуальной (мотивационной и др. ) сферы и уровнем ближайшего ее развития.

Принцип оптимальности

Он предполагает сочетание различных методов, средств и форм организации учебного процесса, а также создание необходимых учебно-материальных, гигиенических, социально-психологических, эстетических и других условий для его функционирования./5

-Педагогика  -это наука о закономерностях воспитания, обучения, образования и развития личности.

Психология составляет основу возрастной педагогике.

В психологии ключевой термин развитие.

Возрастная педагогика изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста.

Для педагогике важен процесс развития человека в процессах воспитания, обучения, образования.

Объектом изучения возрастной педагогике является  человек, каторый развивается и изменяется в воспитании, обучение образование, развитие.

-Предметом возрастной педагогике выступают:

-возрастные периоды развития человека;

-Причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому;

-Общие закономерности для каждого возрастного периода;

-Домашние образование подразумевает организационно гармоничной среды для ребёнка. (Не в домашних условиях в общении).

-Воспитание –питание души через эмоции ,слова, интонации, прикосновения.

-психологией и физиологией.

Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у педагогики, связь эта традиционна, т. к. методы педагогического воздействия должны в первую очередь опираться на законы и механизмы деятельности и развития личности, а их изучением занимается психология.

Периодизация-это периоды или этапы.

Возрастная периодизация  - это этапы в жизни человека и определение возрастных  границ  этих этапов.

Возрастная периодизация основывается:

а) На возрастных особенностях  они предполагают комплекс физических, интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, свойств  человеку которые характерны для большинства людей одного возраста.

б) На анатомно-физиологических и психических качеств личности.

-Периодизация личности, разработанная А.В.Петровским

В своей концепции развития личности А. В. Петровский отметил важность активности человека при взаимодействии с группой, а также ведущую роль группового влияния на становление личностных качеств. Он выделил следующие этапы приобретения индивидом личностных образований.

I. Этап адаптации (3-7 лет). На этом этапе при вхождении в группу индивид утрачивает индивидуальные черты и подчиняется условиям группы.

Естественно появляются внутренние противоречия между имеющимся опытом человека и уже устоявшимся образом жизни в группе. Их разрешение ведет к следующему этапу, а не преодоление данной фазы формирует качества: конформность, безынициативность, неуверенность.

II. Этап индивидуализации (11-16 лет). Он характеризуется поиском путей выражения индивидуальности человека в группе. Самокопание и самопроверки в группе позволяют обратить на себя внимание со стороны и найти свое место. Неудачи в этом направлении в итоге могут развить негативизм, агрессивность, подозрительность личности.

III. Этап интеграции (16-18 лет). Для данного этапа свойственно сохранение личностью черт, но только тех, которые принимаются группой и отвечают потребностям группового развития. Несмотря на это, человек принимает группу как нечто свое. Она становиться для него значимой и его личность получает в дальнейшем позитивное развитие (в ходе групповой жизнедеятельности). Разногласия же с группой ведут к дезинтеграции, что вызывает изоляцию человека в группе, его замкнутость, склонность к одиночеству.

Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивать свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Так же подростку присуще стремление в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно – личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения

Р

Разделы возрастной педагогике

1-ый подход:

  1. Ясельная педагогика;
  2. Общая дошкольная педагогика;
  3. Педагогика общеобразовательной школы;
  4. Педагогика профессиональной школы;
  5. Андрагогика;
  6. Педагогика зрелого возроста;

2-ой подход:( на экзамене опираться  на 2-ой подход).

1.Новорожденный возраст.

2.Педагогика младенца.

3.Педгогика раннего детства.

4.Дошкольная педагогика.

5.Младший школьник.

6.Подростковый возраст.

7.Юношеский возраст.

8.Средний возраст.

9.Андрогогика (старость)./1

Развитие – это процесс необратимых изменений - приводящий к возникновению количественных и качественных преобразований в психике и поведении человека.

Развитие человека выражается в:

-отражений действительности;

-изменение в деятельности;

-в установлении особых взаимоотношений окружающих.

-формирование нового плана действий;

- формирование новых мотивов поведения;

- формирование жизненных позиций  и ценностных установок./4

Ранняя юность – это пора завершения физического, умственного, духовного и нравственного развития школьников. В ранней юности исчезают все диспропорции этого развития, характерные для подросткового возраста. Это пора психологической готовности к взрослой, самостоятельной жизни.

С

СРЕДА - это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Ребенок от своих родителей наследует следующие признаки:

-анатомо-физиологическую структуру биологического вида "человек разумный" (строение тела, внутренних органов, их функционирование и т.д.);

-безусловные рефлексы (сосание, слюноотделение, оборонительный, ориентировочный и др.);

-физические особенности (особенности телосложения, черты лица, цвет волос, кожи, глаз и т.п.);

-функциональные особенности (группа крови, характер обмена веществ и др.);

-аномалии наследственного происхождения (дальтонизм, гемофилия, псих. заболевания и др.);

-особенности нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность);

-задатки.

Материальными носителями наследственности являются гены (генотип).

Однако этот наследственный багаж является лишь необходимым. но недостаточным условием, потенциальной возможностью, предпосылкой для последующего развития человека. Значительная роль здесь отводится социальной среде и воспитанию.

Среду обитания можно подразделить на природную (географическую) и социальную. В понятие природной среды входят: климат ресурса, ландшафт и др. Социальную среду, окружающую ребенка, можно подразделить на макросреду и микросреду. Под макросредой понимается общество в целом, общественный строй: социально-экономические, политические, морально-правовые условия жизни. Термином "микросреда" обозначается ближайшее окружение человека. Сода можно отнести материально-бытовые условия жизни ребенка, дошкольное учреждение, где он воспитывается, а также людей, непосредственно контактирующих с дошкольником. Макросреда не воздействует на личность непосредственным образом. Это воздействие осуществляется преимущественно через микросреду. Социальная среда выступает как определяющий фактор развития личности. Только "живя в обществе, человек может сформироваться как личность./6

-социология и педагогика. Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая заняты планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, воспитанием и развитием человека в различных социальных учреждениях./2

Ф

-Факторы, влияющие на развитие личностинаследственность, среда и воспитание./6

-Философия ( связь с педагогикой), изучая действия общих закономерностей человеческого бытия и мышления, является основой для создания педагогических теорий./2

Х

-Хранологический возраст (паспортный)

-Это внешняя точка отсчёта жизни человека на фоне которого происходит развитие в становлении его как личность./3

Э

Э.Эриксона.(переодизация) Э. Эриксонописал 8 стадий жизни человека (от рождения до старости), основанных на развитии человеческого «я» на протяжении всей жизни, на изменении личности по отношению к социальному окружению и к себе. Эти стадии включают как позитивные, так и отрицательные моменты:

1) первые 12 месяцев жизни – начальная стадия, характеризующаяся доверием и недоверием;

2) 2—3-й годы жизни – вторая стадия, характеризующаяся самостоятельностью в сочетании с нерешительностью;

3) 4—5-й годы жизни – третья стадия, отличающаяся появлением предприимчивости и чувства вины;

4) 6—11-й годы жизни – четвертая стадия, где появляется ощущение неполноценности и формируются умения;

5) 12—18-й годы жизни ребенок начинает осознавать себя как личность, путая социальные роли;

6) начало зрелого возраста. Эта стадия отличается ощущениями близости с другими и одиночества;

7) зрелый возраст – человек поглощен собой и социумом;

8) пожилой возраст – человек сформировывается как цельная личность, но появляется чувство безнадежности.

-экономика и педагогика.  Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению таких отраслей знания, как экономика образования и социология образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Терминологический словарь по Общей психологии

Абсолютный порог чувствительности – величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение. Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным П....

"Терминологический словарь по патриотическому воспитанию"

"Терминологический словарь по патриотическому воспитанию"...

Конспект занятия по формированию словаря в средней возрастной группе. Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Образовательные задачи:- Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении.- Знакомить детей с дидактическими играми, направленными на закрепление представлени...

Возрастные нормативы развития словаря детей

Возрастные нормативы развития словаря детей(работа с таблицей).(материал к семинару-практикуму .№1 от 26.03.2015г.) Старший воспитатель: Маторина Т.Е. Содержание словарной работы в различных возр...

Терминологический словарь "Моя малая родина"

В работе представлены термины и определеления слов, которыми должен овладеть ребёнок, изучив курс "Моя малая Родина". В работе раскрыты определения понятий как для взрослых, так и адаптирова...

Терминологический словарь

Презинтация Терминологический словарь...

терминологический словарь по педагогике

краткий терминологический словарь по педагогике...