Возможности пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей 2-4 лет
материал (младшая группа) на тему

Новикова Елена Ивановна

Возможности пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей 2-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Возможности пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей 2-4 лет

Подготовила: Воспитатель Новикова Елена Ивановна

Пальчиковая гимнастика - это «упражнения для пальцев и кисти рук, которые проводятся в игровой форме» [8, с. 12].

Пальчиковые игры - это «инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев» [33, с. 156]. В них находит отображение реальность окружающего мира - явления природы, предметы, вещи, животные, люди, их деятельность, отношения между ними. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны и поэтому интересны для детей 2-4 лет.

В ходе пальчиковой гимнастики ребенок, повторяя движения взрослого, активизирует моторику своих рук, тем самым вырабатывая ловкость пальцев, умение управлять движениями своих рук, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

У разных народов пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае, например, распространены пальчиковые упражнения с каменными и металлическими шарами, которые улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу, и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами, перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. В России с маленькими детьми играют в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую».

Пальчиковая гимнастика - это универсальное дидактическое и развивающее средство, сущность которой состоит в том, что во время ее проведения нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, благодаря чему пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

По мнению С.Е. Гаврина, «благодаря пальчиковой гимнастике ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Кроме того, такая гимнастика формирует добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком» [12, с. 51].

Пальчиковая гимнастика - эффективное средство развития мелкой моторики, так как, - указывает Н.А. Крaсильникoвa, - «простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела» [17, с. 43].

Пальчиковые упражнения развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Персонажи и образы пальчиковых упражнение доступны пониманию ребенка 2-4 лет, он их хорошо знает и симпатизирует им. Это сорока, коза, паучок, бабочка, зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик. Все эти образы нравятся малышам, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые упражнения готовят малыша к счету, в других - ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Упражнения, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребенка.

Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику - массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки.

Возможности пальчиковой гимнастики в развитии моторики рук у детей 2-4 лет состоят в их большом многообразии.

О.И. Крупенчук выделяет следующие их виды:

- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

- пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением;

- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

- упражнения с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой [18].

Классификация пальчиковой гимнастики по ее назначению предложена Л.П. Савиной [34].

1. Игры - манипуляции.

«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик - дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.

Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперед, локти к корпусу не прижимаются.

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

 «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические пражнения («гимнастика мозга»).

«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Кулак - ребро - ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза - сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

«Симметричные рисунки» - надо рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

С помощью таких пальчиковых упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6. Театр в руке.

Пальчиковые упражнения этого вида позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец - какой-либо персонаж.

7. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением (народные потешки, песенки, прибаутки и т.д.).

В этих пальчиковых упражнениях народные потешки, прибаутки, песенки - речевая основа. Их язык, образная система яркие, разнообразные, легко запоминающиеся. В них очень много уменьшительно-ласкательных слов (ладушки, бабушка, котеночек, гусеночек и т.д.), обращений, часто они имеют диалогическую форму. Некоторые потешки построены по типу обращения, сообщения.

Например,

Ванька-встанька,

Ванька-встанька,

(спрятать большой палец в кулак)

Просыпайся, улыбайся.

(постучать по кулаку пальчиком ребёнка)

Тук-тук, тук-тук.

Ванька-встанька тут как тут!

(большой палец выскакивает из кулака).

Чтение потешки, прибаутки и народных песенок во время пальчиковой гимнастики проводится в форме веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом производимого ребенка движения или действия выполняемого взрослого. Поскольку дети раннего и младшего дошкольного возраста еще не могут воспринимать быстрой речи, то «потешки», прибаутки и народные песенки, читаются неторопливо, отчетливо. При этом еще развивается память ребенка в их заучивании. Пальчиковые упражнения создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, прибауток, песенок, учат улавливать ритм речи. Игры эти можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Таким образом, возможности пальчиковой гимнастики в развитии моторики рук у детей 2-4 лет состоят в том, что она оказывает благотворное влияние на развитие движений и ловкости пальцев и кистей рук, умения управлять движениями рук и пальцев, зрительно-моторную координацию, и главное - на развитие мышления и речи детей. Кроме того, пальчиковая гимнастики успокаивает ребенка, так как она переключает его внимание на телесные ощущения. Большое разнообразие видов упражнений пальчиковой гимнастики дает возможность использовать дифференцированный и личностно ориентированный подходы в развитии мелкой моторики ребенка определенного возраста и с определенными проблемами в психологическом развитии, которые устанавливаются на диагностической основе.

Выводы

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является актуальной психолого-педагогической проблемой, так как возрастает количество детей с нарушениями и недоразвитием интеллектуальной, речевой и двигательной сфер.

Главными особенностями развития мелкой моторики является то, что период раннего детства и младшего дошкольного возраста (дети 2-4-го года жизни) является сенситивным периодом для ее развития, то, что именно в этот период дети должны овладеть основными движениями пальцев и кисти руки для того, чтобы у них продолжалось нормальное развитие, и то, что мелкая моторика влияет на развитие мышления, речи, зрительно-двигательной координации.

Критериями для оценки уровня развития мелкой моторики являются такие ее характеристики, как координация, гибкость и автоматизированность движений пальцев и кисти рук.

Нарушения в развитии мелкой моторики являются признаками некоторых заболеваний и несоответствия нормам интеллектуального и речевого развития ребенка. Ребенок с такими отклонениями относится к группе детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в специально организованной коррекционной работе.

Пальчиковая гимнастика - это упражнения для пальцев и кисти рук, которые проводятся в игровой форме и позволяют развить координацию, гибкость и автоматизированность движений пальцев и кисти рук.

Пальчиковая гимнастика обладает большими возможностями в развитии моторики рук у детей 2-4 лет, которые обусловлены ее положительным влиянием на кисти и пальцы руки, которые можно считать своеобразным речевым аппаратом, разнообразием упражнений пальчиковой гимнастики, позволяющим учитывать возрастные и психологические особенности развития каждого ребенка.

Список литературы

  1. Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2010. - №8. - С. 62-65.
  2. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). - М.: Просвещение, 1974. - С. 12-25.
  3. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи. - М.: Просвещение, 2009. - 196 с.
  4. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009. - 143 с.
  5. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Академия, 2010. - 284 с.
  6. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Владос, 2011. - 672 с.
  7. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М. Просвещение, 2009. - 192 с.
  8. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.
  9. Винарская Е. Н. Дизартрия. - М.: Изд-во АСТ, 2011. - 183 с.
  10. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
  11. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Академический проект, 2010. - 474 с.
  12. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 165 с.
  13. Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - №1. - С. 50-53.
  14. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. О.В. Акуловой, Т.И. Бабаевой, Т.А. Березиной. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 528 с.
  15. Ильин Е.П. Психомоторика. - М.: Владос, 2010. - 326 с.
  16. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Просвещение, 1973. - 228 с.
  17. Крaсильникoвa Н.A. Игры для рaзвития мeлкoй мoтoрики у дeтeй с тяжeлыми нaрушeниями рeчи. - М.: Владос, 2011. - 237 с.
  18. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПБ.: Литера, 2005. - 220 с.
  19. Крупeнчук O.И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй. - М.: Литера, 2008. - 218 с.
  20. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. - М.: Академический проект, 2010. - 453 с.
  21. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: Союз, 2009. - 264 с.
  22. Лурия A.Р. Письмo и рeчь: Нeйрoлингвистичeскoe изучeниe. - М.: Академия, 2012. - 346 с.
  23. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2012. - 593 с.
  24. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 108 с.
  25. Мoисeeвa Л.O пoдгoтoвкe руки к письму // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2012. - № 12. - С. 33-44.
  26. Нoвикoвa E.В. Кaк пoдгoтoвить руку рeбенкa к письму: кoмплeкс упрaжнeний для трeнингa мышц рук у дeтeй. - М.: Гнoм и Д, 2010. - 40 с.
  27. Нугаева Р.Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 401-404.
  28. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 304 с.
  29. Плутaeвa E. Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 2-4 лeт // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - № 3. - С. 28-35
  30. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета - Федеральный выпуск № 5125 от 5 марта 2010 г.
  31. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников //Дошкольное воспитание. - 2011. - № 1. - С.60-61.
  32. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Под ред. Т.И. Гризик и др.. - М.: Просвещение, 2013. - 141 с.
  33. Рожков О.П., Дворова И.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 226 с.
  34. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Родничок, 2012. - 185 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."

Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...

Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."

Пальчиковые игры- это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детей....

Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игр...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по самообразованию на тему: «Использование пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики у детей группы ЗПР»

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями-держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мо...

Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики рук  детей младшего дошкольного возраста...

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ.

Срветы родителям, как проводить пальчиковую гимнастику....