ПРОЕКТ «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ РОССИИ».
проект на тему

Башорина Юлия Вадимовна

ПРОЕКТ «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ РОССИИ».

Вид проекта: информационно-парктико-ориентированный, творческий.

Тип проекта: детско-взрослый, ребенок-субъект проектирования, открытый – в ДОУ и за его пределами.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: с сентября по май.

Сентябрь – декабрь – «Моя родина – Россия!»

Январь – март – «Священная война»

Апрель – май – «Детство без войны».

Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста, специалисты: музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели, родители детей.

Возраст участников проекта: 4 – 7 лет.

Охватываемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура».

Актуальность темы: художественно-эстетическое развитие детей.

Цель проекта:

ü Формирование у детей гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к историческому военному прошлому страны, к Родине.

ü Формирование интереса к продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivaya_pamyat_rossii.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ РОССИИ».

Вид проекта: информационно-парктико-ориентированный, творческий.

Тип проекта: детско-взрослый, ребенок-субъект проектирования, открытый – в ДОУ и за его пределами.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: с сентября по май.

Сентябрь – декабрь – «Моя родина – Россия!»

Январь – март – «Священная война»

Апрель – май – «Детство без войны».

Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста, специалисты: музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели, родители детей.

Возраст участников проекта: 4 – 7 лет.

Охватываемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура».

Актуальность темы: художественно-эстетическое развитие детей.

Цель проекта:

  • Формирование у детей гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к историческому военному прошлому страны, к Родине.
  • Формирование интереса к продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

  • Формировать личность, живущую по законам исторической преемственности поколений.
  • Воспитать любовь и уважение к защитникам.
  • Развивать продуктивную деятельность и творчество.
  • Поощрять поисковую  деятельность детей и родителей по истории военного прошлого семьи.
  • Привлекать родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям.
  • Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании своих детей.
  • Способствовать обогащению эмоциональной сферы.

Структура проекта.

Образовательные области

Содержание

Цикл «Моя родина – Россия!»

«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура»

  1. Музыкально-спортивный досуг «Буду в армии служить, буду Родину любить!» (старшая группа).
  2. Музыкальное занятие «Мирная тишина» (старшая группа).
  3. Выставка детского творчества «Это было до войны».
  4. Выставка семейных фотографий «Мои бабушка и дедушка».
  5. Выставка семейных фотографий  «Моя семья».
  6. Выставка фотоколлажей «Они защитники».
  7. Выставка детского творчества «Портрет мамы».
  8. Консультация для родителей.
  9. Конкурс чтецов «Были дни счастливые».
  10. Праздничный утренник ко Дню матери (средняя, старшая и подготовительная группы).

Цикл «Священная война»

«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура»

  1. Урок мужества «Встаньте, люди, отзовитесь, своей России поклонитесь!» (старшая группа).
  2. Музыкальное занятие «Священная война» (старшая группа).
  3. Коллективный коллаж-диорама «Вставай, страна огромная…».
  4. Конкурс чтецов «Эх, война, война, что ж ты сделала?»
  5. Групповое посещение выставок, музеев, памятников согласно тематике.
  6. Интегрированное занятие «Я помню, я горжусь!» (подготовительная группа).
  7. Музыкальная гостиная «Поем песни о войне» (подготовительная группа).
  8. Выставка фотоколлажей «Портрет героя»
  9. Литературно-музыкальная композиция «Памяти павших будем достойны» (подготовительная группа).

Цикл «Детство без войны»

«Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура»

  1. Интегрированное занятие «Сталинград» (старшая группа).
  2. Праздничный концерт «Дети – ветеранам» (старшая группа).
  3. Интегрированная образовательная деятельность «День Победы» (подготовительная группа).
  4. Оформление и дизайн родительских уголков, музыкального зала «Этот День Победы» (средняя, старшая и подготовительные группы).
  5. Ознакомление с произведениями искусства.
  6. Выставка макетов, поделок и рисунков детей и родителей (сотворчество) «Никто не забыт, ничто не забыто» (средняя, старшая и подготовительные группы).
  7. Рисунки на асфальте «Мы рисуем мир».
  8. Возложение цветов к памятнику.
  9. Консультация для педагогов.
  10. Городской и региональный конкурс детского творчества на военную тематику.
  11. Праздник пап «С днем защитника Отечества!» (средняя, старшая и подготовительная группы)
  12. Праздничный концерт «День Победы» (подготовительная группа).

Формы организации детей:

  • Физкультурный досуг.
  • Музыкальное занятие.
  • Продуктивная деятельность.
  • Работа в уголке творчества.
  • Выставка фоторабот.
  • Выставка детского рисунка.
  • Конкурс чтецов.
  • Конкурс детского творчества.
  • Урок мужества.
  • Групповое посещение выставок, кинотеатров, музеев.
  • Прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен.
  • Выставка плакатов.
  • Рассматривание альбома «Военная техника», плакатов, открыток.
  • Музыкальная гостиная.
  • Литературно-музыкальная композиция.
  • Праздничный концерт.
  • Конкурс рисунков на асфальте.
  • Возложение цветов к памятнику.
  • Праздники.
  • Беседы.

Методы и приемы организованной образовательной деятельности:

  • Игра.
  • Наглядность (выставка репродукций картин известных художников, рассматривание фотоархива военных лет).
  • Традиционные методы народной педагогики (подражание, подпевание, подхватывание, пение за педагогом, диалог, беды по картинам, «круглый стол»).
  • День открытых дверей.
  • Интерактивные выставки.
  • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
  • Рекламно-информативная (художественно-литературное занятие, просмотр репродукций).
  • Посещение памятных мест.
  • Творческая активность детей (групповая и индивидуальная).
  • Включение элементов творчества в занятия, игровую и самостоятельную деятельность.
  • Метод совместной деятельности детей и родителей, сотворчества с педагогами и сверстниками, коллективная работа.

Формы контроля:

  • Беседы с детьми по тематике проводимых мероприятий, позволяющие выявить уровень сформированности высших чувств дошкольника, качество усвоения ребенком представлений о России, родном городе.
  • Применение и отражение знаний в детских видах деятельности, занесение результатов в таблицу.
  • Наблюдение за детьми в ходе праздников, развлечений, постановок музыкальных сказок, занятий по изобразительной деятельности и на физкультурных досугах.

Предполагаемый результат: любознательность, активность; интерес к новым знаниям; проявление чувств гордости за стойкость и самоотверженность народа страны в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов; представления о фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов), их фронтовых и трудовых подвигах; умение представить творческий продукт индивидуальной или коллективной деятельности; соотнесение воспринятой информации со своим опытом, чувствами и представлениями; интерес к историческому прошлому страны через произведения живописи и скульптуры, прослушивание музыкальных произведений; проявление активного интереса к народной музыке, традиционной песне и пляске, музыке военной тематике; творчески активны, воспроизводят музыкальные произведения, соответствующие тематике проекта.

Продукты продуктивной деятельности:

  1. Выставка детского творчества «Это было до войны».
  2. Выставка семейных фотографий «Мои бабушка и дедушка».
  3. Коллективное детское творчество «Буду в армии служить».
  4. Выставка фотоколлажей «Они защитники».
  5. Выставка семейных фотографий  «Моя семья».
  6. Выставка детского творчества «Портрет мамы».
  7. Выставка макетов, поделок и рисунков детей и родителей (сотворчество) «Никто не забыт, ничто не забыто».
  8. Выставка детского рисунка «Этот День Победы».
  9. Рисунки на асфальте «Мы рисуем мир».
  10. Праздничный утренник ко Дню матери.
  11. Организация музыкальной гостиной «Поем песни о войне».
  12. Литературно-музыкальная композиция «Памяти павших будем достойны».
  13. Праздничный концерт «Дети – ветеранам».
  14. Музыкальный праздник для мужчин «С Днем защитника Отечества!».
  15. Праздничный концерт «День Победы».
  16. Видеопрезентация «День Победы».
  17. Видеозарисовка «Моя Россия».
  18. Видеопрезентация «День матери».
  19. Видеоролик «Ах, война, война…».
  20. Видеопрезентация «Я помню, я горжусь!».

Принципы проекта:

  • Историзм: соблюдение хронологии описываемых явлений и дат.
  • Гуманизация: ориентация на высшие человеческие ценности.
  • Дифференциация: соблюдение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
  • Интегративность: сотрудничество с семьей, библиотеками, краеведческим музеем, сочетание разных видов деятельности.
  • Наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала, соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Этапы работы над проектом.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Подготовительный этап (разработка проекта)

Цель: самосовершенствование по теме

Сентябрь - октябрь

Составление рассказов о войне, родственниках, участвовавших в событиях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

В самостоятельной творческой деятельности рисование на заданную тему.

Прослушивание музыкальных произведений военных лет, исполнение песен о войне.

Диагностирование детей.

Составление перспективного плана по реализации проекта.

Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.

Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.

Оформление выставки работ детей и родителей на военную тематику.

Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблем.

Этап: формулирование проблемы

Цель: помочь детям осознать и личностно воспринять проблему.

Ноябрь – декабрь

Осознание и личностное восприятие проблемы.

Принятие задач проекта.

Формулирует проблему: дети практически ничего не знают о событиях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, о родственниках, участвовавших в боях, и их наградах.

Цель: дать знания детям о событиях войны, оформить выставку работ, посвященную Дню Победы, прослушать музыкальные произведения военных лет, прочитать стихотворения, провести физкультурные игры на военную тематику.

Формулирует задачи:

- сформировать представление о времени начала и длительности Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов;

- выбрать форму получения информации (занятие, экскурсия, беседа, творческая деятельность, просмотр слайдов и документальных фильмов);

- определить наиболее интересные темы для детей.

Этап: систематизация информации о событиях войны.

Январь – февраль

Беседы о событиях войны.

«Образ война-победителя в монументальной скульптуре».

Коллективная лепка на военную тематику.

Воспроизведение музыкальных произведений военных лет.

Участие в творческих выставках рисунков и поделок.

Проведение бесед по теме проекта, организованной образовательной деятельности по художественному творчеству, музыкальному воспитанию и физическому развитию.

Организация музыкальной гостиной, выставки детского творчества.

Проведение конкурсов групповых и семейных фотоколлажей.

Этап: практическая деятельность детей.

В течении всего проекта

Выбор материалов для поделок.

Совместное составление схемы последовательности выполнения работы, изготовление поделки по подгруппам  соблюдением выбранной последовательности.

Выбор движений и музыки для танца.

Продумывание движений под музыку.

Танец с имитацией слов песни.

Предоставляет различные изобразительные материалы и музыкальное сопровождение.

Оказывает практическую помощь детям (по необходимости).

Организует подгрупповую и индивидуальную работу.

Этап: оформление.

В течении всего проекта

Оформление выставки работ, творческих уголков группы и зала.

Помогает в оформлении выставки творческих работ.

Этап: реализация проекта в образовательную практику

Январь- май

Защита проекта, разучивание стихов, песен.

Представление продукта деятельности: работ, выполненных по тематике проекта.

Совместная деятельность с родителями и педагогами в ДОУ.

Разработка конспектов занятий, сценария досуга, праздника.

Проведение совместных мероприятий с родителями, ветеранами, тружениками тыла.

Посещение деткой библиотеки, краеведческого музея, памятных мест в городе.

Участие в конкурсах рисунков, посвященных Победе.

Оформление альбома «Вечный огонь».

Создание презентаций к тематическим занятиям и беседам.

Диагностика детей.

Заключительный этап

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив.

Май

Творческий отчет (концерт, выставка, презентация).

Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.

Анкетирование и опрос детей и родителей.

Создание видеопрезентаций, видеороликов, мультимедийных презентаций.

Обобщение работы и размещение ее в Интернете, публикации в СМИ, издание в научно-педагогических издательствах.

План работы по реализации проекта

Мероприятие, тема

Ответственный

Участники

Цикл «Моя родина – Россия!»

Физкультурный досуг «Буду в армии служить, буду Родину любить!»

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели

Дети, родители

Музыкальное занятие «Мирная тишина»

Музыкальный руководитель, воспитатели

Дети

Выставка детского творчества «Это было до войны».

Старший воспитатель

Дети

Выставка семейных фотографий «Мои бабушка и дедушка».

Старший воспитатель, родители, воспитатели

Дети, родители

Выставка семейных фотографий  «Моя семья».

Старший воспитатель, воспитатели, родители

Дети, родители

Выставка фотоколлажей «Они защитники».

Старший воспитатель, воспитатели, родители

Дети, родители

Выставка детского творчества «Портрет мамы».

Воспитатели, старший воспитатель

Дети

Конкурс чтецов «Были дни счастливые».

Старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель

Дети, родители, педагоги

Праздничный утренник ко Дню матери

Музыкальный руководитель, воспитатели

Дети, родители, педагоги

Цикл «Священная война»

Урок мужества «Встаньте, люди, отзовитесь, своей России поклонитесь!»

Старший воспитатель, воспитатели

Дети

Музыкальное занятие «Священная война»

Музыкальный руководитель, воспитатели

Дети

Коллективный коллаж-диорама «Вставай, страна огромная…».

Старший воспитатель

Дети, родители

Конкурс чтецов «Эх, война, война, что ж ты сделала?»

Старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель

Дети, родители, педагоги

Групповое посещение выставок, музеев, памятников согласно тематике.

Старший воспитатель, воспитатели

Дети, родители, педагоги

Интегрированное занятие «Я помню, я горжусь!»

Воспитатели

Дети

Музыкальная гостиная «Поем песни о войне»

Музыкальный руководитель, воспитатели

Дети

Выставка фотоколлажей «Портрет героя»

Старший воспитатель, родители

Дети, родители, педагоги, ветераны

Литературно-музыкальная композиция «Памяти павших будем достойны»

Музыкальный руководитель, воспитатели

Дети, родители, педагоги, ветераны

Цикл «Детство без войны»

Интегрированное занятие «Сталинград»

Воспитатели

Дети

Праздничный концерт «Дети – ветеранам»

Музыкальный руководитель, воспитатели

Дети, родители

Интегрированная образовательная деятельность «День Победы»

Воспитатели

Дети

Выставка макетов, поделок и рисунков детей и родителей (сотворчество) «Никто не забыт, ничто не забыто»

Старший воспитатель, родители, воспитатели

Дети, родители

Рисунки на асфальте «Мы рисуем мир».

Старший воспитатель, воспитатели

Дети

Возложение цветов к памятнику.

Старший воспитатель, воспитатели

Дети, родители, педагоги

Городской и региональный конкурс детского творчества на военную тематику.

Старший воспитатель,

Родители, воспитатели

Дети

Праздник пап «С днем защитника Отечества!»

Музыкальный руководитель, воспитатели

Дети, родители

Праздничный концерт «День Победы»

Музыкальный руководитель, воспитатели

Дети, родители, ветераны

Модель педагогической деятельности с родителями

в условиях реализации проекта

Содержание работы

Сроки

Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей

Сентябрь

Консультация «Как рассказать ребенку о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов?», «Эхо прошедшей войны»

Сентябрь, апрель

Просмотр фильмов о войне вместе с детьми, прослушивание музыкальных произведений на военную тематику

Сентябрь – май

Привлечение родителей к организации выставки стенгазет, макетов, поделок о войне

Февраль – май

Спортивные праздник и досуг на военную тематику «Буду в армии служить, буду Родину любить!», «С днем защитника Отечества!»

Февраль, май

Участие в выставке совместных рисунков и поделок о войне

Февраль, апрель

Выставки фотографий и фотоколлажей

Октябрь, ноябрь, февраль, март, май

Оформление информационного уголка «Солдаты – победители Великой Отечественной войны»

Апрель - май

Посещения музея, возложение цветов к памятникам

Февраль - май

        Мониторинг эффективности. Эффективность проекта оценивается в целом по результатам диагностических исследований:

  • Интервьюирование детей на тему «»Что знаешь о Великой Отечественной войне?»
  • Индивидуальные беседы с детьми на тему «Защитники Отечества».
  • Ситуации свободного выбора.
  • Наблюдение за свободной самостоятельной деятельностью детей.
  • Анализ продуктов деятельности (рисунки): «Поздравительная открытка к Дню защитника Отечества», поздравительная открытка «Салют Победы», поздравительная открытка «Войне мы скажем – НЕТ!».
  • Анкетирование родителей на темы «Формирование у детей знаний о войне» (январь) и «Память о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» (май).

Оборудование:

  • Изобразительные материалы.
  • Репродукции картин известных художников.
  • Скульптуры малых форм.
  • Диафильмы.
  • Материалы для изготовления макетов.
  • Настольные макеты-диорамы.
  • Мольберты для творческой работы.
  • Звуковоспроизводящая аппаратура.
  • Развивающие игры по теме.
  • Оборудование для показа презентаций.
  • Детские презентации.
  • Аудиозаписи песен военных лет.
  • Ширмы и буклеты для родителей.
  • Компьютер и видеотехника, экран.
  • Фотокомпозиции по темам праздников.

Литература.

  1. Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  2. Бородина Т.А. «Воспитание у детей любви к матери// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2007. № 4. С. 34-39.
  3. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2002 гг.// Российская газета. 2001.
  4. День матери/ подгот. А.В. Герасимов// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2007. № 4. С. 33.
  5. Князева О.А., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000 г.
  6. Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война [проекты, конспекты занятий]// Ребенок в детском саду. 2007. № 2.
  7. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бобровникова Наталья. Анализ педагогического проекта по патриотическому воспитанию дошкольников «Живая память». МБДОУ №11 «Машенька» ХМАО – ЮГРА, г. Сургут.

В современных условиях, как показывает анализ научно-педагогической литературы, проблема патриотического воспитания теоретически разработана недостаточно, кроме этого анализ работы общеобразовательных...

Живая память России

Беседа с презентацией к Празднику Победы!...

Творческий проект "Живая память России"

Творческий проект " Живая память России"...

Проект "Живая память России" в подготовительной группе.

Формировать и расширять знания детей дошкольного возраста об истории Великой Отечественной войны,о героях войны и их подвигах,о празднике 9 мая и его значении....

Долгосрочный проект Живая память

Представляю вашему вниманию патриотический проект Живая память. На протяжении всего проекта мои воспитанники с большим интересом слушали и выполняли всю ту информацию, которая им предлагалась....

Проект "Живая память"

       Целью данного проекта является создание условий для формирования познавательных действий воспитанников старшей группы через организацию совместной деятельности по нра...