Словесные игры для детей подготовительной группы
материал (подготовительная группа) на тему

Филатова Лариса Владимировна

Предлагаемые словесные игры предназначены для развития речи и мышления детей подготовительной группы, а также для формирования выдержки, находчивости, дисциплинированности и других необходимых качеств личности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словесные игры для детей

подготовительной группы

Данные игры способствуют развитию мышления и речи детей дошкольного возраста.

Систематическое проведение предлагаемых игр помогает в решении вопросов умственного развития детей. У них совершенствуется такое ценное качество памяти как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

Словесные игры влияют на формирование таких качеств как выдержка, находчивость, умение ориентироваться, дисциплинированность.

Дополни предложение

Цель игры. Развивать речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например: «Мама купила...». Дети: «Книжки, тетради, портфель» и т. д.

Скажи слово с нужным звуком

Цель игры. Развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте слова со звуком «а». Маленькая пауза. Бросает мяч любому из играющих. Ребенок отвечает: «Шапка». Ответивший бросает мяч следующему играющему. И т.д. Затем называется другой звук, а дети вспоминают слова с этим звуком. Тот, кто не может назвать слово быстро или назвал слово, в котором нет нужного звука, отдаёт фант.

Эти игры проводятся как часть занятия по развитию звуковой культуры речи.

Придумай предложение

Цель игры. Развивать речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Мише камешек. Он возьмет фант и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст фант рядом сидящему играющему». В предложении слово должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) фант переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

Эта игра проводится после того, как дети познакомились со словом и предложением.

Скажи по-другому

Цель игры. Учить детей подбирать синоним — слово, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие на то слово, которое он назовет.

«Большой», — предлагает воспитатель. Дети называют слова: «Огромный, крупный, громадный, гигантский».

«Красивый» — «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый» — «Сырой, влажный». И т. д.

Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе.

Воспитатель может по аналогии с этой игрой разработать варианты игры, например: он называет какое-нибудь существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты. Так, к слову «море» дети подбирают эпитеты «спокойное, бурное, тихое, лазурное, грозное, штормовое, красивое, южное». Ребенка, который вспомнит больше слов, нужно похвалить.

Все эти игры можно проводить на занятии по родному языку (как часть занятия).

Подбери слово

Цель игры. Развивать гибкость мышления, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить» Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т. д.». «Штопать?» — «Носки, чулки, варежки, шарф». «Завязывать?» — «Шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать?» — «Шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, буденовку». «Надеть?» — «Пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки».

Воспитатель называет заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры для детей средней группы

Материал, необходимый для ежедневных занятий...

Словесные игры для детей младших групп

Кто из взрослых не замечал, как любят играть со звуком совсем маленькие дети? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот малыш уже повторяет его на все лады — гулит. Сколько...

Словесные игры для детей средней группы

Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении познавать окружающий мир. Это возраст «почемучек», когда у малышей интенсивно развивается мышление и речь, увеличивается запас...

Словесные игры для детей младших групп

Игры со словами и движениями для детей младших групп...

словесные игры для детей старшей группы

словесные игры по развитию речи...

Словесные игры для детей средней группы

Словесные игры для детей средней группы Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении познавать окружающий мир. Это возраст «почемучек», когда у малышей интенсивно раз...

Картотека словесных игр для детей подготовительной группы

Картотека словесных игр по этикету для детей подготовительной группы       «Наши имена»Цель: помочь детям и воспитателю запомнить имена детей группы, спо...