Технологическая карта основной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Шейн Елена Вячеславовна

Мною разработана схема планирования  основной   образовательной деятельности по образовательным областям с детьми в соответствии с ФГОС -  технологические карты, в которых планируются  образовательные, развивающие, воспитательные задачи, оборудование для детей и педагога, виды детской деятельности,   этапы  работы над поставленными задачами, деятельность детей и педагога, и результат решения поставленной  задачи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_udivitelnyy_kartofel.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Составила воспитатель: Шейн Елена Вячеславовна, ВКК

Форма: Основная - образовательная деятельность  

Тема:  «Этот, удивительный картофель!»

Возраст: подготовительная группа

Дата:  25 октября  2016год

Образовательная область: «Познавательное  развитие» - ознакомление с окружающим

Виды детской деятельности:  игровая,  коммуникативная,  двигательная,  музыкальная,  познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Задачи:

Образовательные: Расширять  представления детей  о свойствах картофеля и его применении человеком.   Познакомить с основными компонентами в составе картофеля. Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас .

Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности,   умение работать в группе, развивать коммуникативные навыки; развивать у детей умение самостоятельно  делать выводы и умозаключения.  

Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности; воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками при работе в парах.

Оборудование:

-для детей: картофель, терки, сито, стакан ( большой и маленький), пипетки, тарелочки, йод, вода, воздушные шары, воронки, готовый крахмал, салфетки, фартуки,

-для педагога: презентация, музыкальное сопровождение, «волшебный черный ящик» с  разными сортами картофеля, микрофон

Этапы деятельности

Содержание

Задачи данного этапа

Деятельность детей

Деятельность педагога

Результат

Вводная часть ( 3-5  мин)

Организационный момент. Хороводная игра

Мотивация к образовательной деятельности - Тайна «Волшебного черного  ящика»

На  музыкальном фоне дети с воспитателем играют в хороводную игру

- Ребята пришло время открыть тайну волшебного черного ящика, который сегодня с утра появился у нас в группе. Но открыть его не легко. Вы готовы?

(Показ Слайда 1)

- Давным  давно на Руси жил царь, звали его  Петр –I. Когда царь находился в стране Голландии, он попробовал на вкус блюдо из удивительного растения.  И так оно ему понравилось, что взял царь у них мешок этого удивительного  растения и отправил своим приближенным в Россию и приказал разослать клубни во все концы государства для того чтобы люди занялись разведением этого замечательного растения.

- Что за растение лежит в этом волшебном черном  ящике?

Заинтересовать, настроить детей на дальнейшую работу

Развивать у детей мотивацию к образовательной деятельности.

Дети четко проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети внимательно  заинтересованно

слушают подсказку, думают, отвечают на вопрос

Воспитатель совместно с детьми играет в хороводную игру

Воспитатель  обращает внимание на черный ящик в группе, читает детям подсказку волшебного черного ящика

Дети умеют играть  в хороводные игры

У детей будет повышена мотивация к образовательной деятельности

Основная часть (15-20 мин.)

Блиц - опрос с показом презентации «Откуда к нам пришел  картофель»

Игра «Волшебный микрофон»

Рассматривание картофеля

Мотивация к экспериментальной деятельности- проблемный вопрос

Экспериментальная деятельность детей

для проведения опытов разбиться на группы, затем собрать консилиум и поделиться своим опытом

Продуктивная деятельность – изготовление игрушки - мнушки

Правильные ответы детей сопровождаются слайдами - Что вы можете рассказать об этом удивительном картофеле? или

- Кто завёз картофель в Россию?  ( Петр –I. - слайд)

- Какая страна является родиной картофеля? (Америка. - слайд)

- В качестве чего использовали цветки картофеля? (Кавалеры дарили дамам картофельную ботву как букеты;  цветками  картофеля украшали  шляпы, платья, жилеты,  делали бусы, браслеты. - слайд)

- Как путешественники, назвали плоды картофеля когда их увидели впервые? («Золотые яблоки».- слайд)

- Почему люди сначала  не хотели   выращивать картофель? (Считали, что он ядовитый. - Слайд)

- Какое открытие сделали крестьяне? (Однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная. С тех пор в России все едят картошку и называют её  вторым хлебом. - слайд) Почему?

- Скажите, пожалуйста, а какие еще блюда из картофеля можно приготовить? (драники, вареники и т.д.)

- Вот и разгадана тайна черного ящика.

-Неправда ли,  удивительный этот картофель! или

Так вот значит, какую тайну хранит наш черный ящик. 

- Одинаковы ли клубни картофеля? Чем они  отличаются? ( формой, цветом и т.д.) 

-  Почему картофель у всех разный? ( Потому что картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней.)

- Ребята, а вы знаете из чего состоит картофель (кожуры и т.д.)

-Ребята я вас сейчас приглашаю  в нашу научную лабораторию, где мы еще раз убедимся, что картофель действительно очень уникальный. Но сначала давайте с вами вспомним правила работы в научных лабораториях:

- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;

- не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;

- быть предельно аккуратным.

Опыт №1

-Возьмите клубни картофеля и потрите на терке. В левой руке терка, прижимаем ее к столу, в правой руке картофелина. Трем сверху вниз, осторожно, берегите пальцы.

- Что же получилось? (жидкая масса)

- Добавим в эту массу воду, перемешаем.

- Какого цвета вода?

-  Сольем жидкость в другую банку. Или процедим через сито.

- Что вы видите на дне стакана? ( осадок на дне)

- Ребята, мы с вами сделали открытие! На дне стакана – это вещество, которое называется крахмал!

- Какой вывод мы можем  с вами сделать проведя этот опыт? ( Что в картофеле есть крахмал)

Опыт №2

-Давайте посмотрим, какого цвета крахмал? Размешайте его ложкой.   - На что он похож? ( предположения детей)

-Если его высушить, то он превратится вот в такой порошок, который продается в магазинах, называется он картофельный крахмал.  Ребята возьмите каждый щепотку крахмала и расскажите  какого он цвета? Какой он на ощупь? (крахмал белый, мягкий, он скрипит)

- Давайте посмотрим, что произойдет с крахмалом, если добавить  каплю йода.

- Посмотрите, какого цвета йод? (синего цвета) 

- Сейчас берем два стакана с водой.  В один добавляем крахмал, а в другом только вода, капаем йод в оба стакана.

- Посмотрите, какие изменения произошли? (в одном стакане в стакане с водой цвет стал жёлтый, а в стакане с крахмалом цвет стал темно- фиолетовый.)

- Как вы думаете, почему? (потому, что крахмал изменяет цвет йода.)

Опыт №3

На столе лежат продукты порезанные на дольки.

- Как вы думаете, а в каком либо из представленных продуктов есть такое вещество, как крахмал?          - Можно ли узнать и как? А можно воспользоваться предыдущим опытом?

-Верно капнем йод на каждый продукт по очереди и если в продукте, если вдруг окажется крахмал, то что случится с продуктом?

( йод капнуть  на картофель, манку, рис,  молоко, яблоко, лук, морковь)  - Почему посинел рис, хлеб, яблоко? ( там есть крахмал)                   - Верно, мы обнаружили крахмал.

- Теперь свои ученые открытия вы занесите в свои карточки. Под каждым продуктом, в которых содержится крахмал нарисуйте синий кружок.

  -Учёные выяснили, что крахмал есть во всех продуктах растительного происхождения, кроме водорослей,  грибов, некоторых цветов, но в разных количествах, больше всего крахмала в картофеле.

- Уважаемы ученые,  какой общий вывод мы можем  с вами сделать? ( Что в картофель состоит из  воды, и крахмала)

- Спасибо вам уважаемые ученые за ваше открытие, за ваши труды.                                      

- Кто знает для чего нам нужен крахмал? ( заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.

-  Я хочу открыть вам не большой секрет. Если насыпать крахмал в воздушный шарик, завязать его и украсить, то получится вот такая игрушка- мнушка.

-Хотите  сделать игрушку – мнушку? Тогда  поделитесь парами и попробуйте вместе изготовить игрушку.

Уточнять знания детей о картофеле и его происхождении;  развивать у детей умение поддерживать беседу.

Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас

Заинтересовать детей познавательно-исследовательской деятельностью.

Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельностью;  упражнять детей в умении делать умозаключения, выводы; развивать коммуникативные навыки

Познакомить детей с процессом изготовления игрушки - мнушки

Дети отвечают на вопросы воспитателя быстро, полным ответом

дети по очереди передают микрофон называют блюда из картофеля

Дети достают клубни картофеля

Дети с интересом вспоминают правила поведения в лаборатории

Дети перечисляют правила поведения в лаборатории.

Дети трут по одной картофелине, тертую массу собирают в прозрачную банку, добавляют  в массу воду, перемешивают, процеживают жидкость через сито.

Дети перемешивают крахмал ложкой, определяют цвет, на что похож.

Дети исследуют свойства крахмала, рассказывают о них, проводят опыт

Дети  проводят опыт: набирают йод, капают  его на продукты лежащие на столе, определяют в каких продуктах есть крахмал

Дети  разбиваются парами  для совместного изготовления игрушки.

Воспитатель  задает вопросы поискового, проблемного  характера, правильные ответы детей высвечиваются на слайдах.

Воспитатель предлагает поиграть в интервью

Воспитатель открывает черный ящик.

Воспитатель задает  проблемные вопросы.

Воспитатель предлагает по работать в научной лаборатории и изучить состав картофеля

Воспитатель вместе с детьми вспоминают правила работы в лаборатории

Воспитатель  по ходу эксперимента страхует детей, оказывает индивидуальную работу.

Воспитатель показывает сухой магазинный  крахмал, предлагает его исследовать на ощупь, на запах.

Воспитатель показывает палочку,   окрашенную йодом, предлагает провести опыт

Воспитатель обращает внимание на продукты лежащие порезанные на дольки и просит определить в каких продуктах есть крахмал

Воспитатель показывает процесс изготовления игрушки - мнушки

Дети имеют представления о происхождении картофеля

У детей расширен кругозор детей о картофельных блюдах

Дети заинтересованы

Дети знают правила работы в лаборатории

Дети заинтересованы экспериментальной деятельностью, делают умозаключения

У детей развиваются творческие способности и умения работать в группах.

Заключительная часть (3-5 мин)

Итог. Рефлексия.

-Что мы сегодня с вами делали?  Что вы нового узнали о картофеле узнали? Что вам больше всего понравилось делать? Почему?

- Ребята, вы сегодня все молодцы! Мне понравилось как вы проводили исследования. Может быть , когда-нибудь вы повзрослеете, кто-нибудь из вас выберет  профессию ученого. И я вами буду гордиться.

 

Продолжать упражнять в умении высказывать свои впечатления

Дети высказывают свои впечатления, учатся мыслить

Воспитатель поощряет детей

У детей формируются навыки высказывать свои впечатления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группе (6-7 лет) компенсирующей направленности с нарушениями речи (ОНР)

Технологическая карта физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группе (6-7 лет) компенсирующей направленности с нарушениями речи (ОНР)...

Технологическая карта НООД по лепке в подготовительной к школе группе "Пограничник с собакой"

Технологическая карта НООД по лепке в подготовительной к школе группе "Пограничник с собакой"...

Технологическая карта НОД деятельности с детьми подготовительной к школе группы «В поисках электричества…»

Технологическая карта  НОД  деятельности с детьми подготовительной к школе группы «В поисках электричества…»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему "Во саду, да в огороде"

Технологическая карта организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему "Во саду, да в огороде"...

Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Помощники космонавтов» с применением технологии Q-кодов.

Мир динамичен, постоянно меняется. И уже сложно представить нашу жизнь без использования современных средств коммуникации. На сегодняшний день особое значение придается использованию информационно-ком...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Первый раз-в первый класс"

Цель: Закрепление знаний по всем областям, полученных на занятиях в течение учебного года.   Задачи:Обучающие:- Закрепить знания детей о числах в пределах 20, решать задачи. Пополнять и...