Профилактическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
консультация по коррекционной педагогике по теме

Уткина Наталья Валерьевна

Консультация для дошкольных работников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 «Родничок» г. Куса»

Профилактическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

 (Заседание ПМПк от 31.03.2017 г.)

Учитель-логопед МБДОУ д/с № 13

Уткина Наталья Валерьевна

г. Куса, 2017 г.

Многие родители задумываются о том, каким будет их ребенок. Известие о том, что у ребенка проблемы в развитии, часто ставит родителей в тупик, многие переживают шок, досаду или разочарование. После того как негативные эмоции уступают место разумным доводам,  родители  ищут способы помощи своему ребенку, или полностью игнорируют все проблемы. Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Наша задача проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Успех коррекционно-развивающего обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе специалистов, воспитателей и родителей. Для успешной работы воспитателям, психологу и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьёй ребёнка.

В настоящее время в педагогической практике существуют различные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными. Их цель: сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным.
           Задачи: 

- установить партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

- повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;

- формировать навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;

- усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности, защищённости в условиях семьи;
- воспитывать привычку обращаться за помощью к врачам и педагогам в вопросах коррекции и воспитания.

Принципы: закрепление сотрудничества между родителями и детским садом, разъяснение ответственности родителей за воспитание детей, воспитанности, чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.

Условия: целенаправленность, систематичность, плановость; индивидуально-дифференцированный подход; доброжелательность.

Формы и методы:

- ознакомительные беседы; индивидуальные беседы с родителями по вопросам состояния речевого и психического развития их детей (логопед, психолог);
- родительские собрания; анкеты; ежемесячные бюллетени
(поздравление с праздником, объявление, просьба, информация, благодарность);
- консультации (плановые, внеплановые - по мере необходимости).  

Консультации проводятся в виде: докладов, бесед, стендов; открытых занятий;  совместных мероприятий.

Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к дефектам детей неоднозначно. Поэтому особое значение приобретает первая беседа родителей с логопедом и психологом, когда им в доступной и убедительной форме рассказывают о негативном влиянии недостаточной сформированности психических функций, низкого уровня познавательного развития и речевых нарушений на процесс обучения и развития ребенка.

Следует отметить, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе. Логопед и психолог объясняют родителям необходимость прохождения ПМПК с целью зачисления на занятия к специалистам.

Родителей знакомят с особенностями речевого и психического развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание  на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения. Объясняют, что ребенку может потребоваться помощь нескольких специалистов - это врачи (педиатры, невропатологи, психоневрологи, отоларингологи, офтальмологи, ортодонты, стоматологи), логопеды,  дефектологи,  физиотерапевты  и  врачи лечебной физкультуры.

Знания и советы разных специалистов помогут родителям получить ответы на многие интересующие их вопросы.

Большое значение имеет и проведение родительских собраний с приглашением специалистов – логопеда и психолога. На этих собраниях освещаются в доступной форме следующие вопросы:

1. Необходимость специального направленного обучения детей в соответствии с нарушением (речевые нарушения, нарушения интеллекта, ЗПР и.т.д.).

2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей.
3. Информация о содержании коррекционных занятий.

Раскрывая задачи и содержание коррекционных занятий, педагоги знакомят с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку. Особо логопед отмечает роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:

а) единство требований к ребенку;

б) контроль за выполнением заданий;

в) помощь в оформлении тетради ребенка;

г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду.

Таким образом, специалисты и воспитатели создают установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс. На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Специалисты показывают приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркивают его трудности и успехи, подсказывают, на что необходимо обратить внимание дома.        

Рекомендуется провести цикл бесед для родителей по тематике, связанной с особенностями воспитания и обучения детей.

Примерные темы бесед:

1. Речевые нарушения и причины их возникновения.

2. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Что делать, если у ребенка плохая  память?

4. Подвижные игры в системе коррекционной работы.

5. Игра - лучший помощник в занятиях с детьми дома.

6. Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка.

7. Труд - важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома.

Задача педагогов, работающих в детском саду, поддержать родителей, помочь и дать надежду, подсказать и вместе найти оптимальный путь решения проблемы. Родители в свою же очередь могут помочь своему ребенку, неукоснительно выполняя рекомендации врачей, специалистов работающих с детьми, участвуя в жизни детского сада.

Уткина Н.В., учитель-логопед, педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Задача педагогов детского сада проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Успех коррекционного обуче...

Роль руководителя в организации взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО

Значимость роли родителей в воспитании ребенка всегда была велика. Ребенок рождается, растет и развивается в первую очередь в семье, в первой ступени социума. В Законе РФ «Об образовании» закреплено п...

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

В своей статье я хотела бы раскрать термин инклюзивное образование и исходя из этого предложить  формы работы с родителями с детьми ОВЗ....

Профилактическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Профилактическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ....