Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Причины нарушений в поведении дошкольников»
    консультация на тему

    Ярополова Ирина Анатольевна

    Консультация для воспитателей «Причины нарушений в поведении дошкольников»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_prichiny_narusheniy_v_povedenii_detey.docx15.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    «Причины нарушений в поведении дошкольников»

    Педагог-психолог

    Ярополова И. А.

    Причины нарушений в поведении детей дошкольного возраста и как помочь детям и их родителям.

    Наиболее многочисленная группа родителей очень часто задает психологу вопросы, связанные с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста, это – агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость. Основными причинами таких отклонений могут быть нервно-психические нарушения, неверный подход родителей к воспитанию, а также незнание ими основных закономерностей развития детей дошкольного возраста.

    Характерные особенности нарушений в поведении ребенка:

    • чрезмерно подвижен
    • имеет высокие требования к себе
    • не понимает чувств и переживаний других людей
    • ощущает себя отверженным
    • имеет низкую самооценку
    • часто ругается с взрослыми
    • создает конфликтные ситуации
    • отстает в развитии речи
    • чрезмерно подозрителен
    • вертится на месте
    • постоянно контролирует свое поведение
    • чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
    • сваливает вину на других
    • движения беспокойные
    • часто спорит с взрослыми
    • суетлив
    • любит заниматься головоломками, мозаиками
    • часто теряет контроль над собой
    • отказывается выполнять просьбы
    • импульсивен
    • часто дерется
    • имеет отсутствующий взгляд
    • часто предчувствует плохое
    • самокритичен
    • не может адекватно оценить свое поведение
    • имеет мускульное напряжение
    • опасается вступать в новую деятельность
    • часто специально раздражает взрослых
    • задает много вопросов, но редко дожидается ответов
    • робко здоровается, чувствует себя беспомощным
    • мало и беспокойно спит
    • толкает, ломает и рушит все кругом
    • слишком говорлив
    • отказывается от коллективной игры

    В арсенале взрослого есть следующие основные способы контроля поведения ребенка – позитивные, негативные, нейтральные.

    Позитивные способы – просьбы, мягкое физическое манипулирование.

    Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективными при взаимодействии с ними. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители, скорее всего, отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.

    Негативные способы – наказания, приказы.

    Наказания и приказы могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому наказывать нужно только в крайнем случае. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-то «назло», например, подчеркнуто медленно выполнять указания взрослых, даже если вся семья опаздывает в это время в гости, театр, и т. д.

    Нейтральные способы – модификация поведения.

    Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое – наказание или лишение привилегий. Однако этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов ребенка: «А что мне за это будет?»

    Как же помочь своему ребенку?

    - Учить ребенка прямо заявлять о своих чувствах, не загонять их внутрь себя, что способствует возникновению стресса

    • Выражать гнев, агрессию в косвенной форме, с помощью игровых приемов*
    • Нарушения в поведении детей могут возникнуть лишь потому, что они не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Это можно сделать с помощью ролевой игры.
    • Научить детей сопереживать другим людям. Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме того, полезно сочинять с ребенком сказки, истории. В процессе чтения желательно, чтобы родители беседовали с детьми о чувствах и эмоциях, которые будят в них те или иные действия героев.

    Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. Многие взрослые пока еще и сами не умеют управлять собственным поведением, а значит, и их дети в процессе воспитания вряд ли усвоят навыки адекватного выражения эмоций.

    *Как избавиться от плохого настроения – громко спеть любимую песню; пометать дротики в мишень; использовать «стаканчик для криков»; бомбить в ванной мячиком пластмассовые игрушки; пускать мыльные пузыри; полить цветы; порвать бумагу на мелкие кусочки; быстро нарисовать обидчика, а затем зачеркать его; слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее; игра «Кто громче крикнет».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Причины речевых нарушений"

    Консультация "Причины речевых нарушений" будет полезна воспитателям и родителям....

    Консультация для воспитателей:"Причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста"

    Предупреждение и исправление поведения возможно, если соблюдать единую систему требований....

    Доклад для воспитателей "Профилактика нарушений в поведении дошкольников"

    В докладе отражены основные трудности с которыми сталкиваются как воспитатели, так и родители. Полезен для улучшения взаимодествия с детьми, для памяток родителям....

    Причины нарушений в поведении ребёнка, которые приводят к тому, что ребёнок становится трудным и порой неуправляемым

    Непослушание (как возможность привлечь к себе внимание). Внимание необходимо для эмоционального благополучия....

    Логопедическая газета для родителей "Веселый язычок" выпуск №6 "Причины нарушения звукопроизношения у дошкольников"

    Вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учета многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии...

    Консультация для воспитателей "Речевые нарушения и их причины возникновения у детей дошкольного возраста"

    Помощь детям с речевыми нарушениями оказывается как в возрастной группе, так и в условиях логопедического кабинета. Комплектование в учреждения проводится в зависимости от заключения (диагноза). Ребен...

    Консультация для воспитателей ДОУ «Нарушения осанки у дошкольников, причины и профилактика в ДОУ»

    В консультации рассматриваются функции опорно-двигательного аппарата, а также факторы (двигательная активность, гигиенические условия, рациональное питание), которые оказывают влияние на формирование ...