Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования».
материал по теме

Титовец Марина Викторовна

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития

творческих способностей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Титовец М. В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №113 Невского района

Санкт-Петербурга

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития

творческих способностей дошкольников.

      Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.

      Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Работая с детьми, приходишь к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. И в этом поможет игра, как основной вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щетка, поролон, трубочка от сока, парафин и многое другое.

      Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей.

      Использование нетрадиционных техник удовлетворит любопытство ребенка, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным». Занятия по рисованию должны впитывать в себя нечто новое, нестандартное, нетрадиционное. Поэтому нужно использовать разные техники нетрадиционного рисования.

      Данная проблема позволила определить тему исследования – «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников, через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

      Объектом исследования является изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

      Цель – развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования, для гармонизации психоэмоционального состояния.

      Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- вызвать у детей интерес к творческой деятельности;

- познакомить детей с нетрадиционными направлениями изобразительного искусства;

- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций, творческое мышление;

- стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования;

- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

- формировать практические навыки работы с разнообразными изобразительными материалами.

      Участники проекта: дети, их родители и воспитатели.

      Методы исследования:

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

- количественный и качественный анализ полученных результатов;

- анкетирование и беседа с родителями.

При планировании и организации занятий с нетрадиционной техникой рисования важно соблюдать следующие условия:

- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

- правильное определение главной цели занятия по нетрадиционным техникам рисования;

- создание развивающей среды в ДОУ и группе (изостудия, картинная галерея, наличие разработок по нетрадиционным формам изобразительной деятельности (альбом).

- необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;

- на занятиях по рисованию целесообразно использовать музыку, игры, физкультминутки.

      Вид проекта: творческий.

      Новизна опыта заключается в создании системы методов и приемов, обеспечивающих переход от репродуктивного мышления к творческому; подведение детей к свободной интерпритации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности.

      Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе образовательной деятельности, полученные данные свидетельствуют о том, что психоэмоциональное состояние детей значительно улучшаются при систематическом использовании нетрадиционных техник рисования.

      Практическая значимость - нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. А в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

      Критерии эффективности:

- уровень освоения образовательной программы;

- удовлетворение родителей качеством образования;

- информационно-методическая обеспеченность.

      Длительность работы над опытом 3 года, осуществляется в три этапа.

      План реализации образовательного проекта

I этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный).

Подготовительные мероприятия:

1. Изучение теоретической части развития вопроса.

2. Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 4-6 лет.

4. Разработка перспективного плана работы.

5. Проведение диагностики творческих способностей детей

6. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

II этап – практический.

III этап – обобщающий.

      Гипотеза: если образовательный процесс по изобразительной деятельности ДОУ будет организован с учетом использования не только стандартного набора изобразительных материалов, но самых разнообразных и необычных способов и средств изображения, то будут достигнуты наиболее высокие результаты развития художественно-творческих способностей детей

      Актуальность: изобразительная деятельность приносит много радости. Но, учитывая огромный потенциал нового поколения, этого не достаточно для развития творческих способностей. Чтобы не ограничивать возможности в выражении от впечатлений детей от окружающего мира, в последнее время в дошкольных учреждениях активно развивается такая форма образования, как «Нетрадиционные техники рисования». Здесь включаются в образовательный процесс самые необычные способы и средства изображения: штампы из различных материалов, ватная палочка, нитки, зубная щетка, губка и многое другое.

      Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, методы, формы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские творческие способности. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Нетрадиционное рисование позволяет ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Не обязательно обладать художественными навыками, чтобы изобразить шедевр, используя нетрадиционные материалы для рисования.

      Ожидаемый результат:

- всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;

- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;

- умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;

- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.

Литература:

1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

3. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это? ”.

4. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.

5. Лыкова И. А. «Цветные ладошки» М., 2007

6. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.

7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования".

Статья для Всероссийской  – научной  практической  Конференции«Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования Тема выступления: развитие познават...

Перечень нормативно-правовых документов федерального уровня, локальных актов образовательных организаций, регламентирующих введение и реализацию ФГОС дошкольного образования

Перечень нормативно-правовых документов федерального уровня, локальных актов образовательных организаций, регламентирующих введение и реализацию ФГОС дошкольного образования...

Выступление на региональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС дошкольного образования как условия повышения качества дошкольного образования"

Вы задумывались, что чаще всего родителей интересуют оценки их детей в школе по математике? Большинство взрослых считают, что этот школьный предмет самый важный. Если оценки хорошие, учеба удалас...