Рабочая программа в первой младшей группе
рабочая программа (младшая группа) на тему

Примерный образец написания Рабочей программы для первой младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_gruppa_mladshaya_2015-2016.docx116.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО

Педагогический совет ГБДОУ д/с №22

Протокол от 08.09.2015 №2

УТВЕРЖДЕНО

Приказ заведующего ГБДОУ д/с №22

от 08.09.2015 №110.2

______________________

Е.И.Филиппова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

воспитателей группы №___(с 3-х до 4-х лет)

на 2015-2016 учебный год

Ф.И.О.

Санкт-Петербург

2015 год

 Содержание

 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

  1. Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа.
  2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы; реализация приоритетного направления; регионального компонента; интеграция образовательных областей; особенности организации образовательного процесса.
  3. Особенности психофизиологического развития детей младшей группы.
  4. Организация жизни и воспитания детей, сроки реализации рабочей программы.
  5. Предпочтительные формы организации образовательного процесса.

1.2. Планируемые результаты освоения ООП ДО 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Содержание работы (перспективные задачи работы в соответствии с образовательными областями ФГОС – поквартально);

2.2. Комплексно-тематическое планирование;

2.3. Перспективный план развития игровой деятельности;

2.4. Перспективный план по формированию основ безопасности жизнедеятельности;

2.5. Перспективный план взаимодействия с семьей;

2.6. Перспективный план развития предметно-пространственной среды и методического обеспечения.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Структура реализации образовательного процесса (базисный учебный план, реализуемые технологии, режим дня, расписание непосредственной образовательной деятельности).

3.2. Условия реализации рабочей программы (предметно-пространственная среда, программное обеспечение).

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа является локальным актом Государственного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга и разработана в соответствии с требованиями нормативных и локальных актов:

Настоящая рабочая программа разработана на основе:

  • Основной образовательной программы ГБДОУ№22, утвержденной приказом заведующего от 01.09.2015 года №110.1.; 
  • Примерной  общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., 2014;  
  • Парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева. СПб: Детство-пресс, 2006
  • Парциальной программы «МЫ». Программа экологического образования детей М 94/  Н. Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., и доп. – СПб: «Детство- пресс», 2000.

            Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей младшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

 

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

  1. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
  2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
  3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
  4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

 

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

  • Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
  • Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей  программы.

 

Таким образом, решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей.

 

Возрастные особенности детей младшей группы

 

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами.

Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете.

В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка.

Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов — индивидуальных единиц восприятия —переходят к сенсорным эталонам —культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата.

Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности.

Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.

Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек.

Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно.

Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.

 

Особенности группы 

В группе: 25 детей. Девочек-11, мальчиков-14. Все дети группы развиты в соответствии с возрастом.

6 детей имеют первую группу здоровья, 17 детей - вторую группу здоровья, 2 детей – третью группу здоровья

В группе 5 детей из неполной семьи, 3 семьи имеют 3-х детей, один ребенок находится под опекой приемных родителей.

В 15 семьях родители имеют высшее образование, в 2 семьях – неполное высшее, в 7 семьях – среднее образование.

Организация жизни и воспитания детей

Образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в ДОУ. Процесс развития личности ребенка осуществляется в совместной образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, трудовой, конструктивной, музыкальной, двигательной) и самостоятельной деятельности воспитанников.

Образовательный процесс строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.

Режим работы старшей группы ГБДОУ детский сад №22: пятидневная рабочая неделя, режим полного дня (12 часов - с 07.00 до 19.00 часов), выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие - праздничные дни.

Непрерывная образовательная деятельность (НОД) начинается в 9.00 часов.

Продолжительность НОД во второй младшей группе – 15 минут, динамическая пауза между НОД не менее 10 минут.

Сроки реализации рабочей программы – с 01.09.2015 года по 31.05.2016 года.

Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России.

Предпочтительные формы организации образовательной деятельности

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога. В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности.

Непрерывная

образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Сюжетно-ролевая игра

Рассматривание

Наблюдение

Чтение

Игра-экспериментирование

Развивающая игра

Экскурсия

Интегрированная деятельность

Конструирование

Исследовательская

деятельность

Рассказ

Беседа

Создание коллекций

Проектная деятельность

Экспериментирование

Проблемная ситуация

Сюжетно-ролевая игра

Рассматривание

Наблюдение

Чтение

Игра-экспериментирование

Развивающая игра

Ситуативный разговор с

детьми

Экскурсия

Интегрированная деятельность

Конструирование

Исследовательская

деятельность

Рассказ

Беседа

Создание коллекций

Проектная деятельность

Экспериментирование

Проблемная ситуация

Во всех видах самостоятельной

детской деятельности

1.2.  Планируемые результаты освоения ООП ДО

  • динамика индивидуального развития детей;
  • уровень эффективности педагогических воздействий;
  • участие родителей в образовательном процессе ГБДОУ;
  • создание активной развивающей среды, направленной на самореализацию ребёнка в специфических для дошкольного возраста видах деятельности

    При реализации образовательной программы проводится педагогическая диагностика (мониторинг).                                                                                                                                      
Цель педагогической диагностики (мониторинга): оценка индивидуального развития детей.                                                                                                                                           Периодичность  педагогической диагностики (мониторинга) -  сентябрь, май.                                                                                                                                                        Система мониторинга эффективности освоения детьми содержания образовательных областей позволяет  осуществлять оценку индивидуального развития детей путем наблюдений за ребенком, бесед, анализа продуктов детской деятельности.

    Система мониторинга разработана на основе:

  1. Основной образовательной программы ГБДОУ№22 Кировского района СПб;
  2. программы  «От рождения до школы» (примерная Основная общеобразовательная программа дошкольного образования)  под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой.
  3. Ю.А.Афонькина «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Вторая младшая группа». Волгоград. Издательство «Учитель», 2015 год.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Целевые ориентиры обозначены ФГОС ДО, представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Главный ожидаемый результат на промежуточных этапах развития ребенка: подготовка его к переходу на следующую ступень образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования рассматриваются как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

На этапе завершения дошкольного образования:

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Понимает, что все люди равны, независимо от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
  • Проявляет ответственность за начатое дело.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Открыт новому, т.е. проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
  • Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).
  • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представления о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейшие исторические события.
  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
  • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Условия и методы проведения педагогической диагностики

При реализации ООП ДО проводится оценка индивидуального развития детей. Цель: оценка эффективности педагогических действий педагога и дальнейшее планирование работы.

Основная задача мониторинга состоит в том, чтобы определить степень освоения образовательной программы детьми, а также влияние, которое оказывает образовательный процесс на его развитие. Исходя из этого, система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих ФГОС:

 «Социально – коммуникативное развитие»

 «Познавательное развитие»

 «Речевое развитие»

 «Художественно – эстетическое развитие»

 «Физическое развитие»

Форма проведения мониторинга представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды его пребывания в ДОУ, анализ продуктов детской деятельности.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями  по образовательным областям. Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год: в начале и в конце учебного года.

Технология работы с таблицами включает 2 этапа:

    Этап 1.

Педагоги изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям, проводят наблюдения за детьми.

    Этап 2.

Педагоги соотносят свои наблюдения и определяют уровень эффективности педагогических воздействий по образовательным областям в отношении каждого ребенка. Уровни определяются на основе соотнесения данных наблюдений с показателями уровней: высокий, средний, низкий, низший. Каждый последующий уровень определяет для ребенка «зону ближайшего развития». Данные по группе детей систематизируются и отражаются в таблицах.

Мониторинговые показатели представлены Ю.А.Афонькина «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Вторая младшая группа». Волгоград. Издательство «Учитель», 2015 год.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями  по образовательным областям.

Низший уровень – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;

Низкий уровень – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

 Средний уровень – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

Высший уровень – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

    Система мониторинга позволяет вовремя заметить неблагоприятные изменения психического и физического здоровья детей и при необходимости внести  соответствующие коррективы в образовательную программу в целом.

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Группа (№, возраст)      _______________________________        

Дата заполнения: начало учебного года____________________  конец учебного года ___________________

№ п/п

Ф.И.

ребенка

Направления реализации образовательной области 

«Социально-коммуникативное развитие»

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

Уровни

Высокий  %

Средний  %

Низкий  %

Низший  %

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий. Образовательная область «Познавательное развитие»

Группа (№, возраст)        _____________________  

Дата заполнения: начало учебного года________________  конец учебного года _______________

№ п/п

Ф.И.

ребенка

Направления реализации образовательной области «Познавательное  развитие»

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Формирование познавательных действий, становление сознания

Развитие воображения и творческой активности

Формирование первичных представлений о себе, о других людях

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях

Формирование первичных представлений о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира

Формирование первичных представлений об особенностях природы

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

1.

2.

3.

4.

Уровни

Высокий  %

Средний  %

Низкий  %

Низший  %

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий

Образовательная область «Речевое  развитие»

Группа (№, возраст) _______________________________      

Дата заполнения: начало учебного года___________________  конец учебного года ____________________

№ п/п

Ф.И.

ребенка

Направления реализации образовательной области «Речевое  развитие»

Владение речью как средством общения и культуры

Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Уровни

Высокий  %

Средний  %

Низкий  %

Низший  %

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий. Образовательная область «Художественно – эстетическое  развитие»

Группа (№, возраст)        _______________________________        

Дата заполнения: начало учебного года__________________  конец учебного года __________________

№ п/п

Ф.И.

ребенка

Направления реализации образовательной области

«Художественно-эстетическое  развитие»

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Восприятие музыки

Восприятие художественной литературы, фольклора

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Реализация самостоятельной творческой деятельности

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Уровни

Высокий  %

Средний  %

Низкий  %

Низший  %

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий. Образовательная область «Физическое развитие»

Группа (№, возраст)        _______________________________        

Дата заполнения: начало учебного года_______________  конец учебного года ___________________

№ п/п

Ф.И.

ребенка

Направления реализации образовательной области «Физическое развитие»

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координация движения

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным, не носящим ущерба организму выполнением основных движений

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Нач. уч.г.

Конец уч.г.

Уровни

Высокий  %

Средний  %

Низкий  %

Низший  %

Система мониторинга позволяет вовремя заметить неблагоприятные изменения психического и физического здоровья детей и при необходимости внести  соответствующие коррективы в образовательную программу в целом.

2.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.  Содержание образовательной деятельности определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях ФГОС ДО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). Разработано  в соответствии с Основной образовательной программой ГБДОУ№22, утвержденной приказом заведующего от 01.09.2015 года №110.1.   

Содержание психолого-педагогической работы направлено на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Решение программных образовательных задач осуществляется в ходе:

  • образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности;
  •  режимных моментов;
  • самостоятельной деятельности детей;
  •  взаимодействия с семьями детей и другими социальными партнерами.

Учитываются в рабочей программе возрастные особенности детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:

  1. игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);
  2. коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  3.  познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);
  4.  самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  5.  конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  6. изобразительная (рисования, лепки, аппликации);
  7. музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  8.  двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

2.1. Перспективные задачи на учебный год

1 квартал

2 квартал

3 квартал

Формирование элементарных математических представлений

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: предметное и социальное окружение. Ознакомление с природой

Чтение художественной литературы

Развитие игровой  ( театрализованной) деятельности

Освоение правил безопасности дорожного движения

Физическое развитие

Художественное творчество

Лепка

Аппликация

Рисование

Музыка

2.2. Комплексно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

Тема

недели

Задачи

С
е
н
т
я
б
р
ь

1

2

3

4

О
к
т
я
б
р
ь

1

2

3

4

Н
о
я
б
р
ь

1

2

3

4

Д
е
к
а
б
р

ь

1

2

3

4

Я
н
в
а
р
ь

2

3

4

Ф
е
в
р
а
л

ь

1

2

3

4

М
а
р
т

1

2

3

4

5

А
п
р
е
л
ь

1

2

3

4

М

а
й

1

2

3

4

2.3. Перспективный план развития игровой деятельности

Неделя

Тема

Программное содержание игры

Материалы и оборудование

Сентябрь

Сюжетно – ролевые игры

1

2

3

4

Строительные игры

1

2

3

4

Дидактические игры

1.

2.

3.

4.

Подвижные игры

1.

2.

3.

4.

Октябрь

Сюжетно – ролевые игры

1.

2..

3.

4.

Строительные игры

1.

2.

3.

4.

Дидактические игры

1.

2.

3.

4.

Подвижные игры

1.

2.

3.

4.

Ноябрь

Сюжетно-ролевые игры

1.

2.

3.

4.

Строительные игры

1.

2.

3.

4.

Дидактические игры

1.

2.

3.

4.

Подвижные игры

1.

2.

3.

4.

Декабрь

Сюжетно-ролевые игры

1.

2.

3.

4.

Строительные игры

1.

2.

3.

4.

Дидактические игры

1.

2.

3.

4.

Подвижные игры

1.

2.

3.

4.

Январь

Сюжетно-ролевые игры

1.

2.

3.

4.

Строительные игры

1.

2.

3.

4.

Дидактические игры

1.

2.

3.

4.

Подвижные  игры

1.

2.

3.

4.

Февраль

Сюжетно – ролевые игры

1.

2.

3.

4.

Строительные игры

1.

2.

3.

4.

Дидактические игры

1.

2.

3.

4.

Подвижные игры

1.

2.

3.

4.

Март

Сюжетно-ролевые игры

1.

2.

3.

4.

Строительные игры

1.

2.

3.

4.

Дидактические игры

1.

2.

3.

4.

Подвижные игры

1.

2.

3.

4.

Апрель

Сюжетно – ролевые игры

1.

2.

3.

4.

Строительные игры

1.

2.

3.

4.

Дидактические игры

1.

2.

3.

4.

Подвижные игры

1.

2.

3.

4.

Май

Сюжетно – ролевые игры

1.

2.

3.

4.

Строительные игры

1.

2.

3.

4.

Дидактические игры

1.

2.

3.

4.

Подвижные игры

1.

2.

3.

4.

2.4. Перспективный план по формированию основ безопасности

Темы

Содержание

Методические приемы

Сентябрь

«Ребенок и его здоровье»

«Ребенок на улице города»

«Безопасность ребенка в быту»

«Ребенок и другие люди»

«Ребенок в природе»

Октябрь

«Ребенок и его здоровье»

«Ребенок на улице города»

«Безопасность ребенка в быту»

«Ребенок и другие люди»

«Ребенок в природе»

Ноябрь

«Ребенок и его здоровье»

«Ребенок на улице города»

«Безопасность ребенка в быту»

«Ребенок и другие люди»

«Ребенок в природе»

Декабрь

«Ребенок и его здоровье»

«Ребенок на улице города»

«Безопасность ребенка в быту»

«Ребенок и другие люди»

«Ребенок в природе»

Январь

«Ребенок и его здоровье»

«Ребенок на улице города»

«Безопасность ребенка в быту»

«Ребенок и другие люди»

«Ребенок в природе»

Февраль

«Ребенок и его здоровье»

«Ребенок на улице города»

«Безопасность ребенка в быту»

«Ребенок и другие люди»

«Ребенок в природе»

Март

«Ребенок и его здоровье»

«Ребенок на улице города»

«Безопасность ребенка в быту»

«Ребенок и другие люди»

«Ребенок в природе»

Апрель

«Ребенок и его здоровье»

«Ребенок на улице города»

«Безопасность ребенка в быту»

«Ребенок и другие люди»

«Ребенок в природе»

Май

«Ребенок и его здоровье»

«Ребенок на улице города»

«Безопасность ребенка в быту»

«Ребенок и другие люди»

«Ребенок в природе»

Месяц

1 - неделя

2-неделя

3-неделя

4-неделя

5-неделя

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

2.5. Перспективный план по взаимодействию с семьей

Цель: создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания.

СЕНТЯБРЬ

                                                           ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

Месяц

Мероприятие

Задачи

Использование наглядных материалов

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

2.6. Перспективный план развития предметно-пространственной среды и методического обеспечения

Учебные месяцы

Организация

развивающей предметно-пространственной среды

Оснащение

НОД, учебной деятельности

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Структура реализации образовательного процесса

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

непрерывной образовательной деятельности

с детьми младшей группы (с 3 до 4лет) общеразвивающего вида                                                    при работе по пятидневной неделе

Организованная образовательная деятельность

Базовый вид деятельности

Продолжитель-ность

Периодичность

Объем недельной образовательной нагрузки

Коли-чество НОД в год

Образовательная  область «Физическое развитие»

Физическая культура /в т.ч. на улице - игры/

15 минут

3 раза в неделю

45 минут

111

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование целостной картины мира:

-Развитие познавательно-исследовательской деятельности

-Приобщение к социокультурным ценностям

-Ознакомление с миром природы

15 минут

1 раз в неделю

15 минут

37

Формирование элементарных математических представлений

15 минут

1 раз в неделю

15 минут

37

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

-Развитие всех компонентов устной речи

-Овладение речью как средством общения и культуры.

-Знакомство с книжной культурой

15 минут

1 раз в неделю

15 минут

37

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Музыка

15 минут

2 раза в неделю

30 минут

74

Изобразительная деятельность

- рисование

15 минут

1 раз в неделю

15 минут

37

- лепка

15 минут

1 раз в две недели

15 минут

37

- аппликация

15 минут

1 раз в две недели

Итого (в неделю/год)

10

2 часа 30 минут

370

Примечание:

1. Содержание образовательного процесса младшей группе общеразвивающего вида     определяется основной образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ д/с №22.

2. Организованная образовательная деятельность с детьми осуществляется в первую половину дня. Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности составляет не более 15 минут.

3. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 30 минут.

4. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

5. В середине организованной образовательной деятельности статического характера проводится физкультурная минутка

Расписание непрерывной образовательной деятельности

День недели

Время

Организованная образовательная деятельность

Понедельник

9:00 - 9:15

Музыка

9:25 - 9:40

1 и 3 неделя — аппликация, 2 и 4 неделя - лепка

15:50- 16:05

4-ый понедельник месяца – физкультурный досуг

Вторник

9:00 - 9:15

Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)

9:50 - 10:05

Физическая культура

16:10 - 16:25

Музыкальный досуг

Среда

9:00 - 9:15

Развитие речи

9:25 - 9:40

Музыка

Четверг

9:00 - 9:15

Познавательное развитие (формирование целостной картины мира)

9:50 - 10:05

Физическая культура

Пятница

9:00 - 9:15

Экология (1, 3 неделя — первая подгруппа, 2, 4 неделя — вторая подгруппа)

9:20 - 9:35

Рисование

Режим дня

Режим дня разрабатывается в соответствие с возрастными особенностями детей и способствует их гармоничному развитию. При составлении и организации режима дня учитываются обязательные, повторяющиеся (стереотипные) компоненты:

- время приема пищи;

- укладывание на дневной сон;

- общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях.

При проведении режимных процессов в ДОУ соблюдаются следующие позиции:

  • полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании);
  • тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;
  • привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности;
  • формирование культурно-гигиенических навыков;
  • эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
  • учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку; устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависит от состояния их нервной системы.

Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет 3-4 часа. Прогулка организуется 2 раза в день: утром, в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. Общая продолжительность сна для детей дошкольного возраста в период нахождения в ДОУ составляет 2,0-2,5 часа (дневной сон).

Составляющие режима структурировались на основе режимного расписания в двух вариантах в зависимости от сезона (летнего и зимнего).  Зимний период (холодный) определен с первого  сентября по тридцать первое  мая. Летним периодом (теплым) считается календарный период с  первого июня по тридцать первое августа.

РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ №___ (младшая)

Режим дня составлен в соответствии с СанПиН  2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

ВРЕМЯ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

7.00 – 8.15

Прием, осмотр детей, игры, дежурство (со II половины года), утренняя гимнастика.

8.15 – 8.45

Подготовка к завтраку, завтрак.

8.45 – 9.00

Игры, подготовка к образовательной деятельности.

9.00 – 9.15

Образовательная деятельность.

9.15 – 9.25

Динамическая перемена.

9.25 – 9.40

Образовательная деятельность.

10.00

2-й завтрак.

9.40 –10.20

Игры, подготовка к прогулке.

10.20 –11.50

Прогулка.

11.50 – 12.10

Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры.

12.10 – 12.40

Подготовка к обеду, обед.

12.40 – 15.00

Подготовка ко сну, дневной сон.

15.00 – 15.30

Подъем детей, игры, бодрящая гимнастика, воздушные, водные процедуры, подготовка к полднику.

15.30 – 15.50

Полдник.

15.50 – 16.40

Самостоятельные игры, индивидуальная и подгрупповая работа, вечера развлечений.

16.40 – 17.00

Подготовка к прогулке.

17.00 – 18.30

Прогулка.

18.30 – 19.00

Возвращение с прогулки, игры, уход домой.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАМЕНЕ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ

Режимные моменты

Причины замены

Варианты замены

Образовательная деятельность

  • погодные условия
  • состояние здоровья ребенка
  • эмоциональное состояние ребенка (отсутствие желания заниматься)
  • карантин
  • игровая деятельность
  • прогулка
  • самостоятельная деятельность
  • двигательная самостоятельная деятельность в физкультурном и музыкальном залах
  • подвижные игры

Прогулка

Погодные условия

  • игровая деятельность
  • самостоятельная деятельность
  • экскурсии по ДОУ, посещение других групп (с одновременным проветриванием в группе)
  • двигательная самостоятельная деятельность в физкультурном и музыкальном залах (с одновременным проветриванием в группе)
  • подвижные игры

Дневной сон

  • задержка питания
  • выезд детей на экскурсии
  • состояние здоровья ребенка

  • Увеличение дневного сна с дальнейшей подвижкой режимных моментов.
  • Более раннее укладывание и поздний подъем для ослабленных детей (после болезни, часто болеющие, плохо переносящие адаптацию)

Режим двигательной активности

Виды двигательной активности

Длительность и количество

Утренняя гимнастика

5 - 6 мин.

Непосредственно образовательная деятельность

(образовательная область «Физическое развитие»)

15  мин.

(3 раза в неделю)

Физкультурная минутка

1-2  ежедневно

Динамическая переменка

10 мин.

(ежедневно)

Непосредственно образовательная деятельность Художественно-эстетическое развитие  «Музыка»

15 мин.

(2 раза в неделю)

Развлечение музыкальное

15 мин.

 (1 раз в неделю)

Подвижные и спортивные игры на прогулке

15 – 20 мин.

(ежедневно на утренней и вечерней прогулке)

Гимнастика после сна

3-4 мин.

(ежедневно)

Разминка в постели после сна

2-3мин.

(ежедневно)

Самостоятельная двигательная деятельность

ежедневно

Физкультурные досуги

15-20 мин.

(1 раз в месяц)

Объём двигательной активности в неделю

5 ч. 30 мин. –

6 ч. 55 мин.

Реализуемые технологии МОЖНО ПОДКОРРЕКТИРОВАТЬ

Группы детей младшего возраста

(с 3 до 4 лет)

  • «Организация сюжетно-ролевых игр в детском саду» Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова
  • Бодрящая гимнастика

-     Пальчиковые игры
-     Волшебные полоски
-     Оригами

  • Музыкально-дидактические игры
  • Мнемотехника
  • Театрализованные  игры
  • Развивающие рамки  Марии Монтессори
  • Развивающие игры Б.П.Никитина
  • Опыты, экспериментирование
  • Моделирование
  • Малые фольклорные жанры
  • Нравственно-этические беседы и игры
  • Музыкально-дидактические игры

3.2.  Условия реализации рабочей программы

Программное обеспечение

  1. Основная образовательная программа ГБДОУ детский сад №22 Кировского района СПб.
  1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. -  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
  2. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Вторая младшая группа/ Ю.А.Афонькина-Волгоград: Учитель, 2015-59 с.
  3. «МЫ». Программа экологического образования детей М 94/  Н. Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., и доп. – СПб: «Детство- пресс», 2000. – 240 с.
  4. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркина,О.Л.Князева, Н.Н. Авдеева.СПб: Детство –пресс, 2006 -240с
  1. Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке» (Лесные истории). Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей / Под науч. редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс, 2012. – 80с
  1. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Маслова И.В., Наумова Ю.И., Акимова Ю.А., Белова И.К., Кузнецова М.В., «Здравствуй, мир!» Окружающий мир для дошкольников 2-7лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. - М.: Баласс, 2012. – 496с.
  1. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – Изд. 4-е, доп. и перераб. / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Издательство «Ювента», 2010, 224с.
  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144с.
  1. Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт.- сост. Аджи А.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 170с.
  1. Харисова Н.И., Лукьянова В.М., Гордиенко С.А. Организация детской деятельности в рамках основной общеобразовательной программы ДОУ (в соответствии с требованиями ФГТ): Методическое пособие. – Набережные Челны, 2011. – 199с.
  1. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 176с.
  1. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4года: Пособие для воспитателей и родителей / Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2011. – 272с.
  1. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт – сост. В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко – Волгоград: Учитель, 2012. – 101с.
  1. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт – сост. Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 234с.
  1. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Вторая младшая группа / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 63с.
  1. Перспективное  планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт – сост. Н.А. Атарщикова, И.А. Осина, Е.В. Горюнова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 114с.
  1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 128с.
  1. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольника о правилах дорожного движения: Пособие для воспитателя детского сада. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 63с.
  1. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / Л.П. Савина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 44, (4)с.
  1. Аверина  И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ», М: Айрис – пресс, 2005г –   144с.
  1.  Коломина Н.В.  «Занятия по экологии в детском саду», М: ТЦ Сфера, 2010г – 144с.
  1. Павлова Л.Ю.  « Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», издательство «Мозаика-Синтез» 2011г – 80с.
  1. Краснощекова Н.В.  « Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»  (Школа развития), Ростов н/Д:  издательство «Феникс» 2007г – 251с.
  1. «Игры  и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»,   Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. М:  Просвещение, 1989г – 127с.
  1. Артемова Л.В.  «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»  М: Просвещение 1992г – 96с.
  1. Авдеева Н.Н., .Князева О.Л.  «Безопасность» ,  «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2002г -144с.
  1. Куцакова Л.В. « Конструирование и художественный труд в детском саду»,   ООО «ТЦ Сфера»2005 – 212с.
  1. Жучкова Г.Н.  «Нравственные беседы с детьми», ООО «Издательство ГНОМ», 2006г – 64с.
  1. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников» М.:ВАКО, 2005г – 176с
  1. Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр», М,:МОЗАМКА-СИНТЕЗ, 2011г – 144с.
  1. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», М: АСТ: Астрель, 2006г -61с.
  1. Узорова О.В. «Игры с пальчиками», М:, АСТ: Астрель,2006г – 124с.
  1. Анищенкова Е.С.  «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»,  М,: АСТ: Астрель, 2007г – 58с.
  1. Семенака С.И. «Уроки добра», М,: АРКТИ, 2005г -80с.
  1. «Как обеспечить безопасность дошкольников» . К.Ю.Белая,. В.Н.Зимонина,  М,: Просвещение. 2004г – 94с.

Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда для реализации ООП ДО обеспечивает:

• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ОУ, группы, территории;

• активные действия детей с материалами, оборудованием, инвентарём для их развития в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей детей;

• ОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

• развитие, стимулирование различных видов детской деятельности: игровой, познавательной, исследовательской активности, экспериментирования с доступными детям материалами, творческой активности всех воспитанников.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность:

• общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста), детей и взрослых;

• двигательной активности детей.

Развивающая среда построена на следующих принципах:

· насыщенность;

· трансформируемость;

· полифункциональность;

· вариативность;

· доступность;

· безопасность.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах строится с учетом комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса, является подвижной и включает сотворчество воспитателя с детьми в оформлении группы.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ – комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, творческих способностей детей в организованном пространстве.

Цель создания развивающей среды ОУ – обеспечение системы условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Основой реализации ООП ДО является предметно-пространственная среда, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. В детском саду она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно-эстетическое, познавательное, речевое и социально-личностное развитие ребенка. Сюда относятся природные среда и объекты, физкультурное, игровое оборудование в помещении и на участке, предметно – игровая среда, музыкально – театральная, среда для образовательной деятельности.

Развивающая предметно – пространственная среда групп предусматривает созданные условия для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук. Игры, занятия, упражнения с сенсорным материалом способствуют развитию у детей зрительно – различительного восприятия размеров, форм, цвета, распознаванию звуков, математическому развитию и развитию речи.

Вид  помещения

Основное  предназначение

Оснащение

Развивающая рредметно-пространственная среда в ГБДОУ

Группа

Непрерывная образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Консультативно-просветительская  работа с родителями и сотрудниками ДОУ

Дневной сон

Гимнастика после сна

Раздевалка

Одевание и раздевание детей.

Подготовка к прогулке.

Консультативно-просветительская работа с родителями.

Участок

Прогулки, наблюдения

Игровая  деятельность

Самостоятельная  двигательная деятельность

Трудовая  деятельность.

 

Предметно-пространственная среда в группе

 «Физкультурный уголок»

Расширение  индивидуального  двигательного опыта  в  самостоятельной  деятельности

 «Уголок природы»

Расширение познавательного  опыта, его использование в трудовой деятельности

Уголок «Развивающих игр»

Расширение  познавательного  сенсорного  опыта  детей

Уголок

«Стоительно-конструктивный»

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца.

Уголок «Игровой»

Реализация  ребенком полученных  и  имеющихся знаний  об  окружающем  мире  в  игре.  Накопление  жизненного  опыта

Уголок

«Уголок  безопасности»

Расширение  познавательного  опыта,  его  использование  в повседневной  деятельности

«Книжный уголок»

Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.

«Театральный уголок»

Развитие  творческих  способностей  ребенка,  стремление  проявить  себя  в  играх-драматизациях

«Уголок творчества»»

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца.

 «Музыкальный  уголок»

Развитие   творческих  способностей  в  самостоятельно-ритмической  деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для первой младшей группы

образовательные области, цели, задачи, реализация, пути интеграции, формы работы....

Рабочая программа воспитателя первой младшей группы

Рабочая программа (далее - Программа) для первой младшей группы (от 2 до 3 лет) № 3 «Пиончики» на 2014 – 2015 учебный год разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ первой младшей группы №3 «Теремок» Д/с №394 г.Челябинск

СОДЕРЖАНИЕ1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.. 31.1 Пояснительная записка  31.2 Цель и задачи основной образовательной программы ДО………………………4    1.3 Принципы и подходы в организации ...

Рабочая программа для первой младшей группы по образовательной программе "От рождения до школы"

Рабочая программа для первой младшей группы по образовательной программе "От рождения до школы"...

Рабочая программа для первой младшей группы по программе "От рождения до школы" под. редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (ФГОС)

Настоящая рабочая программа первой младшей группы разработана воспитателем МБДОУ детский сад №173: Шевцовой О.В.Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовател...