Образовательная робототехника в современном ДОУ – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству (из опыта работы)
статья (старшая группа) на тему

Попова Ольга Николаевна

Выступление на региональном меропртятии "День программирования и робототехники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_den_programmirovaniya_28.04.17.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная робототехника в современном ДОУ –

первый шаг в приобщении дошкольников

к техническому творчеству

(из опыта работы)

Выступление на региональном мероприятии

 «День программирования и робототехники»

Подготовили:

Хрон О.С. старший воспитатель,

Попова О.Н., воспитатель

С сентября 2015 года в Детском саду «Солнышко» с. Борское воспитанники старшего дошкольного возраста начали осваивать новый вид дополнительной образовательной деятельности «Конструирование и робототехника», что соответствует условиям введения ФГОС ДО. 

Актуальность этого направления подчеркнул в декабрьском Послании губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин, напомнил о важности проекта «Инженерная сила», который помогает развивать в регионе образование в сфере робототехники. «Если мы сделаем это во многих местах, то пяти-шестилетние дети, потом пришедшие в школу, будут обладать навыками в робототехнике и конструировании. Такой старт для ребенка может определить в перспективе все», - отметил глава региона.

Так что же такое «образовательная робототехника» в дошкольном учреждении?

Чем она отличается от обычной робототехники?

Этот вопрос полностью раскрыл Аркадий Семенович Ющенко - доктор технических наук, профессор, зав.кафедрой Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана:

 -  «Для меня робот состоит из нескольких частей, каждую из которых обслуживают соответствующие специалисты, которых мы готовили всегда. Например, механическую часть – механики, силовую часть – электрики, компьютерную часть – электронщики и программисты. А робототехник – это тот, кто может соединить все эти части (и работу этих специалистов) воедино. Но когда я сталкиваюсь с робототехникой в школе, то для меня это просто вид развивающего учебного оборудования, которое используется для того, чтобы школьнику лучше усвоить знания школьной программы и получить необходимые дополнительные навыки».

Робототехника – это не некий абстрактный объект из категории «высочайших» технологий, доступный для понимания и освоения лишь избранным, как часто нам пытаются это представить. Напротив, это – универсальный инструмент для общего образования. Робототехника идеально вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, и в преподавание предметов школьной программы, причем в четком соответствии с требованиями ФГОС. Она подходит для всех возрастов – от дошкольников до студентов.

А использование робототехнического оборудования в рамках непосредственной образовательной деятельности в ДОУ и на уроках в школе – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом детей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.

Для дошкольников – это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте. Основа любого творчества – детская непосредственность. Взрослые знают, как нельзя, как правильно. С такими установками нет творчества. Для нас важно начинать занятия в том возрасте, в котором ребенку еще не успели объяснить, почему так нельзя. Дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых и важно поощрять эту потребность всеми силами. Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и очень помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела. Не говоря уже о том, что на фоне таких интересных занятий видео игры и смартфоны теряют свою привлекательность в детских глазах.                                                                                                                  Робототехника в детском саду решает несколько задач:                                       Познавательную: развитие интереса к робототехнике, информатики, физики.  Образовательную: формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике. Развивающую: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, формирование внимания, оперативной памяти, воображения, мышления. Воспитательную: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.      Результаты не заставили себя долго ждать. В 2016 году наша команда «РобоБор» детей старшего дошкольного возраста приняла участие в Региональном отборочном этапе Всероссийских соревнований по робототехнике «ИКаРёнок» в образовательных учреждениях Самарской области с проектом «Мини робот - погрузчик». Началось все с того, что однажды, возвращаясь на машине из г. Самары на одной из проселочных дорог дети увидели бойлер с надписью «Вода». Детям стало интересно, как вода из скважины становится той вкусной водой в зеленой бутылке, которую продают во всех магазинах.

И работа закипела. Дети вместе отправились на экскурсию на наш Мини –завод по производству минеральной воды (БМВ).

Дети узнали, что когда вода попадает на завод, она не сразу попадает в бутылку! Вода поступает в сборник отстаивания, затем из сборника отстаивания воду перекачивают насосами в специальное оборудование для насыщения воды углекислым газом, который предает характерный ей вкус минеральной воды, это оборудование называется сатурационной установкой, в нее вода поступает, пройдя через фильтры механической очистки, в которых очищается от мелких частиц. Посла сатуратора вода проходит стадию более тонкой очистки на фильтрах от механических примесей и микробов на ультрафиолетовом облучателе. Готовая к фасовке вода поступает в разливочно – укупорочный автомат. В этот автомат по конвейеру подаются бутылки. Эти бутылки производятся на этом же заводе путем выдувания под высоким давлением из преформ на специальном выдувном автомате, где они предварительно нагреваются и становятся мягкими, пластичными, выдуваются в специальные формы и становятся 1,5 литровыми бутылками.

Затем по конвейеру, это такая лента, на которую ставят бутылки, они идут друг за другом в другой автомат – где наливают воду, причем бутылки стоят в этом автомате кругом, как в хороводе и кружатся, причем в каждую бутылку наливают столько воды, сколько положено.

Когда вода налита, бутылки по конвейеру идут дальше, в следующий автомат – разливочно – упаковочный, где бутылки наполняются очищенной газированной водой и закупориваются красными крышечками, а потом уже другой автомат наклеивает этикетки. Когда этикетки наклеили, бутылки становятся в 1 ряд и идут в другой автомат, где их накрывают полиэтиленом и упаковывают по 6 штук. Это делает термоусадочный автомат или, как ее еще называют, термоусадочная печка. И вот когда упаковки готовы, они попадают на склад. Вот тут конвейер кончается и рабочий, в ручную, укладывает упаковки на поддон, где нужно уложить в ряд их очень много.  И всё это делают люди своими руками. И вот тут дети задумались: весь конвейер автоматизирован, кроме последней точки. И решили создать робот автомат, который захватил бы палетку с минералкой и складывал бы их на поддон, потому что людям это очень трудно – целую смену складывать упаковки с  минералкой. Причём, на конвейере, где автоматы наливают воду, закручивают крышки и наклеивают этикетки - люди есть тоже, но они только следят за работой автомата, а здесь на выходе из склада – люди работают руками. Вот поэтому, чтоб облегчить работу грузчика – дети  собрали Мини -робот погрузчик.

В 2017 году команда детей подготовительной группы вновь приняли участие в Региональном отборочном этапе Всероссийских соревнований по робототехнике «ИКаРёнок» в образовательных учреждениях Самарской области с проектом «Чудо – кормушка».                                                  Тематика Соревнований «От детского сада до агропрома. Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста». Проект разрабатывался педагогом совместно с воспитанниками. Тема творческого проекта для детей: «Чудо техники - колесо».                                                            В течение года в рамках проектно – тематических недель было много интересных, творческих, занимательных проектов, но интереснее всех - проект «Чудо-кормушка»,  как итог реализации проектно – тематической недели «Птицы – наши друзья!». Идея возникла при рассматривании картины «Птичий двор». Детям очень захотелось увидеть настоящего индюка и страуса, но так как мы не можем себе позволить организовать экскурсию на птицеферму, то предложила детям обратиться к родителям с этой просьбой и родители Шаркаевой Елизаветы и Уйбо Ульяны охотно откликнулись на детскую просьбу, благо живут рядом и дружат семьями.

Девочкам очень понравилась экскурсия, они, перебивая друг друга, рассказывали об увиденном, показывали фотоснимки и «загорелись» идеей облегчить труд рабочих изготовлением «Чудо-кормушки».

Реализуя проектно – тематические темы мы всегда стараемся найти место для детского конструирования, например, в теме «В гостях у сказки» мы конструировали из мелкого строительного материала мебель для 3-х медведей, карету для Золушки из LEGO - Френдс. Наши дети имеют достаточно большой опыт конструирования из LEGO – конструктора, большого, мелкого строительного материала и делают они это с удовольствием. Поэтому «загореться» изготовлением «Чудо – кормушки» было очевидным. Конечно же, без помощи взрослого, девочкам было не обойтись. Совместная постройка получилась очень удачной, девочки с удовольствием презентовали её в группе своим сверстникам. Идея «Чудо – кормушки» заключается в том, что одним нажатием кнопки корм для домашней птицы автоматически рассыпается по кормушке.

В перспективе «Чудо – кормушку» можно реально использовать в сельском хозяйстве, для этого должен  поработать квалифицированный конструктор. Если взять двигатель конечно, не от сломанной машинки, то конструкция будет мощнее и выглядеть будет более масштабно. Кормушку можно установить на любой ферме: и для домашней птицы и для крупного рогатого скота, а скорость вращения, размер кормушки будет зависеть от мощности двигателя. Также эту кормушку можно сделать с таймером – т.е. в определенное время она начнет вращаться и рассыпать корм, рабочим нужно только следить за тем, чтобы бочки с кормом были полными. Если вмонтировать в «Чудо – кормушку» электродвигатель, то он не будет загрязнять окружающую среду, т.к. не имеет выхлопных газов.

И, конечно же, основная задача – облегчить труд рабочих. Я надеюсь, что наша задумка с кормушкой, в основе которой «Чудо техники – колесо» найдет применение в агропромышленном хозяйстве.

Робототехника в нашем детском саду - не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент. Робототехника уже показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Занятия помогают детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе менее болезненным и более эффективным Подобные занятия - это своеобразная тренировка навыков. На этом этапе уже можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране. Мы должны поддерживать и направлять талантливых детей и подростков,  помогать  им  реализовать свой потенциал и талант.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Робототехника в современном ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольника к техническому творчеству

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно в этот период закладываются все...

Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладывают...

Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фун...

Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству

Инновационные процессы в системе образования требуют новойорганизации системы в целом, особое значение предается дошкольномувоспитанию и образованию, ведь именно в этот период закладываются всефундаме...

Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству

Данная статья поведает о необходимости использования  в современном образовательном процессе конструирования. Этот вид  творческой,познавательной деятельности становится очень актуальным в н...

Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно в этот период закладываются все фунд...

Консультация для родителей На тему: «Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые зад...