«Волшебный камень – магнит»
методическая разработка (подготовительная группа)

Смирнова Аксана Александровна

развитие у детей познавательной активности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Волшебный камень – магнит»

Интеграция ОО:

Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, развивать любознательность, мыслительные операции.

Задачи:

Образовательные:

  1. Систематизировать знания детей о магните и его свойствах.
  2. Продолжать учить предлагать и принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять предположения опытным путем и делать выводы.
  3. Способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
  4. Способствовать интересу сделать компас из подручных материалов.

Развивающие:

  1. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, схем). 
  2. Развивать коммуникативные навыки.
  3. Развивать логическое мышление.

                                                                                                         Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к экспериментированию.
  2. Воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.
  3. Воспитывать активность на занятии, умение слушать ответы товарищей.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, аудиосистема, ноутбук, магниты, схемы, материалы к опытам (железный порошок, предметы из различных материалов, тарелочки, ложки, машинки, компас, игла, пенопласт), коробка с кодовым замком, сундук с книгой, эмблемы для физкультминутки, макет пустыни, светофор, аквариум, конверты со схемами.

Предварительная работа:

1.Чтение сказки «Мечты одного магнита». Легенды о магнитах.

2. НОД «Ознакомление с природным происхождением магнита».

3. Познакомить детей с понятиями «магнитная сила», «притяжение», «магнетизм».      

4. Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас»).

5. Приобщение родителей к пополнению уголка Экспериментирования наглядным материалом (магнитами, железными предметами).

6. Игры с магнитным конструктором, азбукой, мозаикой.

Ход занятия

Дети входят в зал. Здороваются с гостями.

 Замечают коробку.

Воспитатель: «Ребята, это что за коробка? Интересно, кто ее нам принес?»  

Дети обследуют коробку, обнаруживают кодовый замок. Внизу на коробке наклеен листок с математическим заданием.

Воспитатель: «Как же нам ее открыть?»

Дети: «Надо сосчитать предметы и расставить цифры в порядке возрастания».

Дети решают задание и открывают коробку.

В коробке лежат схемы на каждого ребенка + большая схема, карандаши.

Воспитатель: «Как вы думаете, что это за схемы?»

Дети: «Это схема для определения свойств магнита»

Воспитатель: «Что нам понадобиться, чтобы заполнить схему?»

Дети: «Магниты»

Воспитатель: «А что такое магнит?»

Дети: «Магнит – это предмет, который обладает магнитным полем».

Воспитатель: «А какие свойства магнита вы знаете?».

Дети: «Магнит притягивает железные предметы, может намагнитить железные предметы».

Воспитатель: «Где нам взять магниты, чтобы заполнить схемы?».

Дети: «В лаборатории».

Воспитатель: «Но вам нужно еще занести свои наблюдения в общую схему».

Дети идут в лабораторию за магнитами. Каждый ребенок заполняет свою схему индивидуально, затем переносит свои наблюдения на большую схему.

После того, как схема собрана, включается интерактивная доска и на доске появляется Тетушка Сова

Тетушка Сова: «Ребята, злой маг заколдовал меня, забрав мои перышки и лишил меня Мудрости. Собрав схему, вы сняли часть заклятия, теперь вы можете меня видеть, и я могу говорить, но мудрость не вернулась. А для того, чтобы расколжовать меня полностью, нужно найти три волшебных перышка. Да только не просто это. На пути вас ждет много препятствий, чтобы преодолеть их, нужно быть дружными, смелыми, обязательно помогать друг другу, быть внимательными и суметь определить путь по карте, которую обронил маг.  Я попробую облегчить вам путь своими подсказками».

На интерактивной доске появляется карта с условными обозначениями.

Воспитатель: «Давайте подойдем к карте поближе и рассмотрим ее, что же на ней изображено.»

Дети: «метки, ориентиры, маршрут, голосовое сообщение».

Воспитатель: «Куда же мы должны пойти в самом начале? Что нам нужно сделать?»

Дети: «Нужно нажать на голосовое сообщение под цифрой 1 и послушать, что нам скажут»

Голос Совы читает загадку:

 Он имеет по три глаза,

По три с каждой стороны,

И хотя еще ни разу

Не смотрел он всеми сразу –

Все глаза ему нужны.

Он стоит тут с давних пор.

Что же это? ...

Дети: «Светофор»

Воспитатель: «Странно, зачем нам загадали такую загадку?»

Дети: «Нам нужно пойти к светофору».

Идут к светофору и находят конверт №1 со схемами.

Опыт: «Магнитные полюса».

Воспитатель: «Что нам нужно сделать, чтобы провести этот опыт?»

Дети: «Взять со стола все, что необходимо для опыта».

Дети выполняют опыт с машинками.

Воспитатель: «Какой вывод можем сделать, исходя из этого опыта?»

Дети: «Если взять два магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим – отталкиваются. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.

Тетушка Сова: «Вы справились с этим заданием и теперь можете идти дальше.

Отмечают на доске галочкой, что задание выполнено, появляется перышко.

Дети нажимают следующий значок, звучит загадка:

Стеклянный домик на столе

С прозрачною водой

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой.

Дети: «Аквариум»

Воспитатель: «Куда же нам нужно идти дальше?»

Дети: «К аквариуму».

Идут к аквариуму находят конверт №2. В конверте схемы к опыту.

Опыт «Магнитное поле».

Дети берут все, необходимое для опыта.

Воспитатель: «А мы можем увидеть магнитное поле?»

 Дети: «Сможем, если проведем опыт с железным порошком».

Дети выполняют опыт.

Воспитатель: «Какой вывод мы можем сделать?»

Дети: «Магнитное поле мы можем сделать видимым. Магнитное поле заставляет располагаться железные частички вдоль магнитных линий».

Тетушка Сова: «Ребята, вы и с этим заданием справились? Смело двигайтесь дальше! Скоро я буду свободна».

Дети отмечают на доске, что задание выполнено, получают перышко.

Воспитатель: «Ребята, прежде, чем отправится дальше, предлагаю Вам немного отдохнуть и сыграть в игру, которая называется «Магнитные человечки».

Физкультминутка «Магнитные человечки».

Каждому ребёнку на спину вешается синий квадрат, а на живот – красный. Они образуют круг и начинают ходить по кругу.

Воспитатель: «Когда я буду показывать красный квадрат – «южный полюс», вы притягиваетесь ко мне «северным полюсом» - спиной. Когда вы увидите синий квадрат, то притягиваетесь ко мне животиками – «южными полюсами». Ребята, напомните мне, чего же боится магнит?»

Дети: «Магнит боится огня, высокой температуры.

Воспитатель: «Правильно, поэтому, когда вы увидите свечу, то присаживаетесь на корточки и закрывайтесь руками».

Воспитатель: «Отдохнули, теперь можно идти дальше».

Дети нажимают значок, звучит загадка:

Вот песчаный океан

Раз бархан и два бархан.

Тут без дождика тоска,

Всюду горы из песка

Дети: «Пустыня».

Идут к макету «Пустыня», находят конверт №3.

Внутри конверта схемы изобретения компаса.

Воспитатель: «Что изображено на ваших схемах?»

Дети: «Сосуд с водой, кусочек пенопласта и иголка».

 Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, что наша планета обладает магнетизмом?

Дети: «Да».

Воспитатель: «Туристы и путешественники всегда берут с собой специальный прибор компас. Стрелка компаса - это магнит. Поворачиваясь, она показывает нужное направление север, юг, запад, восток (рассматривают прибор).   Самая важная часть компаса, это намагниченная стрелка, она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Как вы думаете, куда показывает синяя стрелка, а куда – красная?».

Дети: «Синяя стрелка показывает на север, а красная - на юг».

Воспитатель: «А хотите, мы с вами попробуем изготовить компас?».

Дети: «Да».

Воспитатель раздает необходимые для опыта предметы.

Воспитатель: «Внимание, давайте вспомним, как нужно обращаться с иголкой». 

Дети: «Нужно быть внимательными и аккуратными».

Воспитатель: «Возьмите иголку за ушко и натрите ее острым концом о магнит, натирать нужно строго в одном направлении, проведя по магниту не менее 20 раз. Приступайте». (Работа детей).

Воспитатель: «Положите намагниченную иголку на пенопласт и опустите в воду.  Конец намагниченной стрелки будет указывать на север. Сколько бы вы не поворачивали диск, иголка все равно будет останавливаться в определенном направлении.  Попробуйте повернуть диск и понаблюдайте что произойдет.

Дети: «Стрелка возвращается и указывает на север».

Воспитатель: «Давайте, сравним с настоящим компасом, что вы увидели?».

Дети: «Намагниченная стрелка компаса показывает в том же направлении что и намагниченная иголка - на север.

Воспитатель: «Значит, у нас получился настоящий компас».

Тетушка Сова: «Вот как здорово, вы - настоящие изобретатели!

Дети подходят к карте и отмечают галочкой выполнение задания и получают последнее перышко.

Тетушка Сова: «Наконец-то, вы меня освободили от злых чар, и я теперь свободна. В благодарность за это, я хочу вам подарить моё сокровище. Его вы найдете, когда пойдете на север. Спасибо вам! А мне пора.

Воспитатель: «Ребята, а где же нам найти север?»

Дети: «Мы же сделали компас».

Дети идут на север и находят сундук с сокровищами, несут его в группу. Открывают его и видят энциклопедию.

Воспитатель: «Ребята, так это не золото, не бриллианты, это еще ценнее – это книга, источник знаний, мы обязательно с вами ее рассмотрим и получим новые знания с помощью этой книги. А сейчас скажите мне, что же вам больше всего понравилось в нашем приключении? А что было самым сложным для вас? Какие чувства вы испытали, когда мы нашли сундук? Вы настоящие молодцы, отлично справились со всеми трудностями.

Воспитатель: «Давайте попрощаемся с нашими гостями».

Дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит»

Оборудование и материалы:Раздаточный материал: магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами; намагниченные скрепки с держателем (пинцетом, проволокой) для нагрева...

Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебный камень магнит"

Задачи:1. Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита.2.Развивать у детей внимание, мышление, уме...

Волшебный камень магнит

Занятие по образовательной области «Познавательное развитие», с элементами опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит»

Цель:Способствовать развитию у детей познавательной активности, развивать любознательность, мыслительные операции.Задачи:• систематизировать знания детей о магните и его свойствах; выявить материалы, ...

Волшебный камень МАГНИТ

Эксперементирование...