«Парциальная программа «Юный эколог»: экологическое сознание берет старт в дошкольном детстве»
рабочая программа (подготовительная группа)

В современном мире проблемы экологии и окружающей среды особенно актуальны. Люди еще не научились осознанно и правильно взаимодействовать с природой  без ущерба для себя и планеты. Одним из аспектов решения  этих вопросов является система непрерывного экологического образования. Она предусматривает развитие экологического сознания и экологической культуры, начиная с дошкольного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_ekolog.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Парциальная программа «Юный эколог»: экологическое сознание берет старт в дошкольном детстве»

     В современном мире проблемы экологии и окружающей среды особенно актуальны. Люди еще не научились осознанно и правильно взаимодействовать с природой  без ущерба для себя и планеты. Одним из аспектов решения  этих вопросов является система непрерывного экологического образования. Она предусматривает развитие экологического сознания и экологической культуры, начиная с дошкольного детства.

     Первая программа экологической направленности  для дошкольников была разработана и опубликована в 1993 г. В течение нескольких лет она дорабатывалась, уточнялась, и в обновленном виде получила название «Юный эколог».  Программа создана на серьезной теоретико – экспериментальной основе: в 70-80-е годы в Москве и Ленинграде был проведен целый ряд интересных педагогических исследований по формированию нового отношения к природе. В основе программы лежит монография С.Н.Николаевой «Общение с природой начинается с детства».

     Программа «Юный эколог» имеет ряд особенностей:

1. Создана на основе  главных понятий и ведущих идей экологии – относительно молодой науки. Понятия и идеи, взятые из экологии, адаптированы  к психолого – педагогической специфике дошкольного детства. В программу включены экологические знания, которые  дошкольник может освоить наглядно – образным мышлением на близких и понятных ему примерах.

2. Программа ориентирована на детей и взрослых – специалистов дошкольного воспитания.

3. Программа имеет широкое теоретическое и учебно – методическое обеспечение. Разработаны технологии работы воспитателей с детьми всех возрастных групп (от первой младшей до подготовительной).  Неоднократно книги  переиздавались. Каждая книга – это спланированная на учебный год и подробно описанная система мероприятий, реализующих программу  в разных видах деятельности в данной возрастной группе.

     Программа представляет собой систему экологического воспитания дошкольников и развития экологической культуры  специалистов дошкольного образования. Центром комплекса является экологическое сознание взрослых и формирование его у детей в дошкольном детстве.

     Экологическое сознание человека может быть высоким, если оно берет начало в детстве.

Например: наблюдение за птицами на участке детского сада создают обилие впечатлений, позволяют детям понять формы приспособленности птиц к полету по воздуху, их жизнь в разных условиях.

Еще пример: выращивание растений, наблюдение за прорастанием семени, появлением нежного, хрупкого ростка и дальнейшим превращением его в цветущее и плодоносящее взрослое растение позволяет  проследить  зависимость состояния организма от условий жизни.

     Уже в дошкольном возрасте к 6-7 годам у детей может быть развито  осознанно – правильное отношение к объектам природы, находящимся в пространстве их жизнедеятельности. Этому способствуют соответствующие методы и технологии воспитательно – образовательной работы с детьми, а также специально разработанная  система управления эколого – педагогическим процессом.

     Особо значимые для дошкольного периода аспекты:

- продуктивное взаимодействие воспитателя и детей в любой совместной деятельности;

- сочетание в каждой деятельности образовательных и воспитательных компонентов  в их органическом единстве и взаимном дополнении.

     Любая типичная для дошкольного возраста совместная деятельность воспитателя с детьми становится методом экологического воспитания при условии, ели она:

- насыщена экологическим содержанием;

- систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и целенаправленно организуется воспитателем;

- позволяет одновременно решать воспитательные и образовательные задачи, представленные в программе экологического воспитания.

     Целью экологического воспитания дошкольников является развитие осознанно – правильного отношения  к объектам  и явлениям природы. Психологи отмечают, отношение не может зародиться только на основе знания – к нему должен подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего. Здесь следует иметь ввиду: правильным может быть только такое отношение, которое построено на понимании природы как системы живых организмов, когда каждый из них имеет  потребности в совершенно определенных условиях жизни (среде обитания). Знание конкретных фактов жизни того или другого растения, животного позволяет построить с ним правильное взаимодействие.

     Важным является не только само знание, но и его осмысленность, осознанность в применении. Это качество формируется вербально, через речь, которая сначала исходит от взрослого – его суждений, пояснений. Ребенок начинает понимать сказанное  (это уже осознание), затем воспроизводить осмысленное знание в своей речи. Таким образом формируется осознанно – правильное   отношение.

     Определение осознанно – правильное отношение к природе является широким, отражает суть должного взаимодействия человека с природой, а поэтому оно поглощает  выдвинутые ранее  в педагогике определения: гуманное, бережное, трепетное, заинтересованное, ответственное  и т.д.  отношение к природе.

     Выделяется три группы методов экологического воспитания:

- практические методы;

- познавательные методы;

- «отобразительные» методы.

     Практические методы: уход за живыми существами. Наравне с действиями, значение  имеют пояснения, которые дети получают от воспитателя в каждой ситуации. Действие и слово дополняют друг друга.

     Познавательные методы: наблюдение, речевая деятельность

     Отобразительные методы: графическое моделирование в календарях природы; игры  в форме специально созданных с экологическим   содержанием игровых обучающих ситуаций; изобразительная деятельность на тему природы.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Юный эколог" Тема: "Откуда берется и куда девается мусор?" в номинации "Мы и мусор: что делать?"

Воспитанники старшей группы № 6 ДО 2 участвовали в экологическом среднесрочном проекте "Юные экологи Москвы".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9105563","attributes":{"alt":"","class":...

Парциальная программа "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ"

Рабочая программа разработана на основе основной  общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения детский сад  общеразвивающего ви...

Парциальная программа " Юный эколог"

Цель программы Цель программы – Формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Фор...

Дополнительная парциальная программа по художественно-эстетическому развитию для детей младшего дошкольного возраста «Юный художник»

Педагогическая целесообразностьИз многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и с...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»...

Парциальная программа «Юный эколог»

Парциальная программа «Юный эколог»...

Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н.

Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н....