проект "Родина моя"
проект (старшая группа) на тему

Ершова Л.Н.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Поэтому воспитание духовно-нравственной культуры детей является в настоящее время актуальной задачей системы дошкольного  образования.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.

Задачи:

1. Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России;

 2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразии России;

 3. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rodina_moya.docx138.86 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Родина моя»

Актуальность проекта. 

Что Родиной моей зовется? 
Себе я задаю вопрос. 
Река, что за домами вьется, 
Иль куст кудрявых красных роз? 

Вон та осенняя березка? 
Или весенняя капель? 
А может радуги полоска? 
Или морозный зимний день? 

Н.Сидоренко

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Поэтому воспитание духовно-нравственной культуры детей является в настоящее время актуальной задачей системы дошкольного  образования.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.

Задачи:

1. Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России;

 2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразии России;

 3. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.

Вид проекта:

- обучающий;

 - творческий.

Сроки реализации проекта: февраль- март

Участники проекта:

Воспитатель Ершова Л.Н.

Дети подготовительной к школе группы-19 человек

Родители воспитанников – 12 человек

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

- изучение литературы по теме проекта.

- выявление первоначальных знаний детей о России.

- информирование родителей о предстоящей деятельности.

           - постановка целей и задач по реализации проекта.

- определение методических приемов реализации проекта.

- подбор литературы о России, презентаций, фотографий, плакатов.

2. Практический этап (или этап реализации проекта)

- разработка занятий, бесед, наблюдений.

- составление перспективного плана мероприятий.

- разработка теоретической части проекта.

- проведение занятий, бесед, наблюдений.

- проведение образовательной деятельности по теме проекта.

- работа с родителями по заданной теме.

 3. Итоговый этап

Развлечение.   Литературно - музыкальный праздник «Что мы Родиной зовём?»

Методические приемы:

- беседы;

- познавательные рассказы воспитателя;

- интегрированные занятия;

- чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки);

- использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);

- подвижные игры;

- художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд);

Ожидаемый результат

1) для детей:
- развитие речевой активности детей в разных видах деятельности;
- активное взаимодействие со сверстниками и педагогом.
-
воспитание  чувства гордости за Родину.

2)
для родителей:
-
проявление инициативы в участии проекта;
- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

3)
для педагогов:
- Повышение педагогической компетентности в данном направлении.
           

Деятельность педагога с детьми детей:

  • Беседы: «Наша страна Россия», «Главный город нашей страны», «История Московского Кремля», «Русские народные промыслы», «Климатические зоны России»
  • Д/и:«Узнай наш флаг (герб)»,  «Чей костюм?», «С какого дерева листок», «Чей хвост, чья голова»
  • конструирование «Красная площадь, стены и башни московского Кремля».
  • рассматривание книг, календарей «Природа России», загадывание загадок о России.
  • Занятия : «Россия — Родина моя», Показ презентации «Москва- столица нашей Родины»
  • Художественно-эстетическое развитие: (рисование) «Это голубое  чудо – Гжель!», раскрашивание раскрасок «Русский народный промысел», (аппликация)  «Спасская башня», (лепка)  «Дымковский конь».
  • П\и «Гуси лебеди», «Горелки», «Заря-заряница», «Краски», «Пятнашки»
  • Чтение художественной литературы: П. Воронько «Лучше нет родного края», «Путешествие по русским народным сказкам», В. Лебедев-Кумач «Москва», С. Михалков «Кремлёвские звёзды», А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы), Чтение стихотворений о родине.
  • Сюжетно - ролевая игра: «Семья», «Мой детский сад», «Магазин русской игрушки»

Взаимодействие с родителями воспитанников:

  • консультации, рекомендации, памятки;
  • практические задания;
  • совместные мероприятия

Беседа «Наша родина - Россия»»

Цель: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.

Задачи: ознакомление детей с такими понятиями, как “Россия”, “Родина”, “Отечество”; обзорное ознакомление с символикой и гимном России; закрепление полученной информации (рисунок, аппликация, игра).

Рекомендации.

Беседа носит обзорный характер. Более подробно дети познакомятся с данной темой в начальной школе. В доступной и понятной детям форме воспитатель знакомит их с такими понятиями, как “Родина, Россия”. Эти два слова неразрывно связаны между собой. Все мы живем в самой большой стране мира – в России. Россия – наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Это то место, где он родился (город, село, деревня) и живет (дом, семья).

Ход беседы

В о п р о с ы:

1. Как называется город (село), где ты живешь?

2. Расскажи о своем доме и своей семье.

Воспитатель. В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва – столица нашей Родины. (Воспитатель показывает иллюстрации с видами Москвы.)

В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие), но большая часть россиян – русские.

В о п р о с ы:

1. Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.

2. Как называют людей, чья Родина – Россия? (Россияне.)

Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей. (Воспитатель показывает портреты известных деятелей науки, искусства, оставивших свой след в истории нашего государства.)

Мы должны гордиться тем, что нашими соотечественниками были Ломоносов – ученый, чьи открытия и труды принесли много пользы всему человечеству; Чайковский – великий русский композитор, чье имя знает весь мир. Первый человек, покоривший космос, был русским – Юрий Алексеевич Гагарин. Эти и многие-многие другие люди прославили наше Отечество своими делами и подвигами.

У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия – свои флаг, герб и гимн.

Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный – смелость, любовь и красоту. Белый – чистоту и ясность, миролюбивость.

Герб России – двуглавый орел – символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.

Гимн – самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Исполняется и слушается гимн стоя. (дети прослушивают в записи российский гимн, беседуют о его содержании, воспитатель знакомит с авторами гимна.)

Государственный гимн Российской Федерации

Слова С. Михалкова Музыка А. Александрова

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена!

Припев: Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт – Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям.

Музыку к гимну написал известный композитор – А. Александров.

Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.

Пословицы и поговорки

  • Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
  • Родина – мать, умей за нее постоять.
  • Русь богатырская.
  • Где кто родился, там и пригодился.
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Вопросы:

1. Назови страну, в которой проживаешь. (Россия.)

2. Как называется город (село), где ты живешь?

3. Какую русскую реку называют великой? (Волга.)

4. Какие города России тебе известны?

5. Как называется город, который является столицей нашей Родины? (Москва.)

Дидактическая игра «Узнай наш флаг (герб)».

Цель: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.

Ход игры:

На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.

- Молодцы, хорошо узнаете свой Российский флаг. А ёще у каждой страны есть особенная, торжественная песня. Что это за песня? (Гимн).
- Гимн страны – это тоже государственный символ. В каких случаях исполняется гимн страны? (Дети приводят примеры).
- Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова.
- Чему посвящён гимн?
(Предложения детей).
- Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна.
(Под запись можно спеть часть гимна).
- Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать?
(Предложения детей).
- Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
- Кто изображён в самом центре?
- Почему у него две головы?
Правой лапой орёл сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения). В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны – крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце.
В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
- Что на груди у орла? (щит).
- Кто изображён на щите? (всадник на коне).
- Какого цвета конь?
- Какого цвета плащ у всадника?
- Какого цвета щит?
Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
- Как зовут всадника?
Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!
- Что в руках у Георгия Победоносца?
- Зачем оно ему?
Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче? (Ответы детей).
- Чем всегда заканчиваются эти сказки?
Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Художественно-эстетическое развитие (рисование):

«Это голубое  чудо – Гжель!»

Цели: продолжать знакомить с народным промыслом Гжели.  Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

П\и «Гуси лебеди»

Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую, чтобы не запятнали. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту.

Ход игры:

На одном краю зала обозначается дом в котором находятся гуси, на противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от  дома логово, в котором живёт волк, остальное место луг. Выбираются дети на роль волка, пастуха, остальные дети изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.

Пастух: гуси, гуси!

Гуси: останавливаются и отвечают хором: га-га-га.

Пастух: есть хотите!

Гуси: да, да, да!

Пастух: так летите же домой.

Гуси: нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой, зубы точит съесть нас хочет.

Пастух: так летите, как хотите только крылья берегите!

Гуси расправив крылья летят через луг домой, а волк выбежав из логова, старается поймать гусей. Затем после 2-3 перебежек выбирается новый пастух и волк.

П\и «Горелки»

Цель: продолжать знакомить с русскими народными играми, развивать ловкость, увёртливость, умение действовать по сигналу; воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры, выполнять движения согласно с текстом, формировать дружеские взаимоотношения, приобщать детей к русской культуре, воспитывать интерес и любовь к русской народной игре.

Ход игры:

Играющие строятся в две колонны, взявшись за руки парами. Впереди – водящий. Ребята хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз-два-три – беги!

После слова «беги! » дети, стоящие в последней паре, опускают руки и бегут в начало колонны: один справа, другой слева от колонны. Водящий пытается поймать одного из ребят, прежде чем он успеет снова взяться за руки со своим партнером. Если водящему удается это сделать, он берется за руки с пойманным, и они встают впереди колонны. Оставшийся без пары становится водящим. Для увеличения двигательной активности можно разделить детей на две команды.

Чтение художественной литературы: П. Воронько «Лучше нет родного края»

Жура-жура-журавель! 
Облетал он сто земель. 
Облетал, обходил, 
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля: 
– Где же лучшая земля? – 
Отвечал он, пролетая: 
– Лучше нет родного края!

Жура-жура-журавель! 
Облетал он сто земель. 
Облетал, обходил, 
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля: 
– Где же лучшая земля? – 
Отвечал он, пролетая: 
– Лучше нет родного края!

Сюжетно - ролевая игра: «Семья».

Цель: Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов. Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт русской семьи.

Предметно-развивающая среда (оборудование):  Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки), музыкальные инструменты, предметы-заместители.

   Подготовка к игре. Игры-занятия «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы». Беседы о взаимоотношениях в семье. Совместные игры с детьми подготовительной и младшей групп.

   Игровые роли. Дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра.

  Ход игры. С целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на тему «Где работают родители». Раскрыть нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда. Далее педагог побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соорудить постройку дома по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки (куклы, мебель, посуду и др.), игровые атрибуты (передники, косынки). После этого педагог совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Когда мамы нет дома», «К нам пришли гости», «Я помогаю маме», «Семейный праздник» и т. д.

  Игру «Когда мамы нет дома» можно организовать совместно с младшими детьми, предварительно объяснив цель совместной игры: научить малышей распределять роли, планировать игру, играть самостоятельно.

  Игра «К нам пришли гости» должна научить детей, как правильно приглашать в гости, встречать гостей, вручать подарок, вести себя за столом.

  В игре «Я помогаю маме» воспитателю необходимо вносить в нее элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, ремонт книг, уборка помещения. По ходу игры педагог должен подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

   В сюжеты любимых детских игр педагог должен вносить новое содержание. Например, игра «Семейный праздник» предполагает показ в детском саду концерта, используя детские музыкальные инструменты: рояль, металлофон, бубен, трещетки, дудки, треугольники и др. «Члены семьи» исполняют песни и пляски, читают стихи, шутят, загадывают загадки. Эта игра требует предварительной работы, воспитатель заранее совместно с детьми по их желанию может распределить кто и что будет делать на празднике.

Беседа «Главный город нашей страны».

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о столице России. Задачи: формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Ход

— У каждого человека есть родная земля, то место, где он родился. Есть мать, которая его родила — это самый дорогой и близкий ему человек. А ещё у каждого человека есть самое дорогое—это Родина, родная страна.

— Как называется наша страна? ( ответы детей)

— В каждой стране есть свой герб, гимн, флаг. Посмотрите на флаг России. Он состоит из трёх горизонтальных полос. Назовите пожалуйста цвета этих полос. (Ответы детей).

— Эти цвета народ почитал издавна, и каждый цвет имеет своё символическое значение. А вы знаете значение этих цветов?

Белый — благородство.
Синий — честность.
Красный — смелость.

Русский народ эти цвета считал самыми красивыми.

— А теперь посмотрите на герб России. На тёмно-красном щите изображён золотой двуглавый орёл. Ребята, а что вы знаете об орле? Какая это птица? (Ответы детей). А золотой он на гербе потому, что русский народ сравнивал орла с солнцем, которому он поклонялся.

Работа над пословицами и поговорками.

— Ведь недаром столько много пословиц и поговорок сложено русским народом о солнце. А вы знаете пословицы или поговорки о солнышке? (Ответы детей).

-Как солнце встаёт, так и день настаёт.

— Солнце, как родная матушка—никогда никого не обидит.

— Солнце не закроешь, правды не скроешь.

В центре орла изображён всадник на белом коне, который поражает копьём чёрного змея. Это означает, что добро всегда побеждает зло.

Гимн России.

— У каждой страны есть свой гимн. Что такое гимн? (ответы детей) Правильно, это главная, торжественная песня страны. Что такое гимн, у нас ещё знает Андрей (чтение стихотворения «Что такое гимн?»). Да, ребята, гимн слушают всегда стоя, проявляя уважение к родной стране. Давайте и мы с вами послушаем гимн нашей страны ( слушание гимна).

 Беседа  о Москве.

— Ребята, у каждой страны есть свой главный город—столица. А вы знаете столицу нашей Родины? ( ответы детей). А вы были в Москве?

 — Давайте мы с вами отправимся на экскурсию по главным достопримечательностям Москвы. Что такое достопримечательность? (Ответы детей). Достопримечательность — это то, что отличает один город от другого, то, что гости города запоминают больше всего. На каком виде транспорта мы с вами отправимся в Москву? (Предложения детей). Поехали!

 Виртуальная экскурсия по Москве.

— Первая остановка — Московский Кремль. (Рассматривание иллюстраций). С Московского Кремля начинала строиться Москва. Кремль — это значит крепость. Рассмотрите иллюстрации древнего Кремля и Кремля в наше время. Чем они отличаются? (Ответы детей).

 — Рассматривание иллюстраций с изображением Красной площади. На Красной площади в праздники проходят военные парады.

 — Рассматривание иллюстраций с изображением Спасской башни. На ней висят главные часы страны. Эти часы самые точные, по ним всегда проверяют время. Вы слышали бой курантов? Предлагаю вам послушать. (Слушание).

 — А сейчас я вам предлагаю отправиться дальше. Поехали!

 — В Москве много замечательных храмов, музеев, памятников, но все туристы обязательно спешат увидеть два замечательных памятника—Царь-Колокол и Царь-Пушку. Я предлагаю экскурсоводами побыть вам самим и рассказать об этих замечательных памятниках архитектуры. (Рассказ детей).

 — Отправляемся дальше. Мы приехали ещё к одной достопримечательности города Москвы. Это Останкинская башня. Вы знаете для чего она нужна? (Ответы детей). Отсюда транслируются все передачи не только во все города России, но и всей страны. Ведь недаром есть такая пословица: «Говорят в Москве, а слышно по всей стране». В Москве еще очень много замечательных достопримечательностей. Я думаю, когда вы станете постарше, вы обязательно побываете в Москве и всё увидите.

 — Русские люди любят Москву не только за её достопримечательности, они любят её за то, что она — главный город нашего государства. О Москве сложено очень много стихотворений, пословиц, поговорок. Послушайте, какими тёплыми словами говорил о Москве А. С. Пушкин:

 Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе —
Москва, я думал о тебе!
Москва! Как много в этом звуке —
Для сердца русского слилось —  
Как много в нём отозвалось!

Ребята, а вы знаете пословицы о Москве, стихотворения?

 Чтение стихотворений, пословиц о Москве.

Кто в Москве не бывал—красоты не видал
Все дороги ведут в Москву

Подведение итогов.

— Где мы побывали? Что вам понравилось больше всего?

Загадывание загадок о России.

Отгадайте загадки:

  1. Он звучит торжественно,
    Все встают приветственно.
    Песню главную страны
    Уважать мы все должны! 
    (Гимн)

  1. Назовите сразу вы
    Символ города Москвы,
    Площадь там зовется Красной,
    Бьют часы на башне Спасской. 
    (Кремль)

  1. Бронзовый памятник – вам не игрушка,
    Он ведь орудие – это 
    (Царь-пушка)

  1. В этом месяце бывает
    Светлый праздник – День победы,
    Все ребята поздравляют
    Своих бабушек и дедов. 
    (Май)

  1. Инструмент народный этот
    С давних пор известен свету.
    Только кнопочки ты тронь –
    Запоёт легко ...  (ГАРМОНЬ)

  1. Кукла – символ материнства
    И семейного единства.
    Сарафан её одёжка,
    Вся из дерева... (МАТРЁШКА)

  1. На столе стоит пузатый.
    Носик – кран его горбатый.
    Рядом пряники, конфеты…
    Загудит вдруг, как ракета,
    Запыхтит, из носа – пар!
    Тульский это… (САМОВАР)

Сюжетно - ролевая игра: «Мой детский сад»

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Беседа «История Московского Кремля»

Цель: познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.

Ход беседы:

Россия - огромная страна.

- Как называется главный город России? (Москва).

Сегодня я предлагаю совершить экскурсию в исторический центр Москвы, в Кремль и познакомимся с основными ее башнями.

- Что такое Кремль? Кремль –это огороженное, укромное место, крепость, которую строили люди в старину, защищая себя от врагов и диких животных. В старину такое место называли «кром» или «кремник». Позднее стали говорить «кремль».

Главная башня кремля – Спасская. На ней мы видим огромные часы с золотыми цифрами. Это Куранты. Куранты показывают время, по которому живет вся страна.

Вот Башня – великан. Шпиль ее уходит высоко в небо. Называется она Троицкая. 

А вот невысокая, круглая по форме, башенка. Она мало похожа на своих соседок. Это Кутафья башня, Башня – малютка.

В старину была такая загадка: «Маленькая кутафьишка в тесном месте сидит». Сообразительный человек сразу отвечал – пуговица. Такова и сама башня – невысокая, приземистая.

Башня – малютка связана мостом с Башней – великаном, через ворота которой можно попасть в Кремль. Мост называется Троицкий, и ворота Башни – великана тоже Троицкие.

Ворота, которые ведут в Кремль, есть у многих других башен. Это проездные башни.

Все башни украшены высокими шатрами, покрытыми темно – зеленой черепицей.

У каждой башни свое название, своя тайна. Сегодня я открою вам некоторые из них.

Боровицкая башня. Название башни напоминает нам о том, что некогда здесь, на холме, шумел густой бор. Боровицкая башня – проездная. У нее есть ворота. Они носят название Боровицкие. Сама башня высока, ступенчатый верх, чем очень напоминает пирамиду.

Тайницкая башня. Это невысокая, приземистая башня

- О чем говорит это название? (о тайне, тайнике).

Да, действительно, внутри башни был когда – то тайник. И даже не один, а два, тайник – колодец и потайной выход из крепости.

Рядом с Тайницкой башней, друг за другом, стоят две невысокие башни. Они похожи друг на друга, как сестры. Называются они Безымянные (1-я и 2-я ). Много еще интересного можно узнать о башнях Московского Кремля, но об этом я расскажу вам в другой раз. На сегодня наша экскурсия заканчивается.

Дидактическая игра  «С какого дерева листок»

Цель: закреплять знания детей о деревьях России.
Игра знакомит детей с деревьями, кустарниками средней полосы России Играть в нее можно как одному, так и небольшой группой. Игра очень познавательна, хорошо использовать ее для занятий по ознакомлению с окружающим миром в детском саду или дома.

Правило игры: предложить детям  разложить листочки к деревьям соответствующего внешнего вида.

Дидактическая игра  «Чей хвост, чья голова»

Цель: закрепить знания по теме «Дикие и домашние животные России», создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, закрепить умение употреблять существительные в родительном падеже ед. числа, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развивать мелкую моторику, развивать зрительное внимание, умение различать предметы по их силуэтному изображению.

Ход игры

 

Для игры необходимо предварительно разрезать картинки с изображением диких животных пополам. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие дикие животные живут в русском лесу. Затем на наборное полотно выставляются в один ряд головы животных, в другой — хвосты. Детям предлагается назвать, чья это голова (зайца, медведя, белки и т.д.). Затем воспитатель предлагает найти зайчику его хвостик. В результате две половинки соединяются, получается целый зайчик и т.д.

Подвижная игра «Заря-заряница»

Цель: продолжать знакомить с русскими народными играми, развивать ловкость, увёртливость, умение действовать по сигналу; воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры, выполнять движения согласно с текстом, формировать дружеские взаимоотношения, приобщать детей к русской культуре, воспитывать интерес и любовь к русской народной игре.

Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.

Заря-заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

Подвижная игра «Краски».

Цель: продолжать знакомить с русскими народными играми, развивать ловкость, увёртливость, умение действовать по сигналу; воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры, выполнять движения согласно с текстом, формировать дружеские взаимоотношения, приобщать детей крусской культуре, воспитывать интерес и любовь к русской народной игре.

Ход игры:

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

-Тук! Тук!

-Кто там?

-Покупатель.

-Зачем пришёл?

- За краской.

-За какой?

-За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например: скачи на одной ножке по красной дорожке.

2 вариант.

Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит:  сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает, а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.

Чтение художественной литературы: В. Лебедев-Кумач «Москва»


МОСКВА

В.Лебедев-Кумач


...Есть города, овеянные славой,
Их памятники - точно ордена.
Есть города, носящие по праву
Прославленных людей большие имена...
Но среди многих городов вселенной,
Похожих и различных меж собой,
Один есть город, навсегда нетленный,
С неповторимой сказочной судьбой.
М-о-с-к-в-а! Шесть букв. Короткое названье.
Но в это слово краткое легли
Все долгие людские упованья,
Все лучшие надежды всей земли.
В её истории история народа -
Строителя, героя и бойца.
Написано: "Москва!" Читается: "Свобода!"
Так чувствуют все честные сердца.
Враги её смертельно ненавидят,
Друзья готовы жизни ей отдать.
Свои мечты в ней труженики видят,
Свою защиту, Родину и мать...
Все города, как люди и народы,
Свою судьбу имеют на земле.
Но Честь и Правда, Совесть и Свобода
Живут в Моске, в её седом Кремле!

Сюжетно - ролевая игра: «Магазин  русской игрушки»

Цель:закреплять знания о русской игрушке, русском народном промысле. Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов.

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, 
мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Беседа «Русские народные промыслы»

Цель: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

  1. гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
  2. Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.
  3. Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

  1. Хохлома́ представляет собой декоративную росписьдеревянной посуды и мебели, выполненную красным, зелеными и золотистыми тонами по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится незолотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкойдеревянной посуде эффект массивности.
  2. Матрёшка , русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Загадки:

Воспитатель1: Ребята, сейчас вы узнали об основных народных промыслах на Руси, а теперь отгадайте загадки о них.(Загадки рассказывают дети, выучившие их предварительно, а отгадывают остальные дети группы):

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой? (Хохлома)

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо птица-

Это значит … (Городец)

Разной формы, железные
В хозяйстве очень полезные
Черные, желтые, красные
Удивительно прекрасные

(Жостовские подносы)

Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей,

Синий небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда? (Из Гжели)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша ….(Русская матрешка)

Беседа: «Климатические зоны России»

Цель: познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением разных климатических зон, животных, растений, атрибуты для игры «С какого дерева листок».

Ход беседы:

- Ребята, ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной природы, как Россия.

- Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

- Правильно, потому что наша страна – самая большая в мире!

На севере нашей страны очень холодно. Там можно увидеть льдины, айсберги, вечные снега, а на юге протянулись жаркие пустыни.

Давайте мы, сегодня совершим путешествие по нашей стране и увидим всё своими глазами.

- На чём отправимся в путешествие? (Дети предлагают варианты. Воспитатель вместе с детьми обсуждает, что можно увидеть, если лететь на самолёте, ехать на поезде? Все вместе выбирают автобус. Дети садятся на стулья, поставленные в два ряда)

- Рассаживайтесь по удобнее, отправляемся.

Мы в автобусе сейчас

По России едем,

Что увидим – всем расскажем,

Как домой приедем!

Л. Осипова

- Ну вот, мы с вами добрались до Крайнего Севера! (Показ иллюстрации с изображением тундры).

- Посмотрите, природа Крайнего Севера, такая же, как в нашем посёлке? (Ответы детей).

- А чего не видно на фотографии? (Ответы детей)

- Правильно, здесь нет лесов, на многие, многие километры простирается тундра – земля с бедной, скудной растительностью. Ведь на севере нашей Родины очень холодно. Зима там длинная, а лето короткое. Поэтому почва не успевает прогреться, а растения не успевают вырастать. В основном в тундре растут мох, лишайники, грибы, ягоды, очень маленькие деревца, которые называют карликовыми.

- Ой, посмотрите, какие-то животные показались вдалеке! (Показ иллюстраций) Вы их узнаёте? (Ответы детей)

- Да, это белый медведь и олень – главные животные тундры. Они не боятся северных снегов, льда и мороза – толстый мех и шкура защищают их от стужи.

Продолжаем наше путешествие, садитесь в автобус, поехали.

- Постепенно заканчивается тундра и начинается тайга. Это густые, хвойные леса.

- Что значит хвойные леса? (Ответы детей)

- Какие хвойные деревья в них растут? (Ответы детей. Каждый ответ детей воспитатель сопровождает показом иллюстрации)

- Есть в тайге ещё одно хвойное дерево – кедр. Оно даёт людям очень ценные, полезные для здоровья орешки – кедровые. Давайте их попробуем. (Все пробуют кедровые орешки)

- Растительный мир тайги очень богат. Деревья в тайге образуют непроходимые заросли – настоящую чащу. Если человек пойдёт в тайгу один, то может очень легко заблудиться.

- Животных в тайге очень, очень много! Это и медведи, и белки, и лисы, и бурундуки. Но есть и такие животные, которых вы не очень хорошо знаете, потому что они не живут в лесах нашего родного края. Посмотрите на картинки: это куница, рысь, соболь. (Показ иллюстраций).

- Тайга даёт человеку прекрасный строительный материал – ценные породы деревьев, а так же грибы, ягоды, лекарственные растения.

Отправляемся дальше.

- Посмотрите, как меняется лес. (Показ иллюстрации) Появляются дубы, берёзы, липы, клёны, орешник.

- Вам знакомы эти деревья? (Ответы детей)

- Верно, это деревья лесов средней полосы России. Здесь живём мы с вами.

- Лес, в котором есть хвойные и лиственные деревья, называется смешанным.

- Давайте поиграем в игру «С какого дерева листок»

- Ребята, а какое дерево встречается в наших лесах чаще всего? (Ответы детей)

- Правильно, берёза. Это любимое Российское дерево. Берёзу можно увидеть и в лесу, и в городе, и около нашего детского сада. Посмотрите, какая она стройная, красивая! (Показ иллюстрации)

- Животные смешанных лесов вам хорошо знакомы, назовите их. (Дети называют, а воспитатель показывает иллюстрации: медведь, заяц, волк, лиса, белка, ёж, кабан).

Проводится игра «Чьи припасы?»

Ход игры: Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением орешков, грибов, яблок, бочки мёда, малины, морковки, семечек. Предлагает отгадать: кто забыл свои припасы, и вернуть их в хозяину. В случае правильного ответа рядом с картинкой с изображением припасов появляется картинка с изображением хозяина: белка, ёжик, медведь, заяц, мышка.

Едем дальше.

Лес постепенно меняется. Посмотрите, деревьев становится всё меньше. Неужели это опять тундра? Конечно, нет! Ведь мы двигаемся на юг, значит, солнышко греет всё сильнее и сильнее. Начинаются степи. (Показ иллюстрации).

- В начале лета степи напоминают яркие ковры, так много трав и цветов в степи: шалфей луговой, душица, румянка, ковыль и др. Живут в степях суслики, бурундуки, мыши, змеи. А за степью начинаются берега Чёрного и Каспийского морей. (Показ иллюстраций)

Это юг России. Погода здесь тёплая, зима короткая и очень мягкая, а лето жаркое и длинное. Здесь растут Кипарисы, олеандры, акации.

Юг России – любимое место отдыха россиян. Люди приезжают сюда летом, чтобы позагорать, поплавать в море, набраться мил и здоровья на целый год. Многие из вас здесь уже побывали. Расскажите о своём путешествии. (Рассказы детей).

Итог занятия:

- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться. Сегодня мы с вами узнали, как разнообразна и богата природа нашей страны России.

Сценарий литературно-музыкального праздника

«Что мы Родиной зовём?»

(Музыкальный зал украшен детскими рисунками: о Родине, о Москве, о природе. Дети одетые в костюмы народов России, заходят под музыку в зал и садятся на стулья)

Ведущий: - Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь на праздник, посвящённый нашей стране, праздникам и традициям её народа.

Ребёнок 1:

- Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Ребёнок 2:

- Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Ребёнок 3:

- Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём.

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Ведущий: - Дети, скажите, как называется страна, в которой мы живём?

Дети: - Россия!

(Звучит гимн России)

Ведущий: - Наша страна имеет свой гимн, государственные символы: герб, флаг, имеет свой главный город - столицу. Ребята, расскажите, что вы знаете об этом.

Ребёнок 4 (герб в руке):

- У России величавой

На гербе орёл двуглавый.

Чтоб на запад, на восток,

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он - России дух свободный.

Ребёнок 5 (флажок в руке):

- Флаг России благороден.

Белый цвет - берёзка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска - солнечный рассвет.

Ребёнок 6:

- Столица России - Москва.

Москва - это красная площадь.

Москва - это башни Кремля.

Москва - это сердце России,

Которое любит тебя.

(Дети исполняют Песню «Край родной»)

Ведущий: - Ребята, Россия славится своей богатой историей, своими

городами, реками, народными умельцами.

(Дидактическая игра «Назови города России»)

(Дидактическая игра «Назови реки России»)

(Дидактическая игра «Назови русские и татарские праздники»)

Ведущий:

- Города старинные мастерами славятся,

Улицы кузнечные, улицы гончарные,

Площади торговые, праздничные ярмарки:

Матрёшки, пряники, самовары,

Ложки, игрушки, разные безделушки.

Ведущий: - И по сей день ярмарки славятся своими народными умельцами,

промыслами, весельем и задором.

(Выходят дети-коробейники и рассказывают о своих промыслах).

Ребёнок 7:

- Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Ребёнок 8:

- Вот посуда глиняная,

А вот и деревянная,

Для любой хозяйки

Всегда она желанная.

Ребёнок 9:

- А у меня - игрушки забавные:

Барыни важные из Дымково,

Лошадки деревянные - Богородские,

Свистульки звонкие – Филимоновские

Игрушки эти сделаны

Из глины да из дерева.

Мастера их вылепили,

Мастера их вырезали.

В каждую вложили сердце,

Свою душу выразили.

Ребёнок 11:

- Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку гжельскую

Легко перенесла.

Ребёнок 12:

- Букеты сказочных цветов

Глядят на нас с подносов звонких

И шёлк волшебных лепестков

И трепет трав в сиянье тонком.

Ребёнок 13:

- А вот платки нарядные,

Из Павлово, Иваново.

Подходите, покупайте,

Своих любимых наряжайте.

(Хоровод «Мы на луг ходили» (музыка - А.Филиппенко, слова - Т.Волгиной)

Ведущий: - Богата Россия и скороговорками, и сказками, и пословицами. Трудовой народ был остёр на язычок, умел научить уму-разуму молодёжь.

(Конкурс народных (русских, татарских, марийских, чувашских и пр.) пословиц среди детей и родителей)

Ведущий: - Народ нашей Родины умел работать, умел и играть.

(Русская народная игра «Заря-заряница»)

(Татарская народная игра «Тюбетейка»)

(Марийская народная игра «Два круга»)

Ведущий: - Вы, ребята, молодцы, повеселились и поиграли от души. Да, богата наша страна традициями, праздниками, великими людьми, событиями. Вам ещё многое предстоит узнать о России.

Если долго, долго, долго

В самолёте нам лететь,

Если долго, долго, долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы:

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Ребёнок 14:

- На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну - наш общий дом.

Ведущий: - Дорогие гости, дорогие ребята, у всех народов нашей Родины есть очень важный обычай: на ярмарках, праздниках угощаться чаем, сладостями, пряниками. Этот обычай жив и по сей день.

(Входит Самовар)

Ребёнок 15:

- Самовар гудит, пыхтит.

Он гудит не уставая

Двести лет уже подряд.

Самовар - душа живая -

Друг веселью, сказке брат.

Приглашаю вас друзья,

Угощу всех чаем я.

(Дети и родители уходят пить чай)

Конспект занятия  «Города России».

Цель: познакомить детей с крупными городами России

Задачи: познакомить детей  с историей Санкт - Петербурга, побуждать детей восхищаться красотой Санкт – Петербурга; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование и материалы: слайд шоу «Города России».

Ход занятия:

Воспитатель:

- Наша страна – самая большая в мире. Сегодня мы с вами попутешествуем по городам России. Но чтобы объехать нашу огромную страну, нам понадобятся все виды транспорта. Отправляемся!

На лошади ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Тр-р! Стоп! Разворот.

На реке – пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везёт,

Надо сесть в самолёт.

Самолёт летит,

В нём мотор гудит:

У-у-у, у-у-у.

И. Токмакова

- Назовите самый главный город нашей страны? (Ответы детей)

- Правильно, это Москва. Но в России великое множество разных городов. Послушайте, как они называются: Новгород, Санкт-Петербург, Саратов, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Волгоград и др.

- А в каких ещё городах России вы бывали? (Ответы детей)

- Есть в России ещё один великий и прекрасный город – Санкт-Петербург! (Показ слайда)

- А кто из вас бывал в этом городе? (Ответы детей)

- Санкт-Петербург построен на реке Неве. Основал его русский царь Пётр Первый. Санкт-Петербург хоть и основан в далёкие времена, как Москва, но всё же он намного моложе Москвы. Недавно Санкт-Петербургу исполнилось 300 лет.

Строительство этого города было необычным для России. Царь Пётр первый задумал построить чудо-город и сделать его столицей России. Поэтому сейчас Санкт-Петербург часто называют второй столицей России.

Город строился на удивление всем иностранцам: просторным, широким, с великолепными мостами, дворцами, храмами. И сейчас Санкт-петербург считается одним из самых красивейших городов мира. Со всего мира люди едут посмотреть на это чудо! (Показ слайда)

- Посмотрите, какие дворцы, фонтаны, мосты есть в Санкт-Петербурге. (Показ слайдов). Люди не устают ими любоваться!

- Санкт-Петербург, так же как и Москва, является городом-героем.

- Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)

В годы Великой Отечественной войны жители города перенесли блокаду. Враги окружили город со всех сторон, отрезали его от всей страны. Город всё время бомбили, запасы еды быстро заканчивались. Горожане голодали. Из-за голода и бомбёжек очень многие умерли. Но всё-таки город выстоял! Наши люди восстановили разбомблённый город: построили новые дома, парки восстановили дворцы, храмы. И город снова стал прекрасным!

Те тяжёлые времена навсегда остались в памяти всей страны и особенно жителей Санкт-Петербурга. И вы, ребята, никогда об этом не забывайте.

Много ещё есть славных городов в России и у каждого города есть своя история. Ваши родители могут помочь вам выбрать какой-нибудь город и узнать его историю. Потом вы сами сможете рассказать всем ребятам об этом городе. А чтобы рассказ ваш был интересным, не забудьте найти иллюстрации, фотографии этого города.

Когда ваших историй о городах соберётся много, мы с вами оформим альбом «Города России».

  1. Художественно-эстетическое развитие (лепка): «Дымковский конь».

Программное содержание: продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту. Закрепить знания о промысле. Учить лепить фигурку лошадки пластическим способом – из одного куска глины туловище, шею и голову в процессе лепки, передавать выразительные особенности игрушки. Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке.

п\и «Пятнашки»

Цель: продолжать знакомить с русскими народными играми, развивать ловкость, увёртливость, умение действовать по сигналу; воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры, выполнять движения согласно с текстом, формировать дружескиевзаимоотношения, приобщать детей крусской культуре, воспитывать интерес и любовь к русской народной игре.

Ход игры:

Выбирается водящий, который получает цветную повязку, и встает в центр площадки. После сигнала: «Лови! » - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-либо из играющих и коснуться его рукой. Если ему это удается, ребенок, которого он коснулся, отходит в сторону. Через некоторое время воспитатель подает команду: «Стой! », и игра останавливается, подсчитывают количество пойманных водящих. Игра повторяется с новым водящим.

Самостоятельная деятельность: Рассматривание альбома «Кухня народов России».

Чтение стихотворений о родине.

Лучше нет родного края
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил, 
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? — Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
(
П. Воронько).

***

Родная земля 


Есть своя родная земля
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она –
И земля родная одна.

(П. Синявский )
 

 ***

Рисунок 

На моём рисунке
Поле с колосками,
Церковка на горке
Рядом с облаками.
На моём рисунке
Мама и друзья,
На моём рисунке
Родина моя.

На моём рисунке
Лучики рассвета,
Рощица и речка,
Солнышко и лето.
На моём рисунке
Песенка ручья,
На моём рисунке
Родина моя.

На моём рисунке
Выросли ромашки,
Вдоль по тропке скачет
Всадник на коняшке,
На моём рисунке
Радуга и я,
На моём рисунке
Родина моя.

На моём рисунке
Мама и друзья,
На моём рисунке
Песенка ручья,
На моём рисунке
Радуга и я,
На моём рисунке
Родина моя.

(П. Синявский )

 

***

Родная песенка 

Льётся солнышко весёлое
Золотыми ручейками
Над садами и над сёлами,
Над полями и лугами.

 

Здесь идут грибные дождики,
Светят радуги цветные,
Здесь простые подорожники
С детства самые родные.

 

Тополиные порошицы
Закружились на опушке,
И рассыпались по рощице
Земляничные веснушки.

 

Здесь идут грибные дождики,
Светят радуги цветные,
Здесь простые подорожники
С детства самые родные.

 

И опять захороводили
Стайки ласточек над домом,
Чтобы снова спеть о Родине
Колокольчикам знакомым.

(П. Синявский )

***

Главные слова 

В детском садике узнали 
Мы прекрасные слова. 
Их впервые прочитали: 
Мама, Родина, Москва.

Пролетят весна и лето. 
Станет солнечной листва. 
Озарятся новым светом 
Мама, Родина, Москва.

Солнце ласково нам светит. 
Льется с неба синева. 
Пусть всегда живут на свете 
Мама, Родина, Москва!
(Л. Олифирова)

   
***
За мир, за детей.
В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен мир, а не война,
Зелёный шум родного бора,
Им школа каждому нужна,
И сад у мирного порога,
Отец и мать и отчий дом.
На белом свете места много
Для тех, кто жить привык трудом.
Народ наш поднял властный голос
За всех детей, за мир, за труд!
Пусть зреет в поле каждый колос,
Цветут сады, леса растут!
Кто сеет хлеб на мирном поле,
Заводы строит, города,
Тот для ребят сиротской доли
Не пожелает никогда!
(
Е.Трутнева)

***
О Родине
Что Родиной моей зовется? 
Себе я задаю вопрос. 
Река, что за домами вьется, 
Иль куст кудрявых красных роз? 

Вон та осенняя березка? 
Или весенняя капель? 
А может радуги полоска? 
Или морозный зимний день? 

Все то, что с детства рядом было? 
Но это станет все пустяк 
Без маминой заботы милой, 
И без друзей мне все не так. 

Та вот что Родиной зовется! 
Чтоб были рядышком всегда 
Все, кто поддержит, улыбнется, 
Кому нужна и я сама! 

***
О, Родина!
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески —

Все, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…

Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивье.
В тебе одной — и утешенье
И исцеление мое.
(
А.В. Жигулин)

***
Кремлёвские звёзды
Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!
(
С.Михалков)

***

Наш край 


То берёзка, то рябина, 
Куст ракиты над рекой. 
Край родной, навек любимый, 
Где найдёшь ещё такой!

От морей до гор высоких, 
Посреди родных широт — 
Всё бегут, бегут дороги, 
И зовут они вперёд.

Солнцем залиты долины, 
И куда ни бросишь взгляд — 
Край родной, навек любимый, 
Весь цветёт, как вешний сад.

Детство наше золотое! 
Всё светлей ты с каждым днём 
Под счастливою звездою 
Мы живём в краю родном!

(А. Пришелец)



***
Необъятная страна.
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

***
Родина.
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес! 

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(
Татьяна Бокова)
***
Россия — Моя Родина!
Россия – Ты мне как вторая мама,
Я рос и вырос на Твоих глазах.
Иду вперёд уверенно и прямо,
И верю в Бога, что живёт на небесах!

Люблю я звон колоколов Твоих церковных,
И наши сельские цветущие поля,
Людей люблю я, добрых и духовных,
Которых вырастила Русская Земля!

Люблю я стройные, высокие берёзки – 
Наш знак и символ Русской красоты.
Смотрю на них и делаю наброски,
Словно художник я пишу свои стихи.

Не смог бы никогда с Тобой расстаться,
Ведь я люблю Тебя всем сердцем и душой.
Придёт война, и я пойду сражаться,
В любой момент хочу быть лишь с Тобой!

А если вдруг когда–нибудь случится,
Что нас судьба с Тобою разведёт
Как птица в тесной клетке буду биться,
И каждый Русский здесь меня поймёт!

Проект

«Родина моя»