Программа профессионального саморазвития воспитателя 1 младшей группы "Развитие конструктивной деятельности детей 1 младшей группы средствами игровых приемов".
методическая разработка (младшая группа) на тему

Тюленева Ирина Валериевна

Программа профессионального саморазвития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazvitie_tyulenevoy_i.v._2017-18.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 143»

Программа профессионального саморазвития

воспитателя 1 младшей группы

Тюленевой Ирины Валериевны

На 2017 – 2018 учебный год

Тема:  «Развитие конструктивной деятельности детей 1 младшей группы средствами игровых приемов».

2017г.

                                   

                                     Актуальность выбранной темы:

Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала.

Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учиться различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия.

В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их модель (так в действии осуществляется он анализ и синтез).

В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек.

В процессе конструктивной деятельности дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб,  призма и т. д., узнают об особенностях геометрических тел: у кубика и кирпичика есть углы; у кубика две стороны длинные, а две короткие; и т. д.

Сенсорное развитие ставит задачей развитие пространственных представлений. И в этом большая роль принадлежит конструированию. Сооружая конструкцию (постройку)  ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей. То есть, формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном материале.

Цель программы:

1.Повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении конструкторской деятельности детей раннего возраста, как средства всестороннего  воспитания дошкольников;

2.Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса.

Задачи программы:

1.Определить дефицит компетентности, диагностика профессиональных барьеров.
2.Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме. 

3.Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность, разработка инновационных подходов к решению задач умственного воспитания дошкольников средствами конструкторской деятельности.

4.Обосновать опытно-экспериментальным путем  

-  содержание форм и методов обучения детей навыкам конструирования

- определить содержание игр-занятий по обучению конструированию из строительного материала в первой младшей группе.

- определить содержание игр-занятий по обучению конструированию из строительного материала в первой младшей группе.

5.Обобщить педагогический опыт работы по теме «Развитие конструктивной деятельности детей раннего возраста средствами игровых приемов»

Направления саморазвития:

1.Изучение нормативно – правовых документов

2.Изучение методической литературы

3.Знакомство с передовым педагогическим опытом

4.Участие в системе методической работы(педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)

5.Работа с детьми

6.Повышение квалификации

7.Работа с семьей, социумом

8.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды

9.Аттестация

Ожидаемые результаты:

  • Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы)
  • Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности
  • Развитие адаптивной способности  в контексте современных тенденций развития образования

План работы:

Формы работы

Содержание работы

Срок

1.Изучение нормативно – правовых документов

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (с изм. от 04.04.2014) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

В течение года

2.Изучение методической литературы

1. «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В.Куцаковой

2. «Развитие и обучение детей раннего возраста» Е.С.Дёминой

В течение года

3.Знакомство с передовым педагогическим опытом

1 Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности. Воспитатель МАДОУ ЦРР «Детский сад № 6»  Бублик Любовь Михайловна г. Москва

2. Развитие умственных способностей

детей раннего возраста

через конструктивную

деятельность Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 8» Панфилова Ирина Николаевна, г. Гремячинск 2013 год

3.«Использование игровых приёмов, художественного слова в развитии навыков конструктивной деятельности у детей раннего возраста». Воспитатель Фирсова О.В. МБДОУ «Детский сад № 26» для детей раннего возраста г. Дзержинск

В течение года

4.Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)

1.Мастер – класс  «Мы строим башенки»

2.Взаимопосещение групп  раннего возраста ДОУ с целью просмотров организации центров строительных игр

3.Открытый показ  НОД во II группе раннего возраста  по направлению познавательного развития детей   «Катина дорожка»

4. Презентация   картотеки игровых и словесных приемов, в формировании  конструктивной деятельности  

5.Мастер – класс  «Отбор диагностического инструментария для определения уровня овладения детьми конструктивной деятельностью  детей 3  года жизни»

6.Презентация дизайн – проекта уголка строительных игр в II группе раннего возраста

7. Круглый стол  «Определение условий успешного овладения конструктивной деятельностью  в разных формах организации образовательного процесса»

8.Выступление на итоговом педагогическом совете ДОУ «Совместная с воспитателями реализация перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми по “Программе воспитания и обучения в детском саду»  в I младшей группе

Сентябрь 2017

Октябрь 2017

Ноябрь 2017

Декабрь 2017

Январь 2018

Февраль 2018

Март 2018

Май 2018

5.Работа с детьми

Игры по обучению детей конструированию:

  1. Здравствуй,  Кубик.
  2. Катина  дорожка.
  3. Платочек для Матрёшки.
  4. Лесенка для Ёжика.
  5. Весёлый паровозик.
  6. Как Кирпичик и Кубик с детьми играли.

Перспективный план занятий со строительным материалом во второй группе раннего возраста

Сентябрь

«Машина»

Цель: научить детей устойчиво и ровно ставить кубик на кирпичик, дать понять детям, что постройку можно использовать для игры; закрепить понимание слов «построить», «кубик», «кирпичик».

«Дорожка»

Цель: научить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности; приучать детей играть с постройкой ; закрепить понятие слова «кирпичик», произношение звукоподражания «топ-топ».

«Загородка для собачки»

Цель: учить детей ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на длинное ребро; играть с постройкой; произносить звукоподражания.

«Загородка для куклы»

Цель: учить детей ставить кирпичики вплотную друг к другу в вертикальном положении на меньшее ребро; играть с постройкой

Октябрь

«Стол для мишки»

Цель: учить детей накладыванию кирпичика плашмя на кубик; играть с постройкой, закрепить понимание слова «стол».

«Стул для киски»

Цель: научить детей новой постройки из кубиков и кирпичиков, понимать слово «стул», играть с постройкой.

«Построим стол и стул»

Цель: дети должны суметь построить одновременно два предмета, несколько отличающихся по конструкции; учить играть с постройкой.

«Диванчик для матрешки»

Цель: учить детей строить диван из двух кирпичиков; учить, один класть плашмя на стол, другой ставить на длинное ребро и придвигать вплотную друг к другу; играть с постройкой; понимать слово «диван».

Ноябрь

«Башня»

Цель: учить детей строить башню из кубиков, ставить кубик на кубик, действовать по показу воспитателя.

«Заборчик»

Цель: учить детей устанавливать кирпичики в ряд узкой короткой гранью, плотно приставляя, друг к другу; играть с постройкой, понимать слово «забор»

«Забор возле дома собачки»

Цель: учить детей строить одноцветный забор по образцу в-ля, чередуя строительные детали по форме (кирпичик, кубик).

«Домик для зайчика»

Цель: учить детей делать простую конструкцию из 2-х различных деталей; играть с постройкой, понимать слово «дом».

Декабрь

«Узкая дорожка для зайчика»

Цель: учить детей производить элементарные действия со строительным материалом (приставлять кирпичики друг к другу узкой короткой гранью); развивать желание общаться.

«Широкая дорожка для Миши»

Цель: учить детей строить широкую дорожку, прикладывать кирпичики друг к другу длиной узкой гранью, учить игровым действиям. «Машина»

Цель: продолжать учить детей приему накладывания деталей; учить игровым действиям.

«Кроватка для куколки»

Цель: учить детей строить постройку из 3-х кирпичиков -один класть плашмя, два других ставить на меньшее ребро и придвигать с 2-х сторон в виде спинок, играть с постройкой.

Январь

«Скамейка для кошечки»

Цель: научить детей делать перекрытие на устойчивой основе; закрепить усвоенное в быту слово «скамейка».

«Ворота»

Цель: научить детей строить из 3-х кирпичиков ворота: 2 кирпича ставить на меньшее ребро, сверху осторожно накрывать третьим.

«Ворота для машины»

Цель: учить детей делать перекрытие, произносит слова «машина», «ворота»; играть с постройкой, не разрушая ее.

«Башня»

Цель: учить детей строить башню, чередуя кирпичик с кубиком, действовать по показу воспитателя.

Февраль

«Лесенка из кубиков»

Цель: учить детей строить лесенку из 3-х кубиков (положить 2 кубика рядышком, сверху еще кубик), играть с постройкой, понимать и говорить слово «лесенка».

«Лесенка из кирпичиков»

Цель: учить детей строить лесенку из 3-х кирпичиков, играть с постройкой.

«Дом с окошком»

Цель: упражнять детей в умении делать перекрытие с использованием нового элемента- треугольной призмы; запоминание детьми слов «окошко», «крыша».

«Дом с окном и дверью»

Цель: упражнять детей в умении делать перекрытие с использованием треуг. призмы ; запоминание детьми слов «окошко», «дверь», «крыша».

Март

«Киска под скамейкой»

Цель: продолжать учить детей делать перекрытие на устойчивой основе, закрепить усвоенное в быту слово «скамейка».

«Забор у дома»

Цель: продолжать учить детей строить два предмета одновременно.

«Машина едет по дорожке»

Цель: продолжать учить детей строить широкую дорожку, прикладывать кирпичики друг к другу длиной узкой гранью, учить игровым действиям.

«Кроватка для зайчика»

Цель: учить детей строить кроватку из трех кирпичиков, играть с постройкой - укладывать зайчика спать.

Апрель

«Узкая дорожка зеленого цвета»

Цель: учить детей производить элементарные действия со строительным материалом; развивать желание общаться.

«Широкая дорожка красного цвета»

Цель: продолжать учить детей строить дорожку красного цвета, закрепить красный цвет.

«Дорожка»

Цель: продолжать учить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику; закрепить понимание слов «кирпичик», «дорожка». «Забор для петушка»

Цель: продолжать учить детей устанавливать кирпичики в ряд узкой короткой гранью, делая между ними отверстия; играть с постройкой.

Май

«К нам пришли гости»

Цель: продолжать учить детей строить одновременно два предмета, несколько отличающихся по конструкции (стол, стул).

«Диван для гостей»

Цель: продолжать учить детей строить из 2-х кирпичиков диван; играть с постройкой; ввести в активный словарь детей слово «диван».

«Ёлка около дома»

Цель: продолжать упражнять детей в умении делать перекрытие с использованием треугольной призмы; запоминание детьми слов «окошко», «дверь», «крыша».

«Ворота для утят»

Цель: продолжать учить детей делать перекрытие, произносить слова «ворота», «утенок»; учить играть с постройкой, не разрушая ее.

Февраль - апрель 2018

6.Повышение квалификации

  1. Курсовая переподготовка по ФГОС.
  2. Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по данной педагогической проблематике;

7.Работа с семьей, социумом

1.Составление рекомендаций для  родителей по использованию наборов конструкторов в домашних условиях.

2.Оформление родителями фотоальбомов: «Малышкин транспорт», «Кукольный домик»

3.Фотовыставка «Что мы строим», «Вот какие башенки!»

4. Консультации

Разбирая….  строим!

Какие нужны игрушки и строительный материал?

Как и почему надо учить ребенка конструировать?

Что строить будем?

8.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды

1.Презентация дизайн – проекта уголка строительных игр в II группе раннего возраста

2.Пополнение предметно – развивающей среды разыми видами конструктора:  деревянного  и пластмассового, бросовый материал (чурбачки, брусочки с просверленными дырочками из натурального дерева) ; игрушки для обыгрывания постройки (животные, птицы, куклы, матрёшки разных размеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального саморазвития воспитателя “Использование поисково – исследовательской деятельности в рамках изучения свойств и значения воды с дошкольниками”

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-развивающей деятельности детей младшей группы

Перспективный план по предупреждению речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста...

Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

  В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохр...

Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информац...