Журнал наблюдения (педагога-психолога ДОУ)
методическая разработка на тему

Николаева Ольга Анатольевна

Журнал содержит таблицу с графами, удобными для заполнения, а так же возможные критерии наблюдения за детьми индивидуально и в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnal_nablyudeniya.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Журнал наблюдений

Дата, время

Ситуация /фрагмент ситуации

Ф.И. ребенка, группа

Эмоциональ реакции

Вербальные реакции

Невербаль реакции

Поведенческие реакции

Комментарии

 

 

 

 

 

Возможные критерии

Ориентирование на требования педагога: не подчиняется, ситуативно (когда), полностью подчинен.

Избирательность в отношении к разным педагогам:         не проявляется,        проявляется.

Умение регулировать эмоции: не владеет регуляцией, импульсивность в пределах нормы, может «отложить» эмоциональное проявление.

Включенность в деятельность группы: играет один (какое время дня),         наблюдает со стороны,         играет избирательно, играет со всеми (вид игры, длительность).

Целенаправленность поведения: мало целенаправленное,         в основном цель удерживает, хотя отвлекается, целенаправленное поведение.

Адекватность бытовым, игровым ситуациям:        адекватен,        неадекватность, импульсивность; манера действий адекватна, хотя импульсивна.

Импульсивность: наличие выраженной импульсивности, непоследовательности;         ситуативно регулируется внешним контролем; регулируется внешним контролем;         присутствует некоторый уровень произвольности.

Особенности аффективного и эмоционального поведения:         психический тонус пассивный; психический тонус активный, требует динамичности; часто сниженное настроение; эмоциональный фон ровный, чуть повышен; чрезмерно повышенное настроение

Адекватность аффективных реакций: адекватность;         не типичная (при агрессии молчит, не реагирует); проявляет агрессию в ответ на обиду; старается построить отношения; эмоциональная пассивность, подчиняемость;         нет дистанции в общении со взрослым; умеет понять эмоции другого, попытка объяснить.

Появление утомления

Установление контакта: быстро, медленно, навязчив, ненавязчив

Наличие социальных навыков: здравствуйте, спасибо

Перечень признаков невротического поведения:

игра руками, одеждой;

бегающий взгляд;

шмыганье носом;

гримасничанье;

кусание ногтей, губ; сосание пальца;

краснеет, бледнеет;

вертит головой, жмет плечами;

плачет; пугается;

потеет;

дрожь в руках;

запинается;

бормотание;

много говорит;

неуравновешенность, беспокойство;

рассеянность;

чрезмерная утомляемость;

чрезмерная нерешительность.

Агрессивность        

Физическая: ломает игрушки или постройки, рвет книги, ребенок толкает сверстника, проходя ударяет встречных, кусается, плюется.

Скрытая: щипает других, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова, когда не слышит взрослый.

Вербальная: ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова в присутствии взрослого.

В виде угрозы: замахивается, но не ударяет, пугает других детей.

В мимике: сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки.

Как реакция на ограничение:  сопротивляется при попытке удержать его от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное поведение.

Направленная на себя: кусает себя, щиплет себя, просит себя ударить, наказать.

Вспыльчивость        

В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, книгу, плюнуть.

В речи: может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово.

Негативизм         

В физических действиях: делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру.

Отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.

В речи: говорит часто слова «не хочу», «не буду», «нет».

Демонстративность        

В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятиях.

Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себе внимание в ущерб организации занятия, делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т.п.

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость)        

Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре.

В мимике: недовольное выражение лица, слезы.

Реакция на оценку других: болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на  повышения голоса.

Конфликтность        

Активная/реактивная: сам провоцирует конфликт/отвечает конфликтно на конфликтную ситуацию (действия со стороны других).

Вследствие эгоцентризма: не учитывает интересов и желаний сверстников.

Как недостаточность опыта: не может построить отношения в игре, в совместной деятельности.

Вследствие трудности переключения: не уступает игрушки.

Эмоциональная отгороженность        

Как центробежная тенденция: когда все дети вместе, стремится уединиться.

Эмоциональная поглощенность действиями: входит в помещение и сразу идет к игрушкам, занят своим делом, не обращая внимания на окружающих.

Особенности речевого поведения: не использует речь  как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.

Псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает обращенную речь, не реагирует на переход с обычной речи на шепот.

Зрительный контакт: избегает смотреть в глаза и в лицо собеседнику, может закрывать глаза.

Дурашливость         

В физических действиях и в мимике: передразнивает движения других.

Реакция на замечание: реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не оказывают значительно изменения в поведении.

Нерешительность        

В физических действиях: боится прыгнуть с возвышения вниз.

В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.

В речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать», не отвечает на вопрос, хотя знает ответ.

Реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, менее вариативное поведение, чем в привычной ситуации.

Страхи         

Конкретные: страх пылесоса, собаки, темноты, от порывов ветра, грозы и т.п.

Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.

Социальные: страх новых людей, страх публичного выступления, страх остаться одному.

Тревога        

В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.

В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.

В движениях: неожиданно вздрагивает, осторожно ходит.

Во взаимоотношениях: спит вместе с родителями, стремится быть поближе к взрослому.

Скованность        

В движениях: двигательно скован.

В речи: запинается.

Реакция на новизну: неловок в новой ситуации.

Заторможенность        

В познавательной активности: не знает чем заняться.

В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам.

В речи: говорит слишком тихо.

Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.

Эгоцентричность        

Отношение к себе: считает, что все для него (игрушки, конфеты и т.п.).

Взаимоотношения: навязывает другим свои игры или желания.

В речи: часто использует в речи местоимение «Я».

Избегание умственных усилий        

Свободная деятельность: не смотрит мультики, самостоятельно не играет в развивающие игры по возрасту.

Организованные занятия: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действие по образцу и т.п.)

Дефицит внимания        

Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии.

Содержание помощи ребенку: приходится несколько раз словесно повторять задание, требуется сочетание слова и показа способов действий.

В речи: переспрашивает условия выполнения задания и т.п.

Двигательная расторможенность (гиперактивность)        

Планирование действий:  поспешно планирует собственные действия.

Темп действий: темп убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше условленного сигнала.

Длительность сдерживания гиперактивности: встает в первой половине занятия, когда другие дети еще сидят.

Длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры.

Речевая расторможенность        

Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса, не контролирует громкость речи.

Темп речи: темп убыстрен, говорит взахлеб.

Социальные отношения: переговаривается на занятиях, не смотря на замечания взрослого.

Не понимание сложных словесных конструкций

Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.

Не понимание простых словесных конструкций

Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.

Застреваемость 

В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы.

В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу.

Взаимоотношения: навязчив в общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и ту же просьбу.

Чувства и эмоции: застревает на обиде.

Трудность переключения: с трудом переключается.

Работоспособность        

Умственная: быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книгу, устает на первой части занятия.

Физическая:  устает от физической нагрузки, на прогулке, требуется варьирование сложности задания не требующего умственных усилий, работоспособность колеблется в течении дня (чередование повышенной и пониженной), теряет работоспособность в первой трети занятия.

Схема  наблюдения, которая применяется при изучении поведения детей в процессе их совместной деятельности.

Проявляет солидарность, поддерживает других, помогает, поощряет.        

Чувствует себя свободно, шутит, смеется, проявляет удовлетворение        

Соглашается, пассивно подчиняется, уступает другим        

Советует, руководит, причем учитывает мнение других        

Высказывает мнение, оценивает, анализирует, выражает свои чувства и желания.        

Ориентирует, информирует, повторяет, объясняет, подтверждает        

Просит ориентировать, информировать, повторить, подтвердить.        

Спрашивает о чужом мнении, установке, интересуется оценкой своих действий, выражением чувств по поводу своего поведения.        

Ориентируется на предложения, просит указаний о возможных путях действия.        

Не соглашается, саботирует, не оказывает помощи, действует формально.        

Проявляет напряженность, раздражительность, просит о помощи, уклоняется от совместных действий.        

Проявляет антагонизм, унижает других, защищая и утверждая себя.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал взаимодействия педагога-психолога и воспитателей

Журнал взаимодействия педагога-психолога и  воспитателей...

Журнал взаимодействия педагога-психолога и воспитателей

Журнал взаимодействия педагога-психолога и  воспитателей...

Журнал консультаций педагога-психолога, открывающий полный цикл проведенной работы по запросу

Предлагается новая форма Журнала консультаций педагога-психолога, позволяющая увидеть полный цикл работы педагога-психолога:обращение участника образовательного процесса, сформулированный им...

Симптоматика варианта аутизм. На что следует обратить внимание специалистам и воспитателям детского дошкольного учреждения, родителям ребёнка. Наблюдения педагога- психолога.

Расстройства аутистического спектра (РАС) , вариант аутизм у детей раннего возраста  привлекают все большее внимание специалистов детских дошкольных учреждений, что обусловлено увеличением количе...