Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Консультация " Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики"

    Подобедова Светлана Леонидовна

    Консультация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл k12.docx17.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    . Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

    В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т.к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

    Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, биологов.

    В исследованиях Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева,  А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина  игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляется психологические замены реальных объектов.

     В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребенка. 

    Игра является универсальной формой детской активности. Всякая игра связана с работой фантазии, так как объект игр, в значительной своей части соткан воображением. Однако игра требует хоть капли реальности, как исходной основы для работы фантазии. Игра удовлетворяет потребность ребенка в движениях, предусматривает умственную активность, которая всегда связана с работой воображения, так как ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. С одной стороны, игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, с другой стороны, в игре происходит познавательное развитие ребенка, так как, играя, ребенок познает окружающий мир. Игра дает свободу. «По приказу» играть нельзя, только добровольно. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время, для игры характерна регламентированность, так как ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь.

    Игра социальна по своему происхождению и по содержанию и не может полноценно развиваться без общения с взрослым и без разнообразных впечатлений об окружающем мире. Обозначенные особенности игры характерны и для пальчиковых игр, которые относятся к видам игр, берущих свое начало в исторически сложившихся традициях этноса. 
    Пальчиковые игры удовлетворяют потребность в активных движениях, так как предоставляется возможность для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений. Пальчиковые игры связаны с работой фантазии и предусматривают умственную активность, связанную с работой воображения и памяти. Пальчиковые игры очень эмоциональны с одной стороны, а с другой стороны – создают условия для познания окружающего мира. Г.В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна по своему содержанию, поскольку дети отражают в игре то, что видят вокруг. Пальчиковые игры также отражают реальность окружающего – предметы, животные, люди, их деятельность, явления природы. Игра социальна по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит ребенка играть, знакомит со сложившимися способами игровых действий. Пальчиковые игры тоже социальны по способам осуществления, так как в ходе игры дети повторяют движения взрослых. Для любой игры характерно наличие воображаемой ситуации. Пальчиковые игры – это инсценировка каких либо рифмованных историй, сказок с помощью пальцев, рук.
    Многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Упражнения сопровождаются чтением стихов, например: Черепаха.
    Руки сжаты в кулаки, большие пальцы - внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно. Вот моя черепаха, она живет в панцире. Она очень любит свой дом. Когда она хочет есть, то высовывает голову. Когда она хочет спать, то прячет ее обратно. Игры, в том числе и пальчиковые, очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Согласно международной классификации игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмическими стихотворениями, подразделяются на два типа: 1) fingerplay - собственно пальчиковые игры, сидячие, 2) action rhyme - игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы. Поговорки, потешки, которыми сопровождаются пальчиковые игры, делают их максимально эффектными, а также просто забавными и интересными. Таким образом, пальчиковые игры относятся к видам игр, берущих свое начало в исторически сложившихся традициях этноса. Пальчиковые игры – это игры, совмещающие движения пальцев, рук, с короткими ритмическими стихотворениями, и инсценирующие какие-либо рифмованные истории и сказки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста

    Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести работу в этом ...

    Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.

    Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью [Певзнер М.С., Лурия А.Р., Головина М.М., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.], среди других ...

    Консультация для родителей "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей" (по здоровью сберегательным технологиям)

    Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мы...

    Методическая разработка "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

    Данная методическая разработка привлекает внимание к  давно известной  проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами. Основное внимание уделено обучению...

    Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»

    Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...

    Консультация для родителей "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей" (по здоровью сберегательным технологиям)

    Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мы...