«Игровые технологии в практике работы педагога дополнительного образования в детском саду»
статья на тему

Сосик Татьяна Анатольевна

в данной статье рассматриваются этапы технологии проведения учебного занятия через игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sosik_tatyana_anatolevna.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Сосик Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования                                                           ГБДОУ детский сад №34 Красногвардейского района                                                                                                           города Санкт-Петербурга.

ТЕМА КОНСПЕКТА

«Игровые технологии в практике работы педагога дополнительного образования                                                         в детском саду».

«В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем,                                                                              чем следы действительной  жизни»

( К.Д.Успенский).

Игра – одно из самых древних занятий людей. Люди всегда играли и играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения. 

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра – общение равных.

Педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей  педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

На основе педагогической игры разработаны педагогические технологии игры. Они так и называются – игровые технологии. Технология - это совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Игровые технологии  обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность дошкольников, эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Причиной изобретения  игровых педагогических технологий являются главные черты, присущие большинству игр, такие как:                                                        - свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;                                                                                                                                                                                                      - творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;                                                                                                                                                              - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);                                                                                                                                                                                                        - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую или временную последовательность ее развития.

Основные принципы игровых технологий:

– природо-и культуросообразность образовательного процесса;

– состязательность, организация здоровой конкуренции;

– умение моделировать, имитировать, драматизировать;

– демократизация образовательного процесса;

– толерантность, конструктивность, свобода деятельности, эмоциональная приподнятость играющих сторон и т.д.

Говоря о важности значения игры для педагогов дополнительного образования, следует отметить, что значение ее позволит глубже и интереснее построить содержание работы с детьми. При использовании игры как дидактического средства в приобретении и формировании определенных умений и навыков игровые методы обучения помогут раскрыть содержание в доступной и занимательной форме, сформировать умственные действия; игра поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир; игра развивает ребенка физически, т.к. он осуществляет разнообразные движения, развивает его мускулы, освобождает от избытка энергии; игра имеет особое значение для развития произвольного поведения и психического развития. Игра важна как школа морали, как переход на новый период развития.

Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:
- этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации);
- этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза);

- этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

        Занятия по изобразительной деятельности невозможны  без использования на занятиях различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых педагог формирует у дошкольников конкретные умения и навыки. чётко поставленная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения дошкольниками  материала.  Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего занятия следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как накопление опыта облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.  Чередование в течение занятия всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы дошкольников, обеспечивать непрерывное усвоение новых знаний, навыков и умений и закрепление уже приобретённых. Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям. Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать в тех образовательных ситуациях, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает. Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия.

             Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».

            Включение игровых моментов на занятиях по изобразительной деятельности позволяет корректировать психологическое состояние у детей. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у педагога есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.

           Значительное место в системе образовательных ситуаций занимают упражнения. В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве. Степень самостоятельности дошкольников зависит от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за педагогом каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу.

           По форме упражнения могут быть:

- изобразительными (рисунок, живопись, лепка);

- устными (ответы по теоретическим вопросам).

           Целесообразно проводить упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок.

              При ознакомлении с цветом дошкольникам можно предложить упражнения на передачу цветом определенного настроения, что способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета.

             При решении пространственных задач готовая основа помогает передать ощущение зрительной глубины на листе. Можно предложить детям найти ошибки в композициях.

             Понятие о декоративной композиции закрепляется с помощью упражнения, которое выполняется коллективно и имеет целью украшение группы.

             Упражнения отвлеченного характера развивают мыслительную деятельность. С подобными упражнениями ученики справляются за короткий срок (3—15 минут). Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.

             Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему. Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу.

            Обязательным условием игры является подведение итогов.

Литература:                                                                                                                                                         1. Красногорова В.П. Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования                                                                                                                                                                  2.Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии: Энциклопедия образовательных технологий/ Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.- 224с.                                                                                                                                                         3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.- 256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в практике работы педагога дополнительного образования в детском саду»

В данной статье рассмотрены задачи исследовательской деятельности детей, технологии проектной деятельности, работа педагога над проектом....

Деятельность педагога дополнительного образования в детском саду

Деятельность педагога дополнительного образования в детском саду...

Игровые технологии в практике работы педагога в ДОУ

Игра – одно из самых древних занятий людей. Люди всегда играли и играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального оп...

Игровые технологии в практике работы педагога-психолога

Игровые технологии в практике работы педагога-психолога...

Статья: "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ"

Статья предполагает описание работы системы дополнительного образования с использованием педагогических инноваций в дошкольной образовательной организации.Написана в соавторстве (Труфанова А.Д., Трифо...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе педагога дополнительного образования по элементарному музицированию в условиях ФГОС ДО»

Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования по элементарному музицированию и музыкальным руководителям детских садов....