Дидактические игры к пособию "Готовим и едим".
материал на тему

Мошкова Наталья Александровна

Сборник дидактических игр к многофункциональному пособию "Готовим и едим".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наглядно-дидактическое пособие              «Готовим и едим».

Наглядно-дидактическое пособие «Готовим и едим» предназначено для работы с детьми младшего и старшего дошкольного возрастов по формированию представлений детей о продуктах питания, составе готовых блюд, умению отгадывать загадки, развитию внимания и памяти.

Пояснительная записка.

Как известно, питание играет большую роль в развитии ребёнка. Очень важно приучать детей с самого раннего возраста к сбалансированному, рациональному питанию. Правильно организованное питание обеспечивает организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией. К сожалению, родители перед поступлением ребенка в детский сад не стараются приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в дошкольном учреждении. В ходе реализации проекта…было изготовлено наглядно-дидактическое пособие Готовим и едим.

Цели: Развивать знания детей о продуктах, о том, какие продукты входят в состав готовых блюд, познавательный интерес к окружающему миру. Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении. Развивать коммуникативные способности, связную речь.

 В комплект игры входят: четыре большие карточки с названиями готовых блюд и продуктов, из которых эти блюда можно приготовить; 12 маленьких карточек с изображениями продуктов питания, из которых можно приготовить готовые блюда; 4 маленькие карточки с картинками готовых блюд; 12 фишек; 2 карточки с названиями отделов старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра: «Отгадай загадку».

Цели: уточнить представления детей о продуктах; учить отгадывать описательные загадки о продуктах.

Ход игры: В игре участвует подгруппа детей. Можно проводить игру индивидуально. Картинки раздаются играющим по одной, ведущий описывает каждую картинку, не называя её. Рассказывая о картинке, ведущий использует алгоритм, указывая на цвет, форму предмета, размер, вкус. Играющие должны угадать по описанию предмет, и тот, у кого находится картинка, прикрепляет на магнитную доску в сектор где располагаются похожие продукты.

Дидактическая игра: «Что лишнее? ».

Цели: упражнять детей в группировке предметов методом исключения, в умении сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов.

Правила игры: Переворачивать выбранное изображение по очереди; в конце игры, кто правильно перевернёт карточку с предметом, получает фишку.

Ход игры: Детям предлагают внимательно рассмотреть цветные изображения продуктов питания на карточке и назвать их.

Дается задание: перевернуть то изображение, которое не подходит к остальным и объяснить, почему.

Дидактическая игра: «Готовим сырники (рассольник, борщ, омлет) ».

Вариант 1 (младший возраст):

Цели: Дать детям знания о том, какие продукты входят в состав готовых блюд. Активизировать словарный запас. Тренировать память и внимание. Развивать умение договариваться и работать в парах.

Правила игры: Правильно отбирать картинки с продуктами питания и прикреплять их к соответствующей посуде, необходимой для того, чтобы приготовить данное блюдо.

Ход игры: Педагог предлагает детям выбрать пару и договориться, какое блюдо они будут готовить (сырники, рассольник, борщ, омлет). Педагог выслушивает предложения детей, а затем читает названия продуктов, которые входят в состав того или другого блюда. Маленькие карточки выложены на столе. По сигналу воспитателя, дети начинают искать маленькие карточки. В конце игры педагог проверяет, правильно ли выполнено задание.

Вариант 2 (старший возраст):

Цели: Закрепить знания детей о том, какие продукты входят в состав готовых блюд. Активизировать словарный запас. Тренировать память и внимание. Закреплять умение читать отдельные слова.

Правила игры: Правильно отбирать картинки с продуктами питания и закрывать ими клетки на больших картах. Ребёнок, который, первым закроет все клетки на большой карточке - выигрывает.

Ход игры: Педагог предлагает детям выбрать, какое блюдо они будут готовить (сырники, рассольник, борщ, омлет). Играющий читает названия продуктов, которые входят в состав того или другого блюда. Маленькие карточки выложены на столе стопкой в перевёрнутом виде перед ведущим. Ведущий показывает поочерёдно карточки с продуктами питания. Если ребёнок считает, что этот продукт необходим ему для приготовления блюда, берёт карточку себе. В конце игры педагог и дети проверяют правильно ли выполнено задание..

Игра «Свари кашу»

Цель: дать знания о компонентах входящих в состав блюд для завтрака и ужина, о пользе их для организма. Учить детей делать выводы о витаминной ценности составленного блюда. Закрепить знания детей о последовательности готовки той или иной каши.

Материал: карточки с прозрачными полиэтиленовыми кармашки с

разными видами круп, карточки с иллюстрациями разных видов каши.

Описание игры: Играющих может быть от 1- 9 человек. Детям предлагаются карточки, где в пакетике размещены крупы разных видов. Рядом лежат иллюстрации с изображением каш в тарелках. Дети должны рассмотреть крупу, узнать, назвать какая перед ними крупа и подобрать к карточке соответствующую иллюстрацию с изображением каши. Кто правильно подобрал, тот должен рассказать о том, как она готовится и о пользе этой каши.

Примечание: по мере появления новых круп, карточек становится все больше и больше. Можно добавить те крупы, из которых готовят только дома. Например: сорго, чечевица, бурый рис и др.

Игра «Витаминные домики»

Цель: Дать детям знания о витаминах в продуктах, овощах и фруктах. Довести до детей, что разные витамины действуют на организм по разному, что они необходимы для организма. Закрепить у детей знания о том, что еда должна быть разнообразной и полезной.

Материал: Большие карточки в виде домиков с указанием витамина (А, В, С, D и др.) и маленькие карточки с изображением продуктов, овощей и фруктов.

Описание игры: Игра проходит в виде лото. Играющих может быть по числу карточек и еще один человек ведущий. Детям предлагаются большие карточки. Ведущий вытаскивает маленькую карточку и называет изображение на маленькой карточке. Детки должны узнать в каком доме разместить эту карточку и рассказать почему эта карточка относится к тому или иному домику.

Малоподвижная игра «Хлопай - топай» 
Цели: развивать быстроту реакции, память, двигательную активность; воспитывать честность при соблюдении правил игры.
 
Педагог говорит детям, что хочет проверить, насколько они внимательны и как хорошо знают продукты питания.
 
П еда г о г. Если я назову продукт, который не надо готовить, вы поднимите руки вверх и хлопните в ладоши, а если я назову продукт, нуждающийся в приготовлении, вы присядете. Будьте внимательны! Тот, кто ошибется, заплатит фант, который потом будет отыгрывать. Педагог использует пробный ход, закрепляя правила. Затем начинает игру.
 

Дидактическая математическая задача: 
Решила старушка ватрушки испечь -
 
Поставила тесто, да печь затопила.
 
Решила старушка ватрушки испечь –
 
А сколько их надо совсем позабыла:
 
2 штучки – для внучки, 2 штучки – для деда,
 
2 штучки – для Тани, дочурки соседа.
 
Считала, считала, да сбилась.
 
А печь – то совсем протопилась!
 
Помогите старушке, сосчитать ватрушки!
 

Дидактическое упражнение «Исправь ошибки Незнайки» 
Цели: развивать внимание, мышление (анализ), логику; формировать желание помочь товарищу, если он ошибся.
 
Педагог в роли Незнайки читает грамматически неправильно построенное предложение. дети исправляют ошибки и объясняют правильный вариант.
 
Лена купила клубника сок. (Клубничный сок.)
 
Баня съел шоколад мороженое. (Шоколадное мороженое.)
 
Маша приготовила картошка пюре. (Картофельное пюре.)
 
Папа принес кабачок икру. (Кабачковую икру.)
 
Бабушка испекла яблоко пирог. (Яблочный пирог.)
 
Лида сварила вермишель суп. (Вермишелевый суп.)
 
В магазине продают мясо фарш. (Мясной фарш.)
 

Дидактическое упражнение «Отгадай и назови» 
Цели: развивать внимание, воображение, речь; формировать умение соблюдать очередность, не перебивать сверстников.
 
Педагог читает по своему выбору определения к понятиям. дети угадывают, что это.
 
Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе, - это ... (варенье).
 
Ломтик хлеба с маслом, колбасой, сыром - это ... (бутерброд).
 
Лошадиное молоко - это ... (кумыс).
 
Крупа, сваренная на молоке, - это ... (молочная каша) и т.п.
 

Игра-тренинг «Поварята» 
Цели: развивать коммуникабельность; формировать чувство общности со сверстниками, интерес к совместным играм.
 
Дети встают в круг - изображают кастрюлю. Педагог говорит, что дети будут готовить суп (или любое другое блюдо: компот, салат, винегрет и т.п.). Каждый ребенок придумывает , чем он будет картофель, капуста, морковь, лук, петрушка, соль и т.п.). Педагог выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавши. себя прыгает в круг и берет за руки предьщущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое «блюдо».
 

Дидактическое упражнение «Продолжи предложение» 
Цели: развивать логическое мышление, фразовую речь, умение строить сложное предложение; формировать внимательное отношение к деятельности, связанной с мышлением.
 
Педагог читает предложения по своему выбору, дети заканчивают их.
 
Если кашу не посолить, то она ... (будет несоленой, невкусной).
 
Если в чай не положить сахара, то ... (он будет несла дким, невкусным).
 
Если картофель не доварить, то он ... (будет сырым, недоваренным, невкусным).
 
Если картошку пережарить, то ... (она будет сухая, обгорелая).
 
Если горох долго варить, то ... (он разварится, получится гороховая каша, пюре).
 
Если в стеклянный стакан налить крутой кипяток, то ... (он может лопнуть).
 
Если к обеду не раздать ложки, то ... (нечем будет есть суп). Если варить яйцо долго, то ... (оно сварится вкрутую).
 
Если яйцо варить, досчитав до 10, то оно ... (сварится всмятку).
 
Если в кашу не положить масло, то ... (она будет невкусной, :ухой).
 
Если есть одни сладости, то ... (заболят зубы).
 
Если питаться только мучными продуктами, то ... (станешь толстым, заболит желудок).
 
Если есть очень мало, то ... (будешь слабым, больным).
 
Если есть много овощей и фруктов, то ... (будешь здоровым). Если не мыть руки перед едой, то ... (можно заболеть).
 
Если во время еды разговаривать, то ... (можно поперхнуться).
 
Если есть неаккуратно, то ... (весь стол будет грязным, другим Гудет неприятно есть за таким столом).
 
Если хлеб не убрать в хлебницу, то ... (он может зачерстветь).
 
Если молочные продукты хранить не в холодильнике, то ... (они могут прокиснуть).
 
Если мясные продукты не убрать в холодильник, то ... (они протухнут).
 

Дидактическая игра «Совершенно верно» 
(если дети согласны, они произносят «Правильно, правильно, совершенно верно», если не согласны – топают ногами)
 
Ешь по - больше апельсинов, пей морковный вкусный сок.
 
И тогда ты точно будешь очень строен и высок!
 
Если хочешь толстым быть надо сладкое любить,
 
Ешь конфеты, жуй ирис – толстым стань, как кипарис!
 
Чтобы правильно питаться вы запомните совет: ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и винегрет!
 
Не забудь перед обедом пирожком перекусить, кушай много, чтоб по больше свой желудок загрузить!
 
Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, но в дверь не может проползти!
 
Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов – и Сереже, и Ирине, всем полезны витамины!
 
Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, ешь по - больше овощей, с болезнями незнайся!
 

Дидактическая игра «Поварята» 
Цели: развивать память, воображение, монологическую речь; формировать интерес к работе повара, уважение к результатам его труда.
 
Каждому играющему педагог в роли директора столовой или
 
кафе , дает задания приготовить по 3 блюда из предложенного продукта питания.
 
Ребенок в роли повара должен подобрать к картинке с изображением продукта картинки, изображающие разные блюда из этого продукта, и рассказать о том, из чего оно состоит, какое на вкус и как готовится. дополнительные баллы получают дети, рассказавшие о большем количестве блюд.
 
Усложнить игру можно тем, что дети получают картинки не с изображением блюд, а с изображением частей, составляющих блюдо. Для игры брать простые, доступные для детей блюда.
 

Дидактическая игра «В продуктовом магазине» 
Цели: развивать память, внимание, умение классифицировать, сравнивать; формировать интерес и уважение к профессии продавца продуктового магазина.
 
Вариант 1. Педагог в роли директора магазина дает детям- продавцам задание оборудовать свой отдел к открытию магазина: выбрать необходимые продукты (картинки, муляжи, коробочки, баночки из-под продуктов) для молочного, мясного, рыбного, хлебного, овощного, кондитерского, бакалейного отделов, оформить витрину, рассказать о продаваемых продуктах, их назначении и пользе. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее оформит свой отдел и расскажет о продуктах питания, правильно назовет продукты, подобрав обобщающие слова.
 
дидактическую игру можно перевести в сюжетно-ролевую.
 
Вариант 2. Педагог в роли директора просит «продавцов» быть внимательными к привозу новых продуктов на специализированных машинах. По картинке, на которой изображена машина для перевозки определенных продуктов (молоковоз, муковоз, рыбовоз, хлебная машина, машина-фургон для перевозки овощей и фруктов, машина для перевозки мороженого), определить, какие продукты может привезти данная машина, в каких условиях они перевозятся. «Принять» продукты в отдел, отобрав необходимые картинки.
 

Дидактическая игра «Что получится из продуктов» 
Цели: развивать внимание, память, речь; формировать интерес к приготовлению пищи, воспитывать желание помогать маме.
 
Вариант 1. Педагог в роли мамы говорит о том, что надо подготовиться к приему гостей - приготовить праздничный обед. Но готовить его будет только тот, кто правильно назовет блюдо, которое можно приготовить из предложенных продуктов и расскажет о нем: откуда продукт попал в магазин, в каком отделе его купили, как ранили, какое блюдо на вкус. Проигравший ребенок теряет право ловить самостоятельно и становится помощником «мамы».
 
Вариант 2. Ребенок должен назвать как можно больше блюд, которые готовят из одного продукта разными способами (варить, тушить, жарить, парить, печь, томить и т.д.).
 
Вариант 3. Ребенок должен назвать как можно больше способов хранения продукта для его использования в течение длительного времени (сушить, солить, мариновать, морозить, вялить, коптить, консервировать) и возможностей использования заготовок.
 

Дидактическая игра «Поварята» 
Цели: развивать память, воображение, монологическую речь; формировать интерес к работе повара, уважение к результатам его труда.
 
Каждому играющему педагог в роли директора столовой или
 
кафе дает задание приготовить по три блюда из предложенного продукта. Усложнить игру можно тем, что дети получают картинки не с изображением блюд, а с изображением частей, составляющих блюдо. Для игры брать простые, доступные для детей блюда.
 

Дидактическая игра «Что где хранится» 
Цели: развивать умение классифицировать продукты питания по способу хранения, обобщать, сравнивать признаки; формировать бережное отношение к продуктам питания как результату труда человека.
 
Педагог предлагает детям побывать в роли бережливых хозяев городской квартиры и деревенского дома. дети должны разложить предложенные картинки с изображением продуктов питания по местам хранения (шкаф, холодильник, морозильник, кладовая, подпол), рассказать, где должны храниться данные продукты, почему, в каком виде, сколько времени. Выигравшие дети получают медаль самого бережливого хозяина.
 
Дидактическая игра «Покупаем масло» 
Цели: развивать внимание, логическое мышление, словарь, ловкость, точность движений при бросании и ловле мяча; воспитывать внимательное отношение к совместной с педагогом деятельности и ответам сверстников. 
Педагог предлагает детям закончить начатое им предложение. дети стоят в кругу, педагог с мячом в центре круга. Отвечает тот, кому педагог бросает мяч. Неправильно ответивший пропускает кон.
 
· Оливковое масло сделано из ... (оливок).
 
· Подсолнечное масло сделано из... (семечек подсолнечника).
 
· Рапсовое масло сделано из ... (рапса).
 
· Пальмовое масло сделано из ... (плодов пальмы).
 
· Розовое масло сделано из ... (лепестков роз).
 
· Облепиховое масло сделано из ... (зерен ягод облепихи).
 
· Льняное масло сделано из ... (льна).
 
· Пихтовое масло сделано из ... (хвои пихты).
 
· Кедровое масло сделано из... (орехов кедра).
 

Дидактическое упражнение «Продолжи предложение» 
Цели: развивать логическое мышление, фразовую речь, умение строить сложное предложение; формировать внимательное отношение к деятельности, связанной с мышлением.
 
Педагог читает предложения по своему выбору, дети заканчивают их.
 
Если кашу не посолить, то она ... (будет несоленой, невкусной).
 
Если в чай не положить сахара, то ... (он будет несла дким, невкусным).
 
Если картофель не доварить, то он ... (будет сырым, недоваренным, невкусным).
 
Если картошку пережарить, то ... (она будет сухая, обгорелая).
 
Если горох долго варить, то ... (он разварится, получится гороховая каша, пюре).
 
Если в стеклянный стакан налить крутой кипяток, то ... (он может лопнуть).
 
Если к обеду не раздать ложки, то ... (нечем будет есть суп). Если варить яйцо долго, то ... (оно сварится вкрутую).
 
Если яйцо варить, досчитав до 10, то оно ... (сварится всмятку).
 
Если в кашу не положить масло, то ... (она будет невкусной, :ухой).
 
Если есть одни сладости, то ... (заболят зубы).
 
Если питаться только мучными продуктами, то ... (станешь толстым, заболит желудок).
 
Если есть очень мало, то ... (будешь слабым, больным).
 
Если есть много овощей и фруктов, то ... (будешь здоровым). Если не мыть руки перед едой, то ... (можно заболеть).
 
Если во время еды разговаривать, то ... (можно поперхнуться).
 
Если есть неаккуратно, то ... (весь стол будет грязным, другим Гудет неприятно есть за таким столом).
 
Если хлеб не убрать в хлебницу, то ... (он может зачерстветь).
 
Если молочные продукты хранить не в холодильнике, то ... (они могут прокиснуть).
 
Если мясные продукты не убрать в холодильник, то ... (они протухнут).
 

Контрольные вопросы и задания: 

· Что такое продукты? (То, что можно есть, съестные припасы.)
 
· для чего они созданы?
 
· Какие продукты питания вы знаете?
 
· На какие группы можно разделить все продукты питания?
 
· Где продаются продукты питания?
 
· В каком виде они продаются?
 
· для чего в магазинах используют упаковку, тару?
 
· Какие вы знаете молочные продукты? Мясные? Рыбные? Кондитерские изделия? Хлебобулочные изделия? Бакалейные товары?
 
· Расскажите, какие отделы есть в продуктовом магазине?
 
· Почему разные продукты должны продаваться в разных отделах?
 
· Как хранятся в магазине и дома разные продукты?
 
· Как можно узнать, что продукт свежий?
 
· Почему многие продукты можно хранить только в холодильнике? Морозильной камере?
 
· Почему человек должен питаться разнообразными продуктами?
 
· Почему нельзя есть много сладостей?
 
· Почему нельзя переедать жирного, мучного, сладкого?
 
· Почему нужно соблюдать режим питания?
 
· Почему нельзя есть много на ночь?
 
· Какие продукты должны есть дети, чтобы быстро расти и быть здоровыми?
 
· Какие продукты готовы к употреблению, а какие надо готовить?
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра (авторская) "Мы едем, едем, едем...."

Цель: Уточнение представлений детей о растительном и животном мире города Губкина в сравнении с южной страной Африкой.Задачи:1. Расширять представления детей о своеобразии животного и растительного ми...

Музыкально-дидактическая игра " Едем в гости"

Музыкально-дидактическая игра для младшего дошкольного возраста...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Ремонт в квартире, едим в гости».

Конспект сюжетно-ролевой игры «Ремонт в квартире, едим в гости»....

Дидактическая игра «Едем, едем, стоп!»

способствовать двигательной активности, развивать игровые навыки, закреплять элементарные навыки соблюдения правил дорожного движения....

Авторская мультимедийная дидактическая игра для детей средней группы «Едем на ферму»

Использование мультимедийной игры предусматривает проведение с детьми предварительной работы по теме «Домашние животные»: игры с игрушками животных, чтение художественной ...

Дидактическая игра по этикету "Что чем едят?"

Дидактическая игра помогает формировать знания этикета за столом; формировать представления о том, что, как и чем едят....