Значение образной дидактической игрушки в раннем возрасте
статья по теме

Ерикова Надежда Борисовна

Образная дидактическая игрушка- многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей раннего возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл erikova_.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Значение образной дидактической игрушки

в раннем возрасте

Игрушка – незаменимый спутник ребенка с первых дней его жизни. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психофизического развития дошкольника.

С дидактическими игрушками взрослый знакомит ребёнка на первом году жизни. Эти игрушки специально сконструированы в обучающих целях и построены по принципу автодидактизма, то есть заключают в себе способ их использования.Особое значение использование дидактических игрушек имеет в раннем детстве, так как именно предметная деятельность в этом возрасте является ведущей. В играх с такими игрушками ребенок не только совершенствует умение действовать, но и осваивает сенсорные эталоны. В действиях с дидактическими игрушками создаются условия для проявления самостоятельности дошкольника, осознания им результатов своих усилий. Действия ребенка приобретают результативность и целенаправленность. Яркость, гармония цвета и формы игрушек вызывают у ребёнка эстетические переживания.

В течение всего периода дошкольного детства ребенку необходимы образные игрушки, но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в психическом развитии малыша. В раннем дошкольном возрасте они включаются в разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, театрализации. Образные игрушки расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации.

Примером образной дидактической игрушки для детей раннего возраста может служить мягкая кукла Капитошка. Дидактическая игрушка представляет собой большую (диаметр-20см, высота-60см) мягкую куклу – капельку, сшитую из ткани синих оттенков. Форма игрушки- неправильный овал. Игрушка-капелька имеет лицо, выражение которого меняется за счёт модификации формы бровей, рта, изготовленных из плотных тканей чёрного и красного цвета с «липучками» на обратной стороне. Волосы сделаны из шнурков, связанных крючком из «ириса» всевозможных цветов и оттенков длиной не менее 25 см, чтобы ребёнок мог заплетать их в косички и хвостики, закалывать заколки, завязывать бантики. Руки и ноги пристёгиваются к туловищу при помощи кнопок. На ногах образной игрушки имитация сапог со шнуровкой. На спине находится потайной карман с застёжкой «молния», который маскируется среди волос. В этом кармане хранится одежда:юбочки и шляпки по временам года. Цвет юбок и шляпок, аппликация на них в соответствии с временем года. В кармашке удобно складывать запасные детали – формы бровей и рта.

Общаясь с такой игрушкой, дети развивают сенсорный опыт, знакомятся с основными цветами, развивают тонкою моторику(шнуруют, застёгивают пуговицы, кнопки, молнию).        Капитошка можетучаствовать в привитии детям кгн. Знакомить с различными эмоциональными состояниями человека (радость, удивление, испуг, гнев).        С помощью образной игрушки дошкольники учатся ориентироваться в пространстве, развивают речь и творческое воображение. Дидактическая игрушка имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение.

Образные игрушки могут участвовать во всех детских играх, режимных моментах и выступать идеальным партнером по общению, другом, с которым можно поговорить, поделиться заботами, огорчениями, радостями. Кукла в руках ребенка действует так, как он этого хочет в данный момент. Он заботится о ней, воспитывает, учит, передавая ей свои знания. То есть выполняет в отношении к кукле те же функции, которые взрослый выполняет в отношении его самого. И такая позиция является еще одной причиной неизменной привлекательности для малыша игр с образными игрушками.

Игры с образными дидактическими игрушками помогают дошкольнику защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников.

Не случайно именно образные игрушки чаще всего становятся любимыми друзьями. Ведь кукла похожа на человека. А мягкие игрушки вызывают нежное отношение, ребенок обнимает, гладит их, и ему кажется, что игрушка тоже отвечает ему привязанностью.

Список литературы:

1. Е. А. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста/ М. : Мозаика – Синтез, 2010.

2. Гербова В. В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Гербова В. В., Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и др. / Под редакцией Г. М. Ляминой. – М.: Просвещение, 2000.

3. Борисенко М.Г., Лукина Н. / А Мне купили игрушку. – С-Пб.: Паритет, 2004.

4. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение сенсорного развития детей раннего возраста» воспитатель МБДОУ ДС ОВ № 469 Антонова Светлана Анатольевна

  Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о ...

Фольклор и его значение в развитии детей раннего возраста

Консультация для воспитателей групп раннего возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Колыбельные. Их значение в развитии детей раннего возраста"

Колыбельные песни очень важны в процессе овладения ребенком речью, следовательно, в развитии мышления. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького чело...

"Эмоции, движения, речь- их значение в развитии детей раннего возраста"

Обеспечить лучшие  условия для полноценного развития движений, создать комфортную,  эмоционально-благоприятную обстановку, атмосферу доброжелательности в общении с воспитанниками - мои...

Значение игрушек для детей раннего возраста.

Значение игрушек для детей раннего возраста....

Значение театрализованной деятельности в раннем возрасте

Значение театрализованной  деятельности в раннем возрасте...

«Значение артикуляционной гимнастики в раннем возрасте»

1- СЛАЙД: «Значение артикуляционной гимнастики в раннем возрасте» 2– СЛАЙД:  Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не врожденный дар, она развивает...