Мастер-класс «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»
материал (подготовительная группа) на тему

Половникова Надежда Николаевна

 

 

Цель: представить методические приёмы работы с родителями по обучению их игровым действиям, развивающим у ребёнка старшего дошкольного возраста произвольные когнитивные процессы (внимание, память, мышление), психомоторные функции и навыки элементарной учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mastker-klass_dlya_publikatsii.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Игровые методы взаимодействия с ребёнком

при подготовке к школе»

Цель: представить методические приёмы работы с родителями по обучению их игровым действиям, развивающим у ребёнка старшего дошкольного возраста произвольные когнитивные процессы (внимание, память, мышление), психомоторные функции и навыки элементарной учебной деятельности.

В настоящее время в семейном воспитании сформировалась достаточно распространённая тенденция: готовить к школе ребёнка, прибегая к помощи репетитора, платных подготовительных курсов и т. д. То есть с одной стороны родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны не стремятся лично участвовать в этом процессе из-за того, что не знают, как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.

В середине учебного года мною был проведен блиц-опрос родителей подготовительных групп на тему того, как они готовят своих детей к школе, испытывают ли они какие-либо трудности при этом.

Анализ результатов блиц-опроса показал, что:

  • 29 % родителей хотели бы заниматься со своим ребёнком сами, но не знают, как организовать занятие;
  • 3 % родителей выбирают репетитора потому, что у них мало времени для занятий с ребёнком;
  • 5 % родителей также выбирают репетитора потому, что у них не хватает терпения, поскольку ребёнок отвлекается, не справляется с заданием и т. д.;
  • 18 % родителей также выбирают репетитора потому, что у них не хватает умения, но если бы их научили, то они бы сами занимались;
  • 24 % родителей считают, что заниматься подготовкой к школе должны педагоги в детском саду.
  • 21 % родителей могут сами успешно организовать занятие с ребёнком.

Увидев, что многие родители заинтересованы успешно подготовить к школе своих детей, а незнание, как это сделать в более увлеченной и доступной форме, подтолкнуло меня на разработку комплекса упражнений игрового характера, ведь именно в игре ребенок может чувствовать себя уверенно и раскрепощено.

К большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Какое отношение игра имеет к подготовке к школе?

Хочется развеять неправильное мнение об игре. Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует, как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры. В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал. Очень важный аспект процесса игровой деятельности: ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый.

Самостоятельность, активность, саморегуляция поведения и действий - важнейшие черты мотивированной игровой деятельности, они имеют существенное значение для формирования личности будущего школьника.

Выгодский Л. С. подчёркивал, что личность ребёнка формируют четыре фактора: наследственность, обучение и воспитание, среда и активность самого ребёнка. В игре благоприятно соблюдены все, три внешних фактора, поскольку игра активизирует процесс деятельности ребёнка. Обучение и воспитание приобретает форму сотрудничества и партнёрской деятельности с родителем. Игровая среда, мотивирует ребёнка к деятельности, также способствует развитию ребёнка.

 Опыт с пластилином, наглядно показывает, как влияют внешние факторы развития при благоприятном их сочетании на наследственность ребёнка, т. е., возможно на его средние или низкие природные способности, которые следует рассматривать, как объёктивную реальность, но которые можно стимулировать, РАЗВИВАТЬ посредством внешних факторов развития.

Учителя начальных классов указывают на то, что отставание в учёбе у первоклассников связано, в первую очередь, с низким уровнем произвольности поведения и познавательных процессов, а также: задержки развития мелкой моторики рук, недостаточным развитием функций внимания, слухового восприятия, слуховой памяти, связной речи.

Вот поэтому важно родителям обучать ребёнка играм, вырабатывающим произвольные процессы, умение следовать речевой инструкции, правилу, управлять своим вниманием, памятью, мыслительными действиями.

Но, чтобы научить детей - следует научиться самому взрослому.

Поэтому давайте поиграем в игры, которые так необходимы вашим детям.

(В данной публикации представлены некоторые варианты игровых упражнений, более полный комплекс предложен в специально разработанной картотеке)

Игры на развитие функций внимания

  • Игра «Правая - левая»

Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания, слуховое восприятие, ориентирование в пространстве, речевые навыки и активизацию взаимодействия полушарий мозга.

Описание игры.

Взрослый читает ряд слов с твёрдыми и мягкими согласными в конце слова. В паузах между словами ребёнок поднимает руку: правую - если окончание твёрдое и левую, если окончание мягкое.

  • Игра «Не пропусти животное» (Упражнение можно использовать в качестве разминки)

Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания, развивать слуховое восприятие, речевые навыки и, навыки конкретизации понятий, активизацию мыслительной деятельности, моторные функции. 2 - вариант игры - активизация работы полушарий мозга.

  • Игра «Мячик - смягчитель»

Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания, слуховое восприятие, речевые навыки, словарный запас, моторные функции.

Игры на операции аналитического мышления

Словесные игры

  • Игра «Что я загадал?»

Цель: Формировать у ребёнка способность к аналитическим операциям мышления, обогащать словарный запас, связную речь.

Условие игры: на вопросы можно отвечать только «Да» или «Нет». Взрослый загадывает предмет. Ребёнок задаёт вопросы, например: «Он живой или нет?», далее, если неживой: «Он сделан человеком или нет?» и т. д. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями.

  • Игра «Потерянные вещи»

Цель: Формировать у ребёнка способность к аналитическим операциям мышления, обогащать словарный запас, связную речь.

Взрослый говорит ребёнку, что рассеянные люди, случается, теряют вещи и забывают их названия. В каждом городе есть « Стол находок», где собирают потерянные вещи. Человек, потерявший вещь, может обратиться в « Стол находок», но ему нужно точно рассказать, какая она. Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Стол находок». Представить себя рассеянным человеком, позвонить, по телефону» и описать потерянную вещь. Взрослый должен отгадать, он в игре - оператор.

Пример. Рассеянный: «У меня потерялся 1) голубой, в горошек, сделан из шёлка и металла; 2) с длинной металлической ручкой; 3) он открывается и закрывается; 4) под ним я не промокаю». Отгадывание поэтапное, чем меньше попыток, чем быстрее произойдёт отгадывание, тем успешнее процесс отгадывания. Можно использовать в игре песочные часы. Взрослый и ребёнок затем меняются ролями.

  • Игра « Логические связи»

Цель. Формировать основы логического мышления, путём подбора к ключевому слову различных слов, связанных с ним логическими связями. Обогащать словарный запас.

Развитие психомоторных действий

  • Постановка руки

Цель: Сформировать навык – правильно держать карандаш, ручку, совершенствовать моторные функции.

Многие дети, имеющие трудности с письмом, неправильно держат карандаш или ручку. В этом случае, можно воспользоваться методом метки. Поставить кружки на точки соприкосновения руки ребёнка с ручкой. Должно получиться три метки. Одна - на ручке, вторая - на подушечке указательного пальца, третья - на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится ручка.

  • «Зеркало»

Цель: Сформировать навык правильного изображения букв, цифр.

Если ребёнок «зеркалит», то следует вспомнить, что подобное лечится подобным. Продиктуйте, ребёнку буквы, цифры, которые он пишет обычно неправильно. А потом приставьте зеркало. Пусть ребёнок сравнит зеркальное изображение с тем, что написано на листе. Пусть напишет буквы и цифры так, как они в зеркале.

  • «Буквы по воздуху». (Упражнение можно использовать в качестве разминки)

Цель: Совершенствовать процесс запоминания букв, цифр.

Метод дермолексии. Взрослый «пишет» буквы пальцем на спине ребёнка, а ребёнок должен отгадать какую букву или цифру, геометрическую фигуру изобразил взрослый. Затем меняются ролями.

  • «Отстукивание простых ритмических рисунков».

Цель: Формировать чувство ритма, психомоторные функции

Предложить ребёнку упражнение – отстукивать простые ритмические рисунки подушечками пальцев обеих рук по подражанию

http://pandia.ru/text/78/002/images/image026.jpg

Эти методические приёмы игровой деятельности, в том числе по отзывам родителей, действительно способствуют подготовке детей к школе. Родители оценили значение и важность игры, как эффективного средства обучения и развития ребёнка, способа сближения взрослых и ребёнка в ситуации семейного воспитания, что так же немаловажно. В словесные игры можно играть во время прогулки, в поездке, на отдыхе, они не требуют дополнительного времени для специальной организации.