Консультации для воспитателей
консультация (младшая, старшая группа) на тему

Назарова Светлана Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей детского сада на тему:

  «Организация разных видов игр в летний период»

Автор : Назарова С.В. воспитатель ЧУДО детский сад « Чудо-садик»

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают.

 Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов. Таким видом деятельности является игра.

Детские спортивные состязания относятся к разряду подвижных соревнований. Они значительно различаются в зависимости от возраста ребенка. Ведь для таких забав очень важна ловкость, которая, собственно, и развивается в процессе подобных соревнований. Ловкость определяется способностью овладевать новыми двигательными реакциями и быстро перестраивать свои движения при необходимости в зависимости от меняющейся обстановки.

Говорить о спортивных соревнованиях для детей младшего возраста нет смысла, для их спортивного развития на первых порах достаточно применять простые забавы, детские качели и велосипеды.

 

Детские спортивные соревнования развивают ловкость, умение координировать движения, действие в ограниченном времени и пространстве (детской площадки). Командные соревнования развивают здоровый дух соперничества, а на координацию движений и вестибулярный аппарат благотворно влияют подвесные качели.

Игры с мячом. Несмотря на простоту, игры с мячом очень полезны для детей, так как развивают практически все виды мышц. И не важно, кидает малыш мячик или ловит, он тренирует координацию движений и зрение. Можно придумать самые разнообразные игры для детей, который можно как покидать, так и попинать ногой.

Особое место среди детских спортивных игр занимают занятия с мячом. Например, такое увлекательное соревнование, как «Детский волейбол». Размечается площадка. Посередине натягивается веревка на высоте двух метров. Поделившиеся на две команды дети (количество не важно, лишь бы равное), становятся по разные стороны от веревки. Два первых участника выходят на линию старта, отмеченную в двух метрах от веревки. Они берут по мячу и одновременно бросают свой мяч через веревку. Задачей остальных участников команды является ловля мяча с тем, чтобы не дать ему упасть на пол. Далее подачу осуществляют вторые соревнующиеся и так далее. Выигрыш остается за той командой, на чью площадку реже падал мяч соперников. В процессе соревнования развиваются ловкость, меткость, быстрота реакции.

Еще одной, не менее любимой детьми игрой в мяч, являются «Вышибалы». Здесь участники одной из команд становятся на противоположные линии очерченной площадки. А участники другой команды перемещаются в поле между этими линиями, увертываясь от мяча, брошенного соперниками с намерением попасть в соревнующихся команды, находящейся в поле. При попадании мяча в цель, ребенок, в которого попали, покидает площадку. Но если участник в площадке поймает мяч, то он имеет право вернуть выбывшего неудачника или засчитать это очко на будущее. После того, как все участники команды в поле будут выбиты, команды меняются местами. В этой спортивной баталии также тренируются быстрота, ловкость, меткость и согласованность движений.

"Боулинг". Всеми детьми любима забава, являющаяся детским вариантом боулинга. Для проведения этого соревнования нужны кегли и мяч. Удар по выставленным в ряд кеглям в количестве десяти осуществляется с расстояния в десять метров. У каждого участника имеется право на пять попыток. За каждую сбитую кеглю участнику записывается очко. Побеждает тот, кто сбил наибольшее количество. Здесь развивается меткость и согласованность движений, умение сообщить мячу необходимое ускорение.

Также актуальны в летнее время народные подвижные игры с разными предметами ( с мячом- «Свечки» (русская народная игра), «Повелитель лунки» (кабардинская народная игра), «В узелок» (татарская народная игра) и т.д.); игры с прыжками, на удержание равновесия, меткость и силовые игры ( «Отгадай» (игра народов Дагестана), «Бой петухов» (марийская народная игра), «Хромая лиса» (татарская народная игра), игры с бегом ( «Змейка» (русская народная игра), «Липкие пеньки» (башкирская народная игра), «Вестовые» (якутская народная игра), «Колышки» (марийская народная игра) и т.д.).

На природе одной из самый простых, доступных и занимательных игр для детей 6 лет является бадминтон. Очень увлекательна игра с пластмассовой тарелочкой (фрисби). В неё может играть любое количество человек. Например, десять игроков встают по кругу на расстоянии 4 шагов друг от друга. Дети перебрасывают тарелку друг другу в любом направлении, но не стоящему рядом.

Можно поиграть и в такие игры, которые развивают мыслительную деятельность ребёнка, тренируют концентрацию внимания. Например, игра «Наоборот». Дети становятся в круг. Водящий бросает кому-либо мяч и говорит: «Светло», поймавший должен сказать слово наоборот, т.е. противоположное по смыслу. Игрок отвечает: «Темно» и возвращает мяч ведущему, тот продолжает игру (широкий-узкий, горячий-холодный и т.д.). Можно произносить разные части речи: и существительные, и глаголы, и прилагательные. Игрок, не ответивший или замешкавшийся более, чем на 10 секунд, выходит из игры.

Намного интереснее рисовать с детьми на улице. Возьмите с собой набор цветных мелков, и смело разрисовываете асфальт. Причем рисовать можно не только человечков, картинки, но и изучать буквы, цифры и т. д. С детьми постарше можно поиграть в классики и другие аналогичные игры.

На самом деле вариантов летних игр с детьми очень много, просто подключите свою фантазию, и каждый день лета будет праздником для вас и ваших детей.

 

Такой отдых летом укрепит иммунитет и позволит набраться сил.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Организация подвижных игр с детьми на воздухе в зимний период»

Автор: Назарова С.В. ,воспитатель, ЧУДО детский сад « Чудо-садик», г.Москва.

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья детей и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи, и, конечно, оказывает  закаливающий   эффект.  Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворять свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.

            Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже -15°, со старшими — не ниже -22°. При этих же значениях температур, но сильном ветре рекомендуется сокращать продолжительность прогулки.

           Даже короткие 15-20 минутные прогулки при неблагоприятных условиях погоды дают детям эмоциональную и физическую зарядку.

          Чтобы во время прогулки зимой тепловое состояние детей было нормальным, надо правильно их одевать. При этом зимняя одежда ребёнка должна быть теплой, но легкой, чтобы не стеснять движений. Не нужно укутывать его - температура кожи под толстыми слоями одежды повышается, теплоотдача высокая, двигаясь - ребенок потеет, и вероятность переохлаждения выше, чем при "недостаточном" одеянии.

          Но самый главный элемент закаливающих зимних прогулок - подвижные игры. Они не только поднимают настроение - они укрепляют здоровье, предупреждают простуду.  Движение в этом случае просто необходимо!

СНЕЖИНОЧКИ - ПУШИНОЧКИ. 
Вариант 1. Дети движутся гурьбой вокруг снеговика, поворачиваясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону. Взрослый говорит:
«Снежиночки  -  пушиночки устали на лету, 
кружиться перестали, присели отдохнуть». 
Играющие останавливаются, приседают. Отдохнув немного, возобновляют игру.
Вариант 2. Дети свободно распределяются по площадке или залу, руки в стороны. Затем начинают кружиться и говорить слова:
«Снежиночки- пушиночки устали на лету, 
кружиться перестали, присели отдохнуть». 
По окончанию слов дети приседают на корточки.
Правила: кружиться спокойно.
Дозировка: 4 раза.

ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ СИДИТ. 
На одной стороне площадки отмечается дом зайцев. По сигналу дети выходят на середину площадки и становятся в круг. В середину круга становится названный взрослым ребенок, он зайка. Дети вместе со взрослыми произносят текст и выполняют соответствующие движения:
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит. Дети, присев, поднимают руки
Вот так, вот так к голове и шевелят кистями
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп, хлоп, хлоп Дети хлопают в ладоши.
Надо лапочки погреть,
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок – скок, скок – скок, Дети подпрыгивают на двух Надо зайке поскакать. ногах
Кто – то зайку испугал,
Зайка прыг и убежал.
Взрослый хлопает в ладоши. Дети вместе с зайкой убегают в свой дом.
Правила: выполнять движения согласно тексту, прыгать отталкиваясь двумя ногами.
Дозировка: 3-4 раза.

ЗИМА ПРИШЛА! 
Дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т. п. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять! » Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорей домой! » — все бегут на свои места и снова прячутся.
Дозировка:3-4раза

СНЕЖИНКИ И ВЕТЕР. 
 Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого:
«Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки! » —разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок». Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.
Дозировка: 3-4 раза.

БЕРЕГИСЬ, ЗАМОРОЖУ. 
 Все играющие собираются на одной стороне площадки, взрослый с ними. 
«Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу»,- говорит он. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме».
Дозировка: 3-4 раза.

МОРОЗ. 
С помощью считалки выбирается Дед Мороз.
Ты зеленый, ты красный, 
Ты в шубе, ты в кушаке, 
У тебя синий нос, 
Это ты, Дед Мороз! 
Все дети разбегаются, а Дед Мороз старается дотронуться до любого игрока и заморозить его. Замороженный  стоит неподвижно в любой позе.
Правила: разбегаться можно только после окончания считалки. В момент заморозки можно принять любую позу. Выигрывает тот, кто ни разу не попался Деду Морозу.
Дозировка: 3-4 раза.

(Белорусская народная игра)

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. 
Дети стоят в кругу. Взрослый произносит слова:
Возьмём снега мы немножко, 
Снежки слепим мы в ладошках. 
Дружно ими побросались — 
Наши руки и размялись. 
А теперь пора творить, 
Бабу снежную лепить. 
Ком за комом покатили, 
Друг на друга водрузили. 
Сверху третий, малый ком. 
Снег стряхнули с рук потом. 
Правила: дети за воспитателем повторяют стихотворение и выполняют движения согласно тексту.
Дозировка: 3-4 раза.

МОРОЗ – КРАСНЫЙ НОС. 
На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий — Мороз — Красный нос. Он произносит:
Я Мороз — Красный нос. 
Кто из вас решится 
В путь-дороженьку пуститься? 
Играющие хором отвечают: 
Не боимся мы угроз, 
И не страшен нам мороз. 
После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить. При этом учитывается, что играющие, выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся в доме после него, тоже считаются замороженными. После каждой перебежки выбирают нового Мороза. В конце игры подводится итог, сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих.
Правила: перебегать через площадку после окончания слов; замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз.
Дозировка: 3 раза.

 «Снеговик» (массовая)

Цель игры:развитие творческих, двигательных и коммуникативных способностей.
Количество играющих детей: от 10 до 20 детей.
Материалы: шапочка «Снеговика»; рукавицы.
     
Описание игры: Считалкой выбирают водящего снеговика, он одевает шапочку и рукавицы. Снеговик встаёт на одну из сторон площадки, остальные дети на противоположной стороне в шеренгу. По сигналу дети начинают двигаться к Снеговику, при этом наклоняются, выполняя имитационные движения " набирают снег, лепят снежки", проговаривают слова игры, на последние слова- дети бросают снежки в Снеговика.
" Из холодного снежка
Слепим мы 
снеговика.
Он огромен и сердит
Во дворе один стоит.
Сколько можно так стоять
Будешь с нами ты 
играть?"
Снеговик отвечает:
" Буду, буду я 
играть,
Буду вас я догонять!
Замораживать!"
Снеговик догоняет детей, дотрагивается рукавицей до плеча ребёнка, тот встаёт " замороженный"
Игра заканчивается, когда Снеговик" заморозит" всех детей.
Количество повторов игры: 5 - 6 раз

«Капельки и льдинки» (массовая)

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.
Количество играющих детей: от 10 до 20 детей.
       
Описание игры: Кто-нибудь из игроков выбирается водящим — Дедом Морозом. У него в руках должен быть волшебный посох (например, ветка или палка). Все остальные игроки — это капельки в реке. Задача водящего — заморозить все капельки. Для этого ему нужно дотронуться до игрока волшебным посохом, и замерзшая капелька должна застыть на месте. Но не все так просто: ведь «теплая» капелька может отогреть замороженного. Для этого капельке нужно дотронуться до льдинки, поэтому Деду Морозу придется изрядно потрудиться, чтоб превратить в лед всю речку.
Количество повторов игры: 3-4 раза

 

 «Пришла зима» (массовая)

Цель игры:развитие памяти, двигательных и коммуникативных способностей.
Количество играющих детей: от 10 до 20 детей.
       
Описание игры: Задача участников этой игры — быстро и четко показывать то, что говорит ведущий. Все игроки выстраиваются в большой круг. Ведущий говорит: «Пришла зима» — все прыгают на месте. По команде «Пошел снег» все должны встать на месте и покружиться вокруг себя, подняв руки вверх. Команда «Завыла вьюга» — все бегут по кругу. По сигналу ведущего «Началась метель» игроки стараются идти на полусогнутых ногах. «Намела метель сугробов» — все должны присесть, наклонить голову и обхватить ноги руками. Сначала ведущий произносит команды медленно, затем все быстрее и быстрее. Участник, который замешкался или выполнил другое действие, выбывает из игры.
Количество повторов игры: 5 - 6 раз

«Спит у ёлки Дед Мороз» (массовая)

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.
Количество играющих детей: от 10 до 20 детей.
Описание игры: дети произносят слова: 
Спит у елки Дед 
Мороз(ладошки под щечку)
В рукавицу спрятал нос. 
(прикрыть ладошкой нос)
Надо Деда разбудить,
Всем в ладоши звонко бить, 
(хлопают в ладоши)
И ногами постучать, 
(топают ножками)
«Дед 
Мороз! Пора вставать!» (произносят громким голосом)
Дед Мороз просыпается и отвечает детям:
Я — Мороз Красный Нос,
Бородою зарос. 
Я ищу в лесу зверей. 
Выходите поскорей! 
Выходите, зайчики! 
Заморожу! Заморожу!  
(дети изображают то животное, какое предложит Дед Мороз)
Количество повторов игры: 5 – 6 раз

«Снежный ком» (массовая)

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Количество играющих детей: от 20 детей
Описание игры: Слова повторяются несколько раз с ускорением темпа.
Мы лепили снежный ком 
(идем хороводом по кругу). Я иду за ним шажком. Ком все больше становился и быстрее покатился. Ком все больше становился и быстрее покатился (ускоряемся и в речи и в движениях) Ком все больше становился и быстрее покатился (еще ускоряемся) Угодил в калитку! Бух! Развалился! (аккуратно приседаем) Из сугроба вылезаем (встаем) И одежду отряхаем.
Количество повторов игры: 5 – 6 раз

«Гонки снежных комков» (коллективная игра)

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Количество играющих детейот 2 человек
Материал: флажки
Описание игры: Для начала игры выбирается водящий, а затем каждый участник лепит себе снежный ком диаметром 50-60 см. Игроки со своими снежными комьями выстраиваются на старте. Игровое поле длиной 10-12 м ограничивается флажками. Игроки по сигналу водящего, катя снежные комья, добираются до флажков, огибают их и возвращаются на финиш-старт. Игрок, прибежавший первым, побеждает, а из комьев после 3-4 забегов лепят снежную бабу. 
Количество повторов игры: 3-4 раза

«Салки со снежками» (коллективная)

Цель игры: развитие ловкости, меткости, выносливости. 
Количество играющих детейот 6 человек
Материал: снежки
Описание игры: Игра проводится на площадке 30 х 15 м. В ее центре чертят небольшой круг — место для водящего и его помощников. Выбирают водящего, остальные игроки разбегаются по площадке. Задача водящего — осалить заготовленными снежками игроков, которые бегают по площадке. Осаленные игроки становятся помощниками водящего, встают в круг и получают право тоже осаливать игроков за кругом. Таким образом, по ходу игры постепенно уменьшается число игроков, свободно бегающих по площадке. Игра заканчивается, когда остается один не осаленный игрок. Он — победитель и может стать водящим при повторной игре.
Количество повторов игры: 3-4 раза

 



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр.»
Бережное отношение к окружающей среде, уважение себя и окружающих, малых собратьев, чувство доброты, взаимопомощи, умение видеть красоту вокруг - все это должно закладывается с раннего детства. В этом существенна роль родителей и всех родных и близких, кто окружает маленького человечка.

Еще недавно об экологическом воспитании с раннего детства не велись разговоры и обсуждения, не писались статьи. Но сегодня говорится о необходимости начинания  экологического воспитания уже в дошкольном возрасте, ведь  именно в  этом возрасте ребенок начинает отделять себя от окружающей среды, у него развивается ценностное отношение к природе, формируются основы нравственно-экологической позиции.

Дошкольник осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем через игру. Именно посредством игры осуществляется воспитание, обучение и развитие ребенка и основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра.

Чем же воспитателей привлекает дидактическая игра? Почему экологическое воспитание посредством дидактических игр считается более эффективным? Многолетней практикой известных авторов - педагогов  доказано: дидактическая игра эффективно воздействует на интеллект ребенка, формирует у него экологическую культуру, помогает понять, что каждый отдельный организм в нашей экосистеме взаимосвязан, и что каждый объект и организм уникален в природе по своему, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Ведь в дидактической игре соприкасаются сразу две задачи:

-  учебная задача – познавательная;

- игровая задача – занимательная. Дети учатся жизни посредством игры. Игра, как ведущий вид деятельности для них, никогда не надоедает, таким образом, дети и заняты, и познают азы экологии.

Р.М. Миронова в качестве специфических признаков дидактической игры выделила их преднамеренность, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлены, выделены в явном виде.

Рассмотрим основные виды дидактических игр, используемые в дошкольной педагогике:

- игры с природным материалом. Этот вид игры эффективен для ознакомления детей с природой. Природные материалы очень интересны детям, и они охотно соглашаются играть. Сами представьте, семена, листики, камушки, разнообразные цветы, шишечки, ветки с разных деревьев, овощи, фрукты и др. – кто бы не согласился с ними поиграть?! Игры можно проводить и в группе (в экологическом уголке), так же и на прогулках. На улице можно рассмотреть листья, камушки, да и обогатить экологический уголок новыми предметами. Но нельзя забывать о мерах предосторожности, все - таки детки ведь очень любопытные - они могут природный материал попробовать и на вкус, и спрятать в карман, чтобы маме показать;

- настольные дидактические игры - интересное занятие для детей для ознакомления с животными и растениями, явлениями живой и неживой природы. Они очень разнообразны: «лото», «домино», парные картинки». Так же очень занимательный вид игры, кто же откажется взять эти кубики, картиночки в маленькие ручонки и рассмотреть на нем картинку и соотнести его с другим рисунком и сделать это быстрее всех и правильнее?!;

- словесные дидактические игры. Они строятся на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Этот вид дидактических игр подходит для более взрослых дошкольников, в этот период дети уже начинают понимать, что как же хорошо знать больше своего друга или подруги, ответив на вопрос быстро и правильно – ты выигрываешь в этой игре и заслуживаешь похвалу со стороны и воспитателя и других деток.

Нельзя забывать и о поощрениях. Они могут иметь так же экологический характер. В конце игры все вместе можно спеть веселую песенку про дождик или время года, или просто прилечь и отдохнуть под шум дождя или скрежет снега…

Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников. Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью помещать информацию в уголки для родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы - наши друзья» и другие), проводить консультации на темы: «Зачем детям знания экологии?», «Поиграем вместе», «Лекарственные растения» и так далее, проводить индивидуальные беседы с родителями по проблеме.

Экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Использование дидактических игр осуществляется в три этапа:

На 1-м этапе воспитатель подготавливает дидактическую игру. Отбирает подходящую дидактическую игру, которая  соответствует задачам воспитания и обучения, также, не забывая о программных требованиях. Определяет удобное время и место проведения игры, что тоже не маловажно, ведь не всегда и не везде детям захочется играть и подготавливает нужный дидактический материал. Так же необходимо подготовить детей к игре, заранее объяснить материал, который поможет решить детям игровую задачу.

2 этап, соответственно, проведение самой игры и оно включает в себя ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (через показ предметов, картин, проведение краткой беседы, в ходе которой уточняются знания и представления детей о природных явлениях); объяснения хода и правил игры.

На 3-м этапе воспитатель анализирует весь процесс игры, все ли дети были задействованы,   какие  приемы подготовки и проведения игры были самыми наилучшими, что больше всего детям понравилось - это помогает совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры.

Необходимо заметить, что взрослый (воспитатель) обязательно должен играть с детьми, чтобы на своем примере показывать как нужно играть, это помогает быстрее овладеть навыками данной игры, ведь ребенку необходимо понять как взаимодействовать. Так же нельзя забывать, что взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного ?ериода, должен  развертывать игру, чтобы ребенок открывал, усваивал специфические,  посте?енно усложняющиеся, способы построения игры.

Чем бы ребенок не занимался в детском саду, во все его игры и занятия заложены определенные цели и задачи, ведь этого требуют образовательные программы дошкольных учреждений. Дошкольник много времени проводит в детском саду, поэтому есть много возможностей воспитать настоящего гражданина нашей страны, который будет оберегать и учить окружающих, бережно относиться к каждому кусту, цветку, собачке, ко всему живому и неживому… Большая роль в этом у воспитателя, он как наставник должен указать именно ту правильную дорогу, по которой будет идти ребенок, а родители, понимая работу воспитателя, всегда должны помогать ему. Насколько фантазия воспитателя богата, настолько интереснее и занимательнее будет игра деткам, ведь маленькие детки радуются каждому моменту, каждой мелочи, просто надо найти подход, но ведь воспитатели именно для этого каждую минуту, секунду с детьми. Плоды своих трудов они увидят через годы, ведь не просто так народ говорит: «что посеешь, то и пожнешь».

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р.М. Миронова. - Минск: Нарасвета, 1989. - 176 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. - М., 1985
  3. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. - М., 2004
  4. Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников.- СПб, 1998
  5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.- М., 2002
  6. Николаева С.Н. Эколог в детском саду.- М., 2003
  7. Пособие для педагогов дошкольных учреждений «Занятия на прогулке с малышами» С.Н. Теплюк, издательство Мозаика - Синт



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА (с 4-х лет)»

Автор : Назарова С.В. воспитатель, ЧУДО детский сад « Чудо-садик», г. Москва

В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Именно такие игры помогут ему не только самому установить положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взглянуть друг на друга, вызовут интерес к сверстникам, к пониманию индивидуальности каждого из них.

С помощью игры на сплочение детского коллектива решаются задачи:

·        установление доверительного контакта между детьми;

·        формирование навыка чувствовать состояние и настроение сверстников;

·        использование мимики и пантомимики в общении;

·        согласование своих действий с партнером по общению;

·        сосредоточение на зрительной и слуховой информации;

·        развитие эмпатии.

Ветер дует…

Цель: развитие умения выделять индивидуальные особенности сверстников.

Дети стоят в кругу. Ведущий, начиная игру, произносит слова: «Ветер дует на того...» Продолжение фразы может быть таким: у кого светлые волосы, кто в красной одежде, кто любит смеяться, кто высокого роста и т. д.

Кто спрятался?         

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

 Из числа участников выбирается водящий. На какое-то время он выходит из комнаты. В этот один из детей группы прячется. Задача водящего – угадать, кто спрятался. Затем прячущийся ребенок становится водящим.

Заколдованная тропинка

Цель: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.

Один из детей - ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.

Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды — спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

Путешествие

Цель: развитие умения договариваться, подчинять свои желания общим интересам.

Дети делятся на пары. Ведущий говорит: «Мы отправляемся сегодня в путешествие!» Дети в паре договариваются, куда они отправляются, и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) вместе озвучивают свое решение.

Варианты продолжения игры: мы возьмем с собой в путешествие…, этот предмет (...) цвета…, по дороге мы встретили...

Примечание:  когда дети хорошо освоят умение работать в парах, можно разбивать их на более многочисленные группы (по 3, 4, 5 человек).

Что изменилось?         

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

 Из числа детей выбирается водящий. На какое-то время он выходит из комнаты. В этот момент в группе производится несколько изменений: в одежде или прическе детей, можно пересесть на другое место. Задача водящего - правильно подметить происшедшие изменения.

Каждый ребенок по очереди становится водящим.

Примечание:  делать нужно не больше 2-3 изменений за один раз. Все изменения должны быть заметными.

Круг знакомств

Цель: сплочение коллектива.

Дети встают в круг. Один из игроков делает шаг в центр круга, называет свое имя, показывает какое-то движение или жест, свойственный ему или придуманный, затем возвращается снова в круг. Все игроки повторяют как можно точнее его движение, интонацию, мимику. Таким образом, каждый из участников продемонстрирует свое движение или жест.

Постройтесь по росту!

Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение.

Дети становятся плотным кругом. Их задача состоит в том, чтобы построиться по росту. После того как все участники найдут свое место, следует посмотреть, что же получилось.

Примечание: эта игра имеет несколько вариаций. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных), по цвету волос, по теплоте рук и т. д.

Куда иголка, туда и нитка

Цель: способствовать сближению детей, научить преодолевать скованность, застенчивость.

Звучит музыка. В процессе игры музыкальное сопровождение меняет темп и ритм, вместе с музыкой меняет движения ребенок, возглавляющий колонну. Остальные участники стараются повторить в точности его движения.

Треугольник, квадрат

Цель: развитие умения выделять индивидуальные качества сверстников, уметь договариваться.

Все встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий просит: "Ребята! В полной тишине, без слов, постройте мне треугольник... квадрат...ромб и т.д.

Моргалки

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Играет нечетное количество народа. Играющие образуют 2 круга: внешний - мальчики, внутренний - девочки.

Каждая девочка должна стоять строго перед мальчиком. Мальчик, которому не хватило пары, становиться во внешний круг, девочки устремляют свои взоры на него. Чтобы найти себе пару он подмигивает какой-нибудь девочке. Увидев это,  она должна побежать к нему, а мальчик, стоящий сзади неё должен её вовремя поймать. Тот,  кто зазевался,  (проморгал) - вынужден искать себе пару.

Носок-пятка

Цель: сближение и снятие тактильного напряжения.

Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать - получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели - нужно попробовать так немного продержаться.

Сороконожка

Цель: сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.

Педагог рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готово? Тогда начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь — чуть быстрее». Взрослый помогает детям построиться друг за другом, направляет движение сороконожки. Затем взрослый говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста»

Автор: Назарова С.В.  воспитатель ЧУДО  детский сад « Чудо-садик»

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. И. конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. 
Задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, солнышко, облака, буквы и т.д.).

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, кубики, бусы и т.д.

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Берем верёвку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
«Прищеплю прищепки ловко 
Я на мамину веревку».

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех».

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Два фрагмента от иппликатора Кузнецова. Договариваемся с детьми называть их «ёжиками». Взрослый берет в каждую руку фрагмент иппликатора и проводит по обеим ладоням ребенка.
Ёжик, спрячь свои иголки –
Мы же дети, а не волки!
Затем взрослый переворачивает иппликатор массирующей поверхностью вверх, и теперь ребенок сам проводит ладонью по «ёжику».
Мы хотим тебя погладить,
Мы хотим с тобой поладить.
Ёж иголки отряхнул,
Завернулся и заснул.
Развитие силы рук. Нам понадобится эспандер в виде резинового кольца. Эспандер берется в одну руку и сжимается на каждый ударный слог. После каждой строки руки меняются.
Я сожму своё кольцо –
Буду сильным молодцом,
Буду слабых защищать,
Буду младшим помогать.
ИГРЫ для детей от 2 лет.
Для этой игры понадобятся обычные бельевые прищепки. Кроме этого вам могут пригодиться фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник). Покажите малышу, как держать прищепку тремя пальцами. Сожмите и разожмите её несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.
Представьте вместе с малышом, что прищепки – это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик – это кормушка. Ну, а малышу надо, конечно же, помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры.
Если малыш научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить что-нибудь из прищепок (если малыш будет в замешательстве от такого предложения, попробуйте сами изобразить прищепками человечка или еще что-нибудь).
Ну и, конечно, пусть малыш помогает вам развешивать носовые платочки после стирки и закреплять их прищепками. Это несложное задание даже для малыша, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гризик Т.И. «Развитие речи детей 4-5 лет», «Просвещение», М., 2005г.
  2. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно», «Литера», С-ПБ., 2004г.
  3. По материалам журнала «Игра и дети»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...