"Разноцветная осень"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Нина Николаевна Карпова

интегрированное занятие для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

                     Интегрированное занятие «Осень разноцветная»

                                             (старшая группа)

Задачи: обобщить знания детей о признаках осени (название осенних месяцев, приметы осени и явления природы);

учить отгадывать загадки, выразительно рассказывать стихотворения; развивать творческую активность (через музыкально-ритмическую деятельность);

развивать умение высказываться о прослушанном произведении, пополнять словарный запас, характеризующий музыку (средства музыкальной выразительности), умение образно высказываться;

 побуждать к эмоциональному исполнению песни, закрепить умение игры на ритмических палочках;

приобщать к совместной деятельности;

 создание доброжелательной, положительной атмосферы;

Материал: магнитная доска; картинки с признаками осени и других времен года; осенние листочки (по количеству девочек), ритмические палочки(по количеству мальчиков);  иллюстрации к разделу «Слушание»; презентация картин художников по теме деятельности; столы на три подгруппы детей, стулья; листы с готовыми силуэтами деревьев без листьев, кисти, краски, баночки с водой; большой лист ватмана с наклеенными стволами деревьев, цветная бумага желтого, оранжевого, красного, коричневого и синего  цвета, клей – карандаш на подгруппу детей; доски для лепки, пластилин, ваза или блюдо для готовой продукции, салфетки.

                                              Ход занятия

Дети с воспитателем входят в зал под музыку.

М. р.: Здравствуйте, ребята (дети отвечают).                                                        А теперь я прошу вас поприветствовать наших гостей.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся (выполняют движения по тексту).

Посмотрите, ребята -

Ветерок подметает дорожки

И кружит золотую листву.

Что случилось в природе, ребята?

Подскажите мне, я не пойму!

Дети: Это осень наступила,

Все вокруг позолотила.

М. р.:  Да, ребята, осень - прекрасная пора! И я вам предлагаю совершить путешествие по ее волшебным дорожкам. А поможет нам этот волшебный мешочек, его нам прислала сама Осень (дети садятся на стульчики). Давайте посмотрим, что в нем лежит? (М. р. достает из мешочка осенние листочки) А листочки непростые,  с загадками. Сейчас мы попробуем их отгадать.

1. Ветер листьями играет,

Их с деревьев обрывает.

Всюду листики кружат -

Это значит... (листопад).

2.Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет (улетающие птицы).

3.Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это... (дождь).

Воспитатель: Ребята, вы догадались, что это загадки о приметах осени. Так по каким же признакам мы узнаем, что наступила осень?

(Дети называют приметы осени). А сейчас, я предлагаю вам самим создать  картину осени, для этого надо внимательно рассмотреть  все иллюстрации и выбрать из них только те, на которых изображена осень (приглашает  5 детей).

Затем воспитатель выкладывает на столе картинки  с изображением разных времен года и предлагает детям выбрать из них только те, на которых изображена осень. Далее вместе с детьми располагают их на мольберте так, чтобы получилась картина осени.

Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная, красивая осень у нас получилась.

Ребенок: Наша осень хороша, запестрели улицы,

                  Мы гуляем не спеша, красотой любуемся!

                  Вот березки у дорог с желтыми листочками,

                  Клен фонарик свой зажег - машет огонечками!

                  Листья - красные огни, все такие разные,

                  Очень яркие они, как шары на празднике!

Дети исполняют песню "Осенняя песенка" Л. Самохваловой

Воспитатель: Дети, в осени три месяца. Какие? (Ответы детей.) Каждый месяц по-своему красив. Начинается пора золотой осени. Осень разукрасила всю землю. А художники запечатлели для нас эту красоту в картинах.

На экране демонстрируются иллюстрации золотой осени. Дети рассматривают их на фоне звучащей музыки ( "Мелодия" А. Л. Дворжак).  Картина И.Левитана "Золотая осень" остается на экране.

Воспитатель: Спокойный осенний день полон света. Солнце светит, но уже не так ярко. На картине мы видим березовую рощу в осеннем убранстве. Листва березок трепещет на ветру, переливается, как золото, в солнечном свете. В картине нет грусти. Это - золотая осень. Эту картину написал художник-пейзажист Исаак Ильич Левитан.

Какими красками художник изобразил золотую осень? (Ответы детей).

Ребенок: Осень, солнечная осень!                                                                                  

                 Мы охапки листьев носим.                                                                                              

Листьев пестрых, самых разных -                                                                                                                                             Серебристых, желтых, красных.

И дорога, что видна

Мне из нашего окна,

Развернулась под окном                                                                                                      Разноцветным полотном.

М.р.: Какое чудесное, светлое стихотворение вы рассказали о золотой осени. Послушайте, как о золотой  осени расскажет музыка.

Звучит ф-ма песни «Осень - невидимка» С. Коротаевой.

М.р.: Как музыка рассказала нам о золотой осени? (Ответы детей).

Светлая, звонкая, легкая, солнечная, прозрачная, мечтательная.

 А давайте попробуем изобразить всю прелесть и красоту осени в танце, с помощью движений, устроим осенний листопад. Девочки будут осенними листочками, а мы будем любоваться осенним листопадом.

 Девочки исполняют "Вальс с листочками" муз. Я. Френкеля.

М. р.: Вы не забыли про наш волшебный мешочек? (Достает из мешочка музыкальный треугольник и начинает играть). Ребята, вы слышите, кажется, дождь начинается! Ясные, тихие дни сменяются ветреными и дождливыми. Сейчас мы увидим, как художники изобразили совсем другую осень.

На экране демонстрируются иллюстрации  дождливой осени. Дети рассматривают их на фоне звучащей музыки ( "Октябрь" П.И.Чайковский). Картина И.Левитана "Октябрь" остается на экране.

Воспитатель: Эта  картина является связующим звеном между золотой осенью и поздней осенью. Она так и называется - "Октябрь". На картине изображена березовая роща. Некоторые деревья уже лишились листвы, другие еще радуют нас яркими оранжевыми красками. Картина вызывает настоящую грусть и тоску. Кажется, что идет небольшой дождик. Золотистая листва на некоторых березах, возможно, уже мокрая, а на выцветшей траве как будто блестят капельки росы. Вместе с небом плачет и вся природа, грустит по теплым солнечным дням, по красивым нарядам.

Воспитатель: Дети, какие краски подобрал художник для дождливой осени? (Ответы детей).

Ребенок: Осень листья разбросала.

                  Тихо плачет под дождем.

                  Ты продрогла и устала,  

                  Заходи скорей в наш дом.

                  Птицы к югу полетели,

                  Тучки серые плывут.

                   И холодные метели

                   Вслед за осенью придут. (Т. Петровой)

М.р.: А теперь послушайте, как музыка рассказывает о дождливой погоде осенью.

Звучит ф-ма песни «Осень - непогодушка» Т. Попатенко.

М.р.: Как композитор передал дождливое настроение? Какая музыка? (Ответы детей). Да, какая грустная песня. И картина осеннего дождя печальная, унылая, хмурая, тоскливая.

Есть много разных дождиков

У кладовой природы,

Есть много разных дождиков,

Но нет плохой погоды.

Посмотрите, у меня есть ритмические палочки, которые помогут нам сыграть музыку дождя. Кирилл, попробуй сыграть нам свою  музыку дождя на  палочках (Ребенок отстукивает на палочках свой ритм). А теперь я предлагаю всем мальчикам проговорить и сыграть музыку дождя на ритмических палочках.

Мальчики берут палочки и,  проговаривая текст, отстукивают ритм. Педагог показывает разные ритмические рисунки (схемы-"партитуры" - на доске).

У дождика длинные ножки

Бежали они по дорожке.

А капельки весело пели

И звонко, и звонко звенели.

Динь-дон, динь-дон, динь-дон.

А дождик бежал по дорожке

И сделались мокрыми ножки.

А капельки весело пели

И звонко, и звонко звенели.

Динь, динь-дон, динь, динь-дон.

Мы с дождиком будем кружиться

Мы с дождиком будем резвиться.

А капельки весело пели

И звонко, и звонко звенели.

Динь, динь, динь, динь, динь.

Воспитатель: Но мне хочется напомнить, что хотя осенью и бывает немного грустно, но ведь это - замечательное время года. Как вы думаете, дети, почему?  Конечно, это время замечательно тем, что земля отдает свои плоды, и всем, очень радостно собирать урожай - то, что выращено своими руками.

На экране демонстрируются  иллюстрации натюрмортов овощей и фруктов. Дети рассматривают их на фоне звучащей музыки  ("Времена года (1часть)" А.Л. Вивальди). Последняя иллюстрация остается на экране. «Плоды садов и полей» Вильям Хаммер.

Воспитатель: Осень – пора сбора урожая! Поэтому художник  Вильям Хаммер изобразил  на картине  плоды садов и полей.

Посмотрите, на заднем плане картины яблоня. На ней висят сочные, спелые яблоки. Они так и просятся к нам в корзину. А другие плоды уже собраны,  хозяева заботливо уложили их на стол стоящий в саду. Вот корзинки с  алой малиной и спелой вишней, рядом лежат оранжевые персики, сине-фиолетовые сливы, груши, а  желтая тыква смотрится как маленькое солнышко. Какое богатство красок!

Два снопика пшеницы тоже нарисованы со смыслом, ведь недаром говорят: «Будет хлеб, будет и песня».

Ребенок: По таинственным законам,                                                                                                      Непонятным до сих пор,

Огурец растет зеленым,                                                                                                         Рядом красный помидор.                                                                                                    Баклажаны синие

Рядом с желтой дынею,                                                                                                                         А земля черным-черна,

А земля для всех одна. (О. Бондур)

М.р.: Теперь мы послушаем, как музыка своими музыкальными красками расскажет об урожае.

                 Звучит ф-ма песни «Урожай».

М.р.: Как же музыка описала урожайную осень? Какое настроение она передала? Какими музыкальными красками композитор передал настроение в песне? (Ответы детей). Бодрая, веселая, задорная, громкая, ритмичная, четкая. И в музыке мы услышали разноцветную урожайную осень.

 Ребенок:

Из деревни, из села

Осень в город повезла

Горы снежные - капусту,

Брызги солнца - кукурузу.

И синеют сливы густо,

И блестят бока арбузов.

Золотятся груды яблок,

Винограда россыпи.

Сколько сочных, ярких красок

У деревенской осени!

Воспитатель: Урожай собирай

                        В хоровод скорей вставай!

Дети исполняют  хоровод "Урожай собирай" А. Филиппенко.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам  рассказать об осени в рисунках, лепке и аппликации.

 Дети делятся на три подгруппы.

Дети 1-й подгруппы рисуют на большом листе бумаги золотую осень;

 дети 2-й подгруппы выполняют коллективную аппликацию "Дождливая осень в лесу";

 дети 3-й подгруппы лепят овощи и фрукты и выкладывают их на блюдо.

Звучит музыкальное сопровождение - "Осень" Ф. Шопен.

При рассматривании работ, воспитатель подчеркивает словами-определениями, какой бывает осень (золотая, солнечная, разноцветная, хмурая, дождливая, грустная, серая и, конечно же,  урожайная).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Праздника Осени в детском саду «РАЗНОЦВЕТНАЯ ОСЕНЬ».

Дети под музыку заходят в зал, встают полукругом и исполняют песню.Песня «Праздник осени в саду»...

Сценарий осеннего праздника «Разноцветная осень» для младшей группы

Представляю Вашему вниманию сценарий осеннего праздника "Разноцветная осень" для младшей группы детского сада....

Сценарий Праздника Осени для старших дошкольников. «РАЗНОЦВЕТНАЯ ОСЕНЬ».Музыкальный руководитель Гутова Надежда Николаевна

— Вы обо мне? А вот и я!Привет осенний вам, друзья!Вы рады встретиться со мной?Вам нравится наряд лесной?Я пришла на праздник к вамПеть и веселиться. Я хочу со всемиЗдесь крепко подружиться!...

Сценарий осеннего утренника в старшей группе «Ромашка» «Разноцветная Осень»

Уточнить знания детей об осенних изменениях в природе. Развивать наблюдательность; воспитывать любовь к природе....

Сценарий Праздника Осени для старших дошкольников. "Разноцветная осень"

Дети под музыку заходят в зал, садятся на стульчики.   Ведущая: — Добрый день, друзья дорогие!В этом зале уже не впервыеМы проводим праздник осенний,И сегодня настал час веселья! ...

Сценарий Праздника Осени в детском саду РАЗНОЦВЕТНАЯ ОСЕНЬ для старшей группы.

Сценарий Праздника Осени в детском саду РАЗНОЦВЕТНАЯ ОСЕНЬдля старшей группы. Дети парами заходят в зал под музыку «Осень» , танцуют небольшой фрагмент и  садятся на стульчики.Ве...