КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА»
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

Толмачева Нина Ивановна

   Цель:

обобщение теоретического и практического материала по организации игр на развитие познавательной сферы ребенка.

Задачи:

Ø Формирование у педагогов представлений о важности развития познавательной сферы ребенка;

Ø Освоение педагогами практических средств полноценного развития познавательной сферы дошкольников в образовательном процессе и в различных видах деятельности.
 

Целью развития познавательной сферы ребенка —является формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. Поскольку ведущей деятельностью в дошкольном возрасте остаётся игра, необходимо подобрать такие игры на развитие познавательной сферы, которые были бы интересны детям, вызывали бы их живой отклик, способствовали обогащению и упорядочению чувственного опыта ребенка, овладению специфически человеческими формами восприятия и мышления, развитию речи, воображения, внимания и памяти.

 Важно помнить, что от личности воспитателя, его увлеченности, способности участвовать в познавательной деятельности детей зависит успех этой сложной и уникальной деятельности.  

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Приложение 190.5 КБ
Microsoft Office document icon Приложение 22.03 МБ
Microsoft Office document icon Приложение 3170 КБ
Microsoft Office document icon Приложение 4116 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1161 Структурное подразделение № 6

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА»

                                                       

                                                                                 

                                                                                     

                                                                Подготовила и провела

                                                            воспитатель высшей                    

                                                        квалификационной категории

                                                              Толмачева Нина Ивановна

                                                             

Москва 2016г.

   Цель:

обобщение теоретического и практического материала по организации игр на развитие познавательной сферы ребенка.

Задачи:

  • Формирование у педагогов представлений о важности развития познавательной сферы ребенка;
  • Освоение педагогами практических средств полноценного развития познавательной сферы дошкольников в образовательном процессе и в различных видах деятельности.

   Дошкольный период – один из самых важных и значительных этапов развития познавательной сферы ребенка.

   Что такое познавательная сфера дошкольников?

    Это сложное психическое образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире.

     Мир, окружающий ребёнка с рождения, сложный и многогранный. Чтобы жить в таком мире, маленькому человеку нужно научиться разбираться в качествах и свойствах предметов, в их предназначении, разнообразных явлениях. Ребенок нуждается в знаниях, с помощью которых он познакомится с явлениями жизни, доступными для его понимания, осознает, что такое труд. Ежедневно дошкольник узнаёт что-то новое.

    Обратите внимание, уважаемые коллеги, как много информации получает и перерабатывает ребёнок в раннем детстве. Нередко, методом проб и ошибок, он старается всё узнать, понять, запомнить. Главное в развития познавательной сферы ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Эффективное развитие познавательной сферы, предполагающее развитие познавательных процессов: наглядного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, памяти, творческого воображения, одна из важнейших задач в педагогике.

 В познавательной деятельности и процессе общения и происходит интенсивное развитие личности ребенка, его познавательной активности. И если мы хотим воспитать интеллектуально развитую личность, то нужно создавать условия для её саморазвития и помнить о таких правилах:

  • Самостоятельность малыша или совместная с взрослым деятельность. Важно подключать детей к процессу, давать пробовать свои силы. Они не должны быть сторонними наблюдателями.
  • Разговор, ответы на вопросы. Необходимо общаться с ребенком, рассуждать вслух, разъяснять свои мысли, называть окружающие объекты. В этот период все дети почемучки, и от их вопросов нельзя отмахиваться. Если нет возможности пояснить сразу, можно предложить вместе выяснить этот момент попозже.
  • Интерес к мнению малыша. Следует постоянно задавать ребенку вопрос «Как ты считаешь/думаешь?». Его ответы выслушивать внимательно и без иронии.
  • Разнообразие досуга. С дошколенком желательно больше путешествовать, гулять, посещать различные детские мероприятия (привлечение родителей). Если в дом приходят гости, лучше не отсылать малыша в другую комнату, а разрешить пообщаться с ними (пожелание родителям).

Также важно показывать ему интересные вещи, читать книги, рассказывать  

     истории.

  • Эмоциональная поддержка. За все начинания и исследования ребенка следует хвалить, а его самостоятельность и инициативу поощрять.

    Полноценное развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста должно быть организовано в трех основных блоках образовательного процесса и в различных видах деятельности:

Блоки образовательного процесса

Виды деятельности

  • на специально организованных познавательных занятиях;
  • в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;
  • в самостоятельной познавательной деятельности детей.

  • игровая
  • продуктивная  
  • экспериментирование
  • проектная
  • коммуникативная
  • трудовая
  • исследовательская
  • музыкально-художественная
  • чтение

Каждый вид деятельности важен для развития познавательной сферы ребенка:

Занятие творчеством. 

Рисование, лепка, игры с конструктором положительно влияют на развитие образного мышления ребёнка. А образное мышление — базис для логического вида мышления.

Обучение умению рассуждать

Выстраивая с ребёнком логические цепочки, он увидит, как связаны между собой предметы, явления и действия.

Занятие математикой. 

Арифметические задачи отлично развивает способности логически мыслить.

Обогащение словаря ребёнка.

 И бытовая лексика, и научные (учебные) понятия помогут ребёнку совершенствовать мыслительный процесс.

    Исследования ведущих педагогов и психологов современности показывают, что лучшим средством познавательного развития дошкольников является игра. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

    Дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, который преподносится в игровой форме, быстрее его воспроизводит.

    Игра — это не пустое развлечение, это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.

    В игре лучше развиваются психические свойства ребенка: концентрируется внимание, тренируется память и воображение, происходит осознание и отработка социального поведения. В играх дети систематизируют и закрепляют свои знания, усваивают общие понятия. Многие игры помогают повторить полученные знания в системе, что способствует более глубокому усвоению пройденного. Дидактическая игра способствует развитию внимания, формирует волю детей. Игра учит изобретательности, потому что дает ребенку возможность проявить фантазию. Игре свойственен динамизм, поэтому в ней недопустимы пространные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка.

Большие возможности для развития познавательной сферы ребенка представляют такие игры, как:

«Лего» - конструктор датской фирмы и его российские аналоги. Главной задачей лего – конструирования является процесс, в ходе которого дети учатся подбирать соответствующие детали и, выстраивая конструкции, изменять их, совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения, самому определять конечный результат работы.

«Цветные палочки X. Кюизенера». Одно из главных преимуществ данного пособия является то, что оно подходит для детей разного возраста – от малышей до младших школьников. Благодаря данной игре у ребенка развиваются мыслительные операции, способность к моделированию и конструированию, формируются математические представления, идет успешная подготовка к школе.

«Кубики Никитина». Эта развивающая игрушка, придуманная еще в советские времена. Самые популярные игры с этими кубиками – «Сложи узор (СУ)» и «Уникуб (У)». Игры с кубиками Никитиных развивают способности к мыслительным операциям, конструкторской и творческой работе, пространственное мышление.

Игры-головоломки: «Колумбово яйцо» (Приложение1), «Танграм» (Приложение2), «Вьетнамская игра» (Приложение3). В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника. Кроме того, игры-головоломки помогают формировать у детей такие жизненно важные качества как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому усилию, активная позиция. Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника. В стремлении ребѐнка «победить» в нелѐгкой борьбе с «хитрой» задачей проявляется его упорство, настойчивость, целеустремлѐнность.  Суть данных игр заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы. 

   

  Игры на развитие восприятия дошкольников:

Развитие зрительного восприятия

  • Игра «Разрезные картинки»
  • Упражнение «Выбор недостающего фрагмента изображения»
  • Игра «Контуры»
  • Игра «Лабиринты»
  • Игра «Что забыл нарисовать художник»
  • Упражнение «Точечный рисунок»

Развитие слухового восприятия

  • Игра «Испорченный телефон»
  • Игра «Узнай по звуку»

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки различными предметами. Ребенок должен догадаться, чем произведен звук.

  • Игра «Где позвонили?»

Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок должен указать направление, откуда доносится звук.

   Игры на развитие внимания и памяти (Приложение 4)

  • Игра «Найди заданный предмет на картинке»
  • Игра «Найди такой же»
  • Игра «Что пропало?»
  • Игра «Кто за кем?»
  • Игра «Съедобное или несъедобное»
  • Игра «Найди отличия»
  • Упражнение «Найди и вычеркни»
  • Игра «Летает — не летает»
  • Игра «Я положил в мешок…»

Игры на развитие мышления (Приложение 4)

  • Игра «Магазин»
  • Игра «Найди такую же»
  • Игра «Суп – компот»
  • Игра «Домики»
  • Игра «Что я задумал?»
  • Игра «Карта сокровищ»
  • Игра «Быстро строится отряд!»
  • Игра «Потопаем – похлопаем!»

   

 Уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание на то, что, несмотря на такое условное деление игр, одна и та же игра зачастую способствует развитию нескольких психических функций и, кроме того, является средством физического развития и источником положительных эмоций.

     Важно помнить, что от личности воспитателя, его увлеченности, способности участвовать в познавательной деятельности детей зависит успех этой сложной и уникальной деятельности.  Играть, строить занятия с детьми надо так, чтобы каждый ребенок был заинтересован в исследовании, самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

      Занимаясь совершенствованием познавательной сферы детей с ранних лет, мы заложим хорошие основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.

Список литературы:

1. Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации / Под ред. Н.В.  

    Ивановой. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с. (Приложение к журналу «Воспитатель  

    ДОУ»)

2. Г.Б.Монина, Ю.В.Гурин   Игры для детей от трех до семи лет. – СПб.: Речь; М.:  

    Сфера, 2008. - 256с.

3.Тихомирова Л.Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных способностей  

   детей. – Екатеринбург: У- Фактория, 2006.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игра-головоломка “Танграм”

 Игра очень проста в изготовлении. Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их друг к другу, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Цель. В результате упражнений и заданий к этой игре ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.

С чего начать?

  • Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.
  • Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…

Второй этап 

  • Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Начните с составления зайца, это самая простая из нижеприведенных фигур.

Третий этап

  • Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания рекомендуют предлагать детям с 6-7 лет. 

Задания к игре

 

Одно из первых заданий на этом этапе - бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребенком, их каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать их других деталей…
Дальше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.

Задания к игре

 

Это уже посложнее - фигуры человека бегущего и сидящего.

 

Задания к игреЭто самые трудные фигуры в этой головоломке, но мы уверены, потренировавшись, вы и с ними справитесь.



Предварительный просмотр:

Цель: 

научить детей анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контакт за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат; развивать умственные и творческие способности детей старшего дошкольного. 

Содержание игры: 

суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы  

Круг из 7 частей, из которых равны между собой 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части – разные по размеру и форме. Части округлой формы, полученные в результате разреза, нацеливают детей на составление силуэтов животных, птиц, насекомых.

 

Правила игры те же, что и в других подобных играх: использовать для составления силуэтов все 7 частей, не накладывая одну часть на другую.
Из набора можно составить много разных забавных фигурок, присоединяя одну часть к другой.

Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества.



Предварительный просмотр:

                                                                                            Приложение 4

 

Игры на развитие внимания и памяти

  • Игра «Найди заданный предмет на картинке»

Возраст. От 3 лет.

Цель: развивать объем, концентрацию и устойчивость зрительного внимания.

Ход игры:  ребенку предлагается внимательно рассмотреть красочную картинку и найти предмет заданный взрослым.

Примечание. Чем больше предметов на картинке и чем они меньше, тем сложнее задание. Обратите внимание: чем дольше ребенок способен рассматривать картинку, отыскивая заданные предметы, тем выше устойчивость его внимания, а чем быстрее он отыскивает нужные предметы на картинке, тем выше концентрация его внимания. Если ребенок не находит предметы, расположенные на периферии, значит, объем его внимания незначителен.

  • Игра «Найди такой же»

Возраст. От 3 лет.

Цель: развивать концентрацию, объем и устойчивость зрительного внимания.

Ход игры: для игры требуются одинаковые наборы предметных картинок по числу игроков. Взрослый помогает детям разложить все картинки перед собой, после чего показывает одну картинку из своего набора и предлагает найти такую же. Если ребенок нашел и показал правильно, игра продолжается.

Примечание. Начинать можно с трех картинок, постепенно увеличивая их количество.

  • Игра «Что пропало?»

Возраст. От 3 лет.

Цель: развивать зрительное запоминание.

Ход игры:   перед ребенком выкладывается от трех до пяти игрушек. Взрослый объясняет, что игрушкам скучно, они хотят поиграть в прятки. Ребенку предлагается рассмотреть и назвать каждую игрушку. По команде взрослого он закрывает глаза или отворачивается, а взрослый прячет одну из игрушек. Открыв глаза, ребенок должен назвать, какая игрушка пропала.

Примечание. Можно заменить игрушки картинками. Эта игра пользуется у детей неизменным успехом.

  • Игра «Кто за кем?»

Возраст. От 3 лет.

Цель: развивать зрительную память.

Ход игры:  в этой игре детям необходимо угадать, что изменилось. Взрослый раскладывает за ширмой от трех до пяти игрушек. Затем отодвигает ширму и предлагает детям запомнить порядок расположения игрушек. Меняет игрушки местами ( сначала одну, затем две, три). Дети должны отгадать, что изменилось, и восстановить прежний порядок расположения игрушек.

Примечание. Усложнение игры – постепенное увеличение числа игрушек, которые меняются местами.

  • Игра «Съедобное или несъедобное»

Возраст. От 4 лет.

Цель игры: развить слуховое внимание у детей. Игра также способствует формированию быстрой реакции на стимул, развитию ловкости у детей.

Необходимое оборудование: небольшой мяч.

Ход игры (в игре могут принимать участие 8—10 детей). Участники игры выстраиваются в линию, ведущий (воспитатель, учитель) объясняет правила. Суть игры состоит в том, что ведущий называет слово и одновременно кидает мяч любому игроку на выбор. Если слово обозначает что-то съедобное (например, «суп», «яблоко», «мороженое»), то игрок должен поймать мяч, а если несъедобное («машина», «нитки», «жук», «карандаш»), то не поймать, а отбить мяч. Если игрок все делает правильно, то ведущий говорит новое слово и бросает мяч другому участнику игры. Если же игрок делает что-то неправильно (отбивает мяч, хотя ведущий назвал что-то съедобное, или, наоборот, ловит мяч, хоть речь шла о несъедобном предмете), то он становится ведущим и выполняет его обязанности до тех пор, пока кто-то из игроков в свою очередь не ошибется.

  • Игра «Найди отличия»

Возраст. От 5 лет.

Цель: развивать зрительное внимание (его концентрацию, устойчивость).

Ход игры: необходимо подготовить две пары картинок, содержащих по 10-15 различий. Ребенка просят рассмотреть и сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.

Примечание. Каждое найденное отличие можно отмечать откладыванием счетной палочки (это потребует от ребенка дополнительного умения распределять внимание, а кроме того, усиливает мотивацию достижения цели задания).

  • Упражнение «Найди и вычеркни»

Возраст: От 5 лет.

Цель: развивать устойчивость зрительного внимания.

Ход игры:   ребенку дается небольшой текст (газетный, журнальный) и предлагается просматривать каждую строчку, зачеркнуть какую-либо букву (например, «А»). Фиксируется время и количество ошибок.

Для тренировки распределения и переключения внимания инструкцию можно изменить. Например: «В каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни»; «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л»». Фиксируется время и ошибки.

Примечание. Результаты ежедневно следует отмечать на графике. Необходимо проанализировать, как изменяется результативность. Если взрослый все делал правильно, то должно быть улучшение результатов. Нужно ознакомить с ними ребенка, порадоваться вместе с ним.

Это развивающее упражнение следует проводить в соревновательной форме.

  • Игра «Летает — не летает»

Возраст. От 5 лет.

Цель игры: тренировать слуховое внимание детей, учить их быстро реагировать на слово-стимул.

Ход игры (в игре может принимать участие неограниченное количество участников, оптимальное число 6—12 человек). Участники (вместе с ведущим) становятся в круг, после чего ведущий объясняет, что сейчас он будет называть различные предметы — живые и неживые. Некоторые из них («воробей», «самолет», «стрекоза») могут летать, а некоторые («олень», «утюг», «река») — нет. Потом ведущий начинает называть слова, постепенно убыстряя темп. Участники игры должны правильно реагировать: если слово «летает», они должны махать руками, изображая собой птицу, а если «не летает», то стоят спокойно. Тот, кто ошибется и начнет «летать» не к месту, обязан заплатить фант (спеть, станцевать или просто закричать петухом).

  • Игра « Я положил в мешок….»

Возраст. От 5 лет.

Цель: развивать слуховую память.

Ход игры:  взрослый начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет свое слово. Например: «Я положил в мешок яблоки и тарелку». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

Примечание. Можно добавлять по одному слову, а можно добавлять слова по алфавиту – порядок тот же. Можно ввести соревновательный элемент – кто больше слов в мешке донесет. Кто забыл (потерял) слово, у того мешок упал, и игра начинается сначала.

Игры на развитие мышления

  • Игра «Магазин»

Возраст. От  3 лет.

Цель: развивать у детей умение находить предмет по характерным признакам.

Ход игры:  для игры потребуется набор тематических предметных картинок, на которых изображены товары, продающиеся в магазинах (например: посуда, одежда, игрушки, обувь). Взрослый составляет описание предмета по одному или нескольким характерным признакам и предлагает каждому ребенку «купить» заданный предмет (описание предмета по его назначению; например: купи то, из чего пьют чай; то в чем кипятят воду для чая и т.д.).

Примечание. Можно привлекать детей к выделению признаков и составлению описания предмета.

  • Игра «Найди такую же»

Возраст. От 3 лет.

Цель: учить сравнивать предметы находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Ход игры:  для данной игры подбираются разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые и похожие (например: две матрешки одинаковые по размеру, но в разных платочках).

Детям предлагают за ограниченное время (пока взрослый считает до трех) отыскать две одинаковые игрушки. Ребята, увидевшие такие игрушки, поднимают руку и называют их на ухо взрослому. Громко называть нельзя, чтобы не мешать другим детям, выполнять задание. Если ребенок находит похожие игрушки, взрослый напоминает ему о том, что игрушки должны быть полностью одинаковыми.

Примечание. В процессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы усложнить задание.

  • Игра «Суп – компот»

Возраст. От 3 лет.

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты.

Ход игры:  детям предлагают в одной кастрюли «сварить» суп, а в другой – компот. На кастрюле, предназначенной для супа, есть обозначение овоща; на кастрюле для компота – обозначение фрукта. Детей делят на две команды, они должны быстро по хлопку взрослого из предложенных картинок с изображением овощей и фруктов только необходимые. Команда, которая первой собрала соответствующие картинки и не допустила ошибок, объявляется командой победительницей.

Примечание. В игре могут участвовать не две команды, а два игрока.

  • Игра «Домики»

Возраст. От 3 лет.

Цель: развивать умение анализировать, быстро находить в заданном предметном поле нужный предмет по характерным признакам.

Ход игры:  для игры потребуются хорошо знакомые детям геометрические фигуры разного цвета и величины. Не одна фигура не повторяется дважды.

На полу в произвольном порядке раскладываются фигуры. Это «домики». По команде взрослого ребенку надо быстро найти заданный «домик» и «спрятаться» в нем. Взрослый дает следующие команды: «Найди синий домик»; «Найди желтый большой дом»; «Найди маленький красный круглый дом»; «Найди маленький синий квадратный домик»; « Найди не маленький, не красный дом»; «Найди не треугольный, не квадратный дом» и т.д. Если ребенок не находит «домик» по заданным параметрам, ему грозит опасность, он попался.

Примечание. Игра может использовать для детей от3 до 5 лет. Уровень сложности игры определяется количеством признаков фигур и сложностью инструкции. Чем меньше признаков указано в инструкции, тем больше вариантов

«домиков» можно найти. Например, инструкция: «Найди большой дом» предполагает, что спрятаться можно в большом доме любого цвета и формы; а инструкция: «Найди большой зеленый квадратный дом» ограничивает варианты домов до одного. Инструкция: « Найди не красный, не круглый дом» очень сложна и, как правило, используется для детей 4-5 лет, т.к. предполагает исключение из поиска дома красного цвета и круглой формы.

  • Игра  «Что я задумал?»

Возраст. От 5 лет.

Цель: Развивать логическое мышление, умение классифицировать предметы, самостоятельно находить информацию, задавать вопросы.

Ход игры: для игры понадобятся иллюстрации с большим количеством деталей.

Первый вариант

Один из участников игры выбирает на рисунке персонаж или предмет. Остальные участники задают ему любые вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет». Например: «Зто растет? Это съедобное?» С помощью ответов нужно определить выбранный объект.

Примечание. Детям нужно объяснить, что следует спрашивать о тех признаках или иных признаках предмета, а не гадать.

Второй вариант

Один из участников загадывает персонаж или предмет на рисунке. В качестве подсказки он рассказывает, как расположен загаданный объект по отношению к другим объектам на картине. Например: «То, что я загадал, находится выше домика и левее тучи».

  • Игра «Карта сокровищ»

Возраст. От от 5 лет.

Цель: развивать аналитическое мышление, воображение, умение решать поставленные задачи и  следовать инструкциям, ориентацию в пространстве.

Ход игры:  - нарисуйте план-схему комнаты (Дома);

                   - покажите ее ребенку и объясните, как ею пользоваться. Можно пройти      

                    по комнате и посмотреть, что где изображено;

                   - спрячьте сокровище в укромном месте и нанесите на карту ведущий к  

                   нему маршрут;

                  - дайте карту ребенку и предложите найти спрятанное сокровище.

Примечание. Предложите ребенку спрятать что-нибудь и составить для вас карту.

  • Игра «Быстро строится отряд!»

Возраст. От 5 лет.

Цель: развивать внимание и навыки командного взаимодействия, порядкового счета, умение ориентироваться в пространстве; закреплять понятия за, перед, между, справа, слева и т.п.

Ход игры: дети стоят в произвольном порядке. Ведущий (роль ведущего вначале выполняет взрослый, а позднее ребенок под контролем взрослого) начинает построение отряда. Он произносит слова:

-Быстро строится отряд, в нем … (называет число участников) ребят.

- Первым встанет Миша!  (Миша встает в указанное место.)

- Быстро строится отряд, в нем … (называет число участников) ребят.

-А за Мишей – Аня!  (Аня встает за Мишей.)

-Быстро строится отряд, в нем … (называет число участников) ребят.

-Перед Аней Петя!  (Петя встает между Мишей и Аней.)

И так далее пока все играющие дети не построятся в шеренгу.

Примечание: Число участников от семи человек. Участие взрослого обязательно.

От простого варианта построения в шеренгу можно перейти к построению в шеренгу по два или по три человека.

  • Игра «Похлопаем – потопаем!

Возраст. От 5 лет.

Цель: развивать внимание, умение анализировать информацию и выполнять команды.

Ход игры: ведущий говорит фразы. Если он говорит правду, дети хлопают, если неправду - топают. Хорошо, когда фразы рифмуются. Например:

        Есть у елочки иголки, мирно щиплют травку волки.

        Очень любим сказки слушать, и поганки любим кушать…

В одной фразе могут заключаться сразу два высказывания:

        Кошки мяукают, а овечки хрюкают.

        Птицы по воздуху летают, а рыбы на суше обитают.

Ведущий может так подбирать предложения, чтобы делать акцент на той или другой теме. Пример предложений для закрепления темы «Транспорт»:

В пожарной машине едут полицейские. Под землей бегут трамваи.

Примечание. Ведущий тоже может хлопать и топать, причем, иногда специально ошибаться. Можно попросить детей объяснить, с чем они не согласны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по развитию познавательной сферы ребенка.

Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов....

Консультация "Игры на развитие познавательной сферы ребенка"

Игры на развитие познавательной  сферы ребенка...

Консультация для родителей: "Значение дидактической игры в развитии познавательной сферы у дошкольника"

Значение дидактической игры в развитии познавательной сферы у дошкольника....

"Воображение как составляющая развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста"

Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. ...

"Воображение как составляющая развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста"

Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее....

Консультация для педагогов «Роль дидактической игры в развитии познавательной сферы ребенка дошкольника».

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и ...

«Воображение как составляющая развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Воображение как составляющая развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста» ...