Консультация для воспитателей «Виды игр, действующие на познавательно-речевое развитие»
консультация (средняя группа) на тему

Рукавишникова Нина Семеновна

Речь – является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditley_rech.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

               Консультация для воспитателей.

             «Виды игр, действующие на

    познавательно-речевое развитие»     

                                                           

 Рукавишникова Н. С.

                                                                     воспитатель 1 кв.категории.

                                                                    МБДОУ д/с№3 «Огонёк»

                                                                    пгт.Камские Поляны

                                                                    Нижнекамского района РТ

Речь – является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром.

Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас,

более развёрнутыми становятся фразы.

Сотрудники Института физиологии детей установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Особую роль в развитии функций руки имеют игры.

Вот некоторые виды игр, которые помогут в развитии речи малыша.

- Пальчиковые игры.

Всем детям нравятся пальчиковые игры, они забавляют малыша, приносят много пользы, помогают развивать у ребёнка мелкую моторику, активизируют речевое развитие. В процессе показывания пальчиковых игр нужно проговаривать стишок, детям будет интереснее.

                              «Овощи»

                    Собираем мы в лукошко,

                    И морковку, и картошку.

                    Огурцы, фасоль, горох –

                    Урожай у нас не плох.

(поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай

у нас не плох», охватывать весь кулачок другой рукой, тоже самое повторить с другой ладошкой).

                        «Листочки»

                     Ты весною видел чудо?

                     Как из маленькой из почки

                     Появляются листочки.

(Сложить ручки в кулачки, а затем, после слова «появляются», резко разжать их

растопырев пальчики).

- Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

                     Мы идём по кругу, посмотри,

                     И шагаем дружно: раз, два, три.

                     Мы скачем по дорожке,

                     Меняя часто ножки.

                     Поскакали, поскакали: скок, скок, скок.

                     А потом, как аисты встали – и молчок.

- Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в подвижные игры с забавными стихами, которые стимулируют развитие их речи.

Например, подвижная игра «Гуси-гуси», «Лохматый пёс» и др.

- Игры-подражания с речевым сопровождением.

                  «Птичий двор»

                  Наши уточки с утра кря-кря-кря,

                  Наши гуси у пруда га-га-га, га-га-га.

                  А индюк среди двора : бал-бал-бал, балды-балда.

                  Наши гуленьки вверху: гру-гру-гру.

                  Наши курочки в окно: ко-ко-ко.

                  А как Петя-петушок ранним рано по утру нам споёт: ку-ка-ре-ку.

- Пальчиковые театры.

Пальчиковые театры развивают сенсомоторику. На руке малыша разместятся все герои театра, которыми он сможет манипулировать.

В раннем возрасте, когда малыш ещё не научился говорить, он может звукоподражать героям сказки – развитие артикуляционного аппарата (ква-ква, пи-пи). 2-3 летние дети очень любят играть в игру «Доскажи словечко». Рассказывая сказку делаем паузы, не договариваем предложение до конца, давая ребёнку возможность «вставить» словечко. Можно играть в игру «Найди ошибку», сознательно допустив неточность в рассказе. Постепенно ребёнок осваивает роль одного из героев, при этом необходимо развивать у ребёнка интонацию голоса и звукоподражательные навыки. Освоив все роли сказки, можно поиграть в кукольный театр.

- Шнуровки.

Мелкая моторика напрямую связана с речью, кроме того, напрямую влияет на способность ребёнка учиться – чем «умнее» руки, тем умнее и малыш.

Пока ребёнок маленький, шнуровка станет отличным тренажёром для освоения навыков шнуровки, поможет развивать моторику, усидчивость, а так же активизирует речь, формирует познавательный интерес, любознательность.

- Пирамидки.

Благодаря игры с пирамидкой, чьи кольца окрашены в цвета радуги, развивается представление о цвете, размере, улучшается координация движений. Во время игры

развивается крупная моторика рук, стимулируются центры, отвечающие за развитие речи.

- Игры с различными предметами и материалами.

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

                          «Яичко»

                  Маленькая птичка

                  Принесла яичко,

                  Мы с яичком поиграем,

                  Мы яичко покатаем,

                  Покатаем, не съедим,

                  Его птичке отдадим.

(катаем любой шарик между ладонями.)

В свободной деятельности дети занимаются мозаикой, лего, собирают пазлы,

используют игры на застёгивание и расстегивание кнопок, пуговиц.

Сильные, ловкие, гибкие, умелые пальчики детей – это залог их будущих успехов.

Правильное дыхание- залог успеха чёткой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Для этого необходимо использовать дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику,целью которых является формирование навыков правильного звукопроизношения, тренировка органов артикуляции.

Дыхательные упражнения:

  1. «Подуем на снежинку».
  2. «Бабочка летает».

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Заборчик»

                     Зубы ровно мы смыкаем

                    И заборчик получаем.

                    А сейчас раздвинем губы-

                    Посчитаем наши зубы.

В среднем дошкольном возрасте у детей улучшается произношение  Используются игры для уточнения и закрепления правильного произношения отдельных звуков.

- «Подбери похожие слова» (кошка-ложка, ушки-пушки).

- «Выдели слово» (воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з», и звук «с»).

С детьми 6-7лет ежедневно проводится артикуляционная гимнастика и используются игры по устранению недостатков произношения.

- «Кто лучше слушает?» (воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слово со звуком «ш», а другой со звуком «ж»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии дошкольников"

Роль художественной литературы в развитии речи ребенка велика.Общеизвестно воздействие художественной литературы на развитие познавательно-речевой деятельности  и эстетическое развитие ребенка.Ра...

Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Взаимодействие воспитателя, и родителей по вопросам познавательно – речевого развития дошкольника

  В настоящее время отношения между воспитателями ДОУ и семьями воспитанников строятся на основе взаимодействия, главная цель которого – установление конструктивных взаимоотношений п...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и родителей по вопросам познавательно-речевого развития ребенка"

Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя, и родителей по вопросам познавательно-речевого развития дошкольника"...