Консультация для родителей
методическая разработка на тему

Колесова Ольга Петровна

Тема: «О речевом этикете дошкольника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_rechevom_etikete.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»

Консультация для родителей

Тема: «О речевом этикете дошкольника»

Составила:

воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 14 «Василёк»

Колесова О.П.

г. Рубцовск, 2014

Цель: знакомство родителей с речевым этикетом детей дошкольного возраста.

Наша речь – важнейшая часть не только

нашего поведения, но и нашей души, ума.

(Д.С. Лихачев)

   Известно, что дошкольный возраст- период интенсивного овладения ребёнком родной речью. За  короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребёнок проходит удивительный  по своей стремительности путь от первых неоформлённых лепетных звуков младенца до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строем

языка.

    Речь детей к концу дошкольного возраста внятна, они правильно (в норме) произносят все звуки родной речи. Уже к трём годам в активном словаре малыша  1000- 1500 слов. Он может логично  построить не только простое, но и сложное, в том числе сложноподчинённое предложение, что  позволяет ему высказывать различного рода суждения. К шести годам активный словарь составляет 3000- 3500 слов. Подавляющее  большинство детей в этом возрасте свободно владеет родной речью.

      Её успешному развитию способствует целенаправленные воздействия семьи и детского сада. В помощь им издаётся методическая литература, различного  рода пособия.

     Однако одна немаловажная сторона речевого развития ребёнка-дошкольника, как нам кажется, не привлекает достаточного внимания родителей и семьи в целом.

     Не нашла она специального освещения и в литературе по семейному воспитанию.

Мы имеем в виду культуру речевого поведения детей,- речевой этикет.

     Как, например, ребёнку обратиться к взрослому? В каких случаях говорить «вы», а в каких - «ты»?

     Какие выражения употребить, когда надо попросить о чём-либо, если совершил неловкость?

    Эти и многие другие элементы культурного   речевого поведения составляют часть общего языкового  развития ребёнка.

К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону воспитания лишь тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребёнка.

     Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более - нецензурные слова.

     Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, в  детском саду, на игровой площадке. Вы без труда заметите таких, кто не говорит, а кричит, безусловно, подражая кому-то из взрослого окружения.

     А часто ли вы обращаетесь к своему ребенку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово « пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское  одобрение по поводу проявленной им вежливости?

    Признаемся себе, что мы спешим отметить дурное    в его поведении, а ведь малыш, ещё только постигающий, «что такое хорошо, а что такое плохо», так нуждается в одобрении, в образцах правильной вежливой речи.

     Некоторые взрослые (в основном люди пожилые) обращаясь к малышу с самым ласковым оттенком в голосе, говорят ему: «Ах, ты гадкий мальчишка» или «У, противная девчонка». И ребёнок таким же образом  «беседует» с любимым мишкой, полагая, что произносит ласковые слова.

    Среди детей (не только дошкольного возраста) распространено употребление имён собственных в пренебрежительной форме: «Колька», «Анька»,  «Ленка» и т.п. Этим они отнюдь не обязательно выражают  соответствующее данной языковой форме  отношение. Порой даже не осознают оттенка, придаваемого суффиксом «-к- ». Но тому, кого так называют, это может быть (и справедливо) неприятно и даже обидно. А ведь мы зачастую сами подаём ребёнку пример такого обращения, когда говорим о своих знакомых «Машка», «Петька».

Нередко родители «любовно» называют своего сынишку или дочку не иначе, как «Вовка», «Катька». Ребёнок, конечно, не обижается, так как уверен в их любви.

Но этим  притупляется свойственное  дошкольникам обострённое чувство  языка. Да и пример для подражания ребёнок получает не из лучших.

     Выражения «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребёнка, как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонации имеют порой не меньший смысл, чем само содержание высказывания. Так, сердито произнесённое приветствие может быть воспринято как выражение неприязни.

    Неплохо приучить ребёнка здороваться при посещении почты или каких-то других учреждений, если вы туда заходите с ним. А поступаете ли вы так сами? Слова приветствия настраивают обе стороны на дружелюбный лад.

      С четырёх лет дети должны приветливо здороваться, входя в группу детского сада, в квартиру соседей, а, уходя, так же приветливо говорить: «До свидания». Заменители этих выражений «здорово», «чао», «будь» и .т.п., которые так распространены теперь среди подростков, молодых людей, могут проникнуть в лексикон дошкольников. Учить ребёнка подобным способам приветствия и прощания вы, конечно, не станете, но  если он их перенял, объясните, что эти выражения применимы только в отношениях со сверстниками, но не с взрослыми.

    Приучайте сынишку или дочку всякий раз, когда понадобиться вещь, спрашивать разрешения. Например: «Мама, разреши взять твою  ручку?» и т.п.  Спрашивая разрешения, ребёнок тем самым выражает уважение к правам другого человека. А вежливая форма почти гарантирует успех.

    Речевой этикет предписывает внимательно слушать говорящего, не  перебивать, усиленно не жестикулировать, рассказывая о чём-либо, не говорить с набитым пищей ртом. Всему этому тоже надо учить ребёнка.

      «Волшебное слово» - это меткое выражение хорошо известно нашим малышам. Но все ли  им пользуются? Напоминайте вашему ребёнку, чтобы он не забывал о «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращаясь с той или иной просьбой к взрослым или к сверстникам.  

Интернет ресурс: http://a2b2.ru/methods/2548_o_rechevom_etikete_uchitel logoped_lochkaryova_ta


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...