"Место ребёнка в современной семье"
статья на тему

Пронина Ирина Леонидовна

Реферат по курсу "Семьеведение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mesto_rebyonka_v_sovremennoy_seme.docx49.95 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры Российской Федерации

Казанский государственный институт  культуры

Социально-гуманитарный факультет

Место ребенка в современной семье

Реферат по курсу «Семьеведение»

Выполнен

Прониной Ириной Леонидовной

воспитателем  МБДОУ  № 73

«Детский сад « Рябинушка»

Г. Нижнекамск.

Научный руководитель –

д. соц.н. проф.  Карцева Л.В.                  

 Место ребенка в современной семье.

 

Поскорей ответьте.

Кто такие дети?

Дети – это счастье!

Дети – это страсти!

Кто же их родители?

Это их хранители.

Введение

      

«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

В. А. Сухомлинский

Если проводить параллель, то можно сказать, что капля воды – это наше общество, частью которого является семья, а солнце – ребенок, который получает воспитание изначально в семье. Какие же возникают изменения и проблемы? Почему это происходит? Почему в современных условиях “лучи солнца” светят по-другому ?

Для ребенка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Одна из главных функций семьи - воспитательная: воспитание детей, самореализация в детях Самореализация в детях – отражение своего Я в детях. Современные дети показывают, что изменились ценности взрослых. Основные изменения произошли в замене таких ценностей, как трудолюбие, послушание, аккуратность, уважение на стремление отдохнуть, ставить в центр материальные блага, думать много о себе. Современное общество изменилось так, что утратило силу главенство отца в семье, роль матери в воспитании детей, подчинение детей родителям. Наблюдается равенство в общении с детьми. Например, я наблюдала следующее: мама задерживалась и не пришла, как обычно, после сна забрать ребенка, мальчик 4,5 года ее ждал и произносил такую фразу - “Ну где же моя мама? Ну придет, получит она у меня!” Дети руководствуются своими принципами, что приводит к спорам с родителями, к неуважению старших. Идет ориентация на воспитание таких качеств, как самостоятельность, активность и независимость. Вот реальный пример поведения современного ребенка (девочка 4,5 года и девочка 8 лет) в семье: ”Дочка (4,5 года) очень разборчивая во всем, она поступает так, как считает нужным, сама в нужное ей время берет еду в холодильнике, ест, что ей хочется (не всегда полезное), понятия завтрак, обед и ужин в семье не существует.” Мама идет на поводу у ребенка, понимая это, она не может ничего изменить. А когда повышает голос и ругается за неправильные поступки детей, то слышит такие фразы от дочки (8 лет): ”Папа, когда ты найдешь нам другую некрикливую маму?! ”. Разве могли мы во время XX века о таком подумать и так сказать?! На данном примере прослеживается проблема затруднения родителя в воспитании своего ребенка. Родители не имеют педагогического образования, им тяжело справляться с современными детьми.

Однако основная задача современного воспитания – подготовить ребенка к дальнейшей самостоятельной жизни, той которую диктует нам общество. А оно требует ориентации на вышеуказанные новые качества – самостоятельность, независимость. Но надо их уметь направлять в нужное русло. Исследования показали, что гораздо легче адаптируются к сегодняшней жизни те дети, чье воспитание носило демократический характер и чьи родители стремились привить своим детям более современную систему ценностей. В связи с изменениями условий российская семья претерпевает кризисы: экономические и социальные. Экономические – потеря работы, низкий уровень оплаты труда и пособий, удорожание содержания ребенка в семье, медицинского обслуживания и пр. Среди социальных причин чаще встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень и негативный воспитательный потенциал семьи. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, у него формируются неадекватные стереотипы семейного и общественного поведения, отсутствуют образцы позитивного поведения членов семьи.

Нельзя не затронуть проблему техносферы, в которой живет современное общество. Современная жизнь переворачивает многое в социальной реальности вокруг нас. Технологическая революция, автоматизирующая нашу жизнь, делая ее удобной, а самые далекие уголки мира доступными для нас, вместе с тем и сильно меняет социальную жизнь. Понятие детства во многом основывается на возможности контролировать информацию, которую получает ребенок. В наше время – в эпоху телевидения и Интернета – контроль становится абсолютно невозможным.

С другой стороны, насилие визуальной информации приводит к противоположному процессу – все более раннему взрослению детей. Информацию, передаваемую по телевидению, невозможно дозировать, контролировать, в ней невозможно соблюдение границ, охрана тайн. Перед экраном все равны, ребенок постигает картинку с тем же успехом, что и взрослый, понимает в ней столько же, для него не остается тайных мест для взрослой жизни. Через CМИ (интернет, телевидение) идет большой объем информации. Зачастую информация агрессивная. Родители проводят время в социальных сетях и завлекают туда детей. Ведь ребенок воспитывается на примере своего родителя. Все время взрослых проходит у компьютера, и ребенок не имеет представления о том, что можно вместо сидения за компьютером шить, рисовать, печь и т.п. Культ “хозяек” уходит в прошлое.

Медики рекомендуют проводить детям за компьютером от 10 до 20 минут в зависимости от возраста, а они сидят по 2,3 часа, а то и целыми днями. А ведь рисование, лепка и прочее, куда более полезно в дошкольном возрасте. Конечно, не надо исключать полностью общение ребенка с компьютером, планшетом – нам время диктует их использование, но надо направлять общение с техникой на саморазвитие ребенка. Например, использовать игры, мультики и прочее, которые направлены на развитие мышления, внимания, памяти, творческих способностей ребенка. Все эти проблемы наводят на вопрос: каково же положение ребенка в современной семье?

Решение данного вопроса и будет являться целью данной работы. Для объяснения данных проблем необходимо точно определить социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение, сказать о традиционных ошибках семейного воспитания и их последствиях. Указанные действия составят задачи данной работы.

      

  1. Положение семьи в современном обществе

 Одной из главнейших функций современной семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов. Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности. Поэтому современные родители должны показывать своим детям хороший пример, пускай он будет основан не на строгих традиционных правилах, а вполне идти в ногу со временем. Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Однако за полвека, прошедшего со времени их становления, произошли значительные социокультурные изменения. Изменения в обществе (макросистеме) ведут за собой и изменения в укладе жизни семей (микросистемах Процесс воспитания ребенка, как его понимали несколько десятилетий назад, перестает быть эффективным; детско-родительские отношения уже не подкрепляются неоспоримым авторитетом родителей, ориентацией на взрослое население. Воспитание сильно осложняется вследствие стремительности происходящих в обществе изменений.

Для модели современной семьи, согласно А.К. Дзагкоеву, характерно следующее:

- стирание границ между социально-половыми ролями, вариабельность выполнения семейных функций, в том числе связанная со структурной неполнотой или деформацией семьи (семья с одним родителем, семья, состоящая из прародителей и внуков без среднего поколения, и т. д.);

- преимущественно нуклеарный тип семьи, состоящей из одной пары родителей и их несовершеннолетних детей. Данный процесс может выражаться в "вылете птенцов из гнезда", то есть отделении детей от родителей после окончания школы и их самостоятельном проживании, как принято в ряде западных культур, или в отделении от родителей вновь образовавшейся молодой семьи, как было принято еще недавно в нашей стране;

- симметричная модель семьи, в которой мужчина и женщина равноправны в распоряжении семейными средствами, воспитании детей, решении всех других вопросов;

- профессиональная занятость всех взрослых трудоспособных членов семьи, постоянная работа женщин вне дома, мотивированная не только необходимостью дополнительного дохода, но также и стремлением женщин к самореализации, успеху, признанию;

- функциональная дифференциация жизнедеятельности семьи в обществе, разделение функций между семьей и многочисленными другими институтами;

- регулируемый характер репродуктивного поведения, снижение рождаемости. Планирование семьи становится общепризнанным типом репродуктивного поведения, неотъемлемой принадлежностью социально ответственной прокреативной этики.

Марина Юрьевна Арутюнян выделяет следующие типы семьи:

1. Традиционная семья – в ней воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в "вертикально организованную" общественную структуру. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей.

2. Детоцентрическая семья - в ней главной задачей родителей считается обеспечение благополучного будущего детей. В целом семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от детей к родителям). В результате у детей формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но увеличивается вероятность конфликтов с социальным окружением за пределами семьи.

3. Супружеская семья - в ней главной целью является взаимное доверие, принятие и автономность ее членов. Воспитательное воздействие - горизонтальное, на равных: родители и дети. Как правило, у детей, воспитанных в таких семьях, отсутствуют навыки подчинения социальным требованиям.

Сложность и противоречивость родительства в современную эпоху также объясняются во многом отсутствием возможности предсказать будущее подрастающего поколения, а значит, сделать выводы о необходимых актах воспитания для обеспечения "правильной" взрослости (успешной, счастливой и т. д). Это также перемешивает детей и взрослых, лишая возможности взрослых осуществлять функцию "правильных" родителей, лишая ориентиров и эталонов. Все это накладывает целый ряд особенностей на истории и проблематику клиентов семейных консультантов и психотерапевтов. В таких семьях часто:

- детям тяжело находить общий язык со сверстниками;

- детям сложно проходить подростковый кризис вследствие отсутствия навыков самостоятельного функционирования;

- дети проявляют сложности в установлении границ (асоциальное поведение, нецензурная лексика в присутствии взрослых);

- дети ощущают собственную некомпетентность и неуверенность, что приводит к депрессивности, переживанию собственной никчемности за рамками семьи и величия внутри нее.

Сейчас каждый имеет свое представление о том, какой должна быть семья и какое место в ней занимает ребенок. Никаких особых эталонов либо образцов не имеется. Но такое положение само по себе говорит о том, что происходит реформация института семьи. Желаем мы этого, либо нет, но современная семья устроена чуть по другому, чем в прошедшем веке.

2.Современная семья и традиции

Среди богатого и своеобразного культурного наследия русского народа важное место занимают традиции, связанные с социализацией детей в семье. Культура народа накладывает отпечаток на семейный уклад жизни, а через него на процесс вхождения детей в мир взрослых. Отношения, возникающие внутри семьи, оказывают значительное влияние на личностное развитие ребенка. Поэтому семья, как важнейшее звено в социализации ребенка, представляет особый интерес для этнопсихологического исследования. В современной русской культуре значительно возрос процент неполных семей. Развод и рождение ребенка вне брака в современной русской культуре уже не являются аномальными явлениями.

Если в русской традиционной семье прошлых веков сытые дети были высшей ценностью для родителей, то для современных родителей этого недостаточно, они хотят дать детям больше, и соответственно более требовательно относятся к своим возможностям. Но не только в этом заключается появления разногласий в современной семье. Так же есть, противоречия между родителями по вопросу воспитания ребенка. Два взрослых человека (муж и жена), имеют неодинаковый личный опыт, они воспитывались в семьях с разными педагогическими традициями. Соответственно, между ними, могут и будут возникать расхождения по вопросу воспитания ребенка. Отметим кстати, что возникающие в данном случае противоречия могут стать движущими силами формирования новой семейно-педагогической традиции. С другой стороны, если родители не находят внутренних сил позитивно решать возникающие противоречия, процесс социализации детей в семье из планомерного и поступательного превращается в стихийный. Это вредит и личностному развитию ребенка, и нарушает межличностные отношения в семье. Если в традиционной русской культуре основным типом семьи была большая семья, в которой совместно живут несколько поколений родственников, то для современного общества это не характерно. Современные русские дети чаще воспитываются в условиях нуклеарной семьи, в непосредственном взаимодействии с родителями. Кроме того, типичным для современных русских семей стало рождение только одного ребенка. Традиция иметь в семье одного ребенка имеет ряд негативных последствий. А значит, социализация детей в рамках межличностного взаимодействия со сверстниками, теряет очень важную сферу — общение и взаимодействие ребенка с сиблингами (братьями и/или сестрами). Отношения, возникающие между сиблингами, дают ребенку опыт, который невозможно заменить отношениями между ним и родителями.

Отвечая на открытый вопрос, почему в России низкая рождаемость, люди чаще всего ссылались на причины материально-бытового характера. Прежде всего отмечался низкий уровень жизни населения: 'детей не на что растить'; 'оттого, что живем бедно, живем практически в нищете'; 'доход населения нестабильный' (46%). Некоторые респонденты подчеркивали: 'дети очень сейчас дорого обходятся': 'кормить и одевать детей дорого'; 'а вы видели, какая дорогая одежда для детей?'; 'время не такое, все платное: и учеба, и медицина, за все нужно платить большие деньги' (5%).

'Квартирный вопрос', отсутствие нормальных жилищных условий – важный фактор, негативно влияющий на репродуктивное поведение населения, полагают 16% респондентов.

В ряду названных причин – сложности поиска нормальной, хорошо оплачиваемой работы, о чем говорили 7% участников опроса ('нет у молодых нормальной работы'; 'безработица, перспективы для молодежи нет, освобождать надо для молодых рабочие места'). Тех респондентов, которые полагают, что в последние два-три года уровень рождаемости в России растет, попросили высказать свое мнение о причинах этого явления. По мнению 8% респондентов, людей 'заинтересовали «материнским капиталом»'; 'из-за денег – выделили деньги, по 250 тысяч'. По мнению 6% респондентов, государство в целом стало оказывать заметную поддержку молодым родителям: 'больше внимания власти стали уделять родителям и детским садам'; 'государство больше уделяет внимания молодым семьям'. В частности, 'стали больше платить на детей'; '«детские» повысили, хотя и незначительно'.

Говоря о причинах позитивных перемен в рассматриваемой сфере, люди также обращали внимание на тенденции к росту благосостояния населения ('уровень жизни все-таки растет'; 'денег много стало, богатыми стали – почему бы им не рожать?' – 4%), к стабилизации обстановки, на возникновение у людей уверенности в завтрашнем дне ('больше стало стабильности'; 'все-таки дело идет к стабилизации'; 'люди стали надеяться, что жизнь будет лучше'; 'стабилизировалась наша жизнь постепенно'; 'люди на лучшее надеются'; 'люди стали верить в завтрашний день' – 3%), общее 'смягчение' условий повседневного существования ('немного легче жизнь'; 'жизнь людей стала лучше' – 3%). Говорилось также об улучшении положения дел в экономике и появлении новых рабочих мест, о жилищных перспективах, связанных с активным строительством жилья и развитием ипотеки (по 1%).

Отношение к детям современных русских родителей отличается средним, но близким к высокому уровню эмоциональным принятием ребенка. Родители воспринимают своего ребенка таким, каков он есть, с уважением относятся к его интересам и планам. Родители с ярко выраженной заинтересованностью следят за жизнедеятельностью ребенка. Они во всем стараются помочь ему, высоко оценивают его интеллектуальный и творческий потенциал. В современных русских семьях межличностная дистанция в общении между родителями и ребенком очень близка (может быть, чрезмерно близка). Родители ощущают себя с ребенком единым целым, чаще воспринимают ребенка как маленького и беззащитного, не способного к жизни без "родительского крыла". В связи с этим большинство родителей жестко контролирует жизнь ребенка, пристрастно следит за социальными достижениями ребенка, требует от него социальной успешности. Итак, в современной русской семье в некоторой степени продолжается отражение культурных традиций предков по вопросу социализации детей, но изменяется в соответствии с современными социально-культурными тенденциями.


3. Что значит для семьи рождение ребенка

К мысли о том, что дети – это цветы жизни, современная семья приходит не сразу. Люди, создающие семью, зачастую далеки от понимания того, что значит слово “ребенок”. Вопрос - нужно ли заводить ребенка каждая семья решает по своему, но те семьи которые отвечают "нет", сами не знают какого счастья они себя лишают. Они морально не готовы взять на себя ответственность за судьбу другого человека и не потому, что духовно слабы, а потому что само общество диктует условия жизни.

Сменилась система ценностей: материальное стоит выше, чем то сакральное слово “дитя”, которое и дает силы жить, любить , идти к своей цели и добиваться её.

Молодая семья стремится окружить себя благами цивилизации, но, заполняя мир вокруг себя, она тем самым заполняет пустоту внутри, хотя этого ни один из них не понимает, и каждый стремиться реализовать себя в работе, в карьере, в увлечениях.

Современный мир дает безграничные возможности для реализации, и молодые люди стремятся как можно в большем объеме воспользоваться этими возможностями, при этот растрачивая себя на пустяки, мелочи и постепенно угасая. Но природа человека такова, что реализовывать себя надо в семье, и только после этого - в других сферах.

Не стоит верить утверждению, что двое – он и она - живут друг для друга, они живут для себя, намного позже прихоть понимание, что живешь для другого, а ребенок – это осознанное доказательство этого понимания. И здесь главное, что бы появление ребенка не было вызвано устоявшимися догмами и подчинено чужому мнению, а желание исходило из сердца и души. Только тогда появление маленького чуда будет таинством и долгожданным подаркам вечно занятым современным родителям.
Когда рождение ребенка для обоих супругов желанное событие, его появление в семье способствует укреплению отношений между партнерами. Однако стремление укрепить семью или удержать партнера рождением малыша – редко приносит желаемый эффект. Осознанно принимая решение о зачатии ребенка, мужчина и женщина руководствуются самыми разными мотивами. Одновременно их может быть несколько, но только один является основным. Именно мотивы и цели, которые преследуют партнеры, желая иметь ребенка, определят будущее нового человека, план жизни и предназначение, которыми будет определен сценарий и смысл его существования. Не меньшее влияние на жизнь ребенка окажет ситуация зачатия, обстоятельства и подготовка этого события, которое может быть итогом случайности, страсти и любви, хитрости или обмана, равнодушия, педантичного планирования разговорами и обсуждениями.

Различают мотивы, которые способствуют укреплению фундамента семьи, личностному росту каждого из супругов, благоприятному рождению и развитию малыша – это конструктивные мотивы. Обычно, они основываются на чувстве любви. Сопутствующие им стремления партнера могут быть таковы:

  • стремление к бессмертию, через повторение себя в детях;
  • форма выражения искренней признательности любимому за счастье, доставляемое им;
  • стремление к творчеству, выражающееся в рождении и воспитании нового человека.

К деструктивным мотивам относят негативно сказывающиеся на семейных отношениях и личности каждого из супругов:

  • укрепление семейного союза: «привязать» к себе, предотвратить уход партнера из семьи;
  • родить, чтобы было о ком заботиться;
  • стремление улучшить жилищные условия, получить материальные выгоды;
  • демонстрация родителям, достижения собственной взрослости, попытка вынудить смириться с браком;
  • быть как все, не отличаться о «нормальных» семей;
  • родить полезно для здоровья;
  • изменить социальный статус.

Такая мотивация обусловлена эгоистическими соображениями. И, если надежды не оправдаются, вся вина ложится на ребенка, который не сумел скрепить распадающейся семьи. Он становится для родителей нелюбимым и нежеланным.

4. Задачи воспитания детей в современной семье

Климат, в котором воспитываются дети, и ценности, которые стараются им привить, обуславливаются не только основными установками социального окружения, образом жизни и занятий родителей, но и повседневными проблемами, с которыми сталкиваются члены семьи.

Определяющей чертой российской модели семейного воспитания является тот факт, что явное большинство считают его основной задачей воспроизводство нормативных внутрисемейных отношений, т. е. развитие у детей любви и уважения к родителям. Чаще среднего эта установка встречается в наиболее социально уязвимых слоях – у низкообразованных, пожилых, жителей сел, – желающих с ее помощью оградить себя от невзгод непредсказуемого окружающего мира. Как правило, эти родители не стремятся к независимости, самореализации, престижной доходной работе, образованию, востребованной профессии.

Следующее по частоте упоминаний качество также носит традиционный характер: большой процент родителей считают необходимым привить детям трудолюбие. Его ценность чаще подчеркивают малообеспеченные, низкообразованные, пожилые, реже среднего возраста, родители. Более других ратуют за воспитание в детях любви к труду люди, сами не сумевшие найти своим способностям достойное применение: среди своих главных проблем они чаще среднего называют материальные, при этом выражая готовность заниматься любым хоть сколько-нибудь оплачиваемым трудом; их меньше волнует социальное окружение, они не претендуют на независимость от государства, престижную работу, карьеру. Указывающие трудолюбие в качестве одной из главных черт, которые следует прививать детям, почти никогда не упоминают среди важных качеств самостоятельность, целеустремленность и стремление к знаниям. Эта группа демонстрирует понижающий тип адаптации: потерпев неудачу в приспособлении к изменившимся условиям жизни, она примирилась со снижением жизненного уровня, сократила запросы и не видит путей выхода из тупика, кроме как воспроизводство модели поведения, доказавшей свою неэффективность.

Примерно с той же частотой, что и трудолюбие, упоминается важность воспитания в детях самостоятельности, способности самому решать жизненные проблемы. Социально-демографические характеристики тех, кто чаще среднего выделяет эту ценность, позволяют говорить о двух основных мотивах ее упоминания. С одной стороны, за самостоятельность чаще выступают образованные, обеспеченные, молодые, жители больших городов, руководители, специалисты, предприниматели и служащие, т. е. наиболее социально активные и успешные слои общества. Естественным представляется их стремление передать своим детям качество, которое они сами смогли удачно использовать в своем развитии. Но с другой стороны, многие из отметивших важность самостоятельности чаще среднего говорят о неуверенности в завтрашнем дне, отсутствии финансовой независимости, вмешательстве государства в частную жизнь, невозможности достичь высокого социального статуса; существенно реже среднего они заявляют о стремлении привить детям уважение к родителям, патриотизм, трудолюбие и религиозность. Ставя перед собой и своими детьми высокие цели, они стремятся развить в них качество для преодоления тех трудностей, с которыми не могут справиться сами. Не исключен здесь также и другой мотив для приобщения детей к самостоятельности: будучи недовольными своими возможностями и статусом, члены этой группы не уверены в своей способности дать все необходимое детям, – научив же их справляться с проблемами, родители могут освободиться от части своих забот.

На четвертом месте по частоте упоминаний стоит воспитание в детях доброты, душевности и отзывчивости. Чаще других этому направлению развития ребенка придают значение в небольших городах и на селе, несколько реже – в среде обеспеченной и активной молодежи, а также военных, служащих без образования и рабочих. Уделяющие особое внимание душевным качествам детей чаще жалуются на состояние тревожности, неуверенности, страдают от окружающего хамства, недостатка доходов и отсутствия хотя бы скромных карьерных перспектив.

Если акцент на патриархальных ценностях, какими являются трудолюбие, доброта и любовь к родителям, чаще связан с социально ослабленными средами, то акцент на инструментальных, достижительских качествах – самостоятельности, способности отстаивать свои интересы и стремлении к знаниям – более заметен в группах родителей с высоким социальным капиталом или хотя бы потенциалом.

Научить ребенка пониманию своих интересов и умению их отстаивать стремятся родители преимущественно в больших городах, в семьях молодых, независимых предпринимателей, военных, служащих без образования и учащихся. Ценящие это качество стремятся обеспечить себе гарантии невмешательства государства в свою деловую и личную жизнь, оградить себя от окружающей грубости, а также несовершенства законодательства, достичь высокого уровня доходов, дать детям хорошее образование и самим приобрести профессию, востребованную на трудовом рынке. Важность развития в детях инициативности значима для образованных и молодых родителей.

К числу особенностей слабых социальных сред следует отнести и стремление воспитать в детях патриотизм: особенно близка эта идея низкообразованным, пожилым, жителям сел, военным, служащим без образования и пенсионерам. Крайне редко выделяющие важность патриотического воспитания хотят привить детям самостоятельность, инициативность и все другие качества – кроме уважения к родителям.

Таким образом, разные категории граждан по-разному видят цели воспитания детей.

6. Ребенок – его место в современной семье


Можно сделать предположение, что сама семья, как понятие, находится в стадии, когда старенькие догмы и традиции утратили смысл, а новые еще формируются. Положение супруги и малышей в семье стало другим. Если ранее супруга и дети числились приложением к мужчине, то сейчас можно сказать о том, что пол закончил быть определяющим фактором главенства в семье.
А многие люди вообще считают, что не может быть никакого главенства, а должно находиться добровольческое соглашение о том, кто из супругов в каком вопросе может взять принятие решений на себя, во всяком случае, принято обсуждение и обмен воззрениями. Женщина стала социально и финансово независящей от мужчины, публичное мировоззрение не порицает роль дамы в самых разных сферах жизни вровень с мужчиной. Так что феминистки сделали свое дело.
Но сейчас они могут отдыхать. Все отлично до того момента, когда речь входит о воспитании малышей. Если слушать некие представления о вреде женского воспитания, хочется спросить – а что, отцы ранее больше времени уделяли детям? Очень непонятно. Другое дело, что был культ отца кормильца, которого следует страшиться и уважать.
Возможно, что частично такой подход и решал некие трудности, но рождал много других. На данный момент отца навряд ли принято страшиться. Осталось обучить малышей его уважать. Что еще труднее, так как уважать вообщем нельзя вынудить. Но об этом следует мыслить не только лишь мамы, да и папе. И вот мы подходим к главному – каково место малыша в современной семье?
До боли просто сказать, что они полноправные члены семьи. И это будет неправда. Все они же младшие, и не всегда желают осознавать, для чего необходимо слушать родителей. Ранее было проще – их можно было вынудить, и общество поддерживало это право родителей. На данный момент больше говорится о свободе малыша.
Но о какой конкретно свободе? О свободе делать что хочешь? Либо о той, которая осознанная необходимость? И как ребенок усвоит пределы этой необходимости, либо необходимость самих этих пределов? Небольшой человек в силу собственной неопытности не может понять таких вещей. Но непременно то, что родители обязаны иметь воздействие на малыша.
В неких педагогических пособиях предлагается развивать торговоденежнообменные дела с ребенком. Родителей, которые считают такие дела оправданными, хочеться спросить: «А что будет делать ваше чадо, когда Вам нечего будет ему дать?». Означает, это не то.
Может, принуждение? Но оно в критериях нашего общества нередко не дает эффекта, либо дает оборотный – подростковый мятеж и полный нигилизм. Выход один – почтение и доверие. Это тяжело, но единственно правильно. Вспомните себя – в детстве мы точно знали, быстрее, ощущали, как нас воспринимают родители.
Малышей в семье родители воспринимают как подчиненных, как объект обожания либо поклонения, либо как свое произведение, которое существует для того, чтоб оправдывать ожидания родителей. А если испытать снова же просто почеловечески понять, что родителям дается под крыло младший, но тот, кто должен стать равным, и цель воспитания – сделать его таким, а не просто достигнуть повиновения как такого.
Дети, которые ощущают такое отношение, как минимум, доверяют родителям. Ребенок может последовать его совету, принять модель его реакции бездоказательно, и это поменяет ему свой недостающий опыт. Исключительно в одном случае. Если родитель пользуется доверием малыша.
А это произойдет в этом случае, если у родителей хватит смелости осознать, что ребенок – это зеркало, и не достаточно добиваться от него почтения и доверия, необходимо самому быть с ним добросовестным и заслуживающим доверия. Родители, которые пользуются реальным почтением и доверием малышей, служат им примером. Но это и есть самое тяжелое – стать таким, каким бы желал видеть собственного малыша.

Зачем нужен родителю ребенок? Хочется рассмотреть такие современные варианты семейного воспитания и проблемы, которые возникают при этом:

1. “Ребенок напоказ”. Все сказано этими строками:

“Обыкновенно отцы и матери воображают, что они любят своих детей бескорыстно, но на самом деле это редко бывает. Если вы наряжаете своих детей, как куколок, с целью ими любоваться или вызвать восторг от посторонних людей, если вы доставляете им удовольствия, несоответствованные их возрасту, вводите их в круг веселящихся взрослых людей, если вы ищете случая, где бы ваши дети могли отличаться перед другими, или услаждаетесь похвалами, расточаемыми им в их присутствии, то ваша любовь не бескорыстна: вы не замечаете, что здесь работает ваше тщеславие, которое воспитывает честолюбцев, людей поверхностных, не способных ни на какие движения без расчета на личные выгоды”. В.Я.Стоюнин

2. “Ребенок - помеха”.

Родители такого ребенка ставят на первое место свои дела и потребности, а ребенка заинтересовывают телевизором, ограничивают его двигательную активность с раннего детства, делают все за него (одевают, раздевают, убирают игрушки), так как у них мало времени. Потом вырастает лодырь, неряха и лежебока.

“Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.” П.Ф.Лесгафт

3. ” Ребенок – центр вселенной”

Ребенок занимает в семье центральное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Родители его всегда оправдывают. И растет из такого ребенка эгоист и баловень, не имеющий представления о нормах и правилах поведения. Мне как-то было неудобно за маму девочки (6-7 лет), с которой я ехала в транспорте – дети громко разговаривали, веселились, прыгали, в транспорте ехали пожилые люди. И когда я сказал, что надо вести себя потише, что это общественный транспорт от мамы я услышала такие слова: “Да ладно, это же дети, им надо покричать, попрыгать…!” Вот этим и сказано все о воспитании этой семьи! Да, им надо попрыгать, покричать, выплеснуть эмоции! Но не в общественном же транспорте! Куда же девается культура поведения?

“Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными ” . Д.Дидро

Родители не являются педагогами, не видят себя со стороны. Из практики видно, что, чаще всего, они не задумываются о последствиях воспитания своих детей. Дошкольное образование в современных условиях является той важной ступенькой в развитии ребенка, где смогут направить родителя по нужному пути. Для решения проблем воспитания ребенка в семье необходимо создавать благоприятные условия в группе, атмосферу тепла и доброжелательности, чтобы каждый родитель хотел обратиться к воспитателю за консультацией. Необходимо проводить проектную деятельность, которая сплочает взаимодействие детей с родителями и детским садом. С помощью проектов можно решать разнообразные вопросы, направленные на семейное воспитание, причем родители даже об этом не догадываются. Они выражают радость от удовольствия, которое получают на презентации проекта. Позитивный и довольный родитель – это залог хорошей, спокойной атмосферы в семье. Что и является важным условием для воспитания гармонически развитой личности. Мы – работники детского сада поможем дать чистое отражение солнечных лучей, о которых говорил В.А Сухомлинский. Ведь воспитатель - это второй родитель для ребенка и друг семьи, который всегда придет на помощь в трудной ситуации.

Непрерывное обучение взрослых и детей не даст развиваться проблемам и исключит многие ошибки!

Заключение

Степень адекватности образа ребенка значительно варьируется. Понятно, что абсолютно точного образа быть не может. Безусловно, чем больше соответствует образ ребенка оригиналу, тем лучше, однако оптимальным вариантом видения родителем ребенка будет образ, открывающий кредит доверия и создающий зону ближайшего развития личности ребенка.

Видеть ребенка таким, каким он может стать и каким он, по мнению родителя станет в потенциале его возможностей и компетентности, и строить свое взаимодействие и сотрудничество с ним, ориентируясь на потенциал его развития, «зону его ближайшего развития» составляет подлинное искусство воспитания. Родительский образ ребенка оказывает существенное влияние на развитие его личности. Карабанова О.А. выделяет следующие механизмы такого влияния:

• создание зоны ближайшего развития и организация сотрудничества в её пределах;

• идентификация ребенка с предлагаемым родителями образом;

• моделирование определенного поведения и деятельности ребенка в соответствии с заданным родителем образцами и моделями и регуляция его поведения;

• механизм обусловливания, когда посредством использования наказаний и поощрений родитель направленно формирует те или иные качества ребенка – наказывает его или поощряет в зависимости от того, насколько поведение ребенка соответствует родительскому образу и ожиданиям. Посредством положительного и отрицательного подкрепления осуществляется коррекция поведения и деятельности ребенка и тем самым закладывается основа для формирования заданных в образе качеств и свойств.

Неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка оказывает «мистификация», то есть внушение родителями детям того, в чем они нуждаются, кем являются, каковы их интересы и ценности, навязывание им неадекватной системы представлений о себе. Формы её таковы: приписывание, делегирование, инфантилизация, инвалидизация (Карабанова О.А., стр.193).

Приписывание определенных качеств ребенку – позитивных (чуткий, добрый, способный, одаренный) либо негативных (жадный, лживый, недобросовестный, ленивый) – нередко приводит к искажению его личностного развития.

При некритичном восторженном отношении родителей к ребенку, излишнем, необоснованным преувеличением его положительных качеств у ребенка может сформироваться неадекватный образ Я, основанный на чувстве превосходства и неуважения к окружающим. Приписывание же ребенку «слабости», испорченности оборачивается снижением у него степени самовосприятия, дисгармоничностью развития Я-концепции.

Делегирование предполагает отношение к ребенку как к объекту исполнения родительских целей, замыслов и планов, не реализованных самим родителем. Инфантилизация часто возникает вследствие того, что родитель стремится сохранить ту систему отношений, в рамках которой ребенок был послушен, зависим, им удобно было манипулировать; стремится «законсервировать» и остановить ребенка в его личностном развитии и автономизации.

Родитель приписывает ребенку интересы, потребности, ценности, соответствующие младшему возрасту, строит свои отношения с ребенком как с маленьким.

Инвалидизация представляет собой принудительное обесценивание позиции ребенка, его интересов, планов, возможностей. Родитель рассматривает ребенка как ущербного, немощного, даже приписывает ему различные болезни, негативные асоциальные качества и тому подобное.

Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения – многое из перечисленного воспитывается в семье.

Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.

Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку – это основа родительского авторитета.

В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми.

 «Семья – это МЫ»

Семья – это МЫ. Семья – это я,

Семья – это папа и мама моя,

Семья – это Павлик — братишка родной,

Семья – это котик пушистенький мой,

Семья – это бабушки две дорогие,

Семья – и сестренки мои озорные,

Семья – это крестный, и тети, и дяди,

Семья – это елка в красивом наряде,

Семья – это праздник за круглым столом,

Семья – это счастье, Семья – это дом,

Где любят и ждут, и не помнят о злом!

Список литературы

  1. Андреева Т.В. "Психология современной семьи".
  2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 304 с.
  3. Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социологические исследования. – 2006. - № 11.
  4. Карабанова О.В. «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования» М.: Гардарики, 2005
  5. Малявина С.С. "Психологические проблемы современной российской семьи".
  6. Сапоровская М.В. "Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов".
  7. Харчев А.Г., Мацковский М.Г. "Современная семья и её проблемы". - М., 1982.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация рабочего места ребёнка дома

Консультация для родителей, в которой рекомендуется правильная организация рабочего места ребёнка. А именно, размеры мебели, правильное положение тела и.т.д....

Внеклассное мероприятие на тему: «Место государства в современном интернет — пространстве. Госуслуги и электронное правительство.»

Это занятие-консультация для родителей на тему "Место государства в современном интернет-пространстве. Госуслуги и электронное правительство"...

Место ребёнка в семье

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

Консультация для родителей на тему: "Как организовать рабочее место ребёнка за компьютером в домашних условиях"

Мои рекомендации помогут родителям устроить своему ребёнку рабочее место за компьютером с учётом Сан ПиН, то есть без вреда для их здоровья....