Консультация для воспитателей "Значение изобразительной деятельности в национальном воспитании дошкольника"
консультация на тему

Елена Мирзоумаровна Юнусова

Выступление из опыта работы на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для воспитателей

на тему:

«Значение изобразительной деятельности в национальном воспитании дошкольника».

Юнусова Е.М.

воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ №3 «Огонек»

пгт. Камские Поляны

Нижнекамского района

Республики Татарстан

Январь 2014г.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со знакомства дошкольников с языком, историей и культурой родного края. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Национальное воспитание детей должно осуществляться средствами высоконравственными, эстетически совершенными. Именно таким является народное искусство. Богатое исторической традицией оно характеризуется совершенством формы и содержания, в которых нашли отражение жизнь и быт народа. Ни одно из средств духовного развития детей по своей эффективности, по своему воспитательному значению не может сравниться с таким средством, как народное художественное творчество. Используя его в работе с детьми, мы одновременно формируем у них нравственные качества, начала гражданских и интернациональных чувств, жизнерадостное, эстетическое мировосприятие, учим ценить и уважать культуру своего народа, развиваем творческие способности.

Занятия по декоративному рисованию в последние годы все более тесно связывают с народным декоративным искусством. Дети при этом видят богатство фантазии народа, его мастерства, жизнелюбия; талант, что способствует не только их эстетическому, но и национальному воспитанию. Изделия народных мастеров есть в каждом регионе, и надо в работе с детьми использовать то, что им близко, что они могут видеть чуть ли не каждый день и замечать их красоту.

Изобразительная деятельность основывается на искусстве, которое заключает в себя концентрированную информацию о времени, в которм жил и творил художник, о жизни людей, их труде, обычаях, нравах, их идеалах, эталонов добра и красоты.

Таким образом, изобразительная деятельность оказывает серьезное влияние на национальное воспитание дошкольников.

Истоки татарской художественной культуры, истории изобразительного и декоративного искусства уходят в глубокую древность, материализуются в памятниках первобытного характера – художественных изделиях из камня и керамики, из металла и кости, в изображениях человека и животных, в скульптурах «звериного стиля», открытых археологами на территории Татарстана. Восходящие к богатому средневековому наследию ценнейшие художественные традиции ювелирного камнерезного, гончарного искусства, обработке кожи, ткачества, ковроделия, вышивки, комплексного искусства костюма, украшение жилища, художественного письма (каллиграфии) и книжно-рукописной миниатюры получили последовательное развитие в народном творчестве казанских татар на всем протяжении от 16 до  20 столетия, дошли до нашего времени в самобытных явлениях народного искусства, в художественных промыслах (пестречинская керамика, арское производство национальной обуви и декоративных изделий-мозаик из цветной кожи и др.), в разнообразных, украшенных узорами «цветочного», растительного орнамента изделиях народных мастеров и мастериц.

        В связи с этим, так как мы проживаем в Республике Татарстан, детей необходимо знакомить с народным искусством татарского народа.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, одно из главных условий развития его художественно-творческих способностей.
        Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища и т.д.

Так в младшем дошкольном возрасте (3-4г.) дети изображают простые элементы: прямые и волнистые линии, круги, предметы овальной, прямоугольной и округлой формы.

При ознакомлении с татарским искусством вначале рассматриваем предметы быта и одежды, обращаем внимание на композиционное решение узора.

В средней группе продолжаем знакомить с татарским орнаментом: тюльпан, листья, трилистник. В этом возрасте обучаем детей декоративной аппликации. Из готовых элементов цветковых и геометрических узоров дети создают декоративные композиции.

В старшем дошкольном возрасте продолжаем развивать интерес к изобразительной деятельности с включением элементов татарского орнамента и создание декоративных композиций по мотивам народных изделий. Дети усваивают способ рисования новых элементов: листья, георгины, лотосообразные, сердцеобразные мотивы.

В подготовительной к школе группе дети учатся самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в изобразительной деятельности, используя выразительные средства росписи татарского орнамента.

Дидактические игры «Составь узор», «Дорисуй элемент», «Выложи орнамент», «Четвертый лишний» способствуют развитию интереса к национальной культуре, видам татарского орнамента. Развивается мышление, память, внимание, мелкая моторика пальцев, обогащается словарный запас детей.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что изобразительная деятельность оказывает серьезное значение в национальном воспитании дошкольников: помогает прививать любовь к родному краю, воспитывая настоящих патриотов своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Изобразительная деятельность в семейном воспитании"

Консультация для родителей о важности изобразительной деятельности на развитие воображения, творчества для детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Изобразительная деятельность в семейном воспитании"

Консультация для родителей о важности изобразительной деятельности на развитие воображения, творчества для детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Изобразительная деятельность в семейном воспитании"

Консультация для родителей "Изобразительная деятельность в семейном воспитании"...

Консультации для родителей "Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста"

Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности.Многие родители считают: главное – восхищаться любыми детскими ...

Консультация для родителей «Изобразительная деятельность в домашнем воспитании ребенка второго года жизни»

Многие родители считают: главное - восхищаться любыми детскими рисунками, давать возможность без всякого вмешательства выражать свои мысли и чувства. Такое отношение к детскому творчеству ошибочн...

Консультация для родителей “Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста ”

Консультация для родителей“Изобразительная деятельность в семейном воспитаниидетей раннего возраста ” Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых он...