Программа "Волшебный сундучок" 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа) по теме

Москвина Светлана Леонидовна

Пояснительная записка.Обьем образовательной нагрузки.Содержание психоло-педагогической работы

Перспективно-тематическое планирование

Социальное партнерство с родителями.

Система мониторинга достижения детьми результатов.Список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_volshebnyy_sunduchok_moskvina_s.l._2014.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительной образовательной услуги

«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

Возраст 4-5 лет

Срок реализации 5 месяцев

Составитель:

Москвина Светлана Леонидовна

Воспитатель

Мурманск

2016г.


Содержание программы

Пояснительная записка        3

1. Объем образовательной нагрузки        6

2. Содержание психолого-педагогической работы        7

3 Перспективно-тематическое планирование                                                  10

4. Социальное партнерство с родителями        15

5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы        16

Список литературы и материально-технического обеспечения        18

Приложение………………………………………………………………     19…


Пояснительная записка

Художественная деятельность доступна во всей своей прелести и уникальности детям дошкольного возраста.

Художественная деятельность – это продуктивная деятельность, в которой ребенок создает конкретный продукт – лепит пирожок или пряник, мастерит открытку или мячик, плетет закладку  или коврики.

Художественная деятельность-это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием на уровне подлинного творчества. Ребенок исследует особенности и различные свойства разнообразных материалов: бумагу, ткань, глину, фольгу, соленое тесто. Он учится видоизменять и преобразовывать. Деятельность обретает мотив и цель. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка.

Работа кружка «Волшебный сундучок» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами.

Выделяются четыре раздела:

  1. Работа с бумагой и картоном.
  2. Работа с тканью и нитками.
  3. Работа с бросовым материалом.
  4. Работа с пластилином.

 

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.

« От простого - к сложному» - девиз данной программы.

Руководствуясь личностно - ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка , педагог на занятиях предусматривает решение следующих задач:

  1. Создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи данной программы.
  2. Побуждение детей к художественному творчеству путём постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.
  3. Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
  4. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.
  5. Вариативность творческих способностей.

Основным условием реализации программы кружка «Волшебный сундучок» является творческое отношение к работе самого педагога.

Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе.

Программа кружка охватывает дошкольный возраст 4-5 лет.

Дошкольный раздел программы кружка «Волшебный сундучок» предусматривает решение следующих задач:

  1. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
  2. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
  3. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
  4. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.
  5. Формировать художественный вкус.
  6. Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.

Все эти занятия имеют цель:

Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх и творческой деятельности.

Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям.

Материальное оснащение занятий кружка «Волшебный сундучок» соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям .

Используемые материалы:

  • Пластилин
  • Крышки от майонезных банок
  • Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов
  • Яйца «Киндер - сюрприза»
  • Сухие листья
  • Коряги, шишки, жёлуди, мох
  • Семена растений
  • Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон
  • Вата
  • Скорлупа яиц
  • Перья
  • Галька
  • Фольга
  • Клей, краски
  • Шерстяные нитки, нитки для шитья,
  • Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.

Инструменты и приспособления:

  • Ножницы,
  • Карандаш
  • Линейка
  • Набор стеков и доска для лепки
  • Клеёнка для аппликации
  • Клейкая лента
  • Кисточки для клея и красок.

Организация занятий кружка.

Обучение проводится два раза в неделю, во второй половине дня. В группе 12 человек. Занятие проводится по подгруппам по 6 человек.

Длительность занятия 25-30 минут.

Виды деятельности (см. приложение 1):

  1. Работа с бумагой и картоном;
  2. Работа с мятой бумагой;
  3. Изготовление объёмных картинок;
  4. Работа с бумагой в нетрадиционной технике;
  5. Работа с бросовым материалом;
  6. Работа с природным материалом;
  7. Пластилинография.

Для оценки результативности программы используются некоторые элементы из методики Т.С.Комаровой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».

Ожидаемый результат работы кружка:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Участие в городских, областных и международных выставках и конкурсах в течение года и т.д.


  1. Объем образовательной нагрузки

Виды деятельности

Количество в неделю

Количество в месяц

Количество в год

Аппликация

1 раз в 2 недели

2

9

Лепка

1 раз в 2 недели

2

9

Конструирование

1 раз в 2 недели

2

10

Художественный труд

1 раз в 2 недели

2

10

ИТОГО:

38 часов


2. Содержание психолого-педагогической работы

Любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом ,жестом, игровой ситуацией.)

Задачи: поддержать интерес детей к народному и декоративному искусству.

-Подержать желание изготовлять знакомые бытовые и природные объекты ,а так же явления природы, яркие события общественной жизни;

Лепка :

 заинтересовать детей лепкой объемных фигурок и простых композиций из глины ,пластилина, соленого теста, показать взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой ;обучить приемами зрительного и тактильного обследования формы, показать способы соединения частей ,поощрять стремление к более точному изображению (моделировать форму кончиками пальчиков, сглаживать места их соединения.

Занятие лепкой комплексно воздействует на развитие ребенка:

-повышает сенсорную чувствительность ,т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры ,цвета, веса ,пластики.

-Развивает воображение, пространственное мышление ,общую ручную умелость, мелкую моторику;

-Синхронизируют работу обеих рук;

-формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть ,чувствовать ,оценивать и созидать по законам красоты.

Аппликация:

 похожа на мультфильм или конструктор, поэтому так нравится детям. Поначалу малыши вырезают из мягкой тонкой бумаги так, как у них получается, или составляют картинки из готовых форм, можно постепенно познакомить их с разными способами аппликации.

Обрывная аппликация: Этот способ хорош для передачи особенностей фактуры образа. В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети могут усложнить технику.

Используется  другие виды аппликации:накладная,модульная,симметричная,ленточная,силуэтная.

В сюжетной или декоративной аппликации учить пользоваться ножницами,

Развивать у детей способность передать одну и ту же форму или образ в разных техниках.

Сочетание различные техники изобразительной деятельности и конструирования на одном и том же занятии, когда детали вырезают и наклеивают ,другие лепят ,третьи прорисовывают.

Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творчества деятельности.

Создать условия для самостоятельного творчества.

Конструирование - это не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым ,благодатным, отзывчивым материалом, но и невидимое для глаз развитие нестандартного мышления и воображения. Творческое воображение- ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда.

Чему учится ребенок:

-Всматриваться и чувствовать особенности материала во всей гармоничной красоте, во всём его богатстве(форма, цвет, фактура. запах   даже вес..)

-Видеть интересный образ - на что это похоже или на что может быть похоже при соответствующей обработке.

-Создать задуманный образ - подбирать и добавлять к основной форме то, чего недостаёт для воплощения замысла.

-Рассматривать работы вблизи и на расстоянии, любоваться ими или, напротив, отмечать их недостатки(чужие-критично, но тактично),по возможности исправлять их.

-Рассказать о поделке или сочинять о ней истории  , делать  зарисовки образа с натуры.

Художественный труд-это орудийная деятельность, в которой ребенок использует конкретные орудия-вырезывает ножницами, делает надрезы или срезы ножом ,придает форму с помощью стеки, прокалывает отверстия с помощью дырокола, раскатывает тесто скалкой. В этом случае его руки начинают выполнять важнейшую роль- становятся умными и многоопытными.

Художественный труд- это свободная деятельность ,связанная с экспериментированием на уровне подлинного творчества.

Ребенок исследует особенности и свойства различных материалов-естественных и искусственных .Он учится видоизменять и преобразовывать бумагу ,ткань ,фольгу ,глину ,тесто ,нитки ,соломку .Деятельность обретает мотив, цель, становится управляемой. В результате получается вполне конкретный продукт. И этот продукт имеет два уникальных признака- польза и красота в их единстве и гармоничной согласованности.

У детей продолжается развиваться воображение .Воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в лепке, в аппликации, конструирование и в художественном труде.

В 4-5 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это в свою очередь приводит к развитию и совершенствования графических и изобразительных навыков и умений.

Для развития детского творчества важно создать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывать у них радость.

3. Перспективно-тематическое планирование

Перспективно-тематический план

Месяц (Декабрь)

1.Цыпленок (Аппликация ) смятая бумага

Научить детей комкать бумагу маленькими комочками .Развивать мелкую моторику.

Л.М.Петрова

«Волшебные подделки»

2.Мобиль « Собачка» конструирование

Показать детям возможность преобразовать природные формы ( картофель ) в конструкцию или скульптуру.

И.А.Лыкова

Художественный труд « стр.40

3. «Мышка на сыре «ЛЕПКА  ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

Учить моделировать подделку из соленого теста.

И.А.Лыкова Художественный труд в д.саду

Стр.52

4.Одеяло для Деда Мороза (Лоскутное конструирование)

Познакомить с техникой печворк. Учить мастерить лоскутное одеяло из красивых лоскутков или фантиков.

И.А.Лыкова

Художественный труд стр.42

5.»Ёлочка» (аппликация использования ваты и украшений )

Научить детей технике вытягивания, Развивать мелкую моторику.

И.А.Лыкова

Художественный труд

6.»Снежинка»(Моделирование из разноцветных конфети)

Научить аккуратно составлять узор по выделенным линиям используя конфети.

Москвина с.л.

7Подсвечник «Снеговик»

Лепка.

Продолжить учить мастерить предметы для интерьера

И,А.Лыкова

Художественный труд

8.»Овечка»(Символ года)конструирование

Продолжить освоение способов конструирования и аппликации мягкой бумаги ,использование ваты и украшений.

Москвина С.Л.

   Месяц (ЯНВАРЬ )

1.Зимнее дерево

(В технике комкание бумаги)Художественный труд.

Научить детей комкать бумагу маленькими комочками. Развивать мелкую моторику.

Л.А.Садилова Поделки из мятой бумаги.

2.Леденец Петушок на палочке» Лепка

Развивать способности к восприятию пластической формы.

И.А.Лыкова

Художественный труд

Стр.66

3.»Белочка»из маленькой шишки(конструирование из природного материала)

Создать похожую фигуру ,вызвать интерес к созданию оригинальной инсталляции для интерьера детского садика.

И.А.Лыкова Мы лепим и играем.

4.»Солнышко»(аппликация

Использование мятой бумаги,)

Развиваем мелкую моторику рук. Закрепляем технику.

Москвина С.Л.

5.Мобиль»Паук и театральные куклы .(конструирование)

Показать детям возможность преобразования

 в конструкцию

И.А. Лыкова

Художественный труд.

6.Заморские узоры ( в технике узелковый батик

Познакомить с техникой оформления ткани. Развивать восприятия цвета.

И.А.Лыкова  стр.88

МЕСЯЦ (ФЕВРАЛЬ)

1.Угощение для игрушек(тестопластика)

Лепка.

Предложить слепить угощение для сюжетных игр.

И.А.Лыкова .Художественный труд стр.54

2.Бусы для мамы (Техника «комкание »бумаги)

Художественный труд.

Научить детей комкать бумагу маленькими комочками.

Л.М.Садилова Поделки из мятой бумаги.

3.Цветные мячики(художественное конструирование в модульной технике.

Научить делать мягкие мячи для подвижных игр. Продолжать освоение способов конструирования и аппликации мягкой бумаги

И.А.Лыкова Художественный труд стр.24

4.Цветные мячики продолжить модульное конструирование 2 занятие

Продолжить освоение способов конструирования и аппликации мягкой бумаги :разрывать на кусочки, обклеивать форму.

И.А.Лыкова

Художественный труд стр.24

5.Лепка.»Лодочки и кораблики»

Научить комбинировать два вида материала: спичечный коробок и пластилин,  дополнение деталями из бумаги.

И.А.Лыкова

Мы лепим .Мы играем..

6.Аппликация.Тучки(из поролона.

Развивать умения пользоваться новым материалом. научиться создавать композиции.

А.В.Белошистая Волшебный поролон

7.Подружка Аленка(Плетение)

Научить плести косички из ниток.

Л.М.Петрова Волшебные подделки.

8 Аппликация из мятой бумаги.» .Собачка»

Развивать мелкую моторику . развивать умение использовать технику мятой бумаги.

Волшебные комочки.стр29

А.В.Белошистая.

Месяц (МАРТ)

1.«Причудливые рыбки» Лепка.

Развивать чувство формы и композиции .Воспитывать интерес декоративно-прикладному искусству.

И.А.Лыкова

Мы лепим. Мы играем.

2.Мобиль «Цветная радуга» конструирование дизайн-деятельность)

Показать детям возможность преобразования в конструкцию

И.А.Лыкова

Художественный труд.

3.»Верба» вытягивания ваты из комочка.

Познакомить детей с техникой вытягивания ваты из комочка ,изготовления веток из ниток.

А.Н.Малышева

Н,В.Ермакова

Аппликация в детском саду

5.Кудряшки и аборигены. Лепка.

Научить делать выпуклые фигурки .Научить оформлять свои работы виде картин.

И.А.Лыкова

Мы лепим. Мы играем.

6.»Зайчишка воображуля» (конструирование из природного материала)

Научить детей последовательно использовать приемы создания композиции.

И.А.Лыкова

Мы лепим.Мы играем.

7.»Корзинка со цветами ( в технике «комкание « бумаги)

Познакомить с этим видом техники .Развитие мелкой моторики.

Л.М.Петрова Волшебные подделки.

8.Работа из  макаронных изделий» Бусы для бабушки».

Учить нанизывать макароны на нить или леску ,сочетая макароны разных форм.

И.А.Лыкова

Волшебные макароны.

Месяц(Апрель)

1.Лепим космос

Научить использовать пластилин как материал своих фантазий .Закреплять методы вытягивания.

 И.А.Лыкова « Мы лепим. Мы играем.»

2.Плетение коврика(конструирование)

Показать способ плетения бытовых изделий. Развивать ловкость ,аккуратность глазомер.

И.А.Лыкова

Художественный труд

Стр.46

3.Птица счастья(в технике певчорк)

Продолжить знакомство с новой певчорк .Вырабатывать умения аккуратно работать с ножницами и клеем.

Волшебные лоскутки

А.В.Белошистая стр16.

4.Аппликация «Цветущее дерево» (в технике мятой бумаги )

Развивать умение изготавливать мелкие детали

Стр14

Волшебные комочки.

5Лепка «Бабочки-красавицы

Научить детей лепить несколькими способами, отталкиваясь от более легкого к трудному.

И.А.Лыкова

Мы лепим. Мы играем.

6.Улитка из ткани (конструирование)

Научить вырезать ножницами и создать композицию

Волшебные лоскутки

А.В.Белошистая стр.28

7.Вкусные цветы* в технике карвинг )

Показать способ преобразования с помощью круговой высечки.

Вызвать интерес кулинарному искусству.

И.А.Лыкова

Художественный труд стр.26

8.Райская птица» аппликация

Развивать умения пользоваться ножницами,

Клеем. составлять композицию.

Стр16 Волшебные лоскутки. А.В.Белошистая.

        

                Социальное партнерство с родителями

Месяц

Формы сотрудничества

Декабрь

Выставка  детских работ «Здравствуй Новый год !»

Январь

Мастер–класс для родителей «Паук »-конструирование.

Февраль

Выставка – конкурс лучшая работа «23 февраля –День защитников Отечества »

Март

Мастер-класс «Заморские узоры »в технике узелко-

вый батик.

Апрель

Выставка работ «Весенняя капель»»

5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы осуществляется при помощи критериев оценки овладения детьми нетрадиционных техник в лепке и аппликации ,и развития их творчества  Использованы элементы методики Т.С.Комаровой.

АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Форма: 

3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции

соблюдаются, чётко передано движение;

2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;

1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

  1. Композиция: 

3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

2 балла на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;

1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Творческие  навыки:

3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия.;

2 балла – испытывает  затруднения.

1 балл –выполняет однотипно, материал использует неосознанно.

  1. Регуляция деятельности:

3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу;

2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности;

1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.

  1. Уровень самостоятельности, творчества:

3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения;

2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла;

1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.

Шкала уровней:

0 – 8 – низкий уровень;

9 - 16 – средний уровень;

17 – 21 – высокий уровень.  

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Общие показатели развития детского творчества:

  • компетентность (эстетическая компетентность);
  • творческая активность;
  • эмоциональность (возникновение умных эмоций);
  • креативность
  • производительность и свобода поведения;
  • инициативность;
  • самостоятельность и ответственность;
  • способность к самооценке.

Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:

  1. Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества.
  2. Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа.
  3. Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
  4. Индивидуальный «почерк» детской продукции.
  5. Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
  6. Общая ручная умелость.

Список литературы и материально-технического обеспечения

1.И.А.Лыкова «Великая книга о лепке.»

2.И.А.Лыкова « Художественный труд»

3.А.В.Белошистая ,О.Г.Жукова «Волшебные лоскутки»

4А.В.Белошистая ,О.Г. Жукова «Волшебные комочки»

А.В. Белошистая , О.Г.Жукова «Волшебный поролон  »

5.А.Н.Малышева , Н.В.Ермакова « Аппликация в детском саду.»

                6.грин Д. «Всё пригодится» ,из-во Махаон .1998г.

  7.Кузнецова м. « Украшение блюд. Цветы из овощей « М 2003г.

8.»Школа фантазеров. Рисуем пластилином.» .ООО Хатбер -пресс ,2010

9».Детский дизайн. Пластилинография». Давыдова Г.Н.

10.» Детское творчество конструирование.» Парамонова Л.А.

 


        

Приложение

Приложение 1

Виды деятельности кружка

  1. Работа с бумагой и картоном.

Работа с самыми маленькими детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов, при изготовлении которых применяются доступные малышам способы работы с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата: «книжкой» и «косынкой». В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности . Создавая бумажные модели , ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами , дети закрепляют сведения об их строении ( стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д. ), признаки их сходства и различия.

  1. Работа с мятой бумагой.

Технология изготовления игрушек из бумаги, помогает педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности.

Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.

Формы организации работы с мятой бумагой:

  • специальные занятия по ручному труду в кружке «Волшебный сундучок».
  • индивидуальные занятия с целью развития и совершенствования мелкой моторики определённых навыков и умений.
  • творческие проекты.
  1. Изготовление объёмных картинок.

Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.

  1. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.

Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие , выполненное руками ребёнка - это его труд , его достижение. В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.

  1. Работа с бросовым материалом.

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.

Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:

  • для игр детей;
  • для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
  • их можно использовать в качестве подарков.
  • Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования:
  • должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
  • тщательно промытым и высушенным;
  • доступным в обработке ( вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)

При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей:

Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.

  1. Работа с природным материалом.

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают , сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.

Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала , видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы . Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность ( природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.

  1. Пластилинография.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: « графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте . Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.