Краткосрочный проект для детей 4-5 лет «Моя семья».
методическая разработка (средняя группа) на тему
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи и матери в жизни каждого человека. О семейных традициях и их развитии в современных условиях. Об уважении и почитании матерей, желании помогать и заботиться о них.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет
«Моя семья».
Подготовила: Давыдова Е.В.
Паспорт проекта
Гипотеза:
Если начать формировать ценностные представления о семье c дошкольного возраста, то ценность семьи, как социальной единицы, будет расти в положительной прогрессии.
Актуальность:
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для ребенка - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
В Семейном кодексе говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются.
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи и матери в жизни каждого человека. О семейных традициях и их развитии в современных условиях. Об уважении и почитании матерей, желании помогать и заботиться о них.
Вид проекта: краткосрочный
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Время реализации проекта: Ноябрь 2016 г.
Участники проекта: воспитанники средней группы «Теремок», родители, воспитатели.
Проблема:
В результате работы и диагностики было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Ведь мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Именно поэтому, сегодня необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи. Дети должны научиться, не только брать, но и отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, членам своей семьи.
Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в данном проекте.
Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи.
Цель проекта:
Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи проекта:
- Формировать у детей представления о семье.
- Формировать представления о родственных отношениях.
- Закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
- Способствовать воспитанию нравственных устоев семьи, воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
- Воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи.
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
- Помочь осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни.
- Развивать коммуникативные навыки детей.
- Воспитывать чувства любви и уважения к матери, желание помогать ей, заботиться о ней.
- Создать условия для накопления опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование.
Предполагаемый результат:
- Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам.
- Знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники.
- Повысить педагогическую культуру родителей.
- Установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
- Владение понятием «Семья», расширение информации о своей семье.
- Составление рассказов о своей матери и семье.
- Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
- Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
- Улучшение взаимоотношений в семье между разными поколениями, через совместную деятельность и праздничную атмосферу, созданную в детском саду.
Продукт проектной деятельности:
- Оформление альбомов «Я и моя семья», коллаж «Моя семья».
- Организация выставок рисунков, наглядной информации в групповых раздевалках о семье, маме.
- Совместное мероприятие для родителей и детей «Мама – самый лучший друг».
- Выпуск газеты ко дню матери «Мама, папа я дружная семья».
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие:
«Социализация»:
- Развивать игровые навыки детей во время игр.
- Общение со сверстниками и взрослыми: Побуждать детей к общению, формировать навык сговора на игру: «Я – мама, ты – папа».
«Коммуникация»:
- Формировать представление о домашнем труде матери и посильной помощи ребёнка.
- Побуждать желание узнать больше о домашней работе.
- Создание рассказов о том, как ребенок дома помогает маме.
«Труд»
- Поощрять желание помогать убирать игрушки на место. Мотивация: делаю, как мама.
«Безопасность»
- Формировать навыки безопасного поведения во время игры: «Мамы на прогулке с детьми».
- Беседа: «Если ты остался дома один». «Безопасность в доме», «Как мы отдыхаем на природе с семьей».
- Ситуация: «Что делать, если ты потерялся».
- Составление правил безопасного поведения на улице, в группе, дома.
Познавательное развитие:
«Познание»:
- Развивать познавательные способности, желание узнать самостоятельно что – либо о том, как трудится мама дома, как ей нужно помогать. Поощрять интерес к источникам информации: иллюстрациям, картинкам, фотографиям.
«Речевое развитие»:
- Активировать речь детей во время игр, учить проговаривать свои действия, закреплять умение договориться об игре: «Я – мама, ты – папа».
- Активизировать речь детей при составлении рассказов (по повтору за взрослым), при составлении предложений из 2-4 слов. Формировать желание произносить слова правильно.
- Рассматривание картины: «Мама варит обед», иллюстраций о домашнем труде.
- Прививать интерес к литературным произведениям, стихам.
- Поощрять самостоятельное общение с литературными источниками – книге о маме, проявление положительных эмоций при рассматривании знакомых иллюстраций, фотографий.
- Стихотворение о маме, рассказ о маме, песенки колыбельные.
Художественно – эстетическое развитие:
«Художественное творчество»
- Развивать творческие способности детей во всех видах деятельности: лепке, аппликации, рисованию.
- Создание праздничной газеты из продуктов детской деятельности «Мама, папа я дружная семья!».
Физическое развитие:
«Здоровье»
- С учетом психофизиологического состояния здоровья учить детей проявлять свои положительные эмоции в игре, продуктивной деятельности.
- Формировать умение с опорой на сенсорные каналы восприятия проявлять эмоциональный отклик во время речевых пальчиковых игр.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1 этап. Организационно -подготовительный
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям
- Составление паспорта проекта
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
2 этап. Практический
- Проведение с детьми бесед.
- Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
- Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме).
- Оформление выставки книг.
- Рассматривание картин, выставка рисунков «Портрет моей мамы», изготовление подарков-сюрпризов.
- Прослушивание песен о маме и разучивании некоторых из них.
Схема реализации проекта
Образовательные области | Виды детской деятельности |
Познавательно - речевое развитие | Познавательные занятия: «Состав семьи» «Семь Я», «Работа моих родителей», «Моя семья - моя радость», «С кем я живу», Беседы: «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка» «Традиции нашей семьи» Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья», «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу». Заучивание пословиц и стихов о семье. Отгадывание загадок о семье. Чтение произведений: С. Капутикян «Моя бабушка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья», А. Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», |
Социально - коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», « Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы» Тематические занятия: «На кого я похож?», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Я и моя семья», «Моя семья». Беседы: «Как росли родители, дедушка, бабушка», «Кто такие - родные, друзья, соседи». Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», « Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Как мы отдыхаем всей семьей», «Здравствуй мамочка моя», «Много у бабушки с нами хлопот». Общение: «Чем можно порадовать близких», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома» Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «С днем рождения». |
Физическое развитие | Игра пальчиковая: «Семья», «Как я мамочку люблю, как её я назову». Подвижная игра: «Мама курочка и цыплята». Беседы: «Правила безопасного поведения», «Из чего я сделан?», «Как устроено наше тело?», «Это вредная еда», «Микробы и мыло», «В здоровом теле – здоровый дух» Совместно с детьми разработать правила чистюли. Ситуативный разговор с детьми о бережном отношение к своему здоровью и здоровью других в семье. Ситуативный разговор о правилах личной гигиены. |
Художественно- эстетическое развитие | Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи», «Как я с мамой или папой иду домой из детского сада», «Моя семья». Аппликация: «Украсим фартук для мамы», «Цветы в подарок». Лепка: «Испечём торт для мамы», «Красивое блюдце для сестрёнки», «Розы для мамы». Оформление выставки: «Моя семья». Рисование праздничных открыток, сувениров в подарок родным. Продуктивная деятельность: «Дом моей мечты», «Дачный домик», |
Взаимодействие с семьей. | Выпуск газеты: «Мама папа я дружная семья!». Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?»; «Семейные традиции». Тематические консультации: «Игры нашего детства», «Приобщение детей к народным традициям», «Крепкая семья – сильная Россия», «Знакомство ребенка с историей семьи», «Воспитание любовью», «Семейные традиции» Памятки и рекомендации для родителей: «Законы семьи», «Пять путей к сердцу ребенка», «Путешествие в прошлое семьи». Оформление альбомов: «Я и моя семья», коллаж «Моя семья» Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении с темой о семье. Досуг для родителей и детей «Мама – самый лучший друг». |
Методы и приёмы:
Организационные, наглядные, словесные, практические, логические, мотивационные.
3 этап. Заключительный:
- Альбом «Моя семья»
- Выставка газеты «Мама, папа я дружная семья»
- Детские рисунки на тему «Моя семья».
- Совместное мероприятие для родителей и детей «Мама – самый лучший друг».
- Конкурс стихов «Мама – солнышко моё».
Работа по проекту с родителями:
- Консультирование родителей по теме проекта.
- Помощь в оформлении фотоальбома.
- Совместное оформление групповой комнаты шарами.
- Участие в празднике «Мама – самый лучший друг».
Итог проекта:
- Анализ результата проектной деятельности: положительная оценка творчества детей и родителей.
- Дети уяснили разницу в праздниках: «День матери» и «8 марта».
- Досуг: «Мама – самый лучший друг».
- Презентация «День матери России».
- Оформление информационного стенда о Дне Матери.
В результате решения проблемы:
Дети:
- Дети получили необходимую информацию о своей семье.
- О том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции.
- Имеют представление о родственных отношениях.
- Имеют представления о родословной как истории семьи.
- Проявят уважительное отношение и любовь к родным и близким к окружающим людям.
Родители:
- Повышается компетентности родителей в вопросах семейного воспитания.
- Повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
- Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.
- Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Самоанализ работы над проектом.
Проект носил познавательный, развивающий, воспитательный характер. На протяжении всего проекта у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и были активными помощниками. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
В ходе проекта мы старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них. Были активизированы следующие психические процессы: слуховое внимание, логическое мышление, зрительное восприятие, использовались задания на развитие мелкой моторики.
В ходе проекта удалось выявить проблемные моменты, которые нужно отрабатывать в дальнейшем, это речь детей, память, медленный темп работы, умение реагировать на неудачу или затруднения в продуктивной деятельности.
В нашем мероприятии была тесная взаимосвязь с родителями. Родители были активны, заинтересованы, проявили своё творчество, поделились своими умениями, знаниями. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания.
Литература:
- Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе». – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
- Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2–4 года / Сост. В. В. Гербова.
- Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности». – М. : Мозаика-Синтез, 2010
- «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е.К.Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – синтез,2008г.
- «Твоя родословная» В.С.Мартышин. Учебное пособие. М.: Школьная пресса,2000г.
- «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т.Д.Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2012.
- «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я. Ветохина. Методическое пособие для педагогов – СПб.: «ООО М.: «Детство-пресс», 2010г.
- «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г. Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Моя семья"
Краткосрочный проект для детей 5-6 лет...

Исследовательский краткосрочный проект для детей средней группы "Моя семья"
Проект "Моя семья " для детей средней группы.Семья- это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого он является....

Краткосрочный проект для детей средней группы: "Начало воды-родник,начало народа-семья"
Цель: формировать у детей понятие «семья».Задачи: 1.Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.2.Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить прояв...

Краткосрочный проект в старшей группе на тему «Моя семья»
Содержание проекта:1. Разработка цикла занятий по теме «Моя мама самая лучшая». Показ занятия по рисованию «Мамин портрет». Цель: учить рисовать женский портрет; инициировать с...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Моя семьЯ»
Цели проекта:Расширить представления детей о своей семье, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, воспитывать любовь и уважение к семье, как людям, которые живут вме...

Краткосрочный проект для детей среднего дошкольного возраста «Я люблю свою семью!»
Представлена разработка проекта для детей среднего дошкольного возраста на тему "Семья"...

Краткосрочный проект для детей 1–3 лет «Моя семья»
Продолжительность проекта: 1 неделя Возраст участников: 1,5–3 года Форма реализации: групповые и индивидуальные занятия, домашние задания с родителями Цель проекта: формирование п...