Технологии ТРИЗ в детском саду (опыт работы)
статья на тему

Валишина Альфия Рифовна

В данной статье рассматривается  использование технологии ТРИЗ в детском саду. Дано описание игр с использованием метода противоречий.Данный материал будет полезен воспитателям ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_triz.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии ТРИЗ в детском саду

(опыт работы воспитателя МБДОУ  - детский сад № 235 Валишиной А.Р.)

    Утвержденный несколько лет назад на федеральном уровне стандарт дошкольного образования подчеркнул необходимость пересмотра некоторых взглядов на обучение и воспитание малышей в детских садиках. В частности, была подчеркнута необходимость усилить программы, направленные на развитие тех способностей, которые каждый ребенок имеет от рождения.

И в плане грамотного решения поставленных задач как нельзя лучше показала себя ТРИЗ-технология в детском саду.

ТРИЗ — это методика, которая учит решать различного рода изобретательские задачи максимально продуктивными, простыми и быстрыми способами.

В рамках ДОУ у ТРИЗ определяются следующие функции:

  • Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.
  • Обучение самостоятельной работе.
  • Формирование творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.
  • Обучение эффективной работе в группах.
  • Обучение прогнозированию тех или иных ситуаций и пр.

При этом все пункты выполняются с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении, который дает возможность достучаться решительно до любого ребенка.

ТРИЗ – это:

Метод маленьких человечков (ММЧ). Отлично работающий способ, позволяющий формировать у малышей максимально точное и понятное им представление о простейших биологических и физических процессах.

Системный оператор. Позволяет изучать различные объекты мира в контексте их соотношения с другими объектами, а также с временными рамками «прошлое», «настоящее», «будущее».

Игры на мышление по аналогии. Чтобы научиться сравнивать между собой различные вещи и распределять их по группам, нужно сначала выявить те признаки, которые для них характерны. Данная методика этим и занимается.

Морфологическая таблица. Позволяет выявлять характерные признаки разных вещей, а после на основе полученных данных создавать совершенно новые разновидности этих же предметов.

Метод фокальных объектов. Малыши учатся переносить свойства одного или нескольких объектов на другой объект.

Мозговой штурм. Перед ребятами ставятся различные задачи и дается предложение выдвигать любые пришедшие на ум варианты их решения. Пусть даже самые волшебные и сказочные. После выбирается одна или несколько наиболее подходящих идей.

Метод противоречий. Использование этого приема позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Например, когда исходные свойства предметов не соответствуют тем функциям, которые мы собираемся на них возложить.

Я в своей работе часто использую  метод противоречий. А именно, игру «Хорошо-плохо»

  Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

Игра «Хорошо-плохо» проводится в несколько этапов.

I этап. Выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать: карандаш, шкаф, книга, лампа и т. д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо», а что «хорошо»; что нравится и не нравится; что удобно и неудобно и т. д.

II этап. Детям предлагаются для игры объекты или явления, вызывающие у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной оценке: кукла - «хорошо», лекарство - «плохо» и т. д. В данном случае обсуждение идет в том же порядке, как и на I этапе, только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта или явления.

III этап. Когда дети научатся выделять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые ставятся эти объекты и явления.

IV этап. Игра проводится с разделением группы детей на две команды. В ходе игры одна команда называет только положительные, а другая только отрицательные стороны объекта или явления, предложенного для обсуждения.

2. Прием «Противоположные значения».

Прием «Противоположные значения» - еще один инструмент ТРИЗ, позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Этот прием очень хорошо усваивается дошкольниками.


Конечно, сложность задач идет по возрастающей. И, несмотря на то, что названия некоторых приемов звучит достаточно сложно, на деле они оказываются полностью посильными для малышей. То есть родителям не стоит бояться того, что их чада будут слишком перегружены занятиями.

Нагрузка тщательно дозируется в соответствии с возрастом дошколят и их индивидуальными особенностями. Так, если в самых младших группах деток в большей степени учат просто общаться и познавать мир, то в старшей группе они уже начинают решать свои первые задачки.

Предлагаю примеры игр «Хорошо – плохо»:

Хорошо – плохо (игра с младшего дошкольного возраста).

Цель: выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Правила игры:

Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры.

1 вариант:

В: Съесть конфету – хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. В: Съесть конфету – плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы. То есть вопросы задаются по принципу: “что-то хорошо – почему?”, “что-то плохо – почему?”.

2 вариант:

В: Съесть конфету – хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. В: Сладкая конфета – это плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы. В: Зубы заболят – это хорошо. Почему?

Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.

То есть вопросы идут по цепочке.

«Хорошо – плохо» (проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

Ход игры:

В.Лиса – это хорошо. Почему?

Д: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

В.: Лиса – это плохо. Почему?

Д.: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

Спасаем Колобка (с 4 лет).

Цель: развивать творческое воображение, фантазию учить наделять известных сказочных персонажей качествами, которые им не присущи. Развивать нетрадиционное мышление.

Оборудование: книга “Колобок” настольный театр “Колобок”.

Инструмент ТРИЗ: игра “Хорошо-плохо” (выявление отрицательных и положительных свойств, разрешение противоречий).

Ход игры:

- Дети, посмотрите внимательно, кто может сказать, как называется эта книга? Правильно, “Колобок”. Я открою книгу, а вы позовите Колобка, может быть он придет к нам.

Дети зовут, появляется Колобок (настольный театр).

- Колобок, а почему ты такой грустный? Ребята, он грустный потому, что забыл, с кем встречался в своей сказке, с какими персонажами. Давайте поможем ему.

Дети перечисляют героев сказки, пересказывают ее содержание.

- Лиса очень хотела съесть Колобка. Это хорошо или плохо?

- Что хорошо (лиса наелась)?

- Что плохо (Колобка съели)?

– Что можно сделать, чтобы Колобок не достался Лисе, как спасти? (накормить до встречи с Колобком)? Каким надо стать Колобку, чтобы Лиса не захотела его есть (несъедобным, грязным, чёрствым, ядовитым)?

Обговариваются все предложенные детьми варианты. Самые интересные разыгрываются детьми куклами настольного театра. Например: встретила Лиса Колобка, а он только что прокатимся по грязи. Захочет ли съесть такого Колобка Лиса? Что она ему скажет («Фу, какой ты грязный, Колобок, тебя нельзя есть, вдруг, заболею, живот болеть будет»)

Игра «маятник» (Хорошо-плохо)(со средней группы)

Цель: учить детей выделять противоречия в предметах.

Ход: Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально.

Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют положительные свойства объекта или явления. Если влево – то отрицательные свойства.

Например:

Укол

(+)

(-)

Лечит

Быстро выздоравливаешь

Больно

Лекарство дорогое

страшно

Дождь

Растут растения

Пьют воду

Моются водой

Пыль сбрызгивает

Красиво

холодит

Промокнешь

Лужи появляются

Гулять нельзя

Белье намокло


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в детском саду

Использование технологии ТРИЗ в детском саду...

Консультация для педагогов на тему: "Технология ТРИЗ в детском саду"

Данный материал раскрывает сущность применения технологии ТРИЗ в детском саду. Описаны методы применяемые в работе с дошкольниками для развития творческой личности, приведены примеры игр....

Технологии ТРИЗ в детском саду

Презентация предназначена для педагогов дошкольных образовательных организаций...

Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, тех...

Педагогическое консультирование в рамках семинара - практикума "Технология ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО"

Что такое ТРИЗ. Основные этапы методики ТРИЗ. ПРописаны функции ТРИЗ. Описаны правила, которыми нужно придерживаться, для усовершенствования предметов или деталей при помощи метода фольклорных объекто...

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ: ПРИМЕНЯЕМ ГРАМОТНО, РАБОТАЕТ ТВОРЧЕСКИ.

Предлагаю рассмотреть возможности использования технологии ТРИЗ  для обогащения знаний дошкольников по астрономии и космонавтике....

Технология ТРИЗ в детском саду: применяем грамотно, работаем творчески.

Современный мир с его стремительно развивающимися технологиями, огромным потоком информации и новостей требует от человека осмысливания событий, выработки правильных решений и практического их примене...