Инновации в дошкольном образовании
статья на тему

Статья на тему "Инновации в дошкольном образовании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsii_v_doshkolnom_obrazovanii.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновации в дошкольном образовании»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривает внедрение новых образовательных стандартов, что требует от педагогов ДОУ повышения качества дошкольного образования. Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как существенный резерв повышения качества и доступности последующих ступеней образования.

             Без внедрения новых идей и технологий в работе каждого ДОУ невозможно реформирование всей системы дошкольного образования. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, в какой мере организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

Поэтому, в настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение; педагоги ДОУ вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Цель инновационной деятельности – улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования.

                  Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом.

Источником инноваций является проблема. Решить проблему - значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы. 

Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Руководителю необходимо знать, как инновации внедрять, осваивать и сопровождать. Для этого руководитель приобретает литературу по данной проблеме; организует ее изучение с педагогами или делает заявку институту повышения квалификации на обучение своих педагогов и т.д.
Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения тоже является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна:

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным  воспитанием, физическим  развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Успешность и действенность инновационной работы, ее влияние на развитие дошкольного образовательного учреждения зависят от актуальности работы, заинтересованности и профессиональной компетентности участников, системы методических и организационных мероприятий.

Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

При планировании работы по организации инновационной деятельности в ДОУ, нужно учитывать и некоторые риски. Инновационное развитие в настоящее время может встретить следующие трудности: увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций.

Предлагаю некоторые рекомендации к структуре Программы по реализации инновационной деятельности в ДОУ, которые помогут ее разработать.

Цель программы: создание модели инновационного образовательного пространства ДОУ как одно из условий повышения качества образования.

Основные задачи программы:

- повысить уровень профессионального мастерства педагогов и административного звена ДОУ;

- стимулировать и активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на реализацию уже известных и разработку новых перспективных педагогических технологий;

- Создать необходимые условия для творческой деятельности педагогов-практиков;

- произвести методическое оформление инноваций, дающее возможность их массового использования.

Ожидаемый результат:

- повышение качества организации методической работы в ДОУ;

- совершенствование инновационной модели образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы ДОУ;

- рост количества педагогов, повышающих свой профессиональный уровень и квалификацию;

- повышения уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями;

- оперативное и позитивное реагирование педагогов на внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс ДОУ.

Построение Программы основано на принципах:

- гуманизма;

- демократизации;

- научности, аналитической деятельности;

- системного подхода;

- перспективности;

- динамичности.

Диагностический инструментарий:

- диагностика готовности педагогов к внедрению инновационной и экспериментальной деятельности в систему методической работы ДОУ;

- результаты диагностирования, самодиагностики профессиональной деятельности педагогов, их затруднений и образовательных потребностей;

- комплексный анализ методической работы за год.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в дошкольном образовании

Доклад (сообщение) к презентации по теме "Инновации в ДОУ" для педагогов дошкольных учреждений....

Педагогический совет № 2 "Инновации в дошкольном образовании"

Педагогический совет № 2 "Инновации в дошкольном образовании"...

Инновации в дошкольном образовании

Конспект познавательного занятия для младших дошкольниковТема: Тайны дождя.Тип занятия: интегрированное.Вид занятия: познавательное....

Статья в сборнике материалов региональной научно – практической конференции «Инновации в дошкольном образовании»

laquo;Социально- педагогическое взаимодействие с семьей посредством реализации проекта «Дари добро»...

Консультация для воспитателей "Инновация в дошкольном образовании"

Материал содержит характеристику инновационного метода в рисовании - правополушарное рисование....

Инновация в дошкольном образовании

Инновации в дошкольном образовании.            Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление э...