Семинар
статья (подготовительная группа) на тему

Сухинина Ольга Анатольевна

Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сухинина О.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад No 34 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников.

Игра - что  может  быть  интереснее  и  важнее  для  ребёнка?  Игра - это не  только удовольствие и радость для детей время препровождение, это ещё и познание, обучение новому, это и творчество; это то, ради чего ребёнок, собственно, живёт в своём детстве. Игра – это некое пространство, территория успеха, территория комфорта, к которому стремится каждый ребенок и к которому его ведёт особый путь, новый и незнакомый ему, с преодолением трудностей и решением порой нелёгких задач.

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого -деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» (А.С. Макаренко).

Действительно,  игра  занимает  особое  место  в  жизни  детей  и  оказывает  огромный развивающий и воспитательный эффект. Как потребность детского организма, игра - ведущий вид деятельности ребёнка в дошкольном  возрасте - это  средство  разностороннего  воспитания  и  развития  детей. Именно в процессе игры развиваются основные новообразования дошкольного возраста, происходит процесс формирования основных психических функций, качеств личности  ребёнка (лидерство, самостоятельность, активность и др.). В игре ребёнок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, умения и навыки, активизирует речевые навыки,  развивает  любознательность, наблюдательность, волю, выдержку, умение общаться со сверстниками, придумывает, фантазирует... В игре ребёнок воплощает то, что видел, слышал, чувствовал, т.е. осваивает  настоящий  опыт  человеческой  деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, к сверстникам, а позитивный  настрой  игры  помогает  сохранить  бодрое  настроение  и  приятные воспоминания о прожитом дне, о детстве.

Игры используются воспитателями в непосредственно образовательной деятельности, когда подразумевается целенаправленный процесс обучения,

воспитания и развития чего-то  конкретного,  целевого. В свободной же деятельности  дети  с  упоением  играют  в  придуманные ими игры, а мы, взрослые, можем наблюдать самореализацию каждого малыша, ведь в игре ребёнок может стать тем, кем мечтает быть: водителем, строителем, врачом,  парикмахером и т.д. В бесконечных  вариациях  своих  игр  ребёнок знакомится не только с конечным  результатом,  но  и  со  способом  его  достижения. Естественная  и непринужденная  обстановка,  предметно игровая среда, выбор участников,  игровой замысел, разработка сюжета на основе полученных впечатлений, собственно игровые действия как отображение реальной действительности, выбор и распределение ролей, приготовление игрушек и атрибутов, придумывание и соблюдение правил(в том числе подчинение  своих  желаний  определённым  требованиям, например, когда  требуется закончить игру и убрать игрушки на место) - всё это показывает детскую инициативу и стимулирует активность и самостоятельность детей в игре. Именно в самостоятельных и  творческих,  или  сюжетно - ролевых, театрализованных играх,  которые  дети придумывают сами, раскрываются широкие возможности для формирования этих немало важных личностных качеств, а потому игра является средством формирования активности  и самостоятельности дошкольников.    

Но  не  только  в  сюжетно - ролевых,  или  творческих,  играх  игровая  деятельность выступает как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников.  Необходимо  помнить,  что  дидактические  игры,  как  важное  умение  весело  и непринуждённо  получать  новые  и  закреплять  уже  имеющиеся  знания,  способствуют развитию целенаправленности  и  осознанности  деятельности в  целом, желании  и настойчивости  в  достижении  нужного  результата,  определённой  независимости  от взрослого, стремления к поиску адекватных средств самовыражения, соотношения своих стремлений и возможностей. В процессе дидактической  игры у ребёнка формируется и закрепляется  жизненно  важная,  полезная  и  достаточно  устойчивая  черта - мотив достижения успеха. Ведь ребёнок получает гораздо большее удовольствие тогда, когда сделает что - то без посторонней помощи, когда обращается за помощью только в случае особой необходимости, что является главным условием развития самостоятельности. Игра - это жизнь ребёнка, его неповторимое детство, его существование, развлечение и обучение  одновременно, источник  развития  личностных  качеств. При  обязательном  соблюдении  всех  необходимых  условий  для реализации  игры как  самоценной деятельности  дошкольного  возраста,  мы  можем  говорить  о  социальном  

аспекте воспитания  всесторонне  развитой  личности  ребёнка. Только активный, решительный ребёнок, имеющий собственную инициативу и мотивационную установку на нужный конечный  результат, совокупность  знаний,  умений  и  навыков    по  планированию, регулированию  и  анализу  своей  деятельности  без  посторонней  помощи, целеустремлённый и увлечённый, будет успешным на протяжении своей сознательной  жизни. Поэтому  вопрос  развития  игры  как  средства  формирования  активности  и самостоятельности дошкольников в детском саду на современном этапе жизни нашего общества имеет особую актуальность, социальную значимость и заслуживает особого внимания.

Литература:

  1. Макаренко А.С. О воспитании молодежи. Москва, Государственное учебно-педагогическое издательство Трудрезервиздат. 1951.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...