Парциальная программа по развитию песенного творчества.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Ивакина Антонина Николаевна

Парциальная программа"Навстречу музыки" направлена на развитие песенного творчества дошкольников через креативные музыкальные игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

на  первую  квалификационную категорию

ПРОЕКТ

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

 ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  (художественно-эстетическое развитие)

Выполнила:

Ивакина

Антонина Николаевна,

Музыкальный руководитель МДОУ « детский сад №4 п. Новоорск».

Руководитель:

Михеева Л.В,

д.п.н.доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОБПО.

                                               Оренбург 20


«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДЕНО»

на Педагогическом совете

МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск»

Зав. МДОУ «Детский сад № 4 п. Новоорск»

Протокол № _______________________

_________________________О.А Шамшиева

«_____» ______________________2017 г.

«_____» ______________________2017г.

ПРОЕКТ

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«НАВСТРЕЧУ МУЗЫКЕ» 

МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №4 П. НОВООРСК».

Автор:

Ивакина

Антонина Николаевна,

Музыкальный руководитель МДОУ

«Детский сад № 4 п.Новоорск».

Новоорск

2017


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

I.

Целевой раздел

Пояснительная записка

1.1.

Актуальность парциальной образовательной программы

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной программы

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

1.4

Возрастные характеристики развития детей

1.5

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

1.6

Обоснование выбора содержания парциальной программы

1.7

Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы

II.

Содержательный раздел

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельности

2.2

Содержание парциальной образовательной программы

III.

Организационный раздел

3.1

Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы

3.2

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

3.3

Методическое обеспечение парциальной образовательной (материалы и средства развития, обучения и воспитания)

3.4

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

IV.

Дополнительный раздел

4.1

Презентация парциальной образовательной программы

V.

Литература

Приложение

Приложение 1 Карта наблюдения


I. Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность парциальной образовательной программы

 Актуальность проблемы обусловлена:

-  появлением требований федерального государственного образовательного стандарта к формированию самостоятельной, независимой, творческой личности дошкольника и необходимостью их реализации на практике;

 -  социальным заказом общества на воспитание людей с гибким мышлением, способных к творческой деятельности;

- возрастными особенностями детей   дошкольного возраста.

 Дошкольное детство - период первоначального становления личности.  

Именно в детстве  накапливается опыт деятельности, от которой во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность развивать творческие способности, тем успешнее он сможет проявить себя во взрослой жизни.

 Пение является ведущим видом музыкальной деятельности дошкольника. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового и сольного пения. Пение очень полезно для детей, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос, помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Под творческой деятельностью следует понимать  такую деятельность, в результате которой создаётся нечто новое.  Сочинителсьтву музыки располагает песенное творчество или игра на музыкальных инструментах. Песенное творчество является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего развития психических и физических  качеств дошкольника, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки к жизни в социуме и к обучению в школе.

Программа реализуется в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие,  обеспечивает учёт специфики условий осуществления образовательной деятельности, потребностей и интересов детей, возможностей педагогического коллектива.

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы

Цель: развитие песенного творчества детей старшего дошкольного возраста через креативные музыкальные игры.

Задачи  

- вызвать интерес  к музыкальному творчеству (импровизации на музыкальных инструментах, танцевальному  и песенному творчеству) , потребность в проявлении  активности в самостоятельной творческой деятельности;

- формировать умение сочинять простейшие мелодии  на заданный текст,  выразительно передавая музыкальные образы;

 - совершенствовать музыкальные навыки детей;

- раскрыть творческий  потенциал каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными ФГОС. В основу программы заложены следующие принципы:

1) обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы  стали:

-системно-деятельностный (помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять их на практике);

- гуманитарный (учёт специфики и индивидуальных потребностей ребёнка);

- деятельно-творческий (раскрывает потенциал каждого ребёнка).

1.4. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5 – 6 лет.  В этом возрасте  ребёнок различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка),
высокие и низкие звуки (в пределах квинты). Может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь без сопровождения и самостоятельно в сопровождении инструмента, петь коллективно и индивидуально, отмечать слухом правильное и неправильное пение. Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой   музыки. Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении). Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям. Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы.

Реализация парциальной образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов:

- ребёнок умеет сочинять простейшие мелодии на заданный текст, выразительно передавая характер музыкального образа;

- обладает умением сравнивать контрастные музыкальные произведения  и произведения, схожие по смыслу и характеру;

- способен  передавать музыкальный образ в движении;

- обладает умением подбирать музыкальный инструмент,  характерный музыкальному образу;

-  обладает развитым звуковысотным слухом (способен самостоятельно определять музыкальные регистры);

- проявляет любознательность, задаёт вопросы вз6рослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;

-  способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения.

- легко взаимодействует со взрослыми (педагоги, родители) и сверстниками.

1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы

В основу парциальной образовательной программы легла образовательная программа МДОУ №4, разработанная на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е. В примерной программе уделено большое внимание музыкальному воспитанию, при этом музыкально-творческих заданий, в частности для развития песенного творчества, на наш взгляд недостаточно.

Это способствовало  созданию данной парциальной программы, которая расширяет задачи образовательной области «художественно - эстетическое развитие» и способствует повышению эффективности реализации образовательной  программы.          

1.7. Формы и средства определения результативности реализации парциальной образовательной программы.

1. Наблюдение процесса творческой деятельности ребенка

2. Изучение продуктов творческой деятельности ребенка.

3. . Музыкально - дидактические игры, направленные на развитие музыкального творчества.

4. Театрализованные представления с включением элементов импровизации  (спектакль – игра).

5. Спектакли для малышей, для родителей.

6. Фотовыставки.

7. Музыкально-творческие гостиные для детей и родителей «Сочиняем песни дома».


II.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль/Тема

Объём ОД (в мин.)

Способы реализации в специально организованной взрослым деятельности

Способы реализации в нерегламентированной (свободной самостоятельной) деятельности

Модуль 1. « Моя семья»

1.1

«Мама – самый лучший друг».

  20 - 25

     Познавательно-исследовательская:

- просмотр видеоролика о маме. игровые упражнения «Угадай голос мамы» (направлено на развитие умения различать музыкальные регистры), «Угадай и покажи настроение мамы» (развитие эмоциональности, мимики детей, умение соотносить настроение человека с характером музыки);

       Продуктивная деятельность:

-сочинение мелодии  на заданный текст «Мамочка моя, я люблю тебя»( направлена на формирование умения сочинять ласковые нежные мелодии , петь соло, совершенствование  песенных навыков, ); пение знакомой песенки о маме (совершенствование певческих навыков );

         Коммуникативная деятельность:  беседа о маме

.Взаимодействие детей с родителями: предложить спеть придуманную песенку дома, придумать песню  вместе с папой для мамы.

Создать подборку песен о маме  для самостоятельного слушания.

 Пение знакомых песен о маме. Предложить нарисовать портрет мамы.

Музыкально- дидактическая игра

«Музыкальные гномики»  (развитие мимики и эмоциональности детей).

1.2

«Наши папы мастера, спорятся у них дела»

  20-25.

       Познавательно-исследовательская:

- просмотр презентации «Наши папы-мастера» (знакомство детей с  мужскими профессиями);

-игровые упражнения «Угадай голос папы» « Папа с мамой разговаривают» (направлено на развитие умения различать музыкальные регистры).

Коммуникативная: беседа о  профессии папы.

      Продуктивная  деятельность:

-сочинение мелодии  на заданный текст «Папе помогаем - гвозди забиваем» (формирование умения сочинять мелодии в темпе марша , совершенствование  песенных навыков, проявление творческой активности); изображение в движении действий папы: папа шагает, играет в футбол, едет на машине и т. д.( формирование умения соотносить характер музыки с движением), пение знакомой песни о папе.

    Взаимодействие детей с родителями: предложить спеть придуманную песенку дома, придумать песню  вместе с мамой для папы.

Создать подборку песен о папе.

Предложить нарисовать рисунок «Папа  работает».

1.3

«Шалунишки»

20-25

          Познавательно – исследовательская: просмотр видеоролика «Детишки - шалунишки».

- сочинение мелодии на заданный текст «Мы девчонки и мальчишки, мы  ребята-шалунишки» (формирование умения сочинять мелодии  в темпе  плясовой , совершенствование  песенных навыков); муз – подвижная игра «Угадай и покажи» (формирование умения различать музыку разных танцев: полька, вальс, плясовая;  совершенствование танцевальных движений)

Игровая:  «Мальчики пляшут, девочки танцуют»  И.Арсеевой (совершенствование навыков определения темпа, динамики музыки), «Кто поёт» Комиссаровой (на определение  музыкальных регистров).

Коммуникативная: беседа о различии характеров мальчиков и девочек,  соответствие музыки характеру детей (мальчики более подвижны, музыка весёлая, быстрая; девочки более нежные_ музыка плавная, нежная).

          Взаимодействие детей с родителями: предложить сочинить музыкальный диалог на фразы «Ты где?» «Я здесь».

Создать аудиотеку песен о детях, дружбе.

Музыкально- дидактическая игра «Музыкальная семья» И.В Груздова (совершенствование умения различать характер и жанр музыкальных произведений.)

Модуль 2. « Машин день»

2.1

«Утро начинается»

25

Познавательно- исследовательская деятельность:  просмотр клипа на музыка Э. Грига «Утро», произведение «Утро» из альбома Арсеевой «Машин день» (сравнение муз. произведений с одинаковыми названиями).

 - сочинение мелодии на заданный текст «солнце улыбается, Маша просыпается» (формирование умения сочинять мелодии  в умеренном  темпе).

 Игровая:  логоритмическая. игра «Цветочки просыпаются»

( совершенствование  умения сочетать  движения с текстом и музыкой, формирование внимания, координации, воображения).        

Коммуникация: беседа «Как начинается моё утро».

  Взаимодействие детей с родителями: предложить  прослушать песню «Здравствуй, детство» сл. М. Яснова муз. И. Космачёва из мультфильма «Чучело-мяучило»

Внесение куклы Маши в группу, предложить пропевать для куклы  слова - приветствия: здравствуй, доброе утро и т.д.

2.2

«Днём нам некогда скучать»

20

Познавательно-исследовательская: Произведение  «День» «Утро» из альбома «Машин день» И. Арсеева. (сравнение музыкальных произведений разного характера).

 Продуктивная: сочинение мелодии на заданный текст «Маша прыгает, поёт и ничуть не устаёт» (формирование умения сочинять быстрые, весёлые  мелодии).

Игровая: логоритмическая игра «Игра с бубном» ( совершенствование навыка игры на бубне, умения менять движения в соответствии с музыкой).  «Муз7ыкально-дид игра «Музыкальный кубик» (совершенствование навыка игры на музыкальных инструментах).

Коммуникативная: рассказ «Что я делаю днём» (активизация речи дошкольника).

Альбом  с фотографиями детей «Днём нам некогда скучать».

« Музыкальные книжки» для  развития песенного творчества»

Муз – дид игра «Музыкальный кубик»

2.3

«На ресницы ночь ложится».  

25

Познавательно- исследовательская:  просмотр клипа  «Колыбельная медведицы» , слушание муз произведения «Ночь» из альбома  «Машин день» И. Арсеевой (формирование представление  об особенностях колыбельной песни, сравнение музыкальных произведений, схожих по смыслу).

 Продуктивная: сочинение мелодии на заданный текст «Спи , мышонок, баю, бай, спи, Мышонок, засыпай», придумать мелодию на простые слова: мяу- мяу, гав-гав, му-му.(форсировать умение сочинять медленные, тихие  мелодии ,  совершенствовать певческие навыки), исполнение знакомой колыбельной «Котенька- коток».

Игровая: музыкально-подвижная игра « День-ночь» (формирование умения передавать настроение музыки в движениях).

Коммуникативная: беседа о том, что объединяет два. муз произведения, чем они отличаются.

Взаимодействие детей с родителями: предложить придумать колыбельную для любимой игрушки.

Создать аудиотеку колыбельных песен для самостоятельного слушания.

Рассматривание  иллюстраций к «Сказке о глупом мышонке» С.Я. Маршака

Предложить придумать колыбельную песню для куклы Маши.

Модуль 3. «В гостях у сказки»»

3.1

«Песенка Красной шапочки»

 25

Познавательно-исследовательская:  Муз. произведение И. Арсеева «Красная шапочка и серый волк» (формирование представлений о выразительных и изобразительных характеристиках музыки).

Продуктивная: сочинение мелодии на текст « К бабушке иду весело пою», «Тук, тук, тук, впусти меня, это  я-  внучка твоя»( формировать умение сочинять подвижные, «лёгкие» мелодии, передавая в пении характер музыкального образа).

Игровая:  игровое упражнения «Подбери музыку для Красной шапочки» (совершенствование умения соотносить музыку и художественный образ), « Изобрази в движении» (развитие танцевального творчества,  проявление творческой активности в изображении худ. образа в движении)

Коммуникативная: загадки о Красной шапочке. Беседа о характере   персонажа.

Просмотр мультфильма «Красная шапочка», предложить нарисовать портрет Красной шапочки.

3.2

« Песенка волка»

20

Познавательно-исследовательская: «Красная шапочка и серый волк» Г. Левдокимова  (продолжать . формирование представлений о выразительных и изобразительных характеристиках музыки).

Продуктивная : сочинение мелодии на текст «Я голодный и злой, никто не дружит со мной»( формировать умение сочинять  пугающие мелодии  в низком музыкальном регистре).

Игровая:  муз.-дид. игра «Подбери музыкальный инструмент» (развитие тембрового слуха, умение  соотносить звучание музыкального инструмента с характером  сказочного персонажа), « Изобрази в движении» (развитие танцевального творчества,  проявление творческой активности в изображении худ. образа (волка) в движении)

Коммуникативная:  Беседа о сказках, где встречается волк, о   характере   персонажа.

Взаимодействие детей с родителями:  предложить придумать диалог красной шапочки и волка дома, меняясь ролями.

Картинки волка из разных сказок.

Придумать диалог красной шапочки и волка, сочинить мелодию (развитие самостоятельности, творческой активности, воображения).

3.3

Подготовка мини-спектакля

«Красная шапочка»

25

 Коммуникативная: беседа о героях сказки, песенки про которых мы не сочиняли (раскрыть образ охотников, бабушки).

Познавательно-исследовательская:  просмотр видеоклипа «Песня охотника» из к/ма « Про Красную шапочку А Рабникова, слушание песни «Бабушка, испеки оладушки» (формировать умение высказываться о характере муз. проиведений , соотносить музыку со сказочным героем, раскрывать средства музыкальной выразительности).

Продуктивная: сочинение мелодии на текст «Притаился я в кустах, слышу шорох..и « ба-бах»» (сочиняют мальчики); « Я по внученьке скучаю, её в гости ожидаю» (сочиняют девочки).

Игровая: «Кто нам встретился» (совершенствовать умение различать и передавать в движении и в оркестровке  контрастный характер музыки: плавный, изящный- грубый и резкий)

Дид. игры «Узнай сказку»,

«Подбери музыкальный инструмент».

Итоговое мероприятие по программе: спектакль «Красная шапочка»

20

  •  Продуктивная: исполнение песен,  танцевальных композиций придуманных детьми для детей младшего возраста, а затем и для родителей (стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности; совершенствование исполнительского умения, развитие устойчивого интереса к культуре, литературе, театру, музыке).

Игровая : обыгрывание сюжета сказки по новому (развитие воображения и ассоциативного мышления, способности к импровизации).

Коммуникативная:  общение детей во время спектакля

(развитие чувства партнерства, речевой активности детей;).

Взаимодействие детей с родителями:  моментальный спектакль – театр экспромт «У лукоморья»

Костюмы для обыгрывания сказки самостоятельно.


2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль 2. Машин день

Тема 2.3. На ресницы ночь ложится

Содержание темы.

  На занятие снова приходит кукла Маша и делится своей проблемой. Вчера перед сном она прочитала «Сказку о глупом мышонке» С.Я. Маршака. Педагог предлагает вспомнить начало сказки:

 «Пела ночью мышка в норке: 
- Спи, мышонок, замолчи! 

Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!…..  Маша решила помочь мышке и придумать колыбельную песню для мышонка, но ничего у неё не получилось, Маше грустно. Что же надо сделать, чтобы Машу развеселить и мышке помочь?

Формы, способы, методы

Организация коллективной  деятельности детей.

Методы:

- методы включения детей в содержание образовательной деятельности (сюрпризный момент – кукла Маша);

 - методы поддержки инициативы ( сравнительный анализ музыкальных произведений, схожих по теме и характеру; сочинение мелодии на заданный текст «Спи , мышонок, баю, бай, спи, Мышонок, засыпай»; музыкально-подвижная игра « День-ночь», игровое упражнения « Придумай, какую песенку поёт кошка своему котёнку (мяу-мяу), а собака своему щеночку и т.д.).

-  методы и приемы мотивации (импатия - желание оказать помощь кукле Маше).

-  методы и приёмы обучения целеполаганию  (вопросы целеполагания вначале занятия и при подведении итогов: Как помочь кукле? Что для этого нужно сделать?  Как вы думаете, получилось у нас помочь кукле Маше? Всё ли у нас получилось? Что не  получилось? Почему? Что нам помогло справиться с заданием?).

Средства образования и развития

Вид средства

Для специально организованной взрослым деятельности

Для нерегламентированной деятельности ребенка

Музыкальные произведения

«Колыбельная медведицы» из мульт. «Умка» ,  «Ночь» из альбома  «Машин день» И. Арсеевой , Колыбельная «Котенька-коток»

Аудиотека колыбельных песен

Демонстрационный

Материал

Иллюстрации: мама качает ребёнка

Иллюстрации: мама качает ребёнка, видеозапись с мульт. «Сказка о глупом мышонке»

Произведения художественной литературы

«Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршак

«Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршак

Оборудование

КТ, аудиопроигрыватель, нотный материал и аудиозапись муз произведений, кукла Маша,

Аудиопроигрыватель, телевизор, муз.- дид. игра «Музыкальные книжки» с изображением картинки мама укладывает спать ребёнка, кошка укладывает спать котёнка и т.д

Взаимодействие участников образовательных отношений

Взаимодействие со взрослыми:  ребёнок проявил инициативу при решении проблемы куклы Маши, при сочинении колыбельной для мышонка, при сравнении музыкальных произведений, при сочинении мелодии для любимой игрушки дома.

Взаимодействие детей с другими детьми; музыкально-подвижная игра «День-ночь», исполнение знакомой колыбельной «Котенька –коток», в самостоятельной деятельности.

Продукт

Спектакль «Красная шапочка» (участвуют дети).


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Кадровое обеспечение 

Музыкальный руководитель (разрабатывает систему работы), психолог

 ( наблюдает, диагностирует детей),  воспитатель  (сопровождают самостоятельную деятельность детей в группе, помогает музыкальному руководителю в деятельности).

Материально-техническое обеспечение Программы

 Для реализации программы необходим следующий материал:

 синтезатор или фортепиано,  мультимедиа, интерактивное оборудование, пособия, дидактический материал, видео – аудио - библиотека, атрибуты, костюмы, музыкальные инструменты, музыкальные инструменты изготовленные родителями, детьми, педагогами.

Научно-методическое обеспечение Программы

1. Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. / Пер. с англ. О.Ю. Поповой – Изд. 2-е – М.: Теревинф, 2007.– 112 с.

2.  Вераксы Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко- маровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.

3.  Груздова И.В. Организация и развитие самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников в детском саду - Справочник музыкального руководителя-  2013.- .№1.

4. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения,  музыкальные аутотренинги. - М.: ВАКО, 2006.

5. Куприна, Н. Г. Возрастной портрет современного ребенка в музыкальной деятельности : монография / Н. Г. Куприна ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — 265 с. (16,6 п. л.)

Время и сроки реализации Программы

ООД по освоению программы реализуется 1 раз в неделю во вторую половину дня,  объем примерно 250 мин или 4.5 часа.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Оформление пространства для детей

Содержание

Способы использования среды

Центр музыкальной деятельности (музыкальный уголок).

 Музыкально- дидактические игры, музыкальные инструменты, аудиопроигрыватель, тематические подборки музыкальных произведений, музыкальные инструменты , изготовленные руками детей, родителей, альбомы с рисунками к песням, рисунки  детей по тематике музыкальной деятельности

Для  самостоятельной музыкальной  деятельности детей.

 Центр театральной деятельности

Атрибуты, маски, костюмы, различные виды тетра ( куклы  бибабо, настольный пальчиковый ,и др.)  «Музыкальные книжки» (с  картинками и текстом для моментальных спектаклей- театров-экспромтов)

Для обыгрывания, инсценирования песен, сказок.

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 

 Презентация программы.

Тема  «Развитие песенного творчества детей старшего дошкольного возраста» (слайд 1).

Проблема развитие творческой личности очень актуальна(слайд 2).

Пение – основной вид музыкальной деятельности детей. Оно  играет важную роль в развитии, укреплении как физического, так и психического здоровья детей (слайд 3).

Ведущая педагогическая идея опыта - развитие песенного творчества  способствует  развитию музыкальных способностей дошкольников, а также творческой, успешноадаптированной в обществе, всестороннеразвитой гармоничной личности, способной к самостоятельности, самореализации, управлению своим поведением и планированию своих действий (слайд 4).

 Цель программы :

Развитие песенного творчества детей старшего дошкольного возраста через креативные музыкальные игры.

В работе перед нами стоят следующие задачи (слайд 5).

Реализация парциальной образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов (слайд 6).

Основным видом деятельности дошкольника является игра, поэтому креативные способности наиболее естественно и целесообразно развивать именно в игровой деятельности.

В программе  кроме традиционных игр используются  креативные игры. К креативным творческим играм на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении можно отнести вокальные упражнения и разминки, нестандартные задания, музыкально-творческие игры и задания, вокально-двигательные игры, творческие познавательные игры, нестандартные образно-речевые игры, специальные игровые задания. Использование креативных творческих игр в работе с детьми дошкольного возраста способствует развитию их творческих способностей. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.

 Также используются игры для развития музыкального творчества, предложенные в следующих методиках (слайд 7):

- Т.Рокитянской «Музыкальная грамота в образе и движении»,

- Н.Куприной « Игры с именами»,

- английских  педагогов А.Оулдфильда и Дж.Бин «Волшебная дудочка – развивающие музыкальные игры»,

-  Е.И.Юдиной « Азбука музыкально – творческого саморазвития»

- Т.Э. Тютюнниковой «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками»;

 - музыкальные дидактические игры из серии «Музыкальный кубик», «Музыкальный разговор». Детям предлагается, глядя на картинку, придумать диалог героев, сочинить мелодию, подобрать инструмент, движения, соответствующие характеру персонажа (слайд 8,9).

На всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, его раскрепощение,  на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов ориентирована театрализованная деятельность.    В нашем детском саду имеются различные виды театра: пальчиковый, на крышках,  на ложках, театр кружек,  дисковый театр, на стаканчиках их - под йогурта, вязаный театр, а также замечательный  театр платковой куклы (слайд 10).

  Для решения задач  программы мы предлагаем нетрадиционные виды театра – моментальные спектакли или театры-экспромты. (слайд 10), постановка которых происходит моментально во взаимодействии со взрослыми (родителями и педагогами).

Эстетические переживания, возникающие от общения с музыкой, музыкальным искусством, творчеством дети выражают в самостоятельной музыкальной деятельности.  Совместно с воспитателем мы используем  такие организационные формы самостоятельной деятельности как: сюжетно-ролевые игры (музыкальные игры-сказки, истории, концерт и др),  игра – импровизирование  на детских музыкальных инструментах, песенные и танцевальные импровизации, театрализованные представления импровизационного характера, спектакль – игра, игра с пением, музыкально - дидактические игры, импровизированные ансамбли и оркестры, импровизированные развлечения, построенные на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов, а также  театры-экспромты - моментальные спектакли.

Если хотите сделать будущее своего ребёнка более интересным, начинайте творить с детства. Бесконечные возможности для творчества существуют в самых разных сферах жизни: в собирании букетов и в бизнесе, в ремонте квартиры и приготовлении рождественских сюрпризов.  Творческий человек способен видеть,  создавать и использовать эти возможности. Он похож на богатыря у распутья с картины Васнецова. Но, в отличие от былинного героя, он не стоит на месте. Потому что из предложенных ему трех путей, он создает свой, четвертый, по которому и отправляется в   путешествие под названием «Жизнь» (слайд 11).

 

 


6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Гомонова Е.А Развитие креативности у дошкольников - Музыкальный руководитель -  2013.- №1. 

2. Груздова И.В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей/ И.В. Груздова, Е.К Лютова, Е.В. Никитина.-Ростов и /Д: Феникс, 2010.- 254с

3. Иванисова Л.М Распевки с элементами игры - Музыкальный руководитель- 2010. -№1.

4. Куприна, Н. Г. Игры с именами / Н. Г. Куприна /Музыкальная палитра. — 2003. — № 1.

5. Тарасова К.В. Музыкальное мышление - Музыкальный руководитель- 2011.- №7.

Приложение 1

Карта индивидуального развития дошкольника

№ пп

Целевые

ориентиры

Показатели развития ребенка

Качество проявляется

В процессе деятельности

В результате деятельности (продукте, личностном приращении)

1

проявляет инициативу и самостоятельность .Способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства,

 умеет сочинять простейшие мелодии на заданный текст, выразительно передавая характер музыкального образа

2

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,

обладает умением сравнивать контрастные музыкальные произведения  и произведения, схожие по смыслу и характеру

3

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими

способен  передавать музыкальный образ в движении;

4

 склонен наблюдать, экспериментировать

обладает умением подбирать музыкальный инструмент,  характерный музыкальному образу

5

ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения

обладает развитым звуковысотным слухом (способен самостоятельно определять музыкальные регистры

6

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками

- легко взаимодействует со взрослыми (педагоги, родители) и сверстниками.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие песенного творчества

Данные упражнения помогут  в игровой форме развить песенное творчество у дошкольников...

Фольклор как средство развития песенного творчества

В настоящее время все очевиднее становится непреходящая ценность детского фольклора, те его свойства, которые согласуются с общей природой формирующегося человека - прежде всего с потребностью ребенка...

Развитие песенного творчества детей дошкольного возраста.

Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполн...

программа "В мире песенного творчества"

Программа предназначена для детей 4-7 лет для занятий по пению и песенному творчеству. Актуальность программы в том, что она связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребенка средствами м...

Парциальная программа "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"

Устное народное творчество (фольклор) является актуальным и эффективным средством в развитии речи детей (особенно младшего возраста).  Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий...

Парциальная программа по развитию интеллектуального творчества способностей детей "Умники и умницы". для детей 6-7 лет

Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружа...