Конкурс Учитель года 2017
материал по теме

Здесь представлены материалыдля конкурса "Учитель года 2017"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мамонтова Елена Геннадьевна,

воспитатель МБДОУ д/с «Золушка» г.Холмска,

первая квалификационная категория

Почему я участвую в конкурсе?!

Однозначно ответить на этот вопрос не могу.

  • Возможно  потому, что меня пригласила заведующая и сказала: «Лена, попробуй. Ты молода, но у тебя есть опыт, силы, уверенность».
  • А может быть  хотелось попробовать свои силы.
  • Возможность посмотреть на других педагогов, на их наработки. Мы часто встречаемся на различных методических мероприятиях, но это, всё же, не только профессиональный, но и творческий конкурс?
  • Нельзя сбрасывать со счетов и элемент неожиданности: «А почему бы и нет!» и «Чем чёрт не шутит», ведь

    участие в конкурсе – это профессиональный рост, уникальная возможность проявить себя,

    участие в конкурсе – это знакомство с новыми людьми, масса положительных впечатлений,

    участие в конкурсе – это возможность раскрыть свои способности и понять свои профессиональные потребности.

  • Подытоживая всё выше сказанное, могу лишь сказать: «Хочу попробовать, а вдруг получится!»



Предварительный просмотр:

приложение

Правила драматизации (Р.Калинина)

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком.

Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев. Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами.

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Приложение

Коммуникативные навыки

(Н.Е. Вераксы)

Методика 1

направлена на определение уровня коммуникативных навыков

(понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия)

Материал: картинки (для каждого ребенка) с изображением различных ситуаций общения и взаимодействия взрослого с детьми: занятие, игра, чтение книги. На каждой картинке представлены два варианта поведения детей – нормативное и ненормативное (кто-то из детей нарушает правила), карандаши.

Сейчас мы с вами будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Вам нужно очень внимательно выслушать, то, что я буду говорить и выбрать картинку, на которой будет изображен правильный ответ. Рядом с картинкой есть пустой кружочек (показать). Выбрать нужную картинку, в кружечке рядом с ней поставить крестик. Каждый из вас должен работать самостоятельно. Вслух ничего говорить не надо.

Задание 1. Рассмотрите картинки. На какой картинке изображено, что все дети хотят заниматься. Поставьте рядом с ней крестик в пустом кружке.

Задание 2. Рассмотрите картинки. Отметьте на какой картинке изображено, что  всем детям нравится играть вместе. Поставьте рядом с ней крестик в пустом кружке.

Задание 3. Рассмотрите картинки. На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку? Поставьте рядом с ней крестик в пустом кружке.

Оценка:

1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку

2 балла - ребенок правильно выбрал 2 картинки

3 балл - ребенок правильно выбрал 3 картинки

Интерпретация: Оценку 3 балла получают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослым в этих ситуациях, и выстраивают своё поведение в соответствии с ним.

Оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия, вычленяют не все задачи и требования, предъявляемые взрослым в этих ситуациях. Поведение  таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.

Оценку 1 балла получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия, и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослым в этих ситуациях. Такие детей как правило испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими детьми.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

Развитие коммуникативных

навыков  детей дошкольного возраста

в театрально-игровой деятельности

Мамонтова Елена Геннадьевна,

воспитатель,

первая квалификационная категория

 МБДОУ д/с «Золушка» г.Холмска

Холмск

2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I Взаимосвязь театрализованной деятельности и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста………………………... ………………6

1.1. Особенности развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………6

1.2.Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста …………10

Глава II Развитие коммуникативных навыков  детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности (из опыта работы)……………………….18

Заключение………………………………………………………………………...

Список литературы

Приложение

                                                                         

Введение

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей. (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Р.И. Жуковская, Н.С.Карпинская и др.)

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Театрализованная деятельность помогает:

  • сформировать правильную модель поведения в современном мире;
  • повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
  • познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
  • совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению;
  • развить коммуникативные навыки, позволяющие ребенку позитивно общаться, комфортно жить в обществе людей, познавать не только другого человека, но и самого себя.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С. Выготский  Н.Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

Вместе с тем, на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

  • Недостаток времени, т.е. общая загруженность воспитателей.
  • Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
  • Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.
  • Отсутствие у дошкольников опыта восприятия театрального искусства.

Как следствие возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театрализованной деятельности в эмоциональном, творческом, коммуникативном развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.

Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрально-игровой деятельности как вида искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

Цель – развитие коммуникативно-речевых навыков и умений детей посредством театрально-игровой деятельности

Для  решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  1. Анализ материальной базы и методического обеспечения по данной теме.
  2. Создать развивающую предметно-пространственную среду для театрально-игровой деятельности.
  3. Учить детей сочетать речь и движения, используя художественные произведения.
  4. Развивать навыки диалогической речи детей дошкольного возраста, как средства общения.
  5. Удовлетворять потребность в разнообразных эмоционально насыщенных переживаниях посредством организации театрально-игровой деятельности.

Глава I

Взаимосвязь театрализованной деятельности и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

1.1.Особенности развития коммуникативных навыков

у детей дошкольного возраста

        

Коммуникативная компетентность является сложным, многокомпонентным образованием, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте.

Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание ребенка вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются:

социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

Любой коммуникативный навык подразумевает, прежде всего, распознавание ситуации, после чего в голове выплывает «меню» со способами реакции на эту ситуацию, а затем мы выбираем из списка наиболее подходящий и удобный способ и применяем его.

И так со всеми остальными навыками, которыми мы владеем. Если человеку не удается распознать какую-то ситуацию общения или у него слишком мало вариантов и ни один не подходит для ситуации, то человек обычно либо ведет себя так, словно ничего не происходит, либо висит в ступоре и ждет «помощи зала». И тогда уж эффективным общение не назовешь. 

Известно, что коммуникативная функция речи рассматривается как основополагающая. С помощью диалога удовлетворяется потребность ребенка в общении, на его основе формируется монологическая, связная речь. Поэтому низкий уровень связной речи очень часто является следствием недостаточности базовой, исходной формы речи — диалогической.

Основу диалога составляют четыре типа высказываний коммуникативного характера:

  • вопросы, которые к пяти годам носят ярко выраженную познавательную направленность;
  • побуждения (просьбы, предложения, приказания-команды и пр.);
  • сообщения;
  • вопросы, побуждения и сообщения с отрицанием (появление отрицания является основой резкого скачка в речи ребенка второго года жизни).

При организации процесса формирования диалогической речи дошкольников необходимо использовать технологии, которые, актуализируя личностные особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деятельность, способствовали бы реализации формируемых коммуникативно-речевых умений.

Человек не рождается с готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни, а наиболее синзетивным для этого является период дошкольного детства. 

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Главной особенностью дошкольного возраста является  возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры; речь-сообщение, повествующая взрослом о впечатлениях. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.

Переход от ситуативной (в раннем возрасте) к контекстной речи, по мнению Д.Б. Эльконина, происходит к 4-5 годам. Это   тесно связано с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитие умения произвольно использовать средства родного языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся более развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, для неё характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Речь детей 4-5 года жизни становится предметом активности: они вступают в разговор, коллективную беседу, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Но их связная речь – несовершенна. Дети не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять или исправлять ответ товарища. Их рассказы, в большинстве случаев, копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом).

В средней группе  расширяется жизненный и литературный опыт ребенка, в результате этого происходит изменение в осмыслении и понимании текста. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году жизни появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление его повторять, обыгрывать, осмысливать. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая сторона речи, рифмы. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной. Ведущим становится познавательный мотив.

Речь детей старшего дошкольного возраста продолжает совершенствоваться, в том числе её звуковая сторона, фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихотворений, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Дети использую практически все части речи, занимаются словотворчеством.

В работе воспитателя основным вопросом становится  - определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника.
Выбор методов и приемов определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, их психофизиологическими особенностями детей (
для визуалов, аудиалов, кинестетиков).

Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию. В работе по развитию речи детей используются следующие формы совместной деятельности:

  • наблюдение и элементарный труд в природе;
  • сценарии активизирующего общения;
  • игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
  • слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
  • инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений; игры на развитие мелкой моторики рук;
  • театрально-игровая деятельность;
  • дидактические игры и упражнения;
  • бытовые и игровые ситуации;
  • элементарное экспериментирование. 

Коммуникативные навыки - это навыки, позволяющие человеку получать и передавать информацию.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать наиболее эффективным процесс обучения и воспитания. Установка на развитие – современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста. Кроме традиционных  речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя речи и связной речи) особое внимание следует обратить на задачи:

- развитие диалогической речи;

- развитие речевого творчества;

- формирование понимания на слух текстов различных жанров детской литературы, т.е. развитие коммуникативных навыков.

Приоритеты  расставлены не случайно.

  1. Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.
  2. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии.
  3. Под пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы подразумевается восприятие этих текстов. В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из  приемов формирования творческой личности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.

        Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове, вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и решают проблемы подготовки ребенка к школе в плане его речевого развития.

1.2 . Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность – это деятельность, которая направлена на развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций, воображений, мышления, фантазий, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, речевых, двигательных и т.д.).

В любом возрасте в театрализации можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Смотря ее в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?».

Приобщение к театрализованной деятельности детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается театрализованная деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

«В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик В. М. Теплов (1896-1965),- создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

В современном обществе родители стремятся, как можно раньше научить своего ребёнка читать, писать, решать сложные задачи, вместо того, чтобы прочитать книгу, включают диск с мультфильмами, вместо совместных развивающих игр покупают компьютер. Родители забывают о том, что прежде всего нужно научить своего ребёнка восхищаться и удивляться, возмущаться и сопереживать. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы - «не доиграл» т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в процессе игры.

Театрализованная деятельность развивает следующие качества детей:

1. Способствует общему развитию (воображение, память, наблюдательность, фантазию, мышление).

2. Развивает любопытство и любознательность.

3. Формирует волевые черты характера.

4. Развивает выразительность речи.

5. Способствует творческому развитию личности.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Творческие игры как вид театрализованной деятельности.

Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия,   Д.Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра – эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, благоприятное условие для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы,  краски, звуки, которые  способсвуют  развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь. Большинство  исследователей приходят к  выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин, Е.Л. Трусова) применяет синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным:

1. роль (определяющий компонент)

2. игровые действия

3. игровое употребление предметов

4. реальные отношения.

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В .Ворошина,  Л.С. Фурмина и др.).

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребёнка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать  прекрасное – главная миссия воспитателя, музыкального руководителя. Именно искусство (театр) пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе,  об ответственности за свои поступки. В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, творчество индивидуальность. Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов (Д.В. Менджевицкая).

Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в полном смысле слова, но они приближаются к нему. Б.М. Теплов видел в них переход от игры к драматическому искусству, но в зачаточной форме. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, они думают о воздействии на людей, их заботит результат (как изобразили). В активном стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное значение театрализованных игр (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).

В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания. Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Целесообразно советовать  родителям использовать опыт артистической и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в дошкольном учреждении. Это повышает уровень самоуважения ребенка (С.А.Козлова, Т.А Куликова).

Драматизация представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя основными моментами: во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием, во - вторых очень тесно связана с игрой. Дошкольники  объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок, т. е. создают игровую ситуацию. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров эмоциональной выразительности сюжета (Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова).

Л.В.Артемова выделяет игры – драматизации и режиссерские игры.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста. Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Л.В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.)

В играх – драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:

- Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

- Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

- Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры. Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры.

Процесс игры – драматизации возможен, если ребенок:

1. имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;

2. имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);

3. включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок – «режиссер», ребенок – «актер», ребенок-«зритель», ребенок – «оформитель»-«декоратор» спектакля.

Ребенок – «режиссер»- имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).

Ребенок – «актер»- наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).

Ребенок – «декоратор» наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно – изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создания соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

Ребенок – «зритель» обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче «участвовать в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре – драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).

Театрально-игровая деятельность представляет детям шанс познавать и изучать окружающее пространство. Дети раскрепощаются и становятся более общительными и коммуникабельными. Они  могут более четко формулировать собственные мысли и повествовать их публично.

Глава II

Развитие коммуникативных навыков

в театрально-игровой деятельности дошкольников

(из опыта работы)

Работа по организации театрально-игровой  деятельности проводится в группе «Теремок» МБДОУ детском  саду «Золушка» с 2014 года (со второй младшей группы).

Цель работы с детьми младшего дошкольного возраста по данному направлению: способствовать развитию речи как средства общения.

Задачи: сочетать речь и движения, используя художественные произведения, подражать взрослому, воспитывать готовность к общению с окружающим; развивать навыки диалогической речи; пробуждать интерес к театрализованной игре, желание участвовать в ней; развивать речь, тактильно-кинетическую чувствительность; обогащать сенсорный опыт; развивать творческие способности, внимание, память, мышление и другие психические процессы, мелкую моторику пальцев рук; удовлетворять потребность в разнообразных эмоционально-насыщенных переживаниях; поддерживать самостоятельность; вовлекать детей в совместную деятельность с педагогом и со сверстником.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе достаточно разнообразна, многое создано своими руками, кое-что приобретается, а некоторые вещи детскому саду дарят родители. В группе имеются маркеры игрового пространства: ширмы для настольного театра и напольная; уголок - ряжения с элементами костюмов; игровое оборудование: игрушки, изображающие сказочных персонажей, животных, набор пальчиковых, перчаточных кукол; шапочки-маски, театр на фланелеграфе, диски с записью голосов животных, звуков природы, музыки и многое другое. Создать же речеподражающую мотивацию для детей достаточно трудно – для этого требуется терпение, изобретательность и поиск новых игр и приемов, активизирующих речь детей.

        В практике своей работы с детьми использовала тренажер-игрушку «Веселая перчатка». Он отвечает таким педагогическим требованиям, как доступность, эффективность воздействия, вариативность использования. Одно из его достоинств состоит в том, что взрослый может сам надеть перчатку на руку и играть вместе с детьми. Это помогает установить эмоциональный контакт с ребенком, он помогает развивать у детей коммуникативно-речевые навыки.

        Тренажер прост в изготовлении, он представляет собой перчатку без пальчиков, на верхней стороне которой пришита липкая лента, с помощью «липучки»  прикрепляется любой обыгрываемый герой. С помощью различных тренажеров-игрушек проводились театрализованные игры, упражнения, драматизации сказок, потешек, которые способствовали развитию коммуникативных навыков у детей. Работа с детьми в данном направлении осуществляется в тесной взаимосвязи с образовательной деятельностью по развитию речи, ознакомлению с окружающим, сенсорным развитием.

Направленность используемых методов и приемов обучения с помощью «Веселой перчатки»:

- Обогащение и уточнение словаря: показ с названием, многократное повторение нового слова или фразы; поручение, предполагающий ответ действием.

- Активизация словаря: вопросы и ответы, дидактические упражнения; сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой детей.

- Развитие слухового восприятия:  музыкально-ритмические упражнения; подвижные игры.

- Формирование правильного звукопроизношения: артикуляционная гимнастика; упражнения на звукоподражание; использование звуков-«песенок», словесные игры, дыхательная и пальчиковая гимнастика.

- Развитие понимания речи и  навыков связной речи:  рассказывание и чтение сказок; обыгрывание сказок,  потешек, авторских  произведений; имитационные упражнения, сопровождаемые речью.

- Возникновение и  поддержание положительных эмоций: повышение эмоционального тонус.

- Развитие тактильно-кинетической чувствительности: сенсорного опыта, умение прислушиваться к своим ощущениям.

- Обеспечение содержательного общения со взрослыми и сверстниками.

Вся работа с детьми строится на материале песенок, попевок, потешек, пальчиковых игр и т.д. использование этого материала стимулирует мотивацию, способствует лучшему запоминанию материала, благодаря непроизвольному запоминанию.

Приведу пример некоторых упражнение, проводимых с помощью «Веселой перчатки».

Обращаю внимание на перчатку, надетую на его руку. «Посмотрите, кто к нам в гости пришел! Это веселая перчатка, она хочет с  нами поиграть.

Вот моя перчатка!

Здравствуйте, ребятки! (Машут друг другу кистями рук)

Пальцы шевелятся (шевелят пальцами),

Детки не боятся (воспитатель щекочет детей)

По перчаткам шлепнем (протягивает руки, дети шлепают по перчатке)

И в  ладоши хлопнем! (дети хлопают в ладоши).

Вот какая веселая перчатка! Посмотрите она пришла к нам не одна, а со своими подружками - перчатками (показывает корзину, в которой лежат перчатки). Перчатки улыбаются нам. Они очень рады, что пришли в гости. Улыбнитесь и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите «Здравствуйте»».  

Упражнение «Пересчитаем» на сжатие - расслабление пальцев рук:

Нарядили ребятки

Свои пальцы в перчатки (растопыривают пальцы рук ладонями наружу)

1, 2, 3, 4 5! (сжимают – разжимают пальцы рук)

Надо всех пересчитать.

А ваши пальцы умеют топать и прыгать!? Покажите, как ваши пальчики умеют прыгать (топать).

Упражнение «Наши пальцы на ладошке»:

    Наши пальцы на ладошке (пальчики правой руки постукивают по ладони левой руки)

    Пусть попрыгают немножко (пальчики левой руки постукивают по ладони правой руки)

    Прыг-прыг-прыг! (пальчики правой руки постукивают по ладони левой руки)

    Наши пальцы на ладошке (пальчики правой руки  перебираем попеременно по ладони левой руки).

Дети младшего дошкольного возраста не могут долго заниматься одним видом деятельности, поэтому действия с тренажером-перчаткой  постоянно меняются. Дети с удовольствием исполняют театрализованные игры-упражнения «Зайка-попрыгайка», «Мишка-топтыжка» и т.д., все они направлены на вовлечение детей в совместную с другими деятельность, активизацию действий пальцев рук, развитие пространственного восприятия, активизации словаря и развитие речи.

Одно из любимых упражнений детей: «Ёжик», оно также направлено на создание эмоционально положительного отношения к театрализованной игре  и  развитие коммуникативных навыков. Помимо этого оно упражняет детей в выполнении  игровых заданий с использованием тактильных дорожек, сочетания игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью, развивает тактильную чувствительность и координацию движений, развивает речь, формирует правильное звукопроизношение, активизирует словарь.

«Посмотрите в гости к нам опять пришла Веселая перчатка, да не одна, а … Послушайте, что это за звук доносится из корзинки? Кто-то фыркает. Достанем из корзинки…

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, кто же это?

Ну конечно это?... (Ёж)

Прикрепляю ежиков к детям на перчатки. Даю возможность их рассмотреть.  Кто это? (еж). Потрогайте его колючие иголочки. А почему он так фыркает? Он замерз!

Упражнение «Ежик маленький замерз» на сжатии – расслабление пальцев рук.

Ёжик маленький замерз

И в клубок свернулся (сжимают пальцы в кулак)

Солнце ёжика согрело (выпрямляют пальцы рук – ежик показал колючки)

Ёжик развернулся!

Ёжик согрелся и побежал по лесной дорожке.

Проводим обыгрывание стихотворения «Ёжик» на тактильном коврике с выполнением игрового задания. Дети повторяют текст за воспитателем (это упражнение повторяем по желанию детей, к концу года, дети сами без воспитателя с удовольствием читают текст наизусть).

По сухой лесной дорожке (дети перебирают пальчиками по тактильному коврику)

Топ, топ, топ! – топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

Он до бревнышка дошел

И по бревнышку пошел. (дети выполняют упражнение на «брёвнышке»)».

Обращаю внимание детей на другой стол, где рассыпаны «ягодки»  (крупные и мелкие бусины, можно пуговицы, скатанные плотные комочки бумаги и т.п.) предлагаю детям собрать ягодки для ёжиков. В конце ежики благодарят детей за угощение.

Приведем примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театрализованной деятельности

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

2. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач.

Театрализованная деятельность в детском саду считается самым распространённым видом творчества для малышей. Она близка и понятна детям, занимает большую часть, так как имеет тесную связь с игрой. Дети играют какие угодно роли, входя в образ, подражая тому, что их заинтересовало или что видели. Ведь они получают от этого колоссальное эмоциональное наслаждение.  Помимо тренажера-перчатки в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко использую и другие виды театрализованной деятельности это и игры-драматизации  с использованием шапочек – масок, настольного, перчаточного кукольных театров, вязанного кукольного театра на фланелеграфе и т.д. Дети с удовольствием обыгрывают различные небольшие литератырные произведения: песенки, потешки, заклички - «Кисонька-мурысенька», «Как у нашего кота», «Разговор лягушек», «Сидит, сидит зайка»,  сказки - «Волк и козлята», «Гуси-лебеди», «Колобок»,  «Теремок», «Лисичка-сестричка и волк», «Три поросенка»  и др.

Театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста помогает малышам стать настойчивее и целеустремлённее, проявить общий интеллект и эмоции. Кроме того, театральные занятия требуют от детишек систематичности в работе, трудолюбия, решительности, что великолепно формирует волевые линии характера. У ребятишек развивается смекалка, умение комбинирования образов, интуиция и изобретательность, способность импровизации. Выступления перед зрителями на сверстниками, родителями реализуют творческие силы и духовные потребности малышей, раскрепощают и повышают самооценку, развивают коммуникативные навыки.

В старшем дошкольном возрасте цели и задачи театрализованной деятельности несколько меняются, но остаются задачи по развитию коммуникативных навыков.  

Анализируя коммуникативные навыки старших воспитанников, было выявлено следующее:

1) понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия

  • понимают часто – -
  • понимают не всегда – 11/55%
  • понимать затрудняются – 9/ 45%

2) в совместной игре со взрослым и сверстниками

  • действуют слаженно, учитывая игровые действия взрослого и детей – -
  • больше ориентируются на взрослого, чем на сверстников – 9/45%
  • стремятся привлечь внимание взрослого к своим игровым действиям, не согласовывают их с действиями сверстников –11/55%

3) предпочитают играть:

  • в большой группе (3 и более человек) -
  • в малой группе (2 человека) – 11/ 55%
  • один – 9/ 45%

4) в конфликтной ситуации:

  • стремиться найти конструктивный способ выхода из конфликта, учитывая интересы всех его участников –
  • понимает причину конфликта, обращается за помощью к взрослому – 12/ 60%
  • испытывает трудности, пытается разрешить конфликт в свою пользу (уговаривает, агрессивно требует, плачет, и т.п.) – 8 /40%

5) понимание ребенком состояния сверстника:

  • различает эмоциональное состояние сверстников и ориентируется на него в процессе общения – 1/5%
  • не всегда различает эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении – 10/50%
  • затрудняется в различении эмоционального состояния сверстников – 9/45%

Безусловно, в театральной деятельности огромнейшую роль продолжает играть  воспитатель. Необходимо отметить, что театрализованная деятельность одновременно выполняет развивающую, воспитательную и познавательную миссии. Они не сводится лишь к подготовке выступлений.

Вообще театрализованная деятельность состоит из:

- Просмотра кукольных спектаклей и их обсуждения.

- Разыгрывания различных сказок и инсценировок.

-Упражнений по формированию выразительности исполнения (невербальной и вербальной).

-Упражнений по социально-эмоциональному и коммуникативному развитию детей.

Именно поэтому мы не только знакомим с текстом сказки и какого-либо литературного творения, но и с жестами, движением, мимикой, костюмами. Развитие театрализованной деятельности и накопление чувственно-эмоционального опыта у детей является длительной работой. Существуют возрастные особенности организации пространственной и предметной среды. Чем младше ребенок, тем менее у него развито воображение, а значит, ему требуется больше внешних атрибутов (костюмов, декораций, деталей и т.д.). И, чем старше дети, тем  больше воображаемых действий они могут воспроизвести и тем меньше они нуждаются во внешних опорах в виде игрушек, но им нужно больше пространства для действия.

Например, такие игры как «Скажи ласково», «Скажи наоборот», «Скажи то же самое по своему», «Назови действие по разному», «Доскажи словечко» - не требуют дополнительной атрибутики, но оказывают большое влияние на активизацию речи детей за счет лексико-грамматических упражнений (словарная работа)

Скороговорки «Шли бараны», «Коси коса», «У Ивашки рубашка», «Ловит рыбку рыболов», «Наш Полкан попал в капкан» и т. д. - помогают детям преодолеть вялость и малоподвижность артикуляционного аппарата и выработать отчетливую и ясную речь.

Интересен прием  «Скажи пословицу, используя 3 разные эмоции» (злость, радость, печаль), который помогает детям выразить различные виды эмоций.

В работе по организации театрализованной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста использую различные виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей (разные Лисы из сказок «Лиса-лапотница», «Лиса и медведь»; Заяц – сказки «Заяц-хваста», «Заячья избушка» и др.); ролевые диалоги на основе текста («Волк и лиса», «Лиса и медведь» и др.); инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям («Теремок», «Кошкин дом», «Крылатый мохнатый да масляный» и др.); игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки  (по мотивам «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и 7 козлят», «Салат из сказок» и т.д.).

Интересен прием игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Все дети знают сказку «Волк и 7 козлят». Дети разыгрывают  следующий сюжет: семеро козлят закрылись дома, мама-коза дает наказ сидеть тихо и никого в дом не впускать. Мама-коза уходит, а к «домику», по очереди подходят различные персонажи (волк, лиса), которые стараются говорить голосами, похожими на голос мамы-козы, задача козлят – узнать маму и сказать, чем другие голоса не были похожи на голос мамы. Задача волка и других обманщиков говорить голосами очень похожими на голос – мамы, и стараются уговорить козлят «открыть дверь». Беру на себя  роль волшебника/ сказочника, спрашиваю у козлят, почему они не доверяют тому или иному голосу, или спрашиваю у «обманщиков» почему у них не получилось обмануть козлят. Игра получает совсем другой оборот и проходит очень весело.

С большим удовольствием дети играют в различные пальчиковые игры. Особенно нравится если на пальчик надеть или нарисовать маркером на водной основе смешную мордочку или человечка. Мы продолжаем играть с Веселой перчаткой, а также стараемся использовать любой предмет для обыгрывания детьми.

Диалог вызывает затруднения у детей. Чтобы сделать эти упражнения более доступными, мы используем такой прием как «кукольные разговоры», поскольку использование кукол снимает психическое напряжение, переносит внимание с собственного «я» на объект – куклу. Мы предлагаем детям упражнение (у детей перчаточные куклы):

 «Куклы встречаются друг с другом, здороваются;

- спрашивают друг друга о здоровье

- прощаются».

Можно предложить такой вариант:

« Одна из кукол нечаянно толкнула другую;

-просит прощенья,

-получает извинения»

Или  «Кукла празднует день рожденья;

-к ней приходит подруга. Поздравляет

-один из гостей опоздал, просит прощенья

-один гость разлил компот, разыграть действия хозяев и провинившегося» и т.п.

Эти упражнения способствуют совершенствованию речи как средство общения, учат детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.

В своей практике мы используем такие творческие задания на развитие воображения и речи как «Зайти в комнату, в образе какого-либо персонажа и поздоровайся с детьми; поздравь их с праздником; спроси какая на улице погода». Очень интересно происходит этот момент, если дети не знают что к ним кто-то должен прийти, а чтобы сделать этот момент еще более загадочным, мы используем карточки с изображением сказочных героев.

         Все вышеперечисленные методы и приемы направлены на решение задач по улучшению речи через игровые ситуации, дидактические игры, упражнения, тем самым способствуя возникновению речи как средству общения.

Интересен еще один вариант упражнений направленный на развитие диалогической речи. Дети выбирают карточку с изображением сказочного персонажа и разбиваются на пары. Задание:

  • сочинить разговор двух персонажей;
  • придумать их разговор по телефону;
  • послать друг другу телеграмму.

Конечно,  с первого раза диалог может и не получиться, или мы можем получить шаблонные вопросы – ответы: «-Здравствуй? Как дела? -Хорошо. А твои?- Тоже». Но при неоднократном упражнении, с каждым разом он будет получаться всё более интереснее  и даже нетрадиционнее:

«-Привет, Мальвина.

-Здравствуй, Буратино.

- Ты хочешь пойти со мной на рыбалку?

- Я не люблю рыбалку, рыба скользкая и мокрая. Хочешь пойти с моим папой? Он любит рыбалку».

Развитию навыков связной речи ребенка, таких как: связно, последовательно, выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы,  способствуют различные упражнения, например, «Продолжи сказку…». Также важно учить ребенка видеть начало, середину и конец рассказа, действия. Подобное умение формируется в упражнении «Разложи картинки» (по сказкам «Рукавичка», «Под грибом», «Три медведя»).

Различные упражнения, проводимые в начале или после окончания театрализованной игры, способствуют и активизации словарного запаса, развитию грамматического строя речи. Например, мы широко используем такие игры, как: «Кто лучше похвалит», «Назови одним словом» при драматизации сказки «Два жадных медвежонка», «Крылатый, мохнатый да масленый» это способствует пополнению словаря ребенка прилагательными, обобщающими понятиями; игра «Кто что делает» при инсценировке песенок «Гречку мыли..», «Счастливого пути» обогащает речь ребенка глаголами (мыли, мяли, послали, блуждала, идет, ползет,  тащится, едет). При обыгрывании сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» можно упражнять детей в назывании многих качеств персонажей (блин круглый, масляный; воробышек ловкий, прыткий; мышка серая, острозубая) и их действий (окунется, перегрызет, обернется).

В результате проведенной работы в конце старшей группы мы получили следующие результаты

1) понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия

  • понимают часто – 2/10%
  • понимают не всегда – 13/55%
  • понимать затрудняются – 5/ 25%

2) в совместной игре со взрослым и сверстниками

  • действуют слаженно, учитывая игровые действия взрослого и детей – 2/10%
  • больше ориентируются на взрослого, чем на сверстников – 14/70%
  • стремятся привлечь внимание взрослого к своим игровым действиям, не согласовывают их с действиями сверстников – 4/20%

3) предпочитают играть:

  • в большой группе (3 и более человек) – 3/15%
  • в малой группе (2 человека) – 12/ 55%
  • один – 5/ 25%

4) в конфликтной ситуации:

  • стремиться найти конструктивный способ выхода из конфликта, учитывая интересы всех его участников – 1/5%
  • понимает причину конфликта, обращается за помощью к взрослому – 14/ 70%
  • испытывает трудности, пытается разрешить конфликт в свою пользу (уговаривает, агрессивно требует, плачет, и т.п.) – 3 /25%

5) понимание ребенком состояния сверстника:

  • различает эмоциональное состояние сверстников и ориентируется на него в процессе общения – 3/15%
  • не всегда различает эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении – 13/65%
  • затрудняется в различении эмоционального состояния сверстников – 4/20%

Как видим, работа имеет положительную динамику.

Таким образом, педагогическая значимость театрализованной деятельности выражается в её активном воздействии на речевое развитие дошкольника. Через ролевые высказывания, драматизацию сюжетов литературных произведений дошкольники активно экспериментируют со словом, мимикой, движением. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся, что приводит к улучшению диалогической речи, ее грамматического строя. Именно в театрализованных играх наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя, поэтому такие игры являются одним из эффективных способов воздействия на ребенка. Кроме того, именно театрализованная деятельность позволяет дошкольникам преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе, которые могут негативно влиять не только на речевое развитие ребенка, но и развитие личности в целом, общение со сверстниками и взрослыми.

Литература

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
  3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.
  4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
  5. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.
  6. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  7. Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.
  8. Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.-М., 1982.
  9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000.
  10. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.
  11. Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников//Дошкольное воспитание–1999.- №11.
  12. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
  13. Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание, 1980.- №10.
  14. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
  15. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
  16. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой.— М., 1989.
  17. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание.- 1997.-№6, 10, 12; 1998-№2.
  18. Стрелкова Л. П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1985.
  19. Суслова Э.К., Ботнарь В.Д. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание, 1994.-№3.
  20. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
  21. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.



Предварительный просмотр:

        

Добрый день, уважаемое жюри, коллеги, конкурсанты.

Разрешите представить вам «Визитную карточку» участника профессионального конкурса «Учитель года-2017»  Мамонтовой Елены Геннадьевны, воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Золушка» г.Холмска

Слайд № 1

надпись

Родилась я в городе Холмске Сахалинской области.

Закончила среднюю школу № 9 г. Холмска.

Всегда была уверена, что буду воспитателем и поэтому в 1990 году поступила, а в 1992 году закончила Александровск-Сахалинское педагогическое училище по специальности «дошкольное воспитание».

И вот я воспитатель

№ 2 (общие сведения)

№ 3 (за столом)

№ 4

№ 5

Я скажу сейчас вам прямо:

Воспитатель для детей – вторая мама.

Посчитайте сколько дней в году

Ваш ребенок с нами в детсаду.

Знаем мы его и вес, и рост,

Даже крестных знаем, не вопрос.

Воспитателем и мамой я тружусь,

Я – два в одном, и этим я горжусь!

№ 6

№ 7

Чтоб по улицам гулять
Нужно правила нам знать
как пройти дорогу скоро
По сигналу светофора

№ 8

Мы в саду в театр играем,
И на сцене выступаем.
Эти сказочки со стажем
Все как надо целиком
Мы по своему расскажем
И по своему споем

№ 9

Детки в садике живут
Здесь играют, рисуют, поют.
Здесь друзей себе находят
Вечером домой уходят.

№ 10

№ 11

№ 12

Все для дела пригодится
Ткани, шишки, нитки, спицы.
Все наши поделки сделаны по делу,
Чтобы научиться, не надо лишь лениться

№ 13

Мальчишек, девчонок любить не устану,

Для них самой лучшей на свете я стану,

Чтоб жили, как в сказке ребята на свете,

Чтоб счастливы были и веселы дети.

Для этого надо чуть-чуть постараться

Немного самою ребенком остаться.

№ 14

Профессию выбрала я по душе

Нелегкая эта работа:

Добрые чувства взрастить в малыше –

Общая наша забота

Профессии этой достойнее нет,

Я - кропотливый ваятель,

Я и художник, я и поэт,

Я детских душ воспитатель.

№ 15,16

        



Предварительный просмотр:

        Добрый день, уважаемое жюри, коллеги, конкурсанты.

Разрешите представить вам «Визитную карточку» участника профессионального конкурса «Учитель года-2017»  Мамонтовой Елены Геннадьевны, воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Золушка» г.Холмска.

Родилась я в городе Холмске Сахалинской области.

Закончила среднюю школу № 9 г. Холмска.

Всегда была уверена, что буду воспитателем и поэтому в 1990 году поступила, а в 1992 году закончила Александровск-Сахалинское педагогическое училище по специальности «дошкольное воспитание».

И вот я воспитатель

Я скажу сейчас вам прямо:

Воспитатель для детей – вторая мама.

Посчитайте сколько дней в году

Ваш ребенок с нами в детсаду.

Знаем мы его и вес, и рост,

Даже крестных знаем, не вопрос.

Воспитателем и мамой я тружусь,

Я – два в одном, и этим я горжусь!

Чтоб по улицам гулять
Нужно правила нам знать
как пройти дорогу скоро
По сигналу светофора

Мы в саду в театр играем
И на сцене выступаем
Эти сказочки со стажем
Все как надо целиком
Мы по своему расскажем
И по своему споем

Детки в садике живут
Здесь играют, рисуют, поют.
Здесь друзей себе находят
Вечером домой уходят.

Все для дела пригодится
Ткани, шишки, нитки, спицы.
Все наши поделки сделаны по делу,
Чтобы научиться, не надо лишь лениться

Мальчишек, девчонок любить не устану,

Для них самой лучшей на свете я стану,

Чтоб жили, как в сказке ребята на свете,

Чтоб счастливы были и веселы дети.

Для этого надо чуть-чуть постараться

Немного самою ребенком остаться.

Профессию выбрала я по душе

Нелегкая эта работа:

Добрые чувства взрастить в малыше –

Общая наша забота

Профессии этой достойнее нет,

Я - кропотливый ваятель,

Я и художник, я и поэт,

Я детских душ воспитатель.

        



Предварительный просмотр:

Мамонтова Елена Геннадьевна,

воспитатель МБДОУ д/с «Золушка»,

первая квалификационная категория

«Я -  учитель»

Учитель — одна из древнейших профессий на земле. Еще в Древней Греции, Египте и Риме люди, почитаемые за свой ум и знания, становились учителями. И считалось великой честью стать учеником философа, постичь тайны мира. Древний философ Платон писал: «Если башмачник будет дурным мастером, то государство от этого не очень пострадает, - граждане будут только несколько хуже одеваться, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей». 

 Часто понятия «воспитатель» и «педагог» - заменяют одни общим словом «учитель». Профессия «учителя» была, есть и будет одной из самых нужных и сложных профессий. Учитель – это образ жизни, некий жизненный эталон. Сегодняшняя эпоха многие ценности пересмотрела и изменила. Традиционное стало не привлекательным, идеалы прошлого – кажутся смешными и наивными. Моральные ценности, передававшиеся из поколения в поколение, попраны. То, о чем говорится, и то, что происходит на самом деле, не всегда соответствует истине. Но современное общество по-прежнему хочет видеть в подрастающем поколении грамотных, трудолюбивых, самостоятельных, готовых к выполнению своего гражданского долга молодых людей. Оно предъявляет высокие требования к ним. И именно педагог должен указать тот верный путь, помочь не свернуть с нужной дороги. Миропонимание и мировосприятие учителя, его активная жизненная позиция помогают детям самоутвердиться, адаптироваться к новым условиям, оценить себя в обществе. На педагога равняются его воспитанники, ученики, и он не может не оправдать их ожидания.

А я – воспитатель. Сколько раз повторяла эту фразу! Своим ли друзьям, знакомым или вовсе не знакомым людям в самых разных обстоятельствах. А сколько внутренних монологов, когда сомнения переполняли душу, начиналось именно этими словами. И понемногу все успокаивалось, находило свое объяснение, вставало на места. 

Я - воспитатель, осознание этих слов приходит сразу, как только ты приходишь в первый раз на работу, но осмысление и полное раскрытие – переживается по-разному.

Многие считают, что воспитатель — это даже не профессия, «великое мастерство» успокоить ребенка, рассказать ему сказку или вытереть нос. Согласна, «воспитатель» - не профессия – это призвание. Много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, кто хочет стать воспитателем: безграничное терпение, мягкость и строгость, доверие и умение быть примером во всем. А главное — любовь, любовь к жизни, и, прежде всего, к детям.

В мире существуют более четырех тысяч различных профессий. Как же не заблудиться и сделать правильный выбор? Говорят, человек счастлив тогда, когда он утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Меня можно назвать счастливым человеком.

Я не только воспитываю и учу, но и учусь сама, как правильнее строить процесс воспитания души и сердца детей. Каким вырастет в будущем ребенок, многое зависит от меня, воспитателя. Жизнь стремительно меняется, современная педагогика и методика вносят новые требования, появляются педагогические технологии. Ни один последующий день воспитателя не похож на день вчерашний. Детский сад - это  то место, где ты должен всегда быть готовым к этому новому, неожиданному. Быть воспитателем – это постоянно быть в поиске новых педагогических идей, технологий, приемов, ведь то, что наработано с одними детьми, не всегда срабатывает с другими. Дети такие разные!

 Быть воспитателем – это торопиться жить, чувствовать и видеть!  Воспитатель  живет вместе с ребятами… Они маленькие, и я маленький. Они большие и я большая. Вам понятна эта радость, рождаться вновь каждые четыре года? Я пытаюсь слиться с детским коллективом, в этом огромное счастье и труд моей жизни.

 «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела» - не найти точнее слов сказанных о педагоге. Поэтому я с гордостью могу сказать: «Я – воспитатель!»



Предварительный просмотр:

Мамонтова Елена Геннадьевна,

воспитатель МБДОУ д/с «Золушка»,

первая квалификационная категория

«Я -  учитель»

Учитель — одна из древнейших профессий на земле. Еще в Древней Греции, Египте и Риме люди, почитаемые за свой ум и знания, становились учителями. И считалось великой честью стать учеником философа, постичь тайны мира. Древний философ Платон писал: «Если башмачник будет дурным мастером, то государство от этого не очень пострадает, - граждане будут только несколько хуже одеваться, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей». 

 Часто понятия «воспитатель» и «педагог» - заменяют одни общим словом «учитель». Профессия «учителя» была, есть и будет одной из самых нужных и сложных профессий. Учитель – это образ жизни, некий жизненный эталон. Сегодняшняя эпоха многие ценности пересмотрела и изменила. Традиционное стало не привлекательным, идеалы прошлого – кажутся смешными и наивными. Моральные ценности, передававшиеся из поколения в поколение, попраны. То, о чем говорится, и то, что происходит на самом деле, не всегда соответствует истине. Но современное общество по-прежнему хочет видеть в подрастающем поколении грамотных, трудолюбивых, самостоятельных, готовых к выполнению своего гражданского долга молодых людей. Оно предъявляет высокие требования к ним. И именно педагог должен указать тот верный путь, помочь не свернуть с нужной дороги. Миропонимание и мировосприятие учителя, его активная жизненная позиция помогают детям самоутвердиться, адаптироваться к новым условиям, оценить себя в обществе. На педагога равняются его воспитанники, ученики, и он не может не оправдать их ожидания.

А я – воспитатель. Сколько раз повторяла эту фразу! Своим ли друзьям, знакомым или вовсе не знакомым людям в самых разных обстоятельствах. А сколько внутренних монологов, когда сомнения переполняли душу, начиналось именно этими словами. И понемногу все успокаивалось, находило свое объяснение, вставало на места. 

Я - воспитатель, осознание этих слов приходит сразу, как только ты приходишь в первый раз на работу, но осмысление и полное раскрытие – переживается по-разному.

Многие считают, что воспитатель — это даже не профессия, «великое мастерство» успокоить ребенка, рассказать ему сказку или вытереть нос. Согласна, «воспитатель» - не профессия – это призвание. Много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, кто хочет стать воспитателем: безграничное терпение, мягкость и строгость, доверие и умение быть примером во всем. А главное — любовь, любовь к жизни, и, прежде всего, к детям.

В мире существуют более четырех тысяч различных профессий. Как же не заблудиться и сделать правильный выбор? Говорят, человек счастлив тогда, когда он утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Меня можно назвать счастливым человеком.

Я не только воспитываю и учу, но и учусь сама, как правильнее строить процесс воспитания души и сердца детей. Каким вырастет в будущем ребенок, многое зависит от меня, воспитателя. Жизнь стремительно меняется, современная педагогика и методика вносят новые требования, появляются педагогические технологии. Ни один последующий день воспитателя не похож на день вчерашний. Детский сад - это  то место, где ты должен всегда быть готовым к этому новому, неожиданному. Быть воспитателем – это постоянно быть в поиске новых педагогических идей, технологий, приемов, ведь то, что наработано с одними детьми, не всегда срабатывает с другими. Дети такие разные!

 Быть воспитателем – это торопиться жить, чувствовать и видеть!  Воспитатель  живет вместе с ребятами… Они маленькие, и я маленький. Они большие и я большая. Вам понятна эта радость, рождаться вновь каждые четыре года? Я пытаюсь слиться с детским коллективом, в этом огромное счастье и труд моей жизни.

 «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела» - не найти точнее слов сказанных о педагоге. Поэтому я с гордостью могу сказать: «Я – воспитатель!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике»    «Сенсорное развитие детей младшего  дошкольного возраста    посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...

Творческая импровизация музыкального руководителя в рамках Муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года - 2017"

Творческая импровизация педагога на тему «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» - Б.ШоуСоставила: Соловьева Ирина Владимировна,Музыкальный руководительМАДОУ «Детский сад № 4» Пе...

Приказ №207 -2 от 29.11.2017г О подготовке к городскому конкурсу "Учитель года - 2017" в номинации "Воспитатель года - 2017" с приложением

Приказ №207 -2 от 29.11.2017г О подготовке к городскому конкурсу "Учитель года - 2017" в номинации "Воспитатель года - 2017" с приложением...