ПРОЕКТ (краткосрочный) «ТЫ + Я = НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».
проект на тему

На наш взгляд,  тимбилдинг или командообразование – будет являться  перспективным направлением формирования команды единомышленников, способной эффективно осуществлять обновленные цели, стоящие перед ДОУ. Понятие "тимбилдинг" относительно ново, однако оно уже достаточно укрепилось в различных сферах общества. Team-building дословно переводится с английского языка как «создание команды». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tyya_nasha_druzhnaya_semya.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД  «СОЛНЫШКО»

ПРОЕКТ (краткосрочный)

«ТЫ + Я = НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

                                                         Авторы проекта:  специалисты службы псхологического сопровождения ДОУ

Лапшова Л.В., Ваганова С.Ф.

                                                                 

Яр-Сале, 2015 год

  1. Информационная карта проекта

руководители

Лапшова Людмила Владимировна, Ваганова Светлана Федоровна - специалисты службы психологического сопровождения МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

команда

педагогический коллектив МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

база реализации

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

срок реализации

с 21 по 25 сентября 2015 года

Актуальность.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования - ускорение темпов развития общества.

Понятие хороший сотрудник, включает качества хорошего специалиста, т.е. определенную специальную, профессиональную подготовленность, но при этом хороший сотрудник – человек, который может работать  в команде и принимать самостоятельные решения; он инициативный, способный к инновациям.

Помимо профессиональной компетентности современный педагог должен владеть стрессовоустойчивым поведением, основные показатели которого:

- психологическая устойчивость;

- готовность к перегрузкам;

- готовность к стрессовым ситуациям, умение их них выходить;

- способность делать осознанный и адекватный выбор;

- эффективное использование ограниченных ресурсов;

- умение вести переговоры, используя знания об эффективных способах организации общения, основы конфликтологии, делового этикета и т.д._ и многие другие способности, необходимые для общения со всеми субъектами образовательных отношений.

В то же время некоторые перечисленные параметры ведут к здоровьеразрушению, относя профессию педагога к «группе риска». 
Поэтому необходима разработка модели управления, обеспечивающей не только развитие коллектива, но и формирование мотивации к  тому, чтобы быть здоровым.  

На наш взгляд,  тимбилдинг или командообразование – будет являться  перспективным направлением формирования команды единомышленников, способной эффективно осуществлять обновленные цели, стоящие перед ДОУ.

Понятие "тимбилдинг" относительно ново, однако оно уже достаточно укрепилось в различных сферах общества. Team-building дословно переводится с английского языка как «создание команды».

Teambuilding представляет собой систему мер, направленных на построение из обычного рабочего коллектива успешной команды, где каждый участник максимально раскрывает свои способности и выполняет именно те задачи, в которых он особенно хорош, что в конечном результате приводит к качественным изменениям в структуре коллектива и его взаимоотношениях:

- налаживаются связи между теми сотрудниками, которые до этого не общались;

- происходит перераспределение ролей среди сотрудников организации;

- выявляются новые лидеры;

- появляются навыки быстрого командного решения проблем;

- развивается система подстраховки друг друга;

- работа становится приятнее для человека, так как он находится теперь не в окружении коллег по работе, а в среде единомышленников и друзей;

- у коллектива появляется более мощная мотивация, после грамотно проведенного тимбилдинга, сотрудники не просто просиживают время на работе, а нацелены на получение конкретного результата.

Основная цель тимбилдинга - создание собственного опыта командной работы коллектива через искусственно созданную ситуацию с последующим анализом результатов. Развитие коллектива  направлено на улучшение эффективных вертикальных и горизонтальных связей, внедрение нововведений в работу организации, повышение лояльности персонала.

Цель первая -   повышение мотивации персонала и корпоративного имиджа.  Совместное решение командной задачи доказывает незаменимость и значимость каждого. А значит, есть желание отдачи: работать усердно, уважать руководство и коллектив, развиваться.

Цель вторая - возможность реализации личностного и командного потенциала участников. В условиях, освобожденных от привычной рабочей атмосферы,  личность сотрудника раскрывается более полно, есть возможность рассмотреть, что называется, с другой стороны.

Цель третья -  приверженность корпоративной культуре и ценностям организации. На тимбилдинге возможно до каждого донести то, что особенно важно: наградить самых творческих, поблагодарить пожилых и опытных, доверить какие-то задачи молодым и перспективным.

Цель четвертая - приобретение и укрепление навыков принимать эффективные решения в сложной и быстроменяющейся обстановке. Происходит безболезненная адаптация: попробовал, не получилось, не отчаялся, попробовал снова, и вот успех. А значит, вера в собственные силы, «широта взгляда» на проблему.

Цель пятая - эмоциональное и эстетическое удовольствие от результатов совместной деятельности.  Радость от результатов совместной деятельности во время тренинга командообразования - тимбилдинга - компенсирует недостаток положительных эмоций от совместного труда, позволяет увидеть те преимущества, которых раньше не удавалось заметить, и использовать новые знания в процессе работы.

Цель шестая - укрепление доверия к членам команды и к организации в целом. Для решения актуальных задач мало усилий одного человека. В основном мы все работаем «в команде». Нас окружают люди, которые, так или иначе,  участвуют в нашем рабочем процессе. Чтобы работа была быстрой и эффективной, важно доверять тем, кто стоит с тобой в одном строю.

Основная  идея тимбилдинга  - сплочение через совместное преодоление трудностей. Это не просто тренинг, не только полезный опыт, но также и незабываемые впечатления, накал страстей, сильнейший эмоциональный подъем участников! И, главное! Повышение мотивации и работоспособности! Смех и веселье, азарт соперничества и радость совместных побед, возможность протянуть руку помощи и ощутить поддержку коллег - все это team-building.

Тренинги командообразования рекомендуется проводить не только во время нормальной работы, но и при:

- разворачивании новых проектов.

- принятии сложных (стратегических) решений.

- увеличение персонала

 

2. Проблемно-ориентированный анализ

         Каждый педагогический коллектив образовательного учреждения переживает периоды становления, функционирования  и развития. Наше дошкольное учреждение находится в стадии развития (введение ФГОС ДОУ), когда традиционное содержание и технологии образования и воспитания вошли в противоречие с новыми условиями, задачами и потребностями общества.

 Центральной фигурой в дошкольном образовании является фигура того, кто работает с ребенком  этого возраста. От педагога зависит, какие будут компетентности у ребенка, как будет строиться детско-взрослое сообщество. Современный воспитатель должен обладать высоким уровнем психолого-педагогической подготовки.       

На сегодняшний день в детском саду работают 35 воспитателей и 14 специалистов. Поэтому, становление коллектива и совершенствование профессиональной компетентности педагогов  для нашего учреждения приобретают особую значимость. 

         Анализ кадровых условий  ДОУ был проведен по критериям: возрастной  и образовательный ценз педагогов, педагогический стаж работы, готовность  к нововведениям, творческий потенциал.

В результате проведенного анализа было выявлено следующее:

Возрастной ценз

Диаграмма 1. Возрастной ценз педагогического коллектива

Анализируя данные возрастного ценза педагогического состава детского сада, следует отметить, что большее количество 32 педагога составило в возрастных рамках от 20-35 лет.

-в возрасте от 35-45 лет – 11 педагогов;

-в возрасте от 45 и свыше – 6 человек;

-молодые специалисты – 5 педагогов.

Диаграмма 2.Образовательный уровень педагогического коллектива

Из диаграммы видно, что высшее педагогическое образование составляют 61% (30 человек) из общего количества педагогов; среднее специальное – 37% (18 человек), не имеет специального образования 1 педагог, что составляет 2 % от общего количественного состава педагогических работников.

Диаграмма 3. Сравнительная характеристика педагогического стажа

По данным образовательного ценза, педагоги, имеющие небольшой стаж педагогической работы составляют  44% (22 человека) от общего количества педагогического корпуса; по 9 человек имеют педагогический стаж от 5-10 лет и от15-25 лет;  4 человека – от 10 до 15 лет. Такое же количество в образовательном формате свыше 25 лет.

Таким образом, проанализировав качественный состав педагогического коллектива, сделаны следующие выводы:

- анализ образовательного  и возрастного цензов показывает:

  • педагоги в возрасте от 20 до 35 лет  имеют  педагогическое образование, небольшой стаж работы до 5 лет, и чаще всего подвержены кризису профессиональной адаптации, что напрямую связано с "человеческой спецификой" педагогической профессии: войти в новый коллектив и установить отношения с людьми разного возраста, статуса; войти в детский  и родительский коллективы; проверить на истинность собственные знания и имеющийся опыт и т.д.  
  • Педагоги в возрасте от 35 до 45 лет - имеют достаточный педагогический стаж, инициативны, компетентны в своей деятельности, их можно назвать «генераторы идей»  но, к сожалению, образовательный  уровень не отвечает сегодняшним требованиям, предъявляемым к  современному педагогу ДОУ.
  • Педагоги в возрасте от 45лет и свыше  - активны, обладают богатым практическим опытом работы и чаще других категорий  сталкиваются с необходимостью принципиальной корректировки своей профессиональной деятельности. Они вынуждены подстраиваться под ситуацию (новое поколение и идеалы; новые требования к организации педагогического труда),  что усугубляет чувство неудовлетворенности от своей деятельности и профессиональную тревожность.

Педагоги с большим стажем работы зачастую ориентированы на занятия как основную форму работы с детьми, недооценивают партнёрскую совместную и самостоятельную деятельность детей.

 Начинающие воспитатели теоретически подготовлены лучше, знают требования современных программ, но не имеют опыта использования разнообразных форм работы и недостаточно применяют новые образовательные технологии.

В связи с этим необходимо повышать уровень профессиональной компетентности педагогов не только своевременным направлением на курсы повышения квалификации, но и другими формами и средствами. А профессиональный и личностный рост педагога возможен только при создании необходимых  условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый. Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой – вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.

           

Формулировка проблемы: различный  образовательный,  возрастной уровень сотрудников; различная степень  профессиональной активности и креативности, исполнительной дисциплины, высокий процент заболеваемости среди педагогов ДОУ  стимулирует  нас на поиск таких форм работы, которые будут способствовать становлению коллектива и совершенствованию профессиональных и личностных качеств педагога, а также  формированию мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья.

3. Цель и   задачи проекта:

Цель: создание условий для  формирования команды педагогических профессионалов и стимулирование профессионального и личностного роста педагогов ДОУ с помощью тимбилдинговой политики.

Задачи:

1.  Способствовать развитию профессиональных (организаторских, проектировочных, коммуникативных, управленческих и рефлексивных компетенций) и личностных качеств  педагогов с помощью эффективных форм групповой профилактической работы.

2. Повысить профессиональные компетенции педагогов  ДОУ с учётом  внутренних ресурсов и возможностей.

3.Обеспечить теоретическую, психологическую поддержку развития профессиональных ориентаций и умений педагогов.

4. Разработать  и апробировать технологию формирования команды профессионалов-единомышленников посредством проведения тренинга, направленного на развитие  у сотрудников навыков командной работы.

4. Модель и особенности реализации.

Тип проекта:

1.По содержанию: психолого-педагогический.

2.По количеству участников проекта: групповой.

3. По времени проведения: краткосрочный (с 21 по 25 сентября 2015 года).

Назначение проекта: определение стратегического и тактического плана действий по созданию  условий для  формирования коллектива единомышленников,  профессионального и личностного роста педагогов ДОУ с помощью тимбилдинговой политики в условиях введения ФГОС ДО,

Перспективы проекта:

Использование в управленческой работе другими детскими садами.

                                    

Новизна проекта состоит в:

- разработке психологических подходов на основе тимбилдинговой политики  направленной на развитие в коллективе  профессиональных и личностных качеств каждого педагога;

- введение системы психологической консультативной поддержки молодых педагогов;

 -  дифференцированном подходе к развитию профессионального потенциала педагогов по степени готовности к профессиональному и личностному совершенствованию.

Прогнозируемые  результаты реализации проекта:

1.  Повышение профессиональной компетентности педагогов (наличие определённых знаний по овладению способами саморегуляции, психологическая устойчивость);

3. Наличие сплоченной команды единомышленников, готовой к инновационным действиям в обновлении содержания дошкольного образования.

3 Функционирование ДОУ в статусе творческого педагогического коллектива.

 Целевая аудитория проекта: 

- административный персонал учреждения

- педагогический коллектив – воспитатели и  специалисты детского сада «Солнышко».

Условия, обеспечивающие успешность проекта:

-дифференцированный подход к развитию профессионального потенциала педагогов по степени готовности к профессиональному и личностному совершенствованию;

- индивидуальный подход к развитию профессионального потенциала молодых педагогов;

- заинтересованность сторон – участников проекта;

- чёткое целеполагание и ориентированность на результат;

Показатели профессионального и личностного роста педагогов:

- умение работать в команде (наличие и результативность работы временных творческих объединений, работающих по различным проблемам воспитания и образования детей дошкольного возраста);

- повышение квалификационной категории;

- количество авторских методических разработок, реализованных в работе с детьми и родителями;

- результативное участие в профессиональных конкурсах;

- участие в конференциях, семинарах и т. д. различного уровня;

- результативное участие воспитанников в детских конкурсах различного уровня;

- увеличение числа воспитанников, участвующих в детских конкурсах;

- публикации в СМИ, сборниках методических материалов и т. д.

- награды и иные достижения педагогов.

Содержание проектной деятельности.

Этап

Содержание деятельности

сроки

Определение проблемы

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

сентябрь 2015г.

Постановка задач.

Формулирование задач и цели проекта, опираясь на анализ условий образовательного учреждения.

Сентябрь 2015г.

Составление программы проекта

Разработка мероприятий, направленных на сплочение коллектива, развитие профессионального и личностного роста педагогов.

Подбор средств реализации проекта.

Сентябрь 2015г.

Реализация программы проекта

Проведение психолого-профилактической  работы с педагогическим коллективом.

Сентябрь 2015г.

Рефлексия

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов; оценка реализации проекта; принятие решения о его распространении или закрытии.

до 25 сентября 2015 года

Особенности управления проектом:

Психологическая служба ДОУ:

-  организует командную работу педагогов;

- координирует деятельность сотрудников по реализации проекта;

- оказывает психологическое сопровождение на всех этапах реализации проекта;

- занимается информационным сопровождением проекта.

Педагоги ДОУ:

- реализуют проект;

- участвуют в работе временных творческих объединений.

 

Стратегия и механизмы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный этап (до 21сентября 2015г.)

       Цель:   психолого-педагогическое изучение деятельности и интересов педагогов ДОУ.

Мероприятия

Цель

Ответственное лицо (должность, структура)

результат

1. Разработка мероприятий по сопровождению начинающих педагогов

Рассмотреть возможности индивидуального подхода  к развитию профессионального потенциала молодых педагогов

психологическая служба ДОУ

Апробированы технологии формирования команды профессионалов-единомышленников посредством проведения тренинга, направленного на развитие  у сотрудников навыков командной работы.

2 Определение  наиболее перспективных  направлений  тимбилдинговой политики, способствующей раскрытию ресурсов организации и личности

Познакомить педагогов с данной моделью

Методическая служба ДОУ

Определены основные направления тимбилдинговой политики.

Основной этап (до 25 сентября 2015г.)

Цель: апробирование выбранных направлений  тимбилдинговой политики: здоровьесбережение и профессиональное развитие педагога;

1 направление – здоровьесбережение

Задачи:

1 формировать устойчивую мотивацию к  сохранению и укреплению физического и психического здоровья;

2.способствовать становлению  профессиональной компетентности в области ЗОЖ;
3.  помочь  овладеть здоровьесберегающими технологиями педагогической деятельности и способами здоровьесберегающего профессионального поведения («поведенческая грамотность»).
  

Содержание мероприятия

цель

Ответственное лицо

результат

1. Апробирование формы «Совместная работа в микрогруппах»

формирование навыков взаимодействия по выработке конкретных решений

психологическая служба ДОУ

формирование объединений педагогов, способных эффективно работать в условиях микрогруппы

2.Тимбилдинг-игра-тренинг «Вместе мы сила»

приобретение навыков разработки программы развития ДОУ; определение потенциала педагогического ресурса; мотивация к работе в режиме инновационного образовательного учреждения.

скорректирована программа развития ДОУ

3.Групповое консультирование педагогов «Коммуникативная компетентность педагогов»

обучение педагогического коллектива с целью повышения психолого-педагогических знаний, профессиональной  компетентности

повышение психолого-педагогических знаний, профессиональной компетентности педагогов  по заявленной проблеме

Результаты второго этапа

  • сформированы творческие коллективы, активно участвующих в организации досуговых и профессиональных объединениях педагогов;
  • оформлен позитивный педагогический опыт, подлежащий распространению.

Обобщающий этап (25 сентября 2015г.)

Цель: подведение итогов эффективности и жизнеспособности применяемых форм работы с педагогическим коллективом; трансляция результатов реализации проекта.

Результат реализации проекта.

1. Педагоги имеют  устойчивую мотивацию  к коллективному сотворчеству, совместной деятельности, что характеризуется развитым конкурсным движением не только в конкурсах профессионального мастерства, но и в творческих конкурсах.

2. Уровень развития коллектива характеризуется следующими составляющими:

1) сплоченность

-  педагоги включаются в творческую деятельность ДОУ;

- сработанность, которая проявляется в отсутствие конфликтов, видение перспективы совместной деятельности;

2) организованность

- организованность на самообразование

- организованность на развитие

- организованность на достижение

что подтверждается результативностью участия в проектной деятельности

3) ценностно-ориентированная зрелость

- единство ориентаций;

- совместимость;

- потенциальная стабильность.

Таким образом, можно сделать вывод, что прогнозируемые  результаты реализации проекта практически совпали с реальными достижениями.

1.     Повысилась коммуникативная компетентность педагогов;

3.     Проект обеспечил выход субъект-субъектного отношения со всеми участниками образовательных отношений.