«Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
консультация (подготовительная группа) на тему

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения?

Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_pedagog_s_semyamimrio.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

Подготовила воспитатель МБДОУ «Лямбирский д/с №3 комбинированного вида» Волкова Наталья Александровна.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения?

Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки

  Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников

  Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями

  Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями

  Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...

                   Знания (содержательный компонент)

        о семье

  об особенностях семейного воспитания

  о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания

  о методах изучения семьи

  о современных формах организации общения

  о методах активизации родителей.

Умения и навыки (деятельностный компонент)

  Умение преодолевать психологические барьеры общения

  Владение методами изучения семьи

  Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье

  Умение ориентироваться в информации

  Умение конструировать программу деятельности с родителями

  Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями

  Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников

Портрет педагога

  Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями

  Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»

  Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей

  Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.

  В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.

  Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

  Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.

  Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.

  Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно,  должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Примерный кодекс общения:

1.     Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

2.     Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

3.     Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

4.     Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

5.     Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

6.     В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.