Конспект по ФЭМП "В мире математики", конспект "Времена года"
материал на тему

Згурськая Елена Анатольевна

Цель: Уточнить и закрепить полученные в течении года знания, умения, навыки.

Задачи:

- формирование представлений о временах года их смене и месяцах;

- закрепление знаний о животных, птицах, насекомых;

- повторение правил поведения в весеннее время года;

- уточнение знаний о воде ее свойствах и состоянии в окружающей среде; повторить не традиционную технику ИЗО деятельности «Кляксография».

- воспитание патриотических чувств и любви к родному городу;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_matematiki.doc33.5 КБ
Файл konspekt_vremena_goda.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

 «В мире математики».

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в необычное морское путешествие на корабле. Во время путешествия мы с вами побываем на разных островах и попробуем раскрыть их тайну и отыскать клад. Чтобы отправиться в плавание нам нужен (капитана). Я знаю одного смелого, отважного капитана.(Заходит капитан).

Капитан: Здравствуйте, ребята. Меня позвали к вам на помощь в поисках сокровищ. Но для этого нам нужно разделиться на две команды. У меня есть бескозырки красные и желтые. У кого красные бескозырки, садятся на правый борт корабля, а у кого желтые на левый борт.  У меня с собой есть карта нашего морского путешествия. На ней вы видите много разных островов.(называем называют)

Капитан: Каждый остров хранит в себе тайну, что бы ее разгадать вам понадобятся все ваши знания и умения. За каждую разгаданную тайну вы получаете драгоценный камень и в конце нашего путешествия посмотрим какая команда самая лихая. Ну что капитан, в путь?

  1. Воспитатель: Первый остров: «прочитай и запиши».  Посмотрите здесь есть шкатулка. Давайте заглянем внутрь. Здесь лежат картинки. И задание. Каждая команда берет картинки и вам нужно записать на листочке правильно слова.

Пальчиковая гимнастика:

Вот левая, вот правая,       (по очереди поднимают руки)

Их только так зовут            (хлопают в ладоши)

Подружки не разлучные всегда вдвоем идут   (имитируют ходьбу руками)

И левая и правая пошли одни гулять      (по очереди поднимают руки)

Нашли большую лужу и стали в ней скакать

Вот мокрые холодные идут одни едва   (медленно руками изображают  шаг)

Вдруг левая и правая повстречали льва    (поочередно поднимают руки )

А он открыл большую пасть и страшно так рычит

Что левая бежит домой и правая бежит

До дома добежали    (складывают руки домиком)

Смотрите обе тут     (руки поднимают к верху)

Но только позабыли, как их теперь зовут  (пожимаем плечами)

Где левая, где правая не разобрать самим  (по очереди поднимают руки)

Скорее посмотрите и подскажите им    (хлопают в ладоши.)

  1. «Веселая математика»  решаем задачи  

Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели.

Пять румяных, наливных,

Три с кислинкой.

Сколько всего их? (8)

Подарил ежата ежик восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят – сколько было всех ежат? (2 )

Три цыпленка стоят и на скорлупки глядят.

Три цыпленка в гнезде у наседки сидят.

Отвечай поскорей сколько цыплят? (6)

У стены стоят кадушки, в каждой кадушки по одной лягушки.

Если было пять  кадушек, сколько было в них лягушек? (5)

Вова и Саша пошли за грибами.

Вова собрал семь грибов, а Саша на один меньше.

Сколько грибов собрала Саша?  (6)

Коля и Андрей ловили карасей.

Коля поймал два карася, Андрей на два больше.

Сколько рыбок поймал Андрей? (4)

  1. «Исправь ошибку»

Червяк клевал скворца.

Песня пела соловья.

Мохнатая гусеница съела синицу.

В цветке стояла ваза

Грибы собирали детей в корзину

Пушистая мышка поймала кошку.

  1. посмотрите, на этом острове растет дерево с монетами. На монетах разные цифры нужно назвать соседей числа.

Капитан: Зрительная гимнастика:

Встань раслабся раз, два, три

Пристально вперед смотри.

Прямо стой и не вертись,

А глазами вверх – вниз, вверх – вниз…

Носик прямо смотрит смело.

Глазки ходят вправо – влево, вправо – влево…

Сейчас смотри не ошибись

Вправо – вверх и влево – вниз.

И опять не ошибись

Влево – вверх и вправо – вниз.

Глазки наши поморгали

И по кругу побежали.

5. «Яблоня». Посмотрите какая яблоня растет на этом острове. Каждая команда срывает по 5 яблок и нужно прочитать слова, которые написаны на яблоках.

      Игра «Земля - вода»

Встают в одну шеренгу возле своих кораблей на слово земля прыжок вперед, на слово вода прыжок назад

Земля – суша, остров, берег, песок, глина

Вода – море, река, водичка, ручей, океан, роса.

6.«Почему»  приметы весны

Вопросы первой команде

Почему радуются люди?

Почему бегут ручьи?

Почему набухают почки?

Почему появляются насекомые?

Вопросы второй команде

Почему трескается лед?

Почему лопаются почки?

Почему прилетают птицы?

Почему появляется трава?

Наше путешествие подошло к концу давайте попрощаемся с капитаном, скажем ему спасибо за помощь. А теперь давайте посчитаем какая команда собрала больше драгоценных камней.



Предварительный просмотр:

Комплексное занятие «Времена года»

Цель: Уточнить и закрепить полученные в течении года знания, умения, навыки.

Задачи: 

- формирование представлений о временах года их смене и месяцах;

- закрепление знаний о животных, птицах, насекомых;

- повторение правил поведения в весеннее время года;

- уточнение знаний о воде ее свойствах и состоянии в окружающей среде; повторить не традиционную технику ИЗО деятельности «Кляксография».

- воспитание патриотических чувств и любви к родному городу;

Ход занятия

БАБА-Яга приносит картину- путаницу по временам года. Ага, вот вы где все собрались? Я решила стать художником во какую картину нарисовала

Воспитатель: Дети посмотрите, что это за картина которую принесла Б (дети вместе с воспитателем рассматривают картину и комментируют ее).

БАБА-Яга: Я все зная, я все знаю (обижается) вам моя картина не нравиться? Сами ничего не знаете, а я вон сколько лет живу на свете все знаю.

Воспитатель: ребята давайте поможем Б разобраться что она перепутала во временах года.

Дети:  говорят и переставляют картинки.

БАБА-Яга что вы мою картину портите, не дам (после нескольких исправлений Б забирает)

Воспитатель:  Б что ты так переживаешь времена года не могут быть все сразу, они приходят друг за другом, одно время года заменяется другим.

Баба яга, посмотри, какие у  нас необычные часы.

БАБА-Яга: ну и что это у вас за круг такой ограменный

Дети: Календарь природы.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на календарь и скажите, какими цветами обозначены на кругах времена года?

Дети: Синий цвет – зима, зелёный цвет – весна, жёлтый цвет – осень, красный цвет – лето.

Воспитатель: Каждое время года приходит к нам с тремя братьями. Кто знает с какими? (месяцы). Вот посмотрите они у нас, как в сказке, стоят все вместе. Давайте вспомним, какие месяцы приходят, в какое время года. С какого времени года начнем? Для этого мы обратимся за помощью к нашим часам.

БАБА-Яга:   (подходит к часам крутит стрелку , а она не крутится) Ага а  у вас Стрелка без моих заклинаний не повернется. А я вам своих заклинаний не скажу.

Воспитатель: почему. Мы сейчас посчитаем, от 1   до 5.

Крутят стрелку и объясняют,  какие месяцы приходят в выпавшем времени года.  

Слайд Зима.

Воспитатель: Вспоминайте, какие месяцы приходят зимой. Давайте выбурим из наших братцев-месяцев нужные (декабрь, январь, февраль). Слайд. На наших часах зама обозначается каким цветом (синим). Внимательно посмотрите у каждого месяца середка тоже синяя. Значит, вы правильно определили все месяцы.

БАБА-Яга:   Месяцы зимы вы знаете, а явления природы зимой наверняка не знаете.

Воспитатель: как не знаем, все мы знаем.

БАБА-Яга:   Значит сейчас я вас проверю Игра «Доскажи Словечко»

Тихо, тихо, как во сне падает на землю … (снег) (щелчок).

С неба все скользят пушинки – серебристые… (снежинки) (щелчок).

На поселки, на лужок все снижается… (снежок) (щелчок).

Вот веселье для ребят – все сильнее… (снегопад) (щелчок).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки) (щелчок).

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик) (щелчок).

Рядом снежная фигурка – это девочка - … (снегурка) (щелчок).

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой… (снегири) (щелчок).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег) (щелчок).

- Какие слова вы добавляли? (Дети отвечают, после этого по щелчку показываются картинки на слайде 6, дети снова называют картинки: снегурка, снежки, снежинки, снегири, снеговик). Какой первый звук у всех слов.

 Воспитатель: щелчок слайд 7 давайте скажем Б какой снег? (белый, рассыпчатый, холодный, пушистый, легкий, воздушный…)

Вы не устали?

Физминутка Слайд 8

Выпал беленький снежок. Соберемся мы в кружок. (Дети становятся в круг.)

Снег, снег, белый снег. Засыпает он нас всех. (Машут руками перед собой).

Не боимся мы пороши, ловим снег – хлопок в ладоши, («ловят»).

Руки в стороны, по швам – снега хватят нам и вам. (Разводят руки в стороны, опускают по швам, показывают руками на себя, протягивают руки вперёд).

Дети садятся на стулья.

БАБА-Яга:   Снег вам снег. Зимой холодно.

Воспитатель: ты одета не по сезону, поэтому тебе холодно. Сейчас ребята помогут правильно тебе выбрать зимнюю одежду.

Шуба из меха – значит она какая? Дети:   Шуба меховая  

Шапка из шерсти – (шерстяная шапка).

Варежки из пуха – (пуховые варежки).  

Сапоги из кожи – (кожаные сапоги).  

Пальто из драпа — (драповое пальто).

БАБА-Яга:   одели, молодцы. Вы любите гулять по зимнему лесу? Попробуйте  угодать кто спрятался За пеньком? (заяц)Тогда чьи уши мы увидели? (заячьи уши). Между деревьями мелькнул … (лисий хвост). На снегу мы заметили … (волчьи следы). А на дереве отыскали … (беличье дупло). Слайд10

Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей). Назовите птиц, появляющиеся на экране (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока)

- Как птицы подают голоса? Отвечайте полным предложением. (Слайд 17 по щелчку: Воробей чирикает. Синица и снегирь свистят. Ворона каркает. Сорока трещит. Голубь воркует.)

Воспитатель:  давайте вернемся к нашим часам. Теперь счет не прямой , а обратный от 1 до 5.

Весна.

Воспитатель:  Вспоминайте, какие месяцы приходят весной. Давайте выбурим из наших братцев-месяцев нужные (март, апрель, май). Слайд. На наших часах весна обозначается каким цветом (зеленым). Внимательно посмотрите у каждого месяца середка тоже зеленая. Значит, вы правильно определили все месяцы.

БАБА-Яга: , а что это у вас здесь? Давайте определим кике птицы весной  с нее едят .

Воспитатель:

Под ногами все куда-то

Ускользает и плывет.

И смешно, и страшновато:

На дороге …

                             (Гололед)

Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю.

                             (Сосулька)

А вы , ребята, знаете правила поведения на улице во время таяния снега?

  • Дети: Не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге
  • Не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься
  • Если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!

А теперь давайте поиграем в игру «Сосулька»:

Вниз головой висит сосулька,   Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают  домиком.

От солнца насморк у нее.          Трогают себя за нос.

То от тепла она заплачет,          собирают «слезы» в ладонь.

То платьице ушьет свое.           Проводят руками по телу сверху вниз,  

                                                              горизонтальным движением «обрезают» длину.

Придет мороз – заледенеет,       обнимают себя руками, дрожат

Немного за ночь подрастет,     Руки вытягивают вверх, встают на носочки

Окрепнет телом, потолстеет,    руки округляют по бокам.

Тяжелой станет-  упадет.          Приседают.

Б: Посмотрите, кто это ползет?

Слайд (какое насекомое где живет?)

Слайд (посчитай насекомых)

Из какой сказки

                                             Осень 

Воспитатель:

Вспоминайте, какие месяцы приходят осенью. Давайте выбурим из наших братцев-месяцев нужные (сентябрь, октябрь, ноябрь). Слайд. На наших часах осень обозначается каким цветом (желтым). Внимательно посмотрите у каждого месяца середка тоже желтая. Значит, вы правильно определили все месяцы.

А теперь давайте составим рассказ описание природы осенью. Я начну, а вы продолжите.

Игра «расскажи об осени» (дети продолжают рассказ) Слайд

Завяли…..(цветы), пожухла….. (трава), хмурится…(небо), накрапывает…(дождь), улетают на юг…(птицы) пожелтели на деревьях…(листья).  

Игра «осенние листья»

 (березовая ветка слайд) вот березовая веточка, а на ней березовые листочки, вот кленовая веточка, а на ней…, вот дубовая ветка, а на ней…..листочки (осиновая, липовая).
Баба Яга, что ты натворила?

Б: Я вам осень подарила (после дети под музыку собирают букет). Кажется начинается моросящий, тихий дождик. Давайте встанем друг за другом. Ложут руку на плечо первому).

Пусть ваши руки станут маленькими капельками дождя:

Кончиками пальцев очень нежно барабаньте по плечам того, кто идет перед вами…

А теперь, дождик усиливается, капли дождя стали больше и тяжелее:

Сильнее барабаньте кончиками пальцев по плечам и спине.

Дождь постепенно утихает.

А вы знаете, что в моем лесу растет много вкусных .(слайд поганки)

Воспитатель: Разве это съедобные грибы? Давайте соберем в корзину(слайд).

Б: Если несъедобные грибы есть нельзя, зачем они растут в лесу?

Дети: для животных они являются лекарства, они ими питаются.

Я: А вы знаете что животные делают осенью?

Дети: запасы на зиму.

Я: а какие животные делают запасы на зиму?

Воспитатель: Баба Яга ты не хочешь с нами поиграть?

Игра «Отгадай и присядь» 

(Дети выходят и становятся в круг)

-Ребята, сейчас я буду называть птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название птицы, которая улетает осенью , то машите руками, как будто мы провожаем перелетных птиц в путь.

Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, грач, скворец, воробей, кукушка, утка дикая.

Лето

Воспитатель: Вспоминайте, какие месяцы приходят летом. Давайте выбурим из наших братцев-месяцев нужные (июнь, июль, август). Слайд. На наших часах лето обозначается каким цветом (красным). Внимательно посмотрите у каждого месяца середка тоже красная. Значит, вы правильно определили все месяцы.

Ну вот наконец-то наступило лето.

Игра «Лето какое?»

 

Б: Как мне нравится лето в моем лесу. В нем так красиво и много животных.

Воспитатель: А где мы живем? В каком городе мы живем? А как летом наш город выглядит? (слайды аллеек)

 Игра «Наш герб»

У каждого города есть свой герб. Сможете узнать где герб Киселевска?

Игра «Назови»

Назовите здания в Киселевске. (слайд).

Б: А вы знаете без чего не может жить все живое на земле?

Дети: вода.

Я: где она встречается в природе?

Ответ детей.

Воспитатель: Д/и «Найди воду в картинках». Картинки: речка, снежинки, дождь, сосулька, роса на цветке, облако, стакан, морковь, камень и др. Какие состояния воды мы знаем?

Дети: (жидкое, твердое, газообразное)

Б: Вода, вода, а каким она цветом? Желтая или зеленая? И чем она пахнет?

Дети: она прозрачная, не имеет запаха.

Б: Вы обманываете, на моем болоте вода зеленая.

Дети:

Б: не верю.

Воспитатель: Ребята, давайте покажем Б. что вода может менять цвет в зависимости от того, каким цветом мы ее окрашиваем.

Опыт (закрашивание воды красками)

Воспитатель: Б. яга, какая ты не аккуратная накапала на стол. Ребята, а что можно сделать с разлитой цветной жидкостью?

Ответ детей. Рисование.

Воспитатель: получившимся рисункам надо дать время высохнуть. Давайте их унесем в группу, положим их сушить, получившиеся работы рассмотрим у кого, что получилось.

                                       Самоанализ:

На непосредственно образовательной деятельности было продемонстрировано комплексное занятие, которое позволило выявить уровень полученных знаний у воспитанников группы.

Продолжительность занятия составила 55 минут.

Структура НОД состоит из трех частей: сюрпризный момент (появление сказочного персонажа); игровые упражнения (игры с персонажем и воспитателем в основной части); в заключительной – дети вспомнили технику – «Кляксография».

Для заинтересованности использовались разнообразные игровые презентации, которые способствовали повышению работоспособности детей в ходе всего занятия.

На занятии четко прослеживалась обратная связь – реакция детей.

Были применены следующие педагогические приемы:

Голосовая и эмоциональная модуляция, модуляция темпа речи, прерывание речи с использованием догадки. Риторические вопросы, контрольные вопросы, активное ассистирование.

Соблюдены принципы: активности, наглядности, систематичности, последовательности, доступности, научности, развития, психологического комфорта.

Цели занятия были достигнуты