педагогическая диагностика образовательного процесса в доу
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Соколова Наталия Леонидовна

педагогическая диагностика образовательного процесса в  подготовительной к школе группе доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_diagnostika.docx70.28 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика педагогического процесса

в подготовительной к школе группе №6 (с 6 до 7 лет)

дошкольной образовательной организации

на 2017/2018 учебный год

Диагностика педагогического процесса в подготовительной группе (с 6 до 7 лет)

           Инструментарий педагогической диагностики в подготовительной к школе группе (6-7 лет).

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения,которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки. В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы:

- наблюдение;

- проблемная (диагностическая) ситуация;

- беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

- индивидуальная;

- подгрупповая;

- групповая.

          Система  мониторинга  содержит  5 образовательных областей, соответствующих ФГОС дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 года: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие", что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

          Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1 балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла - ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5 баллов - ребенок выполняет самостоятельно все параметры оценки.

           

            Этап 1. Напротив фамилии имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, затем считается  итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить  по строке и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения  индивидуального учета промежуточных результатов освоения образовательной программы.

           Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе ( среднее значение  = все баллы сложить по столбцу и разделить на количество детей, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых  промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

           Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении  педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Высокими вариантами развития можно считать среднее значение по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития  больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,6 до 3,7 можно считать средними  показателями , показателями некоторых проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,5 будут свидетельствовать низком показателе развития и о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области.

Описание примерного инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Сформировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе развита инициативность, ответственность. Внимательно слушает. Может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.

Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.

Задание: «Выложи, пожалуйста, такого мишку (показывает схему выкладывания).

Как ты думаешь, у тебя получился такой же мишка? И по цвету, по форме?».

Материал: одежда ребёнка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на верхней полке, на нижней полке).

Задание: «Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, приедут Незнайка и Дюймовочка. Пожалуйста, сложите одежду так, как нарисовано на схеме».

2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

Методы: беседа, проблемная ситуация.__

Материал: картина с изображением ссоры детей.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Что изображено на картине?

Что чувствует мальчик и девочка? Почему мальчик рассердился? Почему девочка плачет?».

Образовательная область «Познавательное развитие»

1.Устанавливает связи между предметами, выделяет свойства, качества материалов через исследовательскую, проектную деятельность. Проявляет познавательный интерес в быту в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов.

Методы: наблюдение, проблемная ситуация

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: фонарик необычной формы с динамомашиной для подзарядки.

Задание: «Положить в группе до прихода детей фонарик. Когда ребёнок найдёт и поинтересуется: «Что это такое и как работает?», предложить самому подумать.

2.Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: условная мерка, весы, линейка, мерный стаканчик, большой и маленький мячи.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: « Нужно сравнить 2 мяча». Чем отличаются эти мячи?».

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Умеет использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания, употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: машинка необычной конструкции / гараж трёхуровневый или кукла с большой головой в необычной одежде / дом для куклы.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: Положить на столе воспитателя. Когда ребёнок / дети проявят интерес, спросить: «Что это такое?» Зачем нужно?», задавать уточняющие вопросы типа «На что похоже?», «Как можно ещё использовать?».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1.  Создаёт модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: игрушка – инопланетянин. Пока всё рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».

Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.

Задание: «К нам прилетел инопланетянин. Пока всё рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».

2. Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз.инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в образовательной деятельности.

Материал: барабан, металлофон, дудка, ксилофон, маракас, бубен.

Задание: «Давайте сыграем песенку «Во поле берёзка…» (любая другая, знакомая детям). Выберите себе музыкальный инструмент».

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.

Материал: игрушка Незнайка, мнемотаблица или схемы-подсказки.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Помоги Незнайке научиться быть здоровым. Расскажи, как это – быть здоровым».

2. Умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.

Методы: наблюдение, проблемная ситуация.

Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница».

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Ребята, мы будем играть «в больницу». Кто хочет кем быть? Выбирайте необходимое для себя. Кто что будет делать?».

       

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей

(Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

Фамилия,

имя

ребенка

Социализация, развитие

общения, нравственное

воспитание

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Ребенок в семье и обществе

Формирование основ безопасности

Итоговый

показатель по

каждому

ребёнку

(среднее

значение)

Умеетсамостоятельно

объединяться

длясовместной

игры и

труда, заниматься

самостоятельно

выбранным

делом,

договариваться,

помогать друг

другу

Можетдать

нравственную

оценкусвоим и

чужимпоступкам.

Знает исоблюдает

правила

поведения в

общественных

местах, в т.ч.  в

транспорте, при

общении со

взрослыми и

сверстниками

Сформирован

интерес к

учебной

деятельности и

желание

учиться в

школе

развита

инициативность,

ответственность

Умеет

самостоятельно и

своевременно

готовить

материалы и

пособияк

занятию, без

напоминания

убиратьсвое

рабочее

место,

выполнять

обязанности по

столовой,

занятиям,

уголкуприроды

Сформированы

трудовые

навыки,

желание

участвовать в

коллективномтруде

Умеетпользоваться

столовыми

приборами,

правильно

вести за

столом,

следит

засвоим

внешним

видом,

замечает и

устраняет

непорядок

Имеет

представления о

семьеи ее

истории, об

ихпрофессиях,

знает

домашний

адрес,

телефон,

ФИО

родителей

Имеет

гендерные

представления о себе,

о

перспективе

развития

личности

Имеет

представления о

родной

стране, о родном

крае,

государственных

праздниках

Имеет

представления об

окружающей

среде ДОУ,

участвует в её

создании, в проектной

деятельности

Знает

Правила ДД,

дорожные знаки, о

работе

ГИБДД,

МЧС,

пожарной

службы,

скорой

помощи,

соблюдает

культуру

поведения на

дороге

Знает

правила

обращения с

бытовым

и

предметами,

правила

безопасности

безопасного

поведения во время

игр в разное

время года

Знаком с

правилами

поведения на природе, с

Красной

книгой,

явлениями

неживой

природы

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

Всего детей:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Всего %:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей

(Образовательная область «Познавательное развитие»)

Фамилия,

имя

ребенка

Развитие

познавательно-

исследовательской

деятельности

Формирование элементарных

математических представлений

Ознакомление

с миром природы

Ознакомление с

предметным

окружением,

социальным

миром

Итоговый

показатель по

каждому

ребёнку

(среднее

значение)

Умеет организовывать дидактические  игры, исполнять роль ведущего, проявляет необходимые к школе

Устанавливает связи между предметами, выделяет свойства, качества  материалов через исследовательскую, проектную деятельность

Развиты мелкая моторика, сенсорные способности выделяет различные детали

Знает геометрические фигуры, их элементы , свойства о прямой линии, отрезке, моделирует геом. фигуры из геом. форм, создаёт предметы по контурным образцам, по описанию, представлению

Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой  

Ориентируется вовремени, определяет время по часам с точностью до 1 часа, моделирует пространственные отношения в виде рисунка, плана, схемы

Умеет делить предметы на 2-8 равных частей , правильно обозначает части целого

Составляет и решает задачи на сложение, вычитание, пользуется арифметическими знака ми  «+», «-", «=»  

Знает порядковый  количественный счёт в пределах 10, считает в пределах 10, 20 в прямом и обратном порядке, знает состав чисел  до 10

Знает о растительном, животном мире, способах ухаживания, размножения, об охране окружающей природы

Имеет представление о космосе, планете Земля, (смена  времён года, смена дня и ночи), устанавливает предметно следственные связи между природными явлениями , живой и неживой природой  

Знает особенности сезонных изменений в природе, правилах поведения

Имеет представления о предметном мире, видах транспорта, о специфике школы, о видах транспорта, о сферах человеческой деятельности, элементарной экономике

Сформированы представления об истории человечества, родном крае, РФ, Рос. Армии …

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

с

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

Всего детей:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Всего %:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей

(Образовательная область «Речевое развитие»)

Фамилия,

имя

ребенка

Развитие речи

Приобщение к художественной литературе

Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение

Умеет составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием, из личного опыта, сочинять сказки на заданную тему, драматизировать их

Имеет представление о предложении, составляет предложения, членит  на слова,  делит 2-х, 3-х сложные слова на слоги на части, составляет слова из слогов, выделяет последовательность звуков

Умеет использовать разные части речи в  точном соответствии  с их значением и целью высказывания

Согласовывает слова в предложении, правильно строит сложноподчинённые предложения, образовывает однокоренные слова

Умеет  называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определяет место звука в слове

Умеет различать на слух и произносить все звуки родного языка, делить слова на слоги… Различает   звук, слог,  слово, предложение, определяет их последовательность

Называет жанры детской литературы

Знаком с иллюстрациями известных художников

Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, используя выразительные средства

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

Всего детей:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Всего %:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей

(Образовательная область «Художественно-эстетическое  развитие»)

Фамилия,

имя

ребенка

Приобщение к искусству

Изобразительная деятельность

Музыкальная деятельность

Конструктивно-модельная деятельность

Итоговый показатель по каждом у ребёнку (среднее значение)

Знает  виды народного, изобразит.искусства, архитектуры, умеет выделять особенности, передавать их в худож. деятельности

Знаком с произведениями живописи, художниками иллюстраторами детской книги

Знает приёмы работы с бумагой и картоном, с тканью, природным материалом

Создаёт индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания в т.ч. по мотивам народноприкладного творчества  

Владеет навыками рисования, лепки предметов, передавая форму, величину, пропорции частей; правильно держит карандаш, кисть

Правильно держит ножницы, использует разнообразные приёмы вырезания

Развиты навыки восприятия звуков по высоте, знаком с элементарными понятия ми (темп, ритм), жанрами, творчеством композиторов, музыкантов

Играет на детских муз. инструментах , на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах , русских народных музыкальных инструментах , исполняет музыкальные произведения в оркестре, ансамбле

Развиты навыки танцевальных движений, художеств. исполнения различных образов при инсценировании песен и т.д

Самостоятельно выразительно исполняет песни разного характера, развиты навыки сольного пения

Создаёт модели  одного и того же  предмет а из разных видов конструктора по рисунку и словесной инструкции  

Создаёт различные конструкции по рисунку, словесной инструкции, коллективные, по замыслу, планирует процесс возведения постройки

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

Всего детей:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Всего %:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей

(Образовательная область «Физическоеое развитие»)

Фамилия

имя

ребенка

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Физическое развитие

Итоговый показатель по каждом у ребёнку (среднее значение)

Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание , здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать

Имеет представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье

Выполняет  ОРУ ритмично, в указанном  темпе, согласуя движения рук и ног

Воспитаны выдержка, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазия  

Умеет

Умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку

Умеет

перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в 2 шеренги после пересчёта, соблюдает интервалы в передвижении равняться в колонне, шеренге, кругу

Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, в движущуюся цель, отбивает и ловит мяч

Умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

Всего детей:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Всего %:

Высокий уровень        

Средний уровень

Низкий уровень

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Педагогическая диагностика образовательного процесса

Подготовительная к школе группа №6 "Солнышко"

Дата проведения:  сентябрь 2017 - май 2018

Фамилия,

Имя

ребенка

Уровни по образовательным областям

Социально-

коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-

эстетическое

развитие

Физическое

развитие

Итоговый результат

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

Всего детей:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Всего %:

Высокий уровень        

Средний уровень

Низкий уровень

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребёнка и определить  общегрупповую тенденцию развития детей, что регламентировано п.3.2.2. ФГОС ДО.

Литература

1.ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013г. (вступил в силу 01 января 2014г.).

2.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика-Синтез, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о результатах диагностики образовательного процесса и детского развития на начало учебного года в старшей группе.

Аналитическая справка о результатах диагностики образовательного процесса и детского развития на начало учебного года в старшей группе....

Диагностика образовательного процесса

Собраны отчеты с диагностикой 2015-2019 года...

Диагностика образовательного процесса в средней группе

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образователь­ного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 4—5 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной прогр...

Результаты диагностики образовательного процесса (уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям)-2018-2022г.г.

Познавательное развитиеРечевое развитиеХудожественно-эстетическое развитиеФизическое развитиеСоциально-коммуникативное развитие...

Педагогическая диагностика образовательного процесса за 2022-2023 учебный год

Педагогическая диагностика образовательного процесса группы компенсирующей направленности дошкольного возраста от 4 до 5 лет №1 за 2022-2023 учебный год...