Помощь старшего воспитателя в выборе тем самообразования для педагогов.
методическая разработка по теме

Наймушина Ирина Юрьевна

Как сформулировать методическую тему педагога, избежать неактуальность рассматриваемых проблем,  бессодержательность формулировок, некорректное использование педагогических и психологических терминов, употребление устаревшей терминологии и т. д.?

Данная методическая разработка  - алгоритм правильного выбора формулировки темы для самообразования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Помощь старшего воспитателя в выборе тем самообразования для педагогов.

Система методического сопровождения педагогов сегодня создается в каждой дошкольной образовательной организации, т.к нормативные правовые акты, регулирующие вопросы развития дошкольного образования в стране, указывают на необходимость непрерывного повышения воспитателями уровня квалификации и профессионального мастерства.

Согласно ФГОС ДО для эффективной реализации образовательной программы должны быть созданы условия для профессионального развития педагогов.  Чтобы воспитатели смогли успешно справиться с профессиональными задачами, а дошкольная образовательная организация из режима функционирования перешла в режим развития, необходимо методическое сопровождение педагогов. Важное место в данной работе занимает создание индивидуального плана профессионального развития

Самообразование — один из самых эффективных видов образования. Его смысл в том, что человек сам ставит цель, выбирает средства, оптимальный темп усвоения знаний и приобретения умений. Знания, полученные в результате самообразования, самые сохраняемые, т. к. они построены по индивидуальному проекту.

Важно определить:

  • Какая проблема определена в качестве направления педагогической работы?
  • Какие профессиональные задачи необходимо решить?
  • Какие знания и умения необходимы для решения поставленных задач?
  • Какие действия будут предприняты?
  • Какие результаты ожидаются?

Первый этап при составлении индивидуального плана – формулировка темы.

Главное требование к методической теме – отражение цели педагогической деятельности и средства, при помощи которых данная цель будет достигнута.

Цели определены ФГОС ДО, и их можно конкретизировать.

Примеры:

Развитие детской креативности в процессе…..

Расширение представлений о природном мире через….

Развитие навыков саморегуляции посредством….

Каждая из формулировок взята из целевых ориентиров. В этом можно легко убедиться, если обратиться к тексту ФГОС ДО.

ФГОС ДО разработан на основе целого ряда принципов. Главные из них — принцип индивидуализации, принцип развития и деятельностный принцип.

Образовательный процесс в ДОО — это организация различных видов детской деятельности. Для достижения поставленных целей ФГОС ДО предлагает широкий перечень видов детской деятельности. Среди них есть традиционные для дошкольного образования (например, игровая деятельность) и относительно новые (например, проектная).

Средством достижения целей можно считать организацию основных и ведущих  для дошкольного возраста видов детской деятельности, а также педагогические технологии, отдельные методы и приемы. Например:  «Проектная деятельность как средство формирования и развития у дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками».

Важно, чтобы актуальность методической темы должна быть обусловлена образовательными потребностями конкретной группы детей. Следовательно, необходимо тщательно анализировать результаты педагогической диагностики, которая в соответствии с положениями ФГОС ДО используется для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой. Затем на основании результатов диагностики определять проблемы и задачи, формулировать целевую часть методической темы.

Таким образом, делаем выводы:

  • Правильная формулировка методической темы ориентирует педагога в его профессиональном развитии (позволяет выбрать из многообразия направлений педагогической деятельности какое-то одно).
  • Методическая тема должна быть актуальной.
  • Методическая тема должна отражать цель педагогической деятельности воспитателя и средства, при помощи которых данная цель будет достигнута.
  • Целевая часть методической темы формулируется на основе целевых ориентиров ФГОС ДО и целей образовательной программы ДОО.
  • Средствами достижения целей являются определенные ФГОС ДО виды детской деятельности, педагогические технологии, отдельные методы и приемы педагогической техники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация старшего воспитателя "Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ"

В данной работе освещены направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения; оценка потребности педагогов в развитии с помощью ряда анкет; рекомендована тематика самообразования...

В помощь старшему воспитателю. Карты оперативного контроля

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении является управленческой деятельностью, так как призвана направлять работу всего педагогического коллектива на решение задач образовате...

Критериальный контроль внедрения ФГОС в образовательном процессе ДОУ (в помощь старшему воспитателю)

Четкая циклограмма контроля выполнений основных требований ФГОС к образовательному процессу в ДОУ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следующ...

Консультация старшего воспитателя «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии....

КОНСУЛЬТАЦИЯ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯСТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ«Организация работыпо самообразованию педагогов ДОУ»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»...