Самообразование по теме: « Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Сенчугова Елена Алексеевна

Предварительный просмотр:

Самообразование по теме:

« Развитие сенсорных   способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр»

Цель работы:  формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.)

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

Задачи:

Формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)

Формировать умение выделять существенные признаки предметов.

Формировать умение сравнить предметы между собой, искать черты сходства и различия.

Учить детей определять количественные и качественные отношения предметов.

Развитие слухового внимания.

Развитие мелкой моторики рук.

      Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:        научить детей различать основные цвета; познакомить детей с величиной и формой предметов; сформировать навыки самостоятельной деятельности; развить творческие способности, любознательность, наблюдательность.

Ожидаемые результаты:

1. Воспитательные:

Воспитать у детей интерес к дидактической игре;

Воспитать желание использовать дидактическую игру в повседневной жизни;

Воспитывать у детей желание заниматься.

2. Обучающие:

Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру.

3. Развивающие:

Развивать у детей умения определять свойства, признаки предмета;

Развивать у детей умение использовать сенсорные эталоны и способы обследования предметов;

Развивать внимание, усидчивость детей.

В работе с детьми использую различные формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами.

 

Актуальность выбранной темы


   Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
   Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
   Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.


                             
Основные направления в работе

  1. Формирование практических способов ориентировки: формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их.
  2.  Формирование восприятия цвета: для  формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой. Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.
    На первом этапе ребенка учат сравнению цветов (дается  инструкция: Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.).
    На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной  инструкции.
    На третьем ребенок сам называет тот или иной цвет.
  3.  Формирование восприятия формы.
    Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры и упражнения (различения  шара, круга и их размеров и т.д ). Действия сопровождаются речью.
  4.  Формирование восприятия величины.
    Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, конструктором, игры со сборными игрушками. Проводятся игры с матрешками и различными пирамидками.
                                                               

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изуче-ние методи-ческой литера-туры

Сентябрь 2017-май 2018

1. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;                                               2. «Развивающие игры с детьми 3-4 лет» -Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
3. Л.А. Венгер, В.С. Мухина «Сенсорное воспитание дошкольников»//дошкольное воспитание,2004,№ 13
4.Выгодский Л.С. «Педагогическая психология» под ред. В. Давыдова,1999г
5.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников под ред. Л.А. Венгер,2008г
6. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников» 1996г
7.Л.С. Усова «Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду» М.,2005г
           

Повышение уровня знаний

Работа с детьми

сентябрь

Введение понятия- "цвет". Дидактические игры на определение понятия "цвет". Накопление представлений о цвете. Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения (игры с восьмиугольной мозаикой, цветные палочки). Мониторинг начальных знаний и представлений об элементарных сенсорных эталонах (цвет, форма, величина).

Подгрупповые занятия (дидактические игры на усвоение понятия "цвета")                                                                "Игры с мозаикой"                                                          "Сделаем кукле бусы"                                                         "Какого цвета предмет?"                                                                "Ёлочки и грибочки"
"Цветовое домино "                                                          
"Цветовое лото"                                                          

октябрь

Продолжение изучения цветов. Определение цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировка одного и того же цвета).

Подгрупповые занятия                                                            "Выбор однородных предметов по цвету из  четырёх предложенных"                                                                  "Собери гирлянду" (собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)                         "Полосатые коврики" (чередование трёх цветов согласно образцу)                                                                               "Воздушные шары" (завязать шар соответствую-щей по цвету верёвочкой)

ноябрь

Закрепить ранее полученные знания об основных цветах спектра. Сравнение предметов по цвету.

Подгрупповые занятия                                                        "Назови цвет"                                                                         Домино "цвет"                                                                        "Лебёдушка"                                                                        "Живое домино"

декабрь

Продолжение изучения плоскостных фигур. Определение формы различных предметов и элементарного обобщения предметов по форме (ассоциативная группировка предметов по форме).

Подгрупповые занятия                                                              "Найди такую же"
"Геометричес-кое домино"                                                              "Конструктор"                                                                        "Назови геометрическую фигуру"                                      "Угадай, что это?"                                                           "Геометричес-кое лото"

январь

Продолжение изучения плоскостных фигур. Определение формы различных предметов и элементарного обобщения предметов по форме (ассоциативная группировка предметов по форме).

Продолжение изучения плоскостных фигур. Определение формы различных предметов и элементарного обобщения предметов по форме (ассоциативная группировка предметов по форме).

февраль

Закрепить ранее полученные знания об основных плоскостных геометрических фигурах. Сравнение предметов по форме. Подбор предметов по геометрическим образцам.

Подгрупповые занятия                                                  "Украсим платочек"                                                                                                                 "Игры со счётными палочками"                                                                                                   "Магазин"                                                                                                                                       "Выкладывание орнамента"                                                               "Игры с рамками-вкладышами"

март

Введение понятия "величина": "большой-маленький", "длинный-короткий". Определение понятия "высота" как признак предмета. Определение понятия "высота" как признак предмета: "высокий-низкий".  

Подгрупповые занятия                                                                                                                  "Сравни предметы по высоте"                                                                                  "Построй по росту"                                                                                                                                   "Игры с палочками Кьюизера"                                                                                       "Собери пирамидку"              Подгрупповые занятия                                                  "Игры со счётными палочками"                                                                                                   "Сравни предметы"  

                                                                                                                                                               

апрель

Определение понятия "ширина" как признак объёма предмета. Введение понятия "широкий-узкий", "тонкий-толстый".

Подгрупповые занятия                                                         "Широкая и узкая дорожка"                                                       "Толстый-тонкий"                                                                                        "Стань к дереву с самым толстым стволом"                                              "Домики и дорожки"

май

Закрепление изученного материала по сенсорным эталонам (цвет, форма, величина). Мониторинг усвоенного материала на конец года.

Подгрупповые занятия направленные на закрепление изученного материала
"Сравни предметы"                                                                                                                    "Разложи фигуры по форме, величине, цвету"                                                                                                                                                                                                                                                   лото "Цвет, форма, величина"- итоговое занятие                                                                                                                          

Работа в группе

сентябрь 2017-май 20 18г.

Создание предметно-развивающей среды

Работа с семьей

сентябрь 2017-май 2018

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Помощь родителей в изготовлении и приобретении дидактических игр.

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями:

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет»


Консультация для родителей «Сенсорные и моторные игры для детей 3-4 лет»


Консультация для родителей «Развитие сенсорного восприятия»

Консультация для родителей «Значение конструирования в сенсорном развитии детей»

Повышение уровня знаний у родителей по сенсорному развитию детей.

 

Проведение индивидуаль-ных консультаций и бесед с родителями.

 

Анкетирование родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Выяснить уровень знаний по вопросам сенсорного развития

Само-реализация

май

Подведение итогов сенсорного развития детей за учебный год

Открытый показ ООД во второй младшей группе

июнь

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете

МБДОУ Детский сад комбинированного вида №42

 

 

План работы по самообразованию

на 2017-2018учебный год

« Развитие сенсорных   способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр»  

                                                         Воспитатель:

                                                                                                                            Сенчугова Е.А.

Воронеж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве а также запаха и вкусе. Успешнос...

«Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр»

Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве....

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие происходи...

ОТЧЕТ по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека....

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Сенсорное воспитание -  это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так ...

Опыт работы по самообразованию на тему: «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Отчёт по самообразованию«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»Подготовила: Атрощенко З. ААктуальность выбр...