Консультация для воспитателей. Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
консультация (средняя группа) на тему

Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

        Одной из основных задач дошкольного образования является нравственно - патриотическое воспитание детей. Любовь к Родине начинается с любви к близким людям и восхищением тем ,что видит вокруг себя малыш, чему он изумляется и что вызывает положительные эмоции в его душе…И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей48.21 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.» Жизнь детей в детском саду должна обеспечить им эмоциональный комфорт. Дошкольное учреждение должно стать вторым родным домом, в котором бы ребенок себя хорошо чувствовал. Как показывает практика, это происходит далеко не всегда. Многие дети, к сожалению, не любят детский сад, а значит, мы не можем рассматривать дошкольное учреждение «звеном» в системе институтов воспитания любви к Родине. Больше того, у ребенка культивируется негативное чувство и отношение. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это тогда, когда воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают их лучшие черты и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т.д. В дошкольном учреждении, в группе, на площадке у каждого ребенка, как правило, есть свое излюбленное место для игры, для уединения. Воспитателю необходимо очень осторожно относиться к этому и даже поддерживать «право ребенка на свою территорию» (также необходимо уважать право ребенка на собственность). Важно создать максимально возможные условия для «индивидуальной образовательной предметно-развивающей среды». Если воспитателям удается сделать дошкольное учреждение вторым домом ребенка, то чувство приязни закрепляется и с годами переходит в сферу приятных и дорогих воспоминаний Приязнь к детскому саду связана и с тем, что многие дети знают о своем дошкольном учреждении, как они в нем ориентируются, или чувствуют себя хозяевами. С этой целью воспитатель организует экскурсии по детскому саду, знакомит дошкольников с сотрудниками. Дети также должны знать на какой улице находится их детский сад, как и почему она так называется, что находится рядом с детским садом. Знание обогащает чувства детей, дает им уверенность и смысл. Чувства и отношения становятся крепкими, если дети вкладывают свой труд в детский сад(участвуют в озеленении участка, в оформлении помещения к праздникам). Двор, улица, на которой живет ребенок, также могут способствовать укреплению дружбы и чувство собственности (мой двор, моя улица). Здесь первостепенное значение у родителей, формирующих у детей такие чувства. Вместе с тем, здесь также встает вопрос о необходимости сообщения детям информации об их улице: ее названии, что на ней расположено, какой ходит транспорт, как связана эта улица с территорией, на которой находится детский сад, - можно пройти пешком или надо ехать. Хорошо, если родители или воспитатели сделают фотографии детей на улице, или сделают видеосъемку прогулки, а затем в группе посмотрят фильм и расскажут об этой улице. Следующий этап - воспитание любви и дружеского отношения к своему родному городу. Эта часть работы требует больше опираться на когнитивную сферу, на воображение ребенка и его память. Для ребенка город конкретизируется улицей, то, что он осознает прежде всего себя жителем своей улицы. Чтобы дети «почувствовали» свой город, им необходимо о нем рассказывать и показывать его. Вместе с родителями дети ездят по городу. Иногда экскурсию нужно организовать также детскому саду. Дети старшего дошкольного возраста могут и должны знать название своего города, его главные улицы, достопримечательности, музей, театры и проч. Подробнее о работе в этом направлении раскроем ниже. Воспитание отношения к своей стране основывается на когнитивном компоненте: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональными и побуждать ребенка к активной деятельности. Название страны закрепляем с детьми в играх («Кто больше назовет стран», «Из какой страны гости», «Чья это сказка», «Из какой страны эта игрушка»), в упражнениях типа «Из разных названий стран определи нашу страну», «Поищем нашу страну на карте, глобусе», «Как написать адрес на конверте» и другие. Дети должны знать название столицы нашей Родины, ее достопримечательности. Рассмотрение иллюстраций, слайдов, видеофильмов, художественные произведения, рассказы взрослых, фотографии, экскурсии, рисование, игры-путешествия - все это помогает решать поставленную задачу. Детей знакомят с символикой страны, рассказывают, что у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Рассказывают где и когда они могут их увидеть. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на красоте, богатстве, на ее особенностях. Дети должны получить представление о том, какие животные живут в наших лесах, какие растут деревья. Главная цель этих занятий - пробудить в детских сердцах любовь к родной стране с ее богатой и разнообразной природой. Для ее реализации необходимо использовать наблюдение, экскурсии, несложные опыты, труд на участках, беседы по картинам, чтение и инсценировку произведений художественной литературы, прогулки по «экологической тропе», отдых «на веселой поляне» с проведением интересных игр. Дошкольники с удовольствием приобщаются к природоохранной деятельности. Средством патриотического воспитания является искусство: музыка, художественные произведения, изобразительное искусств, народное декоративно-прикладное искусство. Необходимо, чтобы произведения искусства, которые используются в работе с детьми были высокохудожественными. Важным направлением работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. Прежде всего необходимо вспомнить тех людей, которые прославили нашу страну - художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых, философов, врачей (выбор зависит от воспитателя). Необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» русского народа (творческие способности, умелость, напевность, гостеприимство, доброжелательность, отзывчивость, умение защищать свою Родину). Воспитатель старается познакомить дошкольников с людьми, которым присущи какие-то определенные качества или умения, привлечь детей к их деятельности. В народе говорят: хороший пример - лучше чем сто слов. Воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни, педагогам необходимо приглашать в детский сад известных людей, специалистов, чьи дела достойны подражания и популяризации и могут стать примером для малышей. Дети видят, что обычные люди, которые их окружают, пишут хорошие стихи, выпекают вкусный хлеб, управляют сложными механизмами, борются за награды в спортивных соревнованиях и т.п. Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины. Дети с искренней благодарностью идут вместе с родителями и воспитателями к обелиску Славы, возлагают цветы. Очень большое влияние оказывают беседы, встречи с ветеранами, экскурсии, использование песен, стихов, наглядного материала. Хорошо когда после каждого мероприятия малыши берут в руки карандаши и краски и воспроизводят свои впечатления в изобразительной деятельности. Целесообразно предложить детям расспросить и рассказать об интересной работе родителей, а затем провести конкурс на лучший рассказ. Для укрепления памяти рода большое значение имеет воспитание (и у взрослых, и у детей) уважения к захоронениям предков. Дети должны знать, где похоронены их дедушки, бабушки, помогать взрослым ухаживать за могилами родных людей: сажать цветы, поливать их, убирать

и т.д.  Введение

          Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении л ичности.

         Актуальность выбранной темы  обусловлена тем, что  государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо Родины, беречь и умножать её богатства. В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса  воспитания патриотизма дошкольников, и ставятся такие  цели:

- создание условий для становления основ патриотического сознания детей,

- возможности позитивной социализации ребенка,

- всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития,

- развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

       Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, больше думаем и размышляем. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного  

возраста становится одной из актуальных, это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

        Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Проблема формирования нравственно-патриотических качеств привлекает внимание ученых разных направлений: педагогов, психологов, философов, социологов, культурологов, которые рассматривают духовную культуру чаще всего через нравственное и патриотическое начала в развитии личности.

Таким образом, актуальным в наше время становится формирование культуры личности ребенка дошкольного возраста через совершенствование систем нравственно – патриотического воспитания.

Поэтому объектом моей работы является процесс нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Предметом является взаимосвязь в организованной образовательной  деятельности и работы в повседневной жизни в ходе нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Исходя из всего вышеизложенного, нами определяется следующая  цель:  Создание условий для приобщения детей к нравственно - патриотическим ценностям, а также воспитание готовности следовать им.      

Для достижения цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

 - расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,  их традициям.

Данные задачи осуществляются  во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде и быту), так как наряду с патриотическими чувствами должны формироваться взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками.

Гипотезой является идея о том, что только при комплексной работе в организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни нравственно – патриотическое воспитание выходит на высокий уровень и способствует формированию высококультурной личности ребенка дошкольного возраста.

Методологической основой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников явились:

1.     Методы игровой деятельности.

О характере народа могут рассказать национальные игры, которых в нашей педагогической копилке достаточное количество. Мы применяем их как на праздниках, так и на занятиях, в повседневной жизни, развивая интерес к народным играм и желание играть в них.

2.     Целевые прогулки, экскурсии.

Начиная работу по воспитанию любви к родной стране, краю, воспитатель обязан сам хорошо знать историю своего народа. Он должен продумать, что показать и как рассказать детям, чтобы они заинтересовались, увлеклись, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей родине, и появилось желание узнать о ней больше.

3.     Беседы о родной стране, столице, знакомство с символикой России.

Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Поэтому основная задача - показать, что Россия - очень большая, богатая, многонациональная страна.

 4. Устное народное творчество и чтение художественной литературы.

Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют небольшой багаж знаний и важно, чтобы ребенок не только знал поговорки и прибаутки сказки, но чтобы он использовал их в подходящих случаях, в играх. Например: рассказы Д.Александрова «Дозор», Л.Кассиля «Твои защитники», А. Барто «На заставе». 

5. Праздники и развлечения

Историю прошлого и настоящего России  дети узнают не только на занятиях, но и на праздниках и развлечениях. Цель праздников - показать его значимость, познакомить с традициями, обычаями и традициями русского народа. Таким образом, в рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества.

Теоретико – методологические аспекты

нравственно – патриотического воспитания дошкольников

 Понятия нравственность и патриотизм получили ценное воплощение в трудах таких представителей русской философской мысли, как Н.А.Бердяев, В.И.Вернадский, А.И.Герцен, В.С.Соловьев, Н.Г.Чернышевский, которые рассматривали личность как высшую ценность, придавали огромное значение нравственному и патриотическому воспитанию.

Первая половина XX века знаменательна появлением целого ряда выдающихся педагогов в нашей стране - П.П.Блонского, П.Ф.Каптерева, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, в трудах и практической деятельности которых были развиты идеи нравственного и патриотического воспитания, поднятые в предшествующий период в России В.И.Водовозовым, П.Ф.Лесгафтом, Н.И.Пироговым, Л.Н.Толстым, К.Д.Ушинским.

Историко-педагогические исследования последних лет, посвященные проблемам нравственного и патриотического воспитания в России, отличаются попыткой их объективного анализа и теоретического осмысления. Большое внимание уделяется возрождению русских патриотических традиций.

Проблеме нравственного развития посвящены труды таких известных исследователей, как Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Н.И.Болдырев, Д.И.Водзинский, Л.С.Выготский, Н.К.Гончаров, И.А.Капров, А.Н.Леонтьев, Э.И.Моносзон, И.С.Марьенко, И.Т.Огородников, А.И.Рувинский, И.Ф.Свадковский.

В трудах этих авторов раскрываются диалектика, сущность и логика процесса нравственного развития; дается анализ возрастных особенностей нравственно-патриотического формирования личности школьника; разрабатываются теоретические основы нравственного развития, раскрывается психологический механизм усвоения личностью моральных норм и принципов в процессе деятельности, определяется структура этой деятельности и воспитывающие возможности.

 В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, улица, дом, детский сад), семье, своей родословной, национально-культурных традициях народа, уважительном отношении к символам государства (флагу, гимну, гербу), к самым близким людям (матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату…), к людям, которые живут и трудятся рядом.

В связи с актуальностью данной проблемы в России было создано значительное количество программ, направленных на нравственно – патриотическое воспитание дошкольников:

1.     «Наследие» М.Ю.Новицкой

Программа «Наследие» — парциальная программа патриотического воспитания М. Ю. Новицкой, Е. В. Соловьевой. Цель П. — введение детей в традиционную русскую культуру, которая понимается как отечественная культура в многонациональной России, как форма исторической памяти, самосознания и саморазвития народов, ее населяющих. Программа состоит из следующих блоков: «Круг событий», «Семейный круг», «Встанем в круг», «Круг чтения».

2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой

Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей.

3.«Мы живем в России» Н.Г.Зеленовой, Л.Е.Осиповой         

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения и может быть использована как парциальная. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

4. «Маленькие россияне» под ред.Т.И.Оверчук

 Программа направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине – России на основе приобщения к национальной культуре.

Таким образом, обзор ряда программ нравственно – патриотического воспитания демонстрирует большую творческую активность специалистов – понимание данной проблемы, необходимости ее решения.

 Формы работы с детьми

по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

       Воспитание патриотических чувств решается через общение, чтение литературы, беседы, труд, игровые занятия, продуктивные виды деятельности, проектную деятельность.

Из массы впечатлений, получаемых детьми, необходимо выбрать ту, которая поможет педагогу строить свою работу, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку;

- рациональное сочетание разных видов деятельности;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

        Работа вне занятий включает различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или групповые мероприятия, экскурсии, походы.

Работу по нравственно-патриотическому воспитанию осуществляю по разработанному мной плану (Приложение № 1) , содержащему следующие разделы:

1. «Ставрополье - край родной», «Мы славим город свой» – Цели: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях, расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство гордости и ответственности, бережное отношение к природе.

2. «Наша Родина – Россия» — Цели: знакомство детей с историей и многонациональностью России,; формировать представление о праздниках, обычаях и традициях русского народа. знакомство детей с государственной символикой России.

3.  «Моя дружная семья» — Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам;

4. «Великой Победе посвящается» — Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

5. «Мой любимый детский сад» — Цели: формировать основы патриотизма у детей посредством обогащения знаний о своем ближайшем окружении, подчеркивания его значимости.

6. «Наши космонавты», «Герои – земляки» — Цели: знакомить детей с прославленными космонавтами, героями своего Отечества, своей малой Родины.

7. «Я и мое имя», «Права ребенка» — Цели: формировать первичные представления ребенка  о себе как о личности, способствовать становлению самосознания и восприятия себя в социуме.

      Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, беседы, праздники, развлечения, дидактические и подвижные игры.  Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению знаний.  Отдельные темы приурочены к конкретным событиям, праздникам, например, 12 декабря – в  день Конституции проводим беседу о  Декларации  прав ребенка; в апреле, знакомя детей с космосом, праздник «День земли».

       Всю работу по воспитанию патриотизма старших дошкольников можно распределить по следующим компонентам:

- культурно-патриотический: приобщение к духовным и культурным ценностям, традициям; прививается интерес к языку и культуре страны, города (экскурсии по родному городу, по родному краю – с помощью фотографии, видео-презентаций), посещение Краеведческого музея, знакомство с декоративно-прикладным творчеством, драматизации русских народных сказок и сказок разных народов, чтение  потешек, закличек, песен ит.д.;

- гражданско-патриотический (беседы и занятия «Я и моё имя», «День Конституции», «Права ребенка», знакомство с гербом, флагом родного города Ставрополя, Ставропольского края и России);

- героико-патриотический  (тематические занятия «Богатыри земли Русской», «Защитники Отечества»; беседы «Русские традиции  проводы в армию»,  о Великой Отечественной войне, «Памятники воинской славы в России», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.; пение песен военных лет и о современной армии, экскурсии в музей, в парк Победы, возложение  цветов к памятникам и мемориалам города);

 - спортивно-патриотический (участие в городских, районных соревнованиях;  спортивных праздниках. в детском саду – спортивные праздники с мамами и папами: «Вместе с мамой», «Я и папа», «Мама, папа, я – спортивная семья»;

         Соответственно оформлена и развивающая среда в группе, которая отражает работу педагога по патриотическому воспитанию.  В моей работе помогают:

- семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы: «Моя семья - моя гордость», «Герб моей семьи», «Генеалогическое  древо»;

- тематические папки и альбомы с иллюстрациями и фотографиями: «Мой город», «Предприятия и учреждения города», «Знаменитые земляки», «Ставропольские  спортсмены»; картотеки стихов, песен о родном городе, о  семье, детском саде, о стране   и т.д. 

- тематическая папка «Мой край», карта и символика Ставропольского края, материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края;

- карта Российской Федерации; флаг, герб, гимн (в записи), портрет президента РФ;

- тематические папки с иллюстрациями «Наши предки - славяне», «Богатыри земли Русской»,   «Великая Отечественная война», «Российская армия», художественная литература о войне;

- альбомы: «Старинные храмы России», «Предметы старины», «Русские народные костюмы», матрешка, куклы в русских костюмах, вышивка, дидактические игры;

- сказки (русские народные и других народностей), былины, предания;

- глобус, карта мира, иллюстрации о жизни людей в других странах.     

       Правильно подобранная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе,  расширить и углубить уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

        Большой интерес у детей  вызывает посещение городского Краеведческого музея, где часто организуются тематические выставки: «История игрушек», «Космос», «День Победы», «Русская старина» и др.

        В современной жизни давно не используются предметы народного быта, которые упоминаются в фольклорных произведениях, а у дошкольников, как известно, наглядно-образное мышление, в работе по воспитанию патриотических чувств надо применять на только художественную литературу, иллюстрации, пословицы и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы. 

В музее дети видят экспонаты «Русской избы»: люльку, чугунок, утюг с углями, коромысло и т.д.   Им показывают сундук, в котором бережно хранятся предметы: рукомойник, валёк, рушник и т.д.

        Авторской новизной моей работы стала организация семейного патриотического клуба «Правнуки Победы» (Приложение № 4)  шефствующий над ветеранами ВОВ,  в рамках которого дети узнают о военных подвигах солдат, ушедших на войну из нашего города и района. Здесь они сами могут ощутить себя солдатом, примерив,  шинель, каску, ремень и другие предметы тех лет. Мы поздравляем ветеранов нашего микрорайона с праздниками, устраиваем для них концерты. Дети узнают о боевых, трудовых и спортивных подвигах горожан, что вызывает у детей чувство гордости за своих земляков, воспитывает уважение к труду, побуждает желание быть похожими на них.

                       Работа по воспитанию у дошкольников гражданско - патриотических чувств более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями.

           В моей работе родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они принимают активное участие в организации праздников, в различных конкурсах, выставках детско-родительского творчества: выставка семейных гербов, фотовыставки «Как мы отдыхаем», вместе с детьми посещают экскурсии, участвуют в спортивных праздниках и развлечениях.

           Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен  чувствовать себя  равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело.

            Особое внимание в работе с родителями направлено на приобщение дошкольников к труду, к совместному участию детей и родителей в подготовке к праздникам и отдыху.  Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.

Результативность

Результативностью данного проекта стало создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи, а также повышение уровня нравственности и патриотизма в семьях воспитанников. 

            В результате проведенной работы у детей появился интерес к культурному и историческому наследию русского народа. Данные мероприятия оказали положительное влияние в работе по патриотическому воспитанию.

             Для определения уровня развития нравственно-патриотических чувств у моих воспитанников, я использовала мониторинг.   Он  заполняется на каждого ребенка группы в начале и в конце учебного года. Оценка осуществляется в соответствии трех уровней развития детей: В – высокий, С – средний, Н – низкий (Приложение № 2)

       Начало учебного года

  http://detsad-74.ru/images/clip_image003.emz

 

высокий уровень  - 37 %

средний уровень  -  63 %

 

Конец учебного года

http://detsad-74.ru/images/clip_image005.emz

высокий уровень – 74%

средний уровень – 26%

В результате мониторинга  выяснилось: дети проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, любят родной дом, семью,  уважительно относятся к человеку и результатам  его труда.

         Прикосновение к истории своей семьи вызывают  у ребенка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням.

           Дети осознали  сопричастность не только к своей семье, но и к городу, к народу России. Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.

          Родители моих воспитанников тоже переосмыслили проблему патриотического воспитания в семье подрастающего поколения.  В молодых семьях, в наше время, вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Но в результате вовлечения наших родителей в совместную деятельность с детьми,  они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. У них появился интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней.  Родители, вместе с детьми, обогатили и расширили свои знания о родном городе, о природе Ставропольского края, о традициях русского народа, о жизни людей в старину.

Все эти положительные результаты видны из заполнения родителями анкет ( Приложение № 3)

Заключение

           Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

           Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств и методов  воспитания,  общие усилия детского сада и семьи,  ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

            Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине.  Но если в результате педагогической работы  ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что  задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если ребенок с  детства  будет бережно относиться к  своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.

 

Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

          Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

        Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо Родины, беречь и умножать её богатства. В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса  воспитания патриотизма дошкольников, и ставятся такие  цели:

- создание условий для становления основ патриотического сознания детей,

- возможности позитивной социализации ребенка,

- всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития,

- развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

       Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

      Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении. Работа должна быть систематической, целенаправленной воспитательной только в этом случае  у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

задачи:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

 - расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,  их традициям.

Данные задачи осуществляются  во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде и быту).

Методологической основой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников являются:

1.     Методы игровой деятельности.

О характере народа могут рассказать национальные игры, которых в нашей педагогической копилке достаточное количество. Мы применяем их как на праздниках, так и на занятиях, в повседневной жизни, развивая интерес к народным играм и желание играть в них.

2.     Целевые прогулки, экскурсии.

Начиная работу по воспитанию любви к родной стране, краю, воспитатель обязан сам хорошо знать историю своего народа. Он должен продумать, что показать и как рассказать детям, чтобы они заинтересовались, увлеклись, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей родине, и появилось желание узнать о ней больше.

3.     Беседы о родной стране, столице, знакомство с символикой России.

Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Поэтому основная задача - показать, что Россия - очень большая, богатая, многонациональная страна.

 4. Устное народное творчество и чтение художественной литературы.

Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют небольшой багаж знаний и важно, чтобы ребенок не только знал поговорки и прибаутки сказки, но чтобы он использовал их в подходящих случаях, в играх. Например: рассказы Д.Александрова «Дозор», Л.Кассиля «Твои защитники», А. Барто «На заставе». 

5. Праздники и развлечения

Историю прошлого и настоящего России  дети узнают не только на занятиях, но и на праздниках и развлечениях. Цель праздников - показать его значимость, познакомить с традициями, обычаями и традициями русского народа. Таким образом, в рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества.

Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

          Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

         Актуальность выбранной темы  обусловлена тем, что  государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо Родины, беречь и умножать её богатства. В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса  воспитания патриотизма дошкольников, и ставятся такие  цели:

- создание условий для становления основ патриотического сознания детей,

- возможности позитивной социализации ребенка,

- всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития,

- развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПУТИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

Человек как личность формируется в дошкольном возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В дошкольном возрасте закладывается личностная культура, мален...

Консультация для воспитателей : «НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Консультация для воспитателей :«НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»....

Консультация для педагогов "Пути, средства и методы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образ...