Презентация "Масленица. Обряды и традиции"
презентация к уроку (старшая группа)

Заидова Асият Сулеймановна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСЛЕНИЦА Воспитатель: Заидова А.С МДОУ «Детский сад «Морозко» П.Приозерный

Слайд 2

Масленица по народным поверьям — самый веселый, очень шумный и народный праздник. Каждый день этой недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. Конечно, сегодня очень трудно соблюсти все обычаи и обряды праздника, ведь масленичная неделя у нас сегодня это не выходные, а обычная рабочая неделя. Но узнать о традициях и обрядах будет интересно. Масленица, как правило — это не только блины дома, в гостях и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу первым делом долг каждого человека был — помочь прогнать зиму и разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции масленицы. В некоторых местах России, например о подобающей людям встрече и нужном проведении Масленицы заботились заранее еще с субботы предшествующей недели, в которую начинали праздновать «малую Масленку». Это происходило следующим образом: ребята небольшими группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом: «Везешь ли Масленицу?" Кто отвечал: «Нет», того били этими лаптями. В воскресенье перед Масленицей по традиции тех времен наносили визиты родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали в гости. Т. к. в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, поэтому называли «мясное воскресенье», в которое тесть ездил звать зятя «доедать мясо».

Слайд 3

Русская масленица всегда славилась блинами, особенно их количеством. «Блин не клин – живот не расколет», «Блины брюха не портят», - памятуя об этих поговорках, обычно съедали огромное количество блинов. Чаще всего масленичные блины пеклись из гречневой муки, реже - из пшеничной. Первый испеченный блин никогда не съедали, а клали на слуховое окно – «для родителей». Иногда его отдавали нищим и странникам – чтобы они помянули всех усопших. Чтобы закликать весну, выпекали из теста «жаворонков» и «куликов».

Слайд 4

Каждый день масленичной недели имел свое название: Понедельник — «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длин нее лен. А еще для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях — чем выше, тем лучше. Вторник — «заигрыш», в этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.

Слайд 5

Среда — «лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений, конечно, блины. Четверг — «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день — оборона и взятие снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

Слайд 6

Пятница — «тещины вечера», в этот день зять едет «к теще на блины», а теща зятя привечает, угощает. Суббота — «золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение — бесчисленные блины. Воскресенье — «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу .

Слайд 7

Так проходила масленая неделя. Народ старался отпраздновать ее как можно веселее, сытнее, богаче. Считалось, что тогда и весь предстоящий год будет благополучным и сытым. А танцевали на Масленицу, высоко подпрыгивая, чтобы лен и конопля росли высокими. Вся крещеная Русь с чистосердечной простотой предавалась всевозможным потехам, которые почти без изменений повторялись из года в год. Существовало поверье, что не потешаться в широкую Масленицу — значит "жить в горькой беде и жизнь худо кончить".

Слайд 8

В последние дни масленицы все внимание было обращено уже на куклу из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, подпоясывали, обували в лапти, усаживали в большие сани, за которыми шествовали ряженые. В воскресенье чучело Масленицы (как образ Мары-Марены) сжигали на п ригорке возле деревни – с шутками и выкриками. Искали высокое место для того, чтобы земной огонь как можно быстрее смешался с огнем небесным и наступило долгожданное весеннее пробуждение природы. Как правило, над чучелом глумились и осыпали его бранью: тем самым прогоняли злое, враждебное человеку начало – зиму, олицетворяющую смерть. Ругань – тоже своеобразный оберег, защита от нечистой силы.

Слайд 9

Поговорки про масленицу Не житье, а Масленица. Не все коту Масленица, будет и Великий пост. Масленица семь дней гуляет. Масленица объедуха, деньгами приберуха. Это Масленица идет, блин да мед несет. Без блинов -не Масленица. Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

Слайд 10

Многие думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело масленицы, но нет, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают! В былые времена мужчины и женщины, взяв со своего двора по пучку сломы, складывали их в одну кучу, из которой потом всем селом делали куклу, наряжали ее "по-бабски" - в яркие юбки, кофты, платок нарядный повязывали, да и возили по всему городу в санях, приветствуя и чествуя Сударыню-масленицу. А после - сжигали на костре, бросая в огонь блины, в качестве поминального кушанья. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.

Слайд 11

Бывало, вместо чучела масленицы, возили в санях нарядную девушку или ярко накрашенную старуху, а в конце праздника вывозили сани за город и вываливали "пассажирку" в сугроб под всеобщий смех и улюлюканье, тем самым как бы «хороня Масленицу».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация прогулки в ДОУ Воспитатель: Заидова А.С.

Слайд 2

Цели и задачи прогулки в дошкольном учреждении Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма . Задачи прогулки : оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста; оптимизировать двигательную активность детей; способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей. Виды прогулки (по месту проведения): на участке Учреждения; пешеходные прогулки за пределы участка ДОУ (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);

Слайд 3

Интеграция образовательных областей при проведении прогулки В ходе прогулки возможна интеграция различных образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и «Труд»

Слайд 4

Задачи образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» Развитие физических качеств Накопление и обогащение двигательного опыта детей Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Слайд 5

Решаются через Подвижные игры Развитие основных движений Составляют одно направление – ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Слайд 6

Задачи образовательных областей «Безопасность», «Социализация», «Труд»: Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; Развитие игровой деятельности детей: Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; Развитие трудовой деятельности; Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

Слайд 7

Решаются Трудовые поручения Ознакомление с трудом взрослых Наблюдения Самостоятельная игровая деятельность Дидактические игры. Составляют одно направление - СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ .

Слайд 8

Задачи образовательных областей «Познание» и «Коммуникация» Сенсорное развитие; Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; Формирование элементарных математических представлений; Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей; Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Слайд 9

Решаются в ходе: подвижных игр с детьми трудовых поручений ознакомления с трудом взрослых наблюдений экспериментирования с предметами окружающего мира целевых прогулок самостоятельной игровой деятельности дидактических игр с детьми Составляют одно направление – ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Слайд 10

Структурные компоненты прогулки Разнообразные наблюдения. Основные движения и подвижные игры . Дидактические игры. Трудовая деятельность. Самостоятельная игровая деятельность детей. Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Слайд 11

Наблюдения – основной метод обучения. Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными; в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Объекты наблюдений Живая природа: растения и животные Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег. текущие ручьи) Труд взрослых

Слайд 12

Виды наблюдения Кратковременные организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления Длительные организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе.

Слайд 13

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать последовательность: устанавливаются факты; формируются связи между частями объекта; идет накопление представлений у детей; проводятся сопоставления; делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Слайд 14

Организация двигательной активности . Расширяется двигательный опыт детей Совершенствуются навыки в основных движениях Развиваются физические качества Формируются самостоятельность и активность Положительные взаимоотношения со сверстниками

Слайд 15

Подвижная игра Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год) Младший возраст – 6-10 минут Старший возраст – 10-15 минут

Слайд 16

Игра Младший возраст рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). Старший возраст проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Средняя группа воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

Слайд 17

Дидактические игры. Дидактическая задача Содержание Правила Игровая ситуация При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам : опираться на уже имеющиеся у детей знания; задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям; постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия; конкретно и четко объяснять правила;

Слайд 18

Трудовые поручения . Формы организации труда Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

Слайд 19

Самостоятельная игровая деятельность . Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

Слайд 20

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога – психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Слайд 21

Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья"

Слайд 22

СПАСИБО за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор народов севера. Практический материал по теме: "Народные обряды и традиции"

В книге содержатся стихи, сказки и загадки, которые  помогут пробудить у дошкольников  интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе, почувствовать красоту родной земли....

Фольклор народов севера. Практический материал по теме: "Народные обряды и традиции"

В книге содержатся стихи, сказки и загадки, которые  помогут пробудить у дошкольников  интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе, почувствовать красоту родной земли....

Презентация "Обычаи, обряды и традиции русского народа".

Презентация "Обычаи, обряды и традиции русского народа"...

Для педагогов ДОУ. Картотека народных обрядов и традиций - 2017

В картотеке представлен материал для ознакомления дошкольников с народными обрядами и традициями русского народа....

Презентация к занятию по познавательному развитию на тему "Масленица: её обряды и традиции"

Данную презентацию можно использовать при рассказе детям о русском народном празднике  - Масленице, чтобы наглядно познакомить детей с её основными традициями и обрядами....

Картотека народных обрядов и традиций ( старший возраст)

В картотеке представлены музыкально - обрядовые игры для детей старшего возраста,Они знакомят дошкольников с историческим прошлым своего народа. Наши предки с удовольствием учавствовали в забавах, кот...

Обычаи, обряды и традиции русского народа ПРОЕКТ

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить ду...