Развитие координации у детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

последовательность общеразвивающих упражнений на координацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_koordinatsii_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие координации у детей дошкольного возраста

 Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацелены на формирование двигательной культуры дошкольников. Использование на физкультурной непосредственно организованной деятельности и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений воспитывает у дошкольников интерес к двигательной деятельности. В период дошкольного детства происходит быстрое изменение строения и функций организма, психомоторики, активно развиваются физические способности, среди которых ведущее место занимает координация движений. Учитывая состояние проблемы, а также то, что двигательная координация являются важным компонентом физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, возникла необходимость более глубокого и детального изучения данного вопроса, а также разработки программы физкультурных занятий и методики, направленных на преимущественное развитие двигательной координации у детей старшего дошкольного возраста.

В современных условиях реформирования системы образования, к дошкольному воспитанию предъявляются новые, более высокие требования, связанные с организацией воспитательно - образовательного процесса, при которой эффективно решались бы образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Образовательный процесс в дошкольном учреждении требует от детей значительного психофизиологического напряжения, поэтому особую значимость приобретают вопросы повышения общей физической подготовленности, развития основных физических качеств, воспитание личностных свойств у старших дошкольников. Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия.

Координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, не напряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной. Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноименными—движения совпадают по направлению (например, направо отводится правая рука и нога); разноименными — выполняются в разных направлениях (например, во время поскоков поднимаются правая рука и левая нога и наоборот). Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону).

Движения ног и рук могут быть: одновременными (например, лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными (например, стоя, руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая); последовательными — движения рук или ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения прямых рук: в то время как правая находится наверху, левая—внизу, она как бы догоняют друг друга). Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны дошкольникам поочередные движения. Самые сложные, доступные лишь детям старшего дошкольного возраста разноименные и разнонаправленные движения. Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из двух звеньев (например, поднять руки и подняться на носки), затем из трех и более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя вперед ногу) и, наконец, полезны такие упражнения, в которых происходит смена направлений движения частей тела (например, правая рука в сторону-вверх, в сторону-вниз; то же выполняет левая рука; или; правая — в сторону, левая — в сторону, правая — вверх, левая—вверх и т.п.).

На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка. И только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям. Появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения. Таким образом, для развития пространственных ориентировок целесообразно давать следующую последовательность общеразвивающих упражнений.

1.       Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальном поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с вытягиванием рук вперед, помахиванием перед собой и пр.).

2.       Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад — со сгибанием, вращением в суставах — в каком-либо одном направлении).

3.       Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.

4.       Движения ног вперед, в стороны, назад.

5.       Движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретным предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, палево).

6.       Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему).

7.       Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же — в другую сторону; затем выполнить в ускоренном темпе).

Временными ориентировками дети овладевают с большим трудом, чем пространственными. Большинство общеразвивающих упражнений активно влияет на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме. С целью развития временных ориентировок упражнения целесообразно давать в следующем порядке:

1.       Упражнения, которые проводятся в сопровождении слова воспитателя. При этом указания, команды и паузы выдерживаются в определенном ритме, акцентирование («присели вниз», «выпрямились»; «в сто-ро-ну»; «прямо» и т.д.).

2.       Упражнения в сопровождении музыки.

3.       Наряду с упражнениями под музыку давать упражнения под счет с четким ритмическим рисунком («раз — руки в стороны», «два — вниз») или такие движения, в которых части ритмически неравномерны («раз, два, три — присели», «четыре — выпрямились»).

4.       Хорошо известные упражнения выполнять самостоятельно, команда дается для начала упражнения.

Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок, так как ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно. Из общеразвивающих упражнений наибольшее влияние на развитие ловкости оказывают следующие общеразвивающие упражнения:

1.       В которых есть быстрая смена позы (например, из положения сидя с вытянутыми ногами лечь на живот (спину), перевернуться вокруг себя в одну сторону, в другую, опять сесть).

2.       Требующие согласованных действий, двух или нескольких детей (например, упражнения в парах, сидя друг против друга, упражнения подгруппами с большими гимнастическими обручами, с длинными палками, в колонне — при передаче мяча и т. д.).

3.       С некоторыми предметами (мячи, скакалка и пр.). Упражнения на ловкость зависят от наличия двигательного опыта, от уровня координации в выполнении простых, изолированных, а также сложных комбинаций движений. Поэтому в работе с малышами используются лишь некоторые упражнения (например, упражнения с мячами). Быстрые темпы развития моторики у детей позволяют применять эти упражнения в среднем и, в особенности, в старшем дошкольном возрасте.

Координация, ловкость движений невозможны без развития функции равновесия, которая определяется положением центра тяжести тела над площадью опоры. Чем меньше площадь опоры, чем выше центр тяжести от площади опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза. Например, после нескольких вращений трудно сохранить равновесие, еще труднее после этого остановиться в неподвижной позе.

На функцию равновесия наибольшее влияние оказывают следующие общеразвивающие упражнения:

1.       Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседание на носки с прямой спиной.

2.       Отведение и приставление вперед, в сторону, назад одной ноги с опорой на другую ногу (поочередно).

3.       Поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же — с закрытыми глазами; то же — с задержкой на одной ноге.

4.       Повороты (прыгнуть в обруч, сделав поворот, и выпрыгнуть из него; стоя повернуться вокруг себя, остановиться; то же — в другую сторону; то же — повернуться два раза и т.д.).

5.       На уменьшенной площади опоры (стоя на кубе, присесть и выпрямиться; стоя на бруске на одной ноге, вытянуть другую ногу вперед).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста через игру»

Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка, формируется умение не только слушать но и слышать,  не только смотреть но и видеть....

Развитие координации у детей дошкольного возраста.

Развитие координации у детей дошкольного возраста. Движение – ведущий фактор развития физических способностей. Организм человека рассчитан на постоянное движение. Поэтому оно является стержнем ж...

Развитие координации у детей дошкольного возраста

Движение – ведущий фактор развития физических способностей. Организм человека рассчитан на постоянное движение. Поэтому оно является стержнем жизнедеятельность человека, формирует физи...

Развитие координации у детей дошкольного возраста

Движение – ведущий фактор развития физических способностей. Организм человека рассчитан на постоянное движение. Поэтому оно является стержнем жизнедеятельность человека, формирует физическое раз...

Буклет «Игры и упражнения на развитие в развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации необходимо ребёнку для овладения навыками самообслуживания, а также для формирования навыка письма при подготовки к  школьному обучен...

Игры на развитие координации для детей дошкольного возраста

Игры на координацию движения в свободной деятельности дошкольников....

Развитие координации у детей дошкольного возраста.

Младший школьный возраст (7–10 лет) – наиболее ответственный период в формировании двигательной координации ребенка. В этом возрасте закладываются основы культуры движений, осваиваются нов...