Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития младших дошкольников
консультация на тему

Григорьева Анна Олеговна

Дидактическая игра  как  средство  художественно-эстетического развития  младших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

 КАК  СРЕДСТВО  ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                                                               Воспитатель: Григорьева А.О.

                                                                                                                             

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания; они известны как игры обучающего характера или игры с правилами.

Дидактические игры можно разделить на три основных вида:                   

- игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал);

- настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото, игры направленные на сенсорное развитие: цвет, форма, фактура);

- словесные игры (устное народное творчество, стихотворные произведения детских авторов, подвижно-музыкальные игры). 

Дидактическая игра имеет определенную структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровое действие, игровые правила.

Обучающая задача в дидактических играх не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача.

Детей привлекает в дидактической игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. (Главный интерес для детей раннего и младшего дошкольного возраста представляют - игровые действия,  для детей старшего дошкольного возраста - решение игровой задачи, выигрыш).

Активное  участие и выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в  младших группах дидактические игры могут охватывать целиком все непродолжительное занятие, включая в себя разные виды деятельности (собственно игру, музыку, художественное слово, движение, изобразительную деятельность).

В художественно-эстетической деятельности дидактическая игра является средством развития и формирования у детей более глубоких эстетических знаний, представлений, развития воображения, творчества, усвоения способов изображения.

В процессе  дидактических  игр  у детей накапливается сенсорный опыт, уточняются представления и знания о различных предметах, которые становясь объектом изображения, позволяют детям не только зафиксировать их, но и передать характерные черты и детали.       

В младшей группе при проведении дидактических игр воспитателю необходимо использовать то стремление  к самостоятельности, которое довольно ярко проявляется у детей данного возраста. В то же время взрослый, несмотря на потребность ребёнка действовать независимо, по-прежнему интересен ему как носитель самой разнообразной информации. Именно взрослый помогает ребёнку выделить нужные свойства предметов и явлений, показывает более сложные приёмы работы, нацеливает на игровые действия более высокого уровня, ставит перед малышом ряд задач, решение которых достигается при непременном соблюдении правил. Взрослый должен умело направлять самостоятельность детей в нужное русло.

В качестве дидактических материалов в художественно-эстетическом развитии могут выступать: игрушки  народных промыслов, произведения

декоративно-прикладного искусства; природный материал – шишки, листья, семена, камешки;  

В дидактических играх для детей младшего дошкольного возраста с предметами игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, складывать цветные стаканчики, доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д.

Используются движения с игрушками и с другими атрибутами  под музыкальное сопровождение (флажками, султанчиками, цветами), например, дети проходят с синими флажками под спокойную музыку, с красными — под марш; дети собирают яркие разноцветные и голубые однотонные нотки  и кладут в соответствующего цвета коробки, различая музыку по силе звучания.

Словесные дидактический игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность, поэтому словесные игры проводят, в основном,  с детьми среднего и, преимущественно, старшего дошкольного возраста.

Словесные дидактических игры для детей младшего дошкольного возраста основаны на фольклорном материале (потешки, прибаутки, загадки), стихотворных произведениях современных детских авторов, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту,  где дети имитируют различные образы при помощи простых средств (ходят вперевалку, как медвежата; мягко идут, перебирая руками-лапками, как кошечки; рычат и «выпускают когти», как тигрята), но и могут изображать различное настроение в данном образе (веселые или грустные медвежата, сердитые кошечки или тигрята).

Используются игры, в которых малыши самостоятельно изменяют движения в соответствии с изменением динамики - громко или тихо; игры на активизацию эстетического восприятия - подобрать музыку к настроению природы;

В младшей группе дети начинают осваивать настольно-печатные игры, с удовольствием играют в дидактические игры, сделанные «своими руками».

Вашему вниманию предлагаю презентацию – копилку идей дидактических игр направленных на художественно-эстетическое развитие для детей дошкольного возраста.

Содержание дидактических игр и порядок постановки дидактических задач определяются программой.

Также Вы можете познакомиться с дидактическими играми, созданными своими руками, которые мы используем в работе с детьми в нашей группе:

Дидактическая игра «Укрась сарафан для Матрешки» (Тема недели: Игрушки);

Дидактическая игра «Найди два одинаковых листочка» (Тема недели: Осень);

Дидактическая игра «Найди полянку для лошадки» (Тема недели: Домашние животные);

Дидактическая игра «Найди цвета, которыми нарисован петушок» (Тема недели: Домашние птицы»);

Дидактическая игра «В каком порядке лежали ложки» (Тема недели: Посуда);

Дидактическая игра «Подбери любимые цвета снежинки и солнышка» (Тема недели: Зима).

Список литературы

1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет.– М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 128 с.;

2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 144 с.;

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно-дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений.

Методический материал для воспитателей о возможности планирования и проведения с детьми старшего дошкольного возраста сюжетно-дидактических игр, основной задачей которых является закрепление элементар...

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников старшего возраста с явлениями неживой природы

Развитие и совершенствование навыков детей находить противоречия в свойствах и качествах объекта.           ...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Многофункциональное дидактическое пособие для младших дошкольников "Сенсорное панно"

представлены игры и упражнения для работы с детьми младшего дошкольного возраста...

Дидактические математические игры для дошкольников

В статье рассмотрены вопросы влияние игр на воспитание и развитие ребенка. Также предлагаются дидактические игры на занятиях по математике у старших дошкольников: игры с цифрами, путешествия во ...

Педагогические возможности дидактической игры в жизни дошкольников

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2895006","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"359"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2895008","at...

Дидактическая игра для детей дошкольников старшей -подготовительной группы. Православные праздники Дидактическая игра «Православные праздники» для детей 5-7 лет

Цель: приобщение детей к истокам и традициям православной культуры через знакомство с церковными праздниками.Задачи:• вызвать интерес к истории и традициям православных праздников;• фор...