Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога
статья на тему

Леошко Ирина Александровна

Материал будет полезен педагогам, при создании конспектов занятий с испольцованием информационно-коммуканиционных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в коррекционной работе.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, включающее в себя различные устройства, механизмы, а также способы и алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) не только в системе школьного, но и дошкольного образования.

По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:

- использование ИКТ при организации коррекционно-воспитательной работы с детьми;

- использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

- использование ИКТ в процессе организации методической работы с педагогическими кадрами.

В своей деятельности я выделила следующие направления использования информационно-коммуникационных технологий, которые доступны для работы с дошкольниками:

  • создание презентаций;
  • работа с ресурсами Интернет;
  • использование готовых обучающих программ;

На занятиях использую разнообразное оборудование:

  • Телевизор со встроенным DVD,
  • ноутбук,
  • мультимедийный проектор,
  • МФУ,
  • интерактивную доску,
  • магнитофон,
  • видео- и фотокамеру.

Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.

ИКТ использую на любом этапе совместной организованной деятельности:

  • в начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
  • как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.);
  • как информационно-обучающее пособие;
  • для контроля усвоения материала детьми.

Мультимедийная презентация – облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Мультимедийные презентации позволили внести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-дефектологом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, двигательная.

Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, движение волн, и т.д.

ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в коррекционном процессе. В настоящее время выбор  компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению,     большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Использование ИКТ в ДОУ

  1. Разработка технологии с включением ИКТ, которая базируется на комплексных (интегрированных) непосредственно образовательной деятельности  (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание), включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей на основе ФГТ.
  2. ИКТ как средство АСУ (автоматизация  системы управления). Данная технология реализуется в учреждении с целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов, медиков. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях инклюзивного обучения и воспитания дошкольников, расширению границ образовательного пространства за счет активного включения родителей и детей, не посещающих детский сад.
  3. Использование педагогами ЭОР (электронных образовательных ресурсов) Использование ЭОР в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений.

Использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач:

  • развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);
  • обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли;
  •  развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
  • организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Таким образом, что при грамотном   использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

 Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем:

  • При внедрении ИКТ встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на  состояние психического и физического здоровья, отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости
  • Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.

Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет педагога, а не заменяет его.

Здоровье и ИКТ

Известно, что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей шести лет не должна превышать 10-15 минут.
Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет. Стул должен обязательно иметь спинку. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55 – 65 см. За одним монитором недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране.

Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.

Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога, работающих с детьми с задержкой психического развития

В статье раскрывается вопрос взаимодействия учителя-логопеда и учителя-дефектолога, работающих с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии....

Творческий отчет "Использование сказки в коррекционной работе учителя-логопеда"

В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать  с приёмами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи....

Из опыта работы: «Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ОВЗ»

В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи.Среди детей с ОВЗ выделяют такую группу, которая по своему психофизическому ...

"Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с особенностями развития

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с особенностями развития...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ

Целесообразность использования ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда в ДОУ...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения сов...

Нейропсихологический подход в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ.

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.Э...